Общая релаксация поведения. Расслаблялки




Все упражнения на релаксацию гораздо эффективнее делать под соответствующую музыку.

1. «Спим стоя». Поставить ноги на ширине плеч,немного согнуть их в коленях,носкислегка развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены, опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая, глаза закрыты. Максимально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова, занимает свободное, произвольное положение, удобное для ребенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

2. «Пляж». «Представьте,что вы лежите на теплом песке и загораете.Ласково светитсолнышко, легкий ветерок, шум прибоя, игра волн и танцы чаек над водой. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Нам хорошо... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».

3. «Ковер-самолет». «Ложимся на волшебный ковер-самолет;он плавно и медленноподнимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет снижается и приземляется в нашейкомнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

4. «Травинка на ветру». ИП–стоя.Ребенок изображает всем телом травинку(рукивытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед; руки при этом опускаются все ниже, стремясь достать ладонями до пола). Не меняя положения туловища, потянуть руки еще дальше вперед. Ветер стихает, травинка выпрямляется и стоит, покачиваясь на солнышке (медленно вернуться в ИП).

Так же строится упражнение « Раскачивающееся дерево» (корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок стал «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

5. «Потянулись – сломались». ИП–стоя.Руки и все тело ребенка устремленывверх (пятки от пола не отрывать). «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше...

Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол... Лежим расслабленно, спокойно, удобно...».

6. «Парусник». ИП–стоя,пальцы рук сплести в замок за спиной.Подул ветер,и парусрасправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в ИП.

ГЛАВА 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДУЛИ ДЛЯ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ДОМА, В ДОУ И ШКОЛЕ

Все три модуля («психо-моторные координации», «неречевые каналы и средства коммуникации» и «речевые каналы и средства коммуникации»), последовательно описанные в данной главе, выполняются параллельно друг другу в соответствии с определенным этапом! Для детей с серьезными проблемами этих занятий недостаточно: обязательно усильте каждый из модулей дополнительными упражнениями из соответствующих разделов программ «Мой мозг может все» и «Познавая белый свет». А при проблемах речевого развития – из программы «Чудесная речь».

Психомоторное обеспечение коммуникативных процессов

Сенсо-моторные координации – фундамент любых коммуникативных процессов. Ведь ребенок должен все адекватно воспринимать, уметь взаимодействовать с окружающим миром и т.п. Это невозможно без сочетанного движения глаз, рук, ног и языка. Поэтому данному блоку упражнений следует уделить особое внимание. Все упражнения выполняются 5 раз. Для их полноценного усвоения необходима маркировка левой руки (см. «Сказку про левую руку» в предыдущей главе).Все упражнения, где предусмотрены несколько этапов, выполняются, конечно, не сразу, а последовательно – неделя за неделей.

В данном модуле представлен очень небольшой репертуар психомоторных психотехник, которые можно выполнять в повседневном режиме в детском саду и классе. Их подробное изложение приведено в базовой программе «Мой мозг может все»: при необходимости каких-то уточнений и дополнений имеет смысл обратиться к ней. Желательно, чтобы в течение недели каждое из упражнений присутствовало на ваших занятиях 2-3 раза.

Первый этап занятий

1. «Дыхание + движение». Поскольку у многих детей не сформированыустойчивые впечатления о том, где у них правая-левая рука (нога), обязательно надо промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, браслетом и т.п.). Таким образом, в памяти у ребенка остается образ: «левая сторона - это там, где…», что очень облегчает его жизнь. Цикл дыхания: вдох (3-5 сек) – задержка дыхания/пауза (3-5 сек) – выдох (3-5 сек) – задержка дыхания/пауза (3-5 сек). Для старших детей можно увеличить временные интервалы до 7-10 секунд. Все движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.

ИП – сидя или стоя с прямой спиной (!). По инструкции взрослого ребенок медленно поднимает на вдохе:

а) -одну руку(правую,затем левую),одну ногу(правую,затем левую),

- две руки одновременно, две ноги одновременно,

- одноименные руку и ногу, разноименные руку и ногу.

Удерживает их в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. Полезно аналогичное упражнение, где подъем рук и ног производится на выдохе, после паузы они опускаются на вдохе.

