ЗРИТЕЛЬНО- ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ




9. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения:целое(образец)иразрезанное на несколько (в зависимости от возраста) частей. Ребенок складывает изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов постепенно увеличивается, конфигурация частей усложняется.

10. «Чего не хватает?». Внимательно посмотрев на изображение предмета с недостающимидеталями, надо найти и исправить ошибки художника. При затруднении ему показывают правильное изображение и проводят сравнение.

11. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо поставить на место нужные фрагменты. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов.

12. «Незаконченные изображения». Ребенку предлагается недорисованное(в различныхвариантах) изображение (цветок, дом и т.п.). Попросите его назвать и дорисовать то, что не дорисовал художник. Часть рисунков он дорисовывает правой рукой, часть – левой. В старшем дошкольном возрасте вы добавляете узнавание и дорисовывание букв, цифр и слов.

13. «Что здесь изображено?» Узнавание и обведение перечеркнутых и наложенных геометрических фигур, контуров различных предметов, растений, животных; одинаковых и различных по величине, форме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

14. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная буква. Попросите дорисовать ее, чтобы получился этот предмет. В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

15. «В походе». Дети пошли в поход и получили задание измерить все препятствия на своем пути. Расскажите и измерьте с детьми длину и ширину стены, дорожки, ручейка и т.д. всеми возможными способами: шагами, размахом рук, палкой, веревочкой. Проговорите, сколько больших, средних и маленьких отрезков укладывается во всех измеряемых препятствиях. Проговорите, что (и относительно чего) длиннее, короче, шире, уже.

16. «Измерь величину». Расскажите и померяйте с ребенком высоту и толщину разных предметов: шириной или обхватом рук, наложением полосок бумаги, веревочкой или другими предметами. Закончите беседу рассказом об общепринятых мерах длины. Проговорите, что и относительно чего выше, ниже, толще, тоньше.

17. «Слева – справа». Взрослый,напомнив о ленточке(браслетике,часах и т.д.),котораязавязана на левой руке каждого ребенка, предлагает детям показать свою правую ногу, пятку, плечо; левое ухо, глаз, локоть и т.п. Для ребенка вовсе не очевиден тот факт, что правая нога, щека, глаз и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. Подводить его к пониманию этого необходимо путем специальных упражнений. Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».

18. «Снизу – сверху». Обсуждаем,что такое верх–низ и вводим ряд очевидных«маркеров»:верх – небо, солнце, люстра, потолок, бант; низ – земля, трава, пол, ботинки. Аналогично предыдущему упражнению дети показывают, что у них находится вверху (голова, глаза, уши, плечи и т.д.) и внизу (нога, пятка, коленка и т.д.).

19. «Спереди – сзади». Обсуждаем,что такое«спереди–сзади».Дети показывают,что у нихнаходится спереди (глаза, живот, коленки, носки ног и т.д.) и сзади (спина, пятка, попа и т.д.).

20. «Выше – ниже». Ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельныхчастей тела по отношению друг к другу, не забывая о маркерах. Сначала они еще раз находят и называют: «что находится вверху, что находится внизу». Потом задание усложняются:

а) «что у нас выше рта?», «что ниже плеч?»и т.д.

* б) «что выше, чем…», «что ниже, чем…», «что между…» и т.д.

После полного освоения упражнение повторяется с закрытыми глазами.

21. «Рука и тело». Взрослый вместе с детьми–перед зеркалом.Они,проговаривая,всевместе выполняют одни и те же действия: «рука над головой», «рука под носом» («за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между глазами», «на животе», «под коленкой», «на плече» и т.д.).

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

22. «Большие уши». Ребенок сидит с закрытыми глазами и прислушивается к окружающимзвукам и рассказывает, что он услышал. Идеально подобрать фонотеку с различными звуками: бытовыми, техническими, природными, разными человеческими голосами, пением и т.п., а также проводить эту игру во время прогулки. Важно четко соотнести звук с его источником.

23. «Постучалки». Постучите деревянной палочкой(металлической ложкой,пальцем и т.п.)по любым предметам, находящимся вокруг. Привлеките внимание ребенка к этим звукам и попросите его их запомнить. Дайте ему те же «палочки» и «озвучьте» вместе с ним стол, диван, стекло, траву, плитку и т.д.

24. «Ритм». Взрослый предлагает ребенку выбрать музыкальный инструмент и исполнить нанем любой ритм или прохлопать ритм в ладоши. На первом занятии чередуются «ритмические высказывания» взрослого и ребенка. При этом каждый внимательно выслушивает другого. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите. Продолжая игру, копируйте друг друга.

25. «Совместный ритм». Детям раздаются различные музыкальные инструменты. Взрослый задает определенный ритм. По команде дети начинают играть на своем инструменте заданный ритм. Затем по команде «оркестр» затихает.

МЫШЛЕНИЕ

26. «Ранжирование». Объясните ребенку,что такое ранжирование.Это расположениеразличных объектов по определенному критерию: от маленького к большому, от светлого к темному и т.д. Ведь он знает это с тех пор, когда складывал пирамидку. Попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу: обувь всех членов семьи, палочки разной длины, предметы (и их изображения) более и менее жесткие, холодные и т.п. Например, «от большего – к меньшему»: горох – абрикос – арбуз – апельсин – вишня; пчела – воробей – бабочка – страус – сорока; «от самого нижнего к самому высокому»: зуб – пятка – шея – бровь – нога; солнце – трава – дерево – куст – облако, «от самого тихого – к самому громкому» и т.п.

Чем больше такого рода загадок вы придумаете, чем больше принципов ранжирования (по форме, фактуре, оттенкам цвета, величине, скорости, плавности и т.д.) наглядно (!) покажете ребенку, тем быстрее он освоит базовые интеллектуальные навыки.

А применять этот алгоритм удобно на том материале, который был освоен во время других упражнений на развитие неречевых компетентностей.

Второй этап занятий

БАЗАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

1. «Не ошибись». Ребенок,закрыв глаза,отгадывает,что у него в руке(правой и/илилевой). Используются предметы разной величины, формы, сделанные из разных материалов. Ребенок должен проговорить свои ощущения: «Этот предмет небольшой, холодный, тяжелый, твердый… Наверное, это металлический шарик» и т.д.

2. «Рисунки на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти. Уже в старшем дошкольном возрасте при изучении числового ряда и алфавита особенно полезно аналогичное «написание» букв и цифр с последующим их называнием и прописыванием в тетради.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: