Приступая к формированию, профилактике и коррекции неречевых/невербальных каналов коммуникации, оговоримся, что деление психических процессов на «речевые» и «неречевые» всегда несколько условно. Уже к младшему дошкольному возрасту значительный ареал поведения ребенка, безусловно, опосредован речью. Вместе с тем, в данной подпрограмме мы акцентируем именно наглядно-образные, чувственные параметры психических процессов. И идем «от образа к слову». А в следующей подпрограмме («Речевые каналы и средства коммуникации») активируются именно речевые/вербальные процессы, а вектор меняется «от слова к образу».
В предыдущей главе описаны игровые алгоритмы, которые весьма эффективны при выполнении этих упражнений. Особенно важно постоянно применять «игры на внимание». Кроме того, у всех педагогов есть свои приемы подачи материала, создания соревновательного контекста, дополнительной мотивациии групповой динамики: «Кто больше/быстрее/точнее и т.п.», «У тебя всегда так здорово это получается…Давайте придумаем, чем удивить и порадовать маму…Ничего страшного, попробуем еще раз…» и т.п.
Упражнения данного раздела содержат алгоритмы формирования:
1) базальных ощущений (тактильных, вкусовых, температурных ит.п.)
2) зрительно-пространственных представлений
3) слухового восприятия,
4) невербального мышления.
Естественно, упражнения из этих блоков не должны выполняться все сразу: они добавляются постепенно в течение всего этапа. Но на каждом занятии должны присутствовать 2-3 упражнения каждого типа. Чтобы взрослым было удобно составлять программу на неделю, отдельные типы упражнений разделены по рубрикам. Аналогичные блоки упражнений подробно и гораздо шире представлены в базовой программе МЗО «Мой мозг может все»: при необходимости можно обратиться к ней.
|
Реализация этапов данного модуля обязательно идет параллельно с соответствующими этапами других модулей!
Первый этап занятий
БАЗАЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
1. «Угадай часть тела и запомни ее название». Ребенок закрывает глаза.Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части его тела (например, до локтя) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем (открыв глаза) на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела. После того, как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок.
Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. В процессе выполнения в работу включаются все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.
2. «Повтори позу». Ребенок повторяет за взрослым заданную позу(затем несколько поз),всоздании которой участвует все тело.
3. «Покажи эмоцию». На картинках и фотографиях людей в различном эмоциональном состоянии надо определить их настроение; рассказать, когда такое бывает, и постараться, как обезьянка, повторить эмоцию.
4. «Восприятие вкуса и запаха». Закрепите у ребенка представление о вкусовых эталонах: кислое, сладкое, горькое, соленое. Обсудите, что бывает кислым, сладким и т.д. Покажите, как осторожно можно попробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как «прислушиваться» к своим ощущениям. Добавьте представления о различных запахах (апельсин, трава, духи, пряности и т.п.). Поиграйте в игру, где ребенок с закрытыми глазами узнает источник того или иного вкуса/запаха.Изобразите своиощущения мимикой и жестами, описывая и сравнивая разнообразные вкусы и запахи.
|
5. «Восприятие температуры». Вспомните, что такое «холодно – горячо», что бывает холодным, горячим, теплым. Попросите ребенка дома и на улице потрогать предметы разной температуры: горячие, холодные, теплые. Сопровождайте показ объяснением того, как нужно осторожно дотрагиваться до горячего, покажите возможную эмоциональную реакцию на предметы разной температуры. После этого ребенка просят дать определение (он какой?) предмету, который называет (показывает на картинке) взрослый.
6. «Восприятие веса». Ребенок поднимает и оценивает разнообразные по весу предметы.Поднимать одной рукой, двумя руками; взвешивать на ладони и захватывая тремя пальцами; отпуская, наблюдать, как предмет падает (медленно или быстро, со стуком или нет). Предметы должны быть из разных материалов, разного размера. Обсудите, что тяжесть может не зависеть от величины. Вслепую определите, какой предмет тяжелее.
7. «Восприятие фактуры и формы». Ребенок ощупывает предметы с разной фактурой поверхности (вата, орех, шишка, бархат, мячик для тенниса и пинг-понга, еловая ветка, пластмасса, металл и т.д.). Обсудите все эти ощущения. Для старших детей полезно добавить ощупывание и узнавание разных предметов вслепую: например, щупаем предмет одной рукой, а находим его среди других – другой. Полезна также работа со всевозможными вкладышами (типа доски Сегена), с открытыми и закрытыми глазами, правой и левой рукой.
8. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино. Но в ней особые игральные «кости»: например, справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; только правой или левой рукой. Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.