б) -прямые руки расставлены в стороны(вперед).Кисти сжаты в кулаки,кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом руки поворачиваются большими пальцами вверх; с выдохом – вниз. Вариант: руки и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо. На паузах поза удерживается.

- прямые руки вытянуты вперед (в стороны), ладони смотрят вниз (вверх). Со вдохом - обе кисти вверх (вниз); с выдохом – обе кисти вниз (вверх).

2. «Потягушки ».ИП–стоя,ноги на ширине плеч,руки свободно свисают вдольтела. На вдохе ребенок медленно поднимает руки вверх, прогибается в спине и запрокидывает голову: «Где у нас солнышко?» Тянется вверх, поднимаясь на цыпочки и постепенно напрягая все тело как «струнку». Удерживает это положение несколько секунд. На выдохе медленно возвращается в ИП. Отдыхает в течение того же интервала времени.

3. «Тряпичная кукла». ИП–стоя,ноги на ширине плеч,руки свободно свисают вдольтела. Сделать наклон вперед, вогнувшись в пояснице. Ноги прямые, но вначале, если трудно, можно слегка согнуть их в коленях. Голова и руки свободно свисают вниз. Оставаться в этом положении 10–15 сек, затем медленно вернуться в ИП. Упражнение выполняется один раз!

4. «Капризуля». ИП–стоя.По команде ребенок ритмично начинает сильно топатьногами и размахивать руками, изображая капризулю. Полезно изобразить что-нибудь подходящее моменту голосом. По команде - возвратиться в ИП и расслабиться. Высунутьязык, поболтать им, изображая детскую дразнилку; подвигать от одного уголка губ к другому, вверх и вниз, по кругу.

5. «Разные походки». Походить на носочках и цыпочках,на внешнем ивнутреннем ребре стопы. Раскачиваться во все стороны; с пятки на носок двумя ногами одновременно и попеременно.

6. «Яичко». ИП–сидя или стоя.Интенсивно открывать и закрывать рот.Не разжимаягубы.

7. «Регулировщик».

а) ИП–стоя,руки вытянуты перед грудью, голова и корпус неподвижны. На счет«раз» левая рука отводится назад; правая рука двигается синхронно с левой и кладется на «область над сердцем». На счет «два» правая рука отводится назад, а левая, соответственно, двигается синхронно с ней и кладется справа.

б) ИП–стоя,руки свободно свисают вдоль тела, голова неподвижна. На счет«раз»ребенок поднимает руки вверх, на «два» опускает вниз.

8. «Болталки горизонтальные». ИП–стоя,руки перед грудью.

а) голова и корпус неподвижны. На счет«раз»ребенок с размахом отводит левуюруку назад, а правой – хлопает по левой части груди, близко к плечу. На счет «два» правая рука свободно «летит» назад, а левая хлопает по правой части груди.

б) эти же движения делаются вместе с одновременными и однонаправленными поворотами головы: руки «летят» направо, голова – направо, руки – налево, голова налево. Корпус неподвижен.

в) эти же движения делаются вместе с одновременными,но разнонаправленными поворотами головы: руки «летят» направо, голова – налево, руки – налево, голова – направо. Корпус неподвижен.

9. «Болталки вертикальные». ИП–стоя,руки свободно свисают вдоль туловища.

а) голова и корпус неподвижны. На счет«раз»ребенок с максимальным размахом поднимает руки вверх, на счет «два» - опускает, бросая их вниз.

б) эти же движения делаются вместе с одновременными и однонаправленными поворотами головы: руки «летят» вверх, голова – вверх, руки – вниз, голова вниз.

Корпус неподвижен.

в) эти же движения делаются вместе с одновременными,но разнонаправленными поворотами головы: руки «летят» вверх, голова – вниз; руки – вниз, голова – вверх. Корпус неподвижен.

10. «Маленькие мельницы». ИП–стоя,руки вытянуты перед грудью.Совершать однонаправленные разнообразные покачивания и вращения кистей вправо,затем влево.Упражнение выполняется:

а) левой рукой,

б) правой рукой,

в) одновременно двумя руками в одном направлении.

