Это очень мощный процесс, помогающий клиенту отработать его ограничивающее убеждение.
- Попросите его проанализировать одну из важных целей с помощью «Таблицы ограничивающих убеждений». Он наверняка обнаружит ограничивающие убеждения в сфере возможности, способности или заслуженности.
- Проверьте, действительно ли он стремится к этой цели, и проведите экологическую проверку. Достойна ли его эта цель? Отвечает ли его ценностям? Не повредит ли результат окружающим и близким?
- Поинтересуйтесь, что мешает достижению этой цели? Проанализируйте названные препятствия и проработайте их как порождение его убеждений, а не как реальные. Такие обстоятельства обычно делятся на пять категорий:
1. Ему не хватает ресурсов — людей, оборудования, времени.
2. У него есть ресурсы, но он не знает, что делать.
3. Он знает, что делать, но не верит в то, что обладает нужными навыками.
4. Он обладает нужными навыками, но не считает цель достойной их.
5. Цель достойна, но он ее не заслуживает, или заслуживает недостаточно.
- Попросите клиента обдумать выявленные ограничивающие убеждения.
В каких он уверен?
В каких не уверен?
Какие убеждения важны для достижения цели?
Какие, по его мнению, наиболее важны?
Какие совершенно не важны?
Из них можно составить «Схему убеждений» (Часть IV «Ресурсы», стр. 247). Убеждения, в которых клиент уверен и которые важны для достижения цели, поставьте в верхний левый угол. Убеждения, в которых он не уверен, но которые важны — в нижний левый угол. Убеждения, в которых он не i уверен и которые не важны — в нижний правый угол.
- Попросите клиента отобрать важное убеждение из числа тех, что находятся в левой части схемы. Составьте задание для проверки этого убеждения. И учтите — вы пытаетесь не доказать его ошибочность, а добиться по нему обратной связи. В темноте отсутствия обратной связи, не высвечиваемые реакцией внешнего мира, ограничивающие убеждения укореняются, крепнут, зреют и приносят горькие плоды. Весь этот процесс предназначен не для смены убеждения, а только лишь для того, чтобы вытащить его на свет обратной связи. Клиент превратил его в истинное потому, что поступал в соответствии с ним. Обратная связь ослабляет убеждение, и после нее клиент нередко ^ спонтанно отбрасывает его.
СМЕНА УБЕЖДЕНИЯ
|
Убеждения меняются совершено естественно в течение жизни, как видно из «Таблицы убеждений» (Часть IV «Ресурсы», стр. 248). Цикл выглядит примерно так:
- Недовольство текущими событиями
- Сомнение в имеющемся убеждении
- Желание поверить во что-то совершенно иное
- Новое убеждение
- Переход прежнего убеждения в разряд устаревших
Если хотите, чтобы клиент сменил убеждение, примените процесс, включающий в себя естественный ход вещей.
Процесс смены убеждения
- Идентифицируйте ограничивающее убеждение, от которого клиент хочет освободиться.
- Попросите клиента записать его в максимально точных выражениях. Опознанное, попавшееся в ловушку слов, оно утрачивает половину своей силы и власти. Найдите в нем позитивное намерение. Каких позитивных результатов благодаря этому убеждению смог достичь клиент, невзирая на некоторую его ограниченность?
- Поинтересуйтесь у клиента, во что он предпочел бы поверить взамен.
- Новое убеждение должно обладать следующими свойствами:
ü Быть выражено в позитивных понятиях (т.е. не содержать никаких негативных слов, типа «нет», «не», «никогда» или «никто»).
|
ü Быть открыто для обратной связи и проверки опытом. Быть экологичным (т.е. клиент не должен ощущать никакого дискомфорта и верить, что оно не повредит его взаимоотношениям с окружающими). Включать в себя то же позитивное намерение, что и прежнее.
- Попросите клиента записать это новое убеждение, причем выразиться как можно точнее — оно должно быть связано с саморазвитием и составлено в настоящем времени, так, словно все происходит в настоящий момент. Например, если цель клиента — стать более уверенным в себе, то соответствующее новое убеждение будет звучать так: «Я все больше и больше верю в себя и собственные способности».
- Это сделает убеждение значимым сейчас и придаст ему направление и энергию. Ни в коем случае не составляйте его так, словно все уже произошло.
- На что это похоже — сомневаться в убеждении?
- Пусть клиент припомнит, как усомнился в каком-нибудь прежнем убеждении. Отличным пособием для этого послужит таблица «Убеждения в зависимости от времени» (Часть IV «Ресурсы», стр. 248). Затем попросите его вспомнить, что он думал об этом прежнем убеждении, когда пребывал в состоянии сомнения.
- После этого начните оспаривать убеждение вопросами:
— Каковы недостатки старого убеждения?
— Соответствует ли оно тому, что для вас важно? (Вопрос апеллирует к ценностям клиента.)
— Случалось ли, что события не подтверждали это убеждение? (Вопрос требует от клиента найти контрпример.)
|
— На что это было похоже — верить в прежнее убеждение? (Вопрос заставляет клиента прочувствовать убеждение не в данный момент, а через призму времени.)
- После этого выведите клиента из состояния восприимчивости к сомнениям. Такое действие называется «прервать состояние». Когда клиент глубоко вошел в какое-то состояние, а вам нужно вернуть его в настоящий момент, прервите его состояние, например, анекдотом, или попросив встать и повернуться вокруг себя.
- На что это похоже — быть восприимчивым к убеждению?
- Попросите клиента подумать о том времени, когда он был восприимчив к какому-то новому убеждению. Найти пример поможет опять-таки таблица «Убеждения в зависимости от времени». Пусть клиент, пребывая в этом состоянии, думает о своем новом убеждении.
— Что вы чувствуете?
— Насколько это лучший вариант по сравнению с прежним убеждением?
— Насколько оно отвечает позитивным намерениям прежнего убеждения?
— На что это будет похоже — поверить в него?
— В чем будет заключаться разница?
— Какие действия из тех, что вы совершаете сейчас, вы сможете совершать и дальше?
— Какие действия из тех, что вы совершаете сейчас, вы совершать перестанете?
- Попросите клиента оценить оба убеждения — прежнее и новое.
- Нужно ли ему детализировать новое убеждение?
- Имеются ли какие-нибудь «да, но...?»
- В чем новое убеждение полезнее прежнего?
- Попросите клиента отправить прежнее убеждение в «Музей старых убеждений» (где оно будет храниться в состоянии боевой готовности на случай, если вдруг снова понадобится).
- Действуйте! Что клиент