Важность проблемы выбора поставщика ресурсов объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых ресурсов, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером предприятия-покупателя в реализации его логистической стратегии.
Основные этапы выбора поставщика отражены на рисунке 4.14.
|
да
нет
да
Анализ потенциальных поставщиков ресурсов и их последующий выбор должен осуществляться в соответствии с определенным набором критериев. К числу таких критериев относятся:
- качество поставляемых ресурсов и сервиса;
- надежность поставок ресурсов;
- финансовые условия поставок ресурсов;
- возможность максимального удовлетворения потребностей предприятия-покупателя;
- географическое место расположения поставщика ресурсов и др.
При выявлении потенциальных поставщиков ресурсов могут быть использованы следующие методы:
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. д.;
- объявление конкурсных торгов;
- посещение и участие в выставках и ярмарках;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками ресурсов.
В результате реализации перечисленных методов формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно изучается и обновляется.
Изучение потенциальных поставщиков и их возможностей обычно включает:
а) предварительный сбор данных о поставщике ресурсов, с которыми предполагается проведение переговоров или заключение сделки;
б) текущее наблюдение за деятельностью поставщиков ресурсов, с которыми заключены договоры на поставку ресурсов;
|
в) выявление и изучение новых потенциальных поставщиков ресурсов;
г) систематическое изучение конъюнктуры;
д) наблюдение за деятельностью предприятий-конкурентов, являющимися лидерами на локальных рынках.
Информация, касающаяся деятельности поставщиков ресурсов, полученная из различных источников, собирается и систематизируется в фирменном досье. Обычно досье включает два основных раздела:
1) общая характеристика поставщика ресурсов:
- профиль деятельности;
- номенклатура продукции и услуг;
- объемы производства и реализации продукции и услуг и др.
2) специальные аспекты, имеющие непосредственное отношение к заключению договора на поставку ресурсов:
- кредитоспособность поставщика ресурсов;
- его финансовое положение;
- загрузка поставщика ресурсов заказами на их поставку;
- заинтересованность поставщика в получении дополнительных заказов на поставку ресурсов;
- участие поставщика ресурсов в различного рода объединениях, ассоциациях и др.
Досье поставщика ресурсов включает ряд документов:
а) карта поставщика ресурсов;
б) сведения о переговорах с поставщиком ресурсов;
в) сведения о деловых отношениях с поставщиком ресурсов.
Карта поставщика ресурсов представляет собой анкету, содержание которой сгруппировано по основным аспектам, характеризующим различные стороны деятельности данного поставщика ресурсов:
- указывается почтовый, телеграфный адреса поставщика ресурсов, номера его телефонов и E-mail;
- год основания предприятия-поставщика;
|
- номенклатура продукции и услуг предприятия-поставщика;
- сведения о производственной мощности, торговом обороте, числе работающих и др.;
- данные о финансовом положении предприятия-поставщика;
- сведения о филиалах, дочерних предприятиях, об участии предприятия-поставщика в объединениях, ассоциациях и др.;
- конкуренты предприятия-поставщика ресурсов;
- сведения о владельцах и администрации предприятия-поставщика;
- отрицательные стороны деятельности предприятия-поставщика (невыполнение взятых обязательств, наличие рекламаций, арбитражные и судебные иски и др.).
Сведения о переговорах составляются после завершения переговоров с предприятием-поставщиком. Они отражают:
- предмет переговоров;
- результаты переговоров;
- характеристику лиц, участвующих в переговорах: особенности характера, знание технических и коммерческих сторон обсуждаемых проблем и др.
Сведения о деловых отношениях с предприятием-поставщиком в отличие от сведений о переговорах, составляемых после каждого их раунда, составляются один раз в год и отражают историю и опыт работы с предприятием-поставщиком в течение этого времени. Они содержат данные о выполнении поставщиком условий контракта, его заинтересованности в сотрудничестве, деловых качествах администрации предприятия и др.
Данные рисунка 4.14 позволяют сделать вывод о необходимости поэтапного выбора поставщика ресурсов.
На первом этапе происходит предварительная оценка потенциальных поставщиков ресурсов. Для этого может быть использован определенный набор критериев, представленный в таблице 4.18.
|
Результаты первого этапа является исключение из числа потенциальных поставщиков предприятия, не соответствующих по критериям отбора требованиям предприятия-потребителя. На втором этапе выбора поставщика ресурсов производится более детальное изучение оставшихся предприятий. Это можно сделать, воспользовавшись оценочной формой поставщиков ресурсов, приведенной в таблице 4.19.
Заполнение форм, представленных в таблицах 4.18 и 4.19, производится следующим образом.
Для отдельно взятого поставщика ресурсов по каждому критерию отбора проставляются баллы в диапазоне, например, от 0 до 5. При этом балл 5 означает «отлично», 4 – «очень хорошо», 3 – «хорошо», 2 – «удовлетворительно», 1 – «мало приемлемо», 0 – «неприемлемо». Набранные каждым поставщиком баллы суммируются и определяется средний балл. Если он располагается в диапазоне от 3 до 5, то это означает хорошие условия поставки ресурсов, от 2 до 2,9 – приемлемые, от 1 до 1,9 – сомнительные. Если средний балл составляет от 0 до 0,9, то потенциального поставщика ресурсов из списка следует исключить.