11. «Средние мельницы». ИП–стоя,руки вытянуты в стороны.Совершать однонаправленные разнообразные покачивания и вращения в локтевых суставах вправо,затем влево. Упражнение выполняется:

а) левой рукой,

б) правой рукой,

в) одновременно двумя руками в одном направлении.

12. «Большие мельницы». ИП–стоя,руки свободно свисают вдоль туловища.Выполнять однонаправленные вращения в плечевых суставах:

а) левой рукой,

б) правой рукой,

в) одновременно двумя руками в одном направлении.

13. 13.«Мельницы ногами». ИП–стоя,руки свободно свисают вдоль туловища.Совершать разнообразные покачивания и вращения по и против часовой стрелки сначала левой, затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стула или стенку.

а) только стопой;вся остальная нога и тело неподвижны.

б) в коленном суставе.

в) всей ногой от бедра.

14. «Пошагаем». ИП–стоя,руки свободно свисают.Шагать,широко размахиваяруками и высоко поднимая ноги. Одновременно поднимается левое колено – правая рука, затем правое колено – левая рука.

15. «Пошагаем с перекрестом». ИП–то же.Шагать,широко размахивая руками ивысоко поднимая ноги. Одновременно поднимается левое колено – правая рука, затем правое колено – левая рука. При каждом «шаге» надо «пересекать» коленом и рукой среднюю линию,которая условно делит тело на правую и левую сторону.То есть приподнятии, например, левого колена, оно идет вверх – вправо; одновременно правая рука поднимается вверх – влево и т.д.

16. «Догонялки руками». ИП–сидя,затем стоя.В большинстве случаев2-х недель достаточно, чтобы ребенок привык в этом упрощенном варианте делать глазодвигательные упражнения: дальше их можно не делать. Но, если необходимо – удлините этот этап.

Взрослый перемещает свою ладонь, фиксируя положения вверху, внизу, справа, слева, а ребенок должен по ней хлопнуть. Проделайте это в несколько этапов:

- взрослый медленно передвигает свою руку, а ребенок «догоняет» ее любой рукой; затем только правой или только левой рукой;

- взрослый убыстряет темп – ребенок «догоняет» любой рукой; затем правой или левой отдельно. Вместо руки взрослого постепенно использовать то, за чем он будет в следующем упражнении следить глазами и тоже – медленно, быстрее, одной-другой рукой и т.д.

17. «Крестики». ИП–сидя,затем стоя.Голова ребенка при выполнении упражненияостается неподвижной. Взрослый держит предмет напротив переносицы ребенка. Затем начинает медленно перемещать его влево, фиксируя на 1-2 сек в крайнем положении; возвращает на середину; перемещает предмет вправо, фиксируя крайнее положение на 1-2 сек; возвращает на середину; перемещает предмет вверх/вниз, также фиксируя крайние и среднее положения (рис.1). Ребенок следит глазами за предметом на расстоянии:

- своей вытянутой руки,

- своей руки, согнутой в локте,

- своей ладони (у переносицы).

Рис.1. Упражнение «Крестики»

18. «Конвергенция глаз». ИП–то же.Взрослый поднимает предмет на уровеньвытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно перемещает его к переносице ребенка, добиваясь того, чтобы оба глаза фокусировались на предмете.

Затем возвращает в ИП.

Рис.2. Упражнение «Конвергенция глаз»

19. «Лепка». Лепка фигур, форм,  букв, цифр из пластилина, теста, глины.

20. «Бусы и шнуровки». Предложите ребенку сделать бусы и браслеты в подарок,нанизывая на леску или толстую нить разноцветные бусины, пуговицы, соломинки от коктейля, макароны различной формы, высушенные ягоды, каштаны и т.д.; украсьте открытку продетой в нее определенным образом лентой, привязанным шнурком и т.п.

21. «Рисование в воздухе». Рисование в воздухе прямых линий и волн(однонаправленно!) (рис. 4). Вначале полезно нарисовать на доске нужный образец, чтобы дети обвели то, что затем будут «прорисовывать» в воздухе. Если число детей в группе позволяет, это упражнение выполняется и на доске.

