15. «Я беру с собой в дорогу». Перед детьми выкладывают несколько картинок сизображениями одиночных предметов «рубашками» вверх. Детям предлагают отправиться в морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему нужно подготовиться. Обсудите, что может понадобиться мореплавателям. Затем ребенок берет по одной картинке и рассказывает, как может пригодиться этот предмет в путешествии. Обыгрывать можно различные ситуации: на даче, на море, на Луне и др.
16. «Это что? Это какое? Что делает?» См. I этап.Упражнение усложняется за счетновых понятий.
17. «Что я задумал?» Предложите ребенку узнать по вашему описанию,хорошознакомый, затем плохо знакомый предмет или явление: подушка, лед, собака, апельсин, град и т.д. Например: «Круглое, сладкое, висит на дереве…? Холодный, белый, падает с неба, их него делают снежки…?».
Через некоторое время усложните задание, попросив его отгадать задуманное вами, задавая вам вопросы:
– Какого он цвета, запаха, вкуса? Какого цвета и т.д. еще может быть?
– Какого он размера, формы? Каким еще может быть?
– Из какого материала сделан, каков он на ощупь? Каким еще может быть?
– На что похож? От чего отличается? Где встречается?
– Для чего его можно использовать?
– К какой группе относится? (животные, мебель, планеты и т.д.)
В дальнейшем вы поменяетесь ролями: ребенок будет загадывать слово, а вы по его описанию отгадывать то, что он загадал.
18. «Все наоборот». Предложите ребенку подобрать подходящие определения спротивоположным значением:
Морковь сладкая и..., а редька – …
Зима холодная, а лето –...
Сахар сладкий, а перец –... и т.д.
19. «Противоречия». Взрослый обращает внимание детей на то,что один и тот жепредмет или явление можно охарактеризовать и описать по-разному, например, в зависимости от точки зрения наблюдателя, ситуации и т.д. В качестве иллюстрации может быть прочитано стихотворение Г.Сапгира «Яблоко»:
|
«У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко, а мышонок –
Высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что Очень велико и тяжело.
А котенку все равно:
«Кислое, зачем оно?»
«Что вы? –
Шепчет червячок, –
Сладкий у него бочок».
- Когда навык хорошо усвоен, попросите детей придумать аналогичные примеры «множества контекстов» из собственной жизни, книг и фильмов.
20. «Синонимы – антонимы». Объяснив детям,что есть слова схожие по смыслу(синонимы) и абсолютно противоположные по смыслу (антонимы), приведите как можно больше таких примеров с существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. На каждом занятии привлекайте новые примеры. Когда материал будет достаточно хорошо отработан, предложите детям игру « Кто больше знает». Победителем в игре будет тот, кто придумает как можно больше таких пар.
МЫШЛЕНИЕ
21. «Найди общее и разное». Ребенку для анализа предлагаются пары слов,например: чашка-тарелка, стол – диван, береза – ель, самолет – автомобиль, мячик-кукла, воробей-павлин и т.д. Он должен назвать все различия, а впоследствии – не только разное, но и общее. То есть – с помощью взрослого подобрать и запомнить обобщающее слово-понятие:посуда,транспорт,мебель,птицы и т.п.
|
22. «Обобщающее слово». Предложите ребенку продолжить ряд слов и назватьодним словом следующие понятия:
яблоко, груша…. – …,
стул, шкаф …..– …,
роза, одуванчик…. – …,
дуб, береза… –
…
озеро, море….. – …,
пчела, жук…. – …,
цветок, дерево… – …,
окунь, щука… – …,
нога, рука… – ….,
кошка, слон….. – …..,
кукла, мячик… – …,
чашка, тарелка…. – …
23. «Частное и общее». Объясните,что есть слова,которые обозначают множествопохожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, «животные». Этим словом можно назвать жучка, медведя, змей, птиц и т.п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих предметов, и они являются частными, конкретными. Например, «звери». Этим словом называется любой зверь (большой, маленький, пушистый, хищный и др.). Наконец, у каждого зверя есть «имя»: белка, тигр, волк и т.д.
А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным. Полезно придумать упражнения и «от общего к частному», и «от частного к общему». То есть «прогуляться» в обе стороны по маршрутам: животные – животные средних размеров – кошки – моя кошка Мурка; люди – мужчины и женщины – девочки – Катя; антоновка – зеленые яблоки – яблоки – фрукты и т.д.
24. «Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос и обосновать свой ответ:«Чего больше: Маш или девочек, смородины или ягод, комаров или насекомых, цветов или роз, китов или млекопитающих, мороженого или сладостей, буквы А или букв?»
25. «Уберем лишнее». Прослушав слова, ребенок должен ответить на вопросы:
«Что здесь – лишнее? Почему?». Например: тарелка, чашка, стол, чайник;
|
береза, осина, сосна, дуб;
диван, стол, кресло, дерево;
карандаш, мел, пенал, кукла;
круг, треугольник, волна, квадрат и т.п.
26. «Я - не - я». Предложите ребенку представить себя каким-нибудь одушевленнымобъектом и от первого лица рассказать о своей жизни. Например: «Я – соловей. Живу в лесу. По утрам и вечерам люблю петь. Знаю, что людям очень нравится мое пение» или «Я – маленький щенок. Меня зовут Рекс. Мой хозяин очень добрый и любит меня. Каждое утро мы гуляем с ним в парке…» и т.д. Уже старшем дошкольном возрасте дети должны уже уметь составлять такие рассказы самостоятельно.
27. «Метафоры, пословицы и поговорки». Отрабатывать понимание метафор(золотые руки, светлая голова и т.п.), пословиц и поговорок на материале повседневной жизни и прочитанных литературных произведений.
28. «Обсуждение». Прослушивание и обсуждение сказок,беседа и совместныйпересказ текста по вопросам.
29. «Расскажи». Составление рассказов по иллюстрациям к книгам,серии сюжетныхкартин; сюжетам живописи.
30. «Рассказчик». Обучать детей составлению рассказово событиях из личного опыта.
С 3–4-летними детьми такая работа проводится по наводящим вопросам, с совместным составлением плана рассказа, обсуждением его основных моментов.
Третий этап занятий