Таблица 4.18 – Предварительная оценка поставщиков ресурсов
Критерии выбора поставщика | Потенциальные поставщики ресурсов | ||||||
… | N | ||||||
Качество ресурсов | |||||||
Цена ресурсов | |||||||
Периодичность поставок | |||||||
Форма оплаты ресурсов | |||||||
Комплектность поставок | |||||||
Возможность переналадки оборудования | |||||||
Упаковка | |||||||
Удаленность поставщика ресурсов | |||||||
Срок действия договора поставки | |||||||
Объем заказываемых ресурсов |
Таблица 4.19 – Оценочная форма поставщиков ресурсов
Критерии обора поставщика | Потенциальные поставщики ресурсов | ||||||
… | N | ||||||
Качество продукции по спецификациям | |||||||
Оперативность передачи информации | |||||||
Полнота передачи информации | |||||||
Качество послепродажного обслуживания | |||||||
Стабильность цен на ресурсы | |||||||
Возможность предоставления скидок на ресурсы | |||||||
Периодичность поставки ресурсов | |||||||
Объем поставки ресурсов | |||||||
Качество упаковки ресурсов | |||||||
Возможность хранения ресурсов | |||||||
Отношение к клиентам | |||||||
Производственная мощность предприятия | |||||||
Другие критерии |
Иногда для того чтобы выбрать поставщика ресурсов, оценивается его рейтинг. При этом принимается во внимание удельный вес критерия отбора поставщика ресурсов. Пример расчета рейтинга поставщика представлен в таблице 4.20.
Рассчитывая рейтинги для каждого потенциального поставщика ресурсов и сравнивая полученные значения между собой, можно обеспечить наилучшие условия закупки ресурсов и обезопасить себя от некачественной работы контрагента.
Таблица 4.20 – Пример расчета рейтинга поставщика ресурсов
Критерии отбора поставщика ресурсов | Удельный вес критерия | Оценка критерия по десятибалльной шкале | Произведение удельного веса критерия на его оценку |
1. Надежность поставки | 0,30 | 2,1 | |
2. Цена | 0,25 | 1,5 | |
3. Качество товара | 0,15 | 1,2 | |
4. Условия платежа | 0,15 | 0,6 | |
5. Возможности внеплановых поставок | 0,10 | 0,7 | |
6. Финансовое положение | 0,05 | 0,2 | |
Итого: | 1.00 | 6,3 |
Основные термины, использованные в главе 4
Закупки - деятельность торгового или промышленного предприятия, направленная на приобретение, концентрацию и движение ресурсов, а также контроль и регулирование данных процессов с целью дальнейшей переработки, перепродажи или потребления этих ресурсов.
Закупочная логистика - раздел коммерции, посвященный организации выполнения достигнутых между предприятием, выступающим в роли покупателя, и любым другим хозяйствующим субъектом, выступающим в роли продавца, договоренностей по поводу концентрации и передачи права собственности на ресурсы и услуги за счет эффективного управления логистическими потоками.
Концентрационная логистика – подраздел коммерции, посвященный организации выполнения достигнутых между предприятием, выступающим в роли покупателя, и определенным количеством хозяйствующих субъектов, выступающих в роли продавцов, договоренностей по поводу концентрации и передачи права собственности на ресурсы, необходимые данному предприятию.
Равномерность снабжения через равные промежутки времени.
Ритмичность снабжения – поступление продукции потребителю в согласованных по размеру партиях и в сроки, оговоренные в договоре поставки.
Вопросы для контроля знаний к главе 3
1. В чем заключаются отличия традиционного и логистического подходов к организации взаимоотношений потребителя и поставщика ресурсов?
2. Дайте классификацию концентрации ресурсов как комплексной активности коммерческой логистики.
3. В чем заключаются отличия систем концентрации ресурсов и распределения продукции и услуг?
4. Опишите структуру этапа дивергенции проектирования логистической системы концентрации ресурсов (ЛСКР).
5. Опишите структуру этапа конвергенции проектирования логистической системы концентрации ресурсов (ЛСКР).
6. Опишите этап анализа и оценки качества снабжения предприятия ресурсами.
7. Опишите этап установления потребностей предприятия в ресурсах.
8. Каким образом может быть обеспечено снижение затрат на приобретение ресурсов?
9. Что понимается под равномерностью и ритмичностью снабжения предприятия ресурсами?
10. Каким образом можно рассчитать коэффициент равномерности снабжения?
11. Каким образом можно определить ущерб предприятия при уменьшении объемов производства продукции?
12. Каким образом можно определить ущерб предприятия при простоях и последующем форсировании производства продукции?
13. Каким образом можно определить ущерб предприятия при замене сырья, материалов, комплектующих изделий (без увеличения трудоемкости продукции)?
14. Перечислите основные виды закупки.
15. Каким образом определяются потребное количество в компонентах изделия и время на его изготовление?
16. В чем заключается сущность форвардной сделки?
17. В чем заключается сущность стратегии ценового осреднения?
18. Как осуществляется выбор решения «закупать или производить»?
19. Как определить метод закупок ресурсов?
20. Докажите взаимосвязь между выбором поставщика ресурсов и размерами ЗПСПУ.
21. Каким образом выбирается поставщик ресурсов?