Упражнение проводится по образцу, заданному взрослым: он изображает рукой (руками) многократное обведение линий в обе стороны Дети вместе с ним производят движения, имитирующие это многократное обведение. Задание выполняется:

а) левой рукой вправо–влево,вверх–вниз;

б) правой рукой так же;

в) сложенными вместе руками так же;

г) одновременно двумя руками в одном направлении;каждая рука рисует при этомсвой образец (правая рука прорисовывает свою «волну», а левая – свою).

Рис. 3. Образцы для упражнения «Рисование в воздухе».

ВТОРОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЙ

1. «Дыхание + движение». ИП–стоя.

а) руки опущены.На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх,максимально "растягивая" все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. Представить, что ступни – корни, а макушка головы – цветок, тянущийся к солнцу. На выдохе - постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в ИП.

б) руки сжаты в кулак,большие пальцы внутри ладоней,кулаки прижаты книзу живота. На медленном вдохе - поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе - вернуться в ИП, не спеша выполнять движения в обратном порядке.

в) руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч,ладони смотрятвниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом левая кисть идет вниз, правая - вверх.

г) выполнять двигательный цикл:только через левую,а потом только черезправую ноздрю. При этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую - мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал.

2. «Тряпичная кукла». С м. I этап.

3. «Капризуля». Там же.

4. «Разные походки». Там же.

5. 5.«Яичко». Там же.

6. «Полетели». ИП–стоя.Команды взрослого(после предварительного обсуждения)даются отдельно для разных частей тела. Например: «клювик взлетел» – высунуть язык и поболтать им; «крылышки полетели» – руки поднять, пальчики растопырить и подвигать; «ножка полетела» – ногу поднять, мысочек тянуть, потрясти; «крылышки/ножки/клювики опустились» – расслабиться. Команды чередуются.

Удерживать заданное положение в течение 3–5 сек. под счет (хлопки) взрослого.

7. «Кошка». Стоя,по команде выгибать и прогибать спину в поясничном отделе.Припрогибании спины голова ребенка закидывается вверх, при выгибании – опускается вниз.

8. «Вертушки+ голова». ИП–стоя,ноги на ширине плеч,руки перед грудью,телополностью расслаблено. Скручивать корпус вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Ступни ног не отрывать от пола. Стараться двигать только верхней частью туловища. Голова поворачивается:

а) в ту же сторону,что и руки;

б) в противоположную от рук сторону.

9. «Болталки горизонтальные + глаза ». С м. I этап. Голова и корпус неподвижны.

Движения рук сопровождаются движениями глаз: а) глаза«следуют»за руками; б) глаза«следуют»в противоположную от рук сторону;

10. «Болталки вертикальные + глаза ». С м. I этап.Движения рук сопровождаютсядвижениями глаз:

а) глаза«поднимаются»вместе с поднятием рук и опускаются к подбородку,когдаруки опускаются вниз;

б) глаза«поворачиваются»в сторону,противоположную движению рук:руки вверх,глаза – вниз; руки вниз, глаза – вверх;

11. «Маленькие мельницы». Базовое упражнение(см. I этап ) дополняется разнонаправленными вращениями кистей(вся остальная рука–неподвижна):

а) вправо,влево каждой рукой и одновременно обеими руками в одну сторону,

б) одновременно навстречу друг другу,

в) одновременно в противоположные стороны.

12. «Средние мельницы». Там же.Но добавляются разнонаправленные вращения. а) вправо,влево каждой рукой и одновременно обеими руками в одну сторону б) одновременно навстречу друг другу и в противоположные стороны.

13. «Большие мельницы». См. I этап.Базовое упражнение дополняетсяпопеременным (плавание кролем) движением рук вперед и назад.

14. «Мельницы ногами». См. I этап.

15. «Пошагаем». Там же.

16. «Пошагаем с перекрестом». Там же.

17. «Велосипедный шаг». ИП–стоя,глядя вперед,руки свободно свисают вдольтуловища. Под счет ребенок соединяет:

а) одноименные локоть и колено,начиная с левой руки и левой ноги;

б) затем разноименные локоть и колено,пересекая среднюю линию своего тела,начиная с левой руки и правой ноги.

18. «Крестики». См. I этап.Добавить к движениям глаз синхронные иоднонаправленные движения рук: «глаза вправо-руки одновременно вправо», «глаза влево-руки одновременно влево», «глаза вверх-руки вверх» и т.д. Для детей от 5 лет постепенно сочетать все эти движения с синхронным, однонаправленным движением языка: глаза+руки+язык – одновременно вправо-влево, вверх-вниз.

19. «Конвергенция глаз». См. I этап.Также в сочетании с движением рук иязыка.Например, «глаза сведены к переносице – руки к груди», «глаза возвращаются в обычное положение – руки развести в стороны»; «глаза к переносице + руки к груди – язык прячется», «глаза возвращаются в обычное положение + руки развести в стороны – язык высовывается» и т.д.

20. «Рисование в воздухе». См. I этап.Рисовать в воздухе прямые линии,волны икруги (см. Рис. 4-5): одно- и разнонаправленно.

а) левой рукой(вправо–влево,вверх–вниз,по кругу в одну и в другую сторону);

б) правой рукой так же;

в) сложенными вместе руками так же;

г) одновременно двумя руками(каждая–свою прямую,волну,круг) в одномнаправлении;

д) одновременно двумя руками в разных направлениях: например,правая рука рисуетсвою линию (или волну) вверх, левая в это же время свою линию (или волну) – вниз; правая рука – вправо, левая – влево, затем навстречу друг другу.

Этапы рисования двумя руками (одно- и разнонаправленно) представлены на рис. 5

Рис. 4. Образцы для упражнения «Рисование в воздухе».

левая рука правая рука левая рука правая рука

а) Рисование двумя руками одновременно в одном направлении;

левая рука правая рука левая рука правая рука

б) Рисование двумя руками одновременно в разных направлениях.

Рис.5. Этапы рисования двумя руками одновременно

ТРЕТИЙ ЭТАП ЗАНЯТИЙ

1. «Дыхание+движение». ИП-стоя,ноги на ширине плеч,руки опущены.

а) на быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх.На медленном выдохе - опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психо-эмоциональное напряжение.

б) на медленном вдохе руки плавно разводятся в стороны и поднимаютсявверх (или в стороны и к груди) - «притягивающее движение». На выдохе - «отталкивающее движение» - опускаются вдоль тела ладонями вниз. Это упражнение гармонично сочетается с представлением о втягивании в себя солнечного света и тепла, распространении его сверху вниз по всему телу.

в) прямые руки расставлены в стороны(вперед).Кисти сжаты в кулаки,кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом руки поворачиваются большими пальцами вверх; с выдохом – вниз. Вариант: руки и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо. На паузах поза удерживается.

г) прямые руки вытянуты вперед(в стороны),ладони в кулаке,большиепальцы – прямо, вверх. Со вдохом - обе кисти поворачиваются в разные стороны; с выдохом – навстречу друг другу.

2. «Тряпичная кукла». См. I этап.

3. «Капризуля танцует». Там же.Базовое упражнение дополняется разнообразнымиспонтанными танцевальными движениями. Очень полезно научить при этом ребенка «вибрировать», трястись всем телом.

4. «Болталки горизонтальные с перекрестом». ИП–стоя,руки перед грудью,голова и корпус неподвижны. На счет «раз» развести руки в стороны, на счет «два» перекрещивает руки перед грудью и обнимает себя за плечи.

5. «Болталки вертикальные». Базовое упражнение(см. I этап ) выполняется каждойрукой попеременно. На счет «раз» ребенок с размахом поднимает вверх правую руку и опускает вниз левую, на счет «два» с размахом меняет руки местами.

6. «Болталки горизонтальные +язык+глаза ». Там же.Но движения руксопровождаются движениями языка и глаз:

а) язык и глаза«следуют»за руками;

б) язык и глаза«следуют»в противоположную от рук сторону;

в) язык «следует» за руками, а глаза – в противоположную сторону;

г) глаза «следуют» за руками, язык – в противоположную сторону.

7. «Болталки горизонтальные + фиксация ». То же, но какая-то одна или две системы фиксированы и неподвижны: например, руки+глаза двигаются, а язык высунут и строго фиксирован, или язык + глаза двигаются, а руки строго фиксированы, или глаза + руки смотрят прямо вперед, а язык двигается и т.п.

8. «Болталки вертикальные +язык+глаза ». Там же.Но движения руксопровождаются движениями языка и глаз:

а) язык и глаза«поднимаются»вместе с поднятием рук и опускаются к подбородку,когда руки опускаются вниз;

б) язык и глаза«поворачиваются»в сторону,противоположную движению рук:рукивверх, язык и глаза – вниз; руки вниз, язык и глаза – вверх;

в) язык «следует» за руками, а глаза – в противоположную сторону;

г) глаза «следуют» за руками, язык – в противоположную сторону.

9. «Болталки вертикальные + фиксация». То же.Но какая-то одна или двесистемы фиксированы и неподвижны: например, руки+глаза двигаются, а язык высунут и строго фиксирован, язык + глаза двигаются, а руки строго фиксированы, глаза + руки смотрят прямо вперед и строго зафиксированы, а язык двигается и т.п.

10. «Вертушки». ИП–стоя,ноги на ширине плеч,руки перед грудью,тело полностьюрасслаблено. Скручивать корпус вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Ступни ног не отрывать от пола. Стараться двигать только верхней частью туловища. Голова неподвижна!

11. «Маленькие мельницы». См. II этап.

12. «Средние мельницы». См. II этап.

13. «Большие мельницы». Базовое упражнение ( см. II этап)дополняется:

а) попеременно вперед и назад(имитируется плавание«кролем»и на спине).

б) одновременно разнонаправленно: сначала левая – вперед,правая –назад;затем левая – назад, правая – вперед.

14. «Мельницы ногами». См. I этап.

15..«Пошагаем». Там же.

16. «Пошагаем с перекрестом». Там же.

17. «Велосипедный шаг». См. II этап.

18. «Цыганочка». ИП –ноги на ширине плеч,руки опущены. По команде ребенок дотрагивается левой рукой до поднятого правого колена, возвращается в ИП; сзади дотрагивается правой рукой до левой пятки (согнутая в колене левая нога отводится назад); возвращается в ИП. Затем упражнение выполняется аналогичным образом для правой руки и левого колена, левой руки и правой пятки.

19. «Крестики». См. II этап,добавить к движениям глаз синхронные,норазнонаправленные движения рук: «глаза вправо-руки влево», «глаза влево-руки вправо»,«глаза вверх-руки вниз» и т.д. Для детей от 5 лет сочетать все эти движения с синхронными, но разнонаправленными движениями языка/рук в разных вариациях:«глаза+руки вправо язык – влево», «глаза+язык вниз руки вверх» и т.д.

20. «Конвергенция глаз». См. II этап.Так же в сочетании с синхронными,норазнонаправленными движениями рук. Например, «глаза сведены к переносице–рукиразведены в стороны», «глаза возвращаются в обычное положение – руки сведены к груди»; Для старших детей добавить синхронные, но разнонаправленные движения языка: например, «глаза к переносице + руки к груди язык высовывается», «глаза возвращаются в обычное положение + руки развести в стороны – язык прячется», «глаза к переносице + язык прячется – руки развести в стороны» и т.д.

21. «Рисование в воздухе». См. I этап.Рисование в воздухе спиралей ивосьмерок (одно- и разнонаправленно) (рис. 6-7):

а) левой рукой(в одну и другую сторону);

б) правой рукой так же;

в) сложенными вместе руками так же;

г) одновременно двумя руками(каждая свою фигуру) в одном направлении так же;

д) одновременно двумя руками в разных направлениях;например,правая руказакручивает «спираль» слева направо, а левая – справа налево; правая рука рисует «восьмерку» справа налево, а левая рука – слева направо и т.д.

Алгоритм рисования спиралей двумя руками (одно- и разнонаправленно) представлен на рис. 7. Аналогичным образом выполняется упражнение с «восьмерками». Обязательно на этом этапе придумайте с детьми новые замысловатые фигуры и орнаменты для такой работы.

Рис. 6 Образцы для упражнения «Рисование в воздухе»

левая рука правая рука левая рука правая рука

а) Рисование двумя руками одновременно в одном направлении;

левая рука правая рука левая рука правая рука

б) Рисование двумя руками одновременно в разных направлениях.

Рис. 7. Этапы рисования двумя руками одновременно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: