1. «Калька». Копирование различных изображений с помощью кальки иликопировальной бумаги и самостоятельно. Данный прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при дальнейшем усвоении букв и цифр.
а) различных простых фигур;
б) сложных фигур и изображений; букв и цифр;
При самостоятельном копировании фигура сначала подробно анализируется совместно взрослым и ребенком: она разбивается на части, обсуждается правильная последовательность (стратегия от целого к фрагментам) ее воспроизведения. Впоследствии ребенку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и стратегию его копирования.
2. «Конструирование предметов из заданных частей ».Ребенку дается основнаядеталь, свойственная всем предметам данного класса, например: емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Фантазируя, он складывает разные фигуры с единой основой. Например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью различных фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. То же – с фигурой человека или животного, растения и т.п. Каждый раз ребенка спрашивают: «Что это? На что (кого) похож этот предмет?».
3. «Я – конструктор». Ребенку предлагается из спичек,счетных палочек,мозаики(по образцу и самостоятельно) сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву и цифру.
4. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами,цифрами,написаннымиразным шрифтом, стилем и по-разному повернутыми. Он должен найти те, которые знает.
5. «Правильное зеркало». Стоя или сидя друг напротив друга,взрослый и ребенокотрабатывают схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если взрослый переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую – влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
|
6. «Неправильное зеркало». Взрослый: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левую руку), а то, что я буду делать правой рукой, ты – правой (поднимаются правые руки)». Отрабатываются одноручные движения с перешифровкой.
7. «Схема движения». Возьмите маленькую игрушечную машинку и книгу.Попроситеребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее, проехала между и т.п. Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем – зарисуйте все эти предлоги, предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.
8. «Найди клад». Взрослый диктует траекторию(два шага вперед,повернуться налево,тришага вперед и т.д.), по которой можно найти нужный предмет (клад) в комнате или здании. Затем дети совместно со взрослым составляют карту и зарисовывают свой план движения.
9. «Замок». От определенной точки на листке «в клеточку»ребенку по инструкции нужно добраться до замка, который нарисован в дальнем углу. Взрослый диктует маршрут: «шаг (клеточка) вверх, два направо, вниз, три налево» и т.п. После усвоения этой программы рисуется замок и еще несколько «целей путешествия». Ребенку надо догадаться, к какому из нескольких изображений ведет дорожка, о которой говорит взрослый: «одна клеточка вниз, три – влево, две вверх» и т.д. В конце этапа функция проводника переходит к ребенку.
|
10. «Теремок». Стоит в поле теремок в четыре этажа:бабочка живет над волком,улитка под волком, а выше всех – лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
11. «Графические диктанты » выполняются в тетради в клетку по следующей инструкции: «Клетка вправо, две клетки вниз, три клетки вправо, клетка вверх и т.д.». Диктанты выполняются:
а) сначала левой рукой,а затем–правой рукой;
б) ребенок рисует в направлении,противоположном тому,которое называетвзрослый (например, не направо вверх, а налево вниз); этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик»;
в) по команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии синструкцией, а другую часть – в противоположном направлении, затем – снова в заданном направлении и т.д.
Постепенно необходимо ввести условие «начиная с третьей клетки» и т.п. Более сложный вариант – движение по диагональным направлениям, например: «Одну клетку направо вверх, две клетки направо, одну – налево вниз». Диктанты должны быть сначала простыми, но постепенно усложняются.
Можно самостоятельно нарисовать по клеточкам различные орнаменты, фигуры, буквы и т.п., чтобы использовать их для диктанта. Дети с большим удовольствием занимаются этой работой. В начале выполнения этих упражнений необходимо все подробно нарисовать на доске. По мере усвоения данного навыка, обязательно предложите ребенку самому подиктовать графический диктант вам или другим детям, а потом проверить работу.
|
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
12. «Большие уши». Продолжаем работу,начатую на предыдущих этапах,усложняязадания (новые звуки, несколько звуков сразу, различные интонации и т.п.). Важно четко соотносить звук с его источником и называть, что прозвучало: «Я слышу пение соловья…гул самолета… голос женщины (бабушки) и т.д.».
13. «Совместный ритм». См. I этап.Ритмы усложняются.
14. «Шум». Один ребенок или несколько детей отхлопывают ритм, заданный взрослым, а другой им мешает (звуком, другим ритмом, движением). Задача – удержать ритм и не сбиться.
МЫШЛЕНИЕ
15. «Бывает или нет». Вспомним и расскажем,что такое зима.Зимой всегдабывает….. Никогда не бывает….А что такое чашка (блюдце, цветок, дерево, кошка, платье и т.п.)? Вспомнили? Отлично! Далее взрослый молча показывает разные картинки, а дети подбирают соответствующие иллюстрации и отвечают, что бывает/не бывает зимой (у кошки и т.п.). В старшем возрасте можно добавить: «иногда бывает, а иногда нет». Итак: «Зимой всегда бывает/не бывает (снег, холодно, Новый год, солнце, зеленая трава, вечером светло и т.д.). У куклы всегда/никогда…Сахар всегда/никогда …За обедом….и т.п.».
В младшем возрасте это упражнение выполняется поэтапно:
1) «всегда бывает»,
2) «никогда не бывает»,
3) «бывает – не бывает».
16. «Разложи по группам». См. II этап.Количество и разнообразие предметов,явлений природы, действий, изображенных на картинках увеличивается.
17. «Исключение лишнего». После усвоения предыдущего заданиявзрослыйдобавляет в каждую группу неподходящее к ней изображение и просит ребенка еще раз посмотреть, все ли в порядке. Если он видит лишнее изображение, попросите его объяснить его вывод.
18. «Подбери общее понятие». См. II этап.Выполняется детьми всех возрастов!Длястарших усложняем задание за счет менее известных и более сложных понятий: озеро, море….. – …, пчела, жук…. – …, окунь, щука… – … и т.п.
19. «Частное и общее». См. II этап.То же.
20. «Чего больше?» См. II этап.То же.
21. «Найди различия и сходство». См. II этап.То же.
22. «Причина-следствие». Найти (среди множества других) картинку, подходящую к той, которую показывает взрослый. Должна получиться пара, например: «яйцо-цыпленок, бутон-роза, дождь-зонтик и т.п.». Играем молча и (желательно) на время, а потом подробно обсуждаем все решения.