ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ




3. «Навыки рисования». Рисовать и копировать различные изображения с помощью кальки и копирки, по точкам, пунктиру и клеточкам левой/правой рукой. Затем одну часть – правой, другую – левой рукой. Нарисовать фигуру, соединяя точки в определенной последовательности; дорисовать незаконченное изображение по клеточкам с опорой на образец.

4. «Каляки-маляки». Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать«каляки-маляки», а потом найти в собственном творении, обвести и раскрасить какое-нибудь спрятавшееся изображение (шарик, странное животное и т.п.). Более сложной задачей является поиск в своей «каляке-маляке» заданного образа, например, птицы или котенка, играющего с клубком ниток.

5. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с перечеркнутыми, наложенными друг на друга буквами, цифрами. Он должен найти те, которые знает. Аналогичная игра с детьми 3–4 лет проводится на материале контуров предметов, простых геометрических фигур.

6. «Горячо – холодно». Ребенку предлагают найти спрятанный в комнате предмет,корректируя его приближение к предмету/удаление от него словами «горячо – холодно».

7. «Моя рука, твоя рука». Ребенок,стоя лицом ко взрослому или сидя напротивкуклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, а потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Затем роли меняются, и инструкцию дает ребенок.

8. «Что это?» Дети стоят лицом друг к другу.Одни показывает на себе отдельныечасти тела, а другой их называет: «Это твое левое колено, правое ухо, левый глаз…» и т.д.

9. «Робот». Ребенок изображает робота,точно и правильно выполняющего командычеловека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)» и т.д.

10. «Непослушный робот». Непослушный робот выполняет все команды наоборот:идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

После того как ребенок начнет, не ошибаясь, быстро выполнять эти задания, усложните программу: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги, два быстрых шага вперед и три медленных право» и т.д.

11. «Поверни направо...». Играть можно на детской площадке,по дороге в школу,вквартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама (Катя, Ольга Сергеевна), поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». – «Теперь налево». – «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой: «Стой!». Если на пути есть какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».

12. «Диспетчер и самолет». Ребенок становится самолетом,а взрослый–диспетчером, прокладывающим «самолету» путь с поворотами и дающим соответствующие инструкции. Потом они меняются ролями.

13. «Что? Где? Кто? Куда?» Попросите ребенка ответить на данные вопросыприменительно к его квартире, помещении в ДОУ, школе, на улице и т.д., рассказывая кто (что) где находится, куда движется и т.д.

14. «Веселые картинки». Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т.п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

15. «Расположение предметов». Предложите ребенку определить и назватьрасположение предметов (в реальности или на картинке). Задавайте вопросы типа: «Линейка под ластиком или ластик под линейкой? Что между часами и вазой? Тарелка справа или слева от ножа? Кто выше? Кто ниже?».

16. «Лабиринты». Прохождение всевозможных лабиринтов,которые в изобилиипредставлены в детских журналах и пособиях. Например, «Помоги зайке найти свой домик», «Как рыцарю добраться до замка» и т.д.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

17. «Большие уши». См. I этап.Привлеките новые,менее знакомые звуки.Важночетко соотнести звук с его источником и назвать, что прозвучало («Я слышу шуршание бумаги…гул мотора… скрип двери… шум дождя… шелест листьев… весеннюю капель…» и т.д.).

18. «Динамический ритм». Дети двигаются по кругу под ритм,заданный взрослым,прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая и т.п. Ритм постепенно усложняется.

19. «Азбука Морзе». Дети стоят друг за другом или сидят в кружок. Одинотстукивает ритм по телу соседа, тот в свою очередь передает ритм своему соседу и так по кругу. Последний ребенок отстукивает ритм в ладоши.

*Первый ребенок отстукивает ритм по телу соседа, второй – хлопая в ладоши, далее ритм проигрывается на музыкальном инструменте, проговаривается и т.д. по кругу.

20. «Совместный ритм». См. I этап.Ритмы усложняются.

МЫШЛЕНИЕ

21. «Разложи по группам». Ребенку предлагается некоторое количествопредметных изображений/карточек, которые он должен разложить на обобщенные группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Ребенок должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

22. «Подбери общее понятие». Предложите ребенку дополнить предложенный рядиз имеющихся у него картинок и назвать их одним словом: яблоко, груша…. – …, стул, шкаф …..– …, роза, одуванчик…. – …, дуб, береза… – …, кошка, слон….. – …, кукла, мячик… – …, чашка, тарелка…. – …и т.п.

23. «Частное и общее». Подготовьте большой набор различных изображений.Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «фрукты». Этим словом можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «яблоки». Этим словом называются все яблоки (большие, маленькие, зеленые, красные и др.).

С помощью картинок надо подобрать общее понятие к частным. Например, корзину с фруктами к изображениям яблока, банана, винограда и т.п. Понятно, что небесполезно придумать упражнения и «от общего к частному», и «от частного к общему». То есть «прогуляться» в обе стороны по маршрутам; фрукты – сладкие фрукты – банан - яблоко, люди – женщины разных возрастов – девочка, животные – птицы – большие птицы – страус и т.п.

24. «Чего больше?» С опорой на картинки разбираемся и обсуждаем: «Чегобольше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, квадратов или геометрических фигур, пирожных или сладостей?»

25. «Найди различия и сходство». Ребенку предлагаются пары картинок,например: лето – зима, стул – диван, береза – ель, самолет – автомобиль, девочка – мальчик и т.д. Он должен назвать все различия, а впоследствии – не только разное, но и общее.

26. «Расставь события по порядку». Обсудите с ребенком его распорядок дня.Вболее старшем возрасте полезно завести собственный календарь, где он сам изобразит свой распорядок дня. Его можно нарисовать, как-то пометив те или иные события в течение дня (завтрак – чашка с блюдцем, прогулка – дерево, занятия – звездочкой и т.п.). Пусть распорядок всегда будет у ребенка перед глазами. Так он привыкнет к тому, что всему – свое время. Предложите ему также (в виде отдельных картинок) расставить по порядку хорошо известные ему события, постоянно происходящие дома, в ДОУ и классе:

─ Ложусь спать, обедаю, иду в детский сад, делаю домашнее задание и т.д.

─ Листья зеленеют, листья опадают, едем на дачу (на море), зарядили дожди, выпал снег и т.д.

27. «Моя семья». Попросите родителей создать схему семьи(генеалогическоедрево), сопроводив ее фотографиями. Обсудите, кто какие роли выполняет в семье, какие у него «права и обязанности», профессия и т.д.

Поговорите с ребенком о составе его семьи, разберите, кто кем кому является, делая точкой отсчета самого ребенка, потом других членов семьи: «Для дедушки папа – сын, ты – внук, бабушка – жена и т.д.».

Третий этап занятий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: