7. «Кто тише скажет». Протяжно протянуть легким шепотом: «УУУ,ЭЭЭ,ИИИ, ААА, ООО», фиксируя теплый воздух ладонью руки.
8. «Кто громче скажет». ИП–стоя,рот открыт,нижняя челюсть прижата к переднейповерхности шеи. Произнести как можно громче: «ЭЙ, ЭЙ, ЭГЕ-ГЕЙ!», «ОЙ-ОЙ-ОГО-ГО» и т.п. То же упражнение выполнить, закрыв ладонями уши. Чередовать несколько раз.
9. «Стихи». Совместное прослушивание,чтение и повторение отдельных строк встихотворных сказках В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и т.д. Постепенно в знакомых стихах дети должны сами подбирать рифмы.
10. «Игра в слова». Широко известная игра,в которой каждый последующий участникпридумывает слово на последний звук слова, произнесенного предыдущим участником. Конечно, когда играют впервые, взрослый должен утрированно и протяжно произносить нужные звуки.
НОМИНАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ
11. «Я знаю пять…». Старая игра,в ходе которой ребенок,ударяя по мячу,называетимена девочек или мальчиков, названия цветов, животных, птиц, одежды и т.д. – до пяти названий. Для детей 3–4 лет удары по мячу можно заменить катанием мяча от одного ребенка к другому.
12. «Лото». Перед каждым ребенком лежит индивидуальный набор картинок(от4до7). У взрослого все эти картинки хранятся «в ящике». Аналогично игре в лото, взрослый достает из «ящика» одну из картинок, называя ее. Каждый из детей сопоставляет ее со своим набором, и, если такая (или похожая, поскольку куклы, цветы, новогодние шары бывают разными) картинка у него есть, говорит об этом. От обычной игры в лото отличается тем, что взрослый отдает картинку лишь в том случае, если она правильно названа ребенком. Через некоторое время взрослый уже не показывает картинку, а просто называет слово, к которому дети должны подобрать картинку, называя ее и обсуждая, чем отличается их изображение.
|
13. «Кто что умеет». Взрослый показывает детям картинки с изображениямиразличных животных и просит рассказать, что эти животные умеют. Например, кошка умеет мяукать, лакать молоко, охотиться на мышей, спать на печке. Не умеет – лаять, летать, читать книги, есть ложкой и т.д. Постепенно наглядный образец заменяется словом-понятием. То есть взрослый просто говорит слово «кошка». А дети рассказывают о ней.
14. «Это что? Это какое? Что делает?» Перед каждым ребенком лежит наборкартинок. По условному слову/вопросу взрослого дети должны показать и назвать, что из изображенных предметов: кислое, сладкое, горячее и т.д. / летает, плавает, горит и т.д. / овощи, фрукты, животные и т.д. Желательно, чтобы в течение недели были представлены все возможные вариации таких упражнений (и свойства, и действия, и принадлежность к той или иной группе). Постепенно переходим только к словесным ответам без опоры на картинки.
15. «Угадай-ка». Взрослый описывает предмет или загадывает загадки, широко представленные в детской литературе, а ребенок отгадывает их. В дальнейшем ребенок и взрослый меняются ролями.
16. «Небылицы». Взрослый рассказывает детям историю-небылицу и просит сказать, чего не бывает. Для данного вида работы хорошо подходят стихи К.Чуковского «Путаница», В.Чантурия и др. Например:
«…Кисель там варят из резины,
Там шины делают из глины.
Кирпич там жгут из молока,
Творог готовят из песка…
…Едят там вилками компот,
|
Тим пьют из чашки бутерброд.
Из хлеба с сыром там котлеты,
Из мяса свежего конфеты.
С начинкой сладкий суп с фасолью,
В тарелках все там варят с солью…».
(В.Чантурия)
Для старших дошкольников и школьников такие упражнения можно проводить и с использованием неправильных смысловых, предложно-падежных конструкций и аграмматизмов. Например, «Ежик залез на дерево, чтобы собрать яблоков », «Птичка вылетела в гнездо,чтобы наловить комар для птенцов», «Сорока усадилась под камень изакричала шепотом » и т.д.
ДИАЛОГ И МОНОЛОГ
17. «Закончи предложение». Ребенку предлагаются незаконченные предложения.Инструкция: «Вспомним и расскажем, что такое лето. Летом всегда бывает….. Никогда не бывает…. Теперь я начну рассказ, а вы будете его продолжать». В старшем возрасте можно добавить: «иногда бывает, а иногда нет». Итак, продолжим предложение: «Летом всегда бывает\не бывает (снег, холодно, жарко, Новый год, солнце, цветы и т.д.)…», «В детском саду….», «У собаки…дерева и т.п.».
В младшем возрасте это упражнение выполняется сначала раздельно: 1) «всегда бывает», 2) «никогда не бывает», 3) «бывает – не бывает». Конечно, вначале проделывать все это надо, стоя перед конкретным деревом, на детской площадке, разглядывая и щупая конкретное платье (кастрюлю, куклу, ананас).
18. «Что вижу – о том пою». Обсуждать и подробно проговаривать,обсуждать сребенком все происходящее дома, на улице, в магазине, в ДОУ и школе. Вначале необходимо строить этот процесс в форме ответов и вопросов, внимательно следя за тем, чтобы ребенок как можно полнее выражал свою мысль.
19. «Обсуждение». Рассматривание и обсуждение картинок(с подсказками ивопросами) в хорошо иллюстрированных книгах: «Посмотрим, о чем рассказывает эта книжка?». Это, кроме всего прочего, пробуждает интерес у ребенка к чтению.
20. «Расскажи сказку». Работа с серией книг«Расскажи сказку».Это книги сизвестными сказками в картинках, которые разрезаются и выкладываются на наборном полотне.
Второй этап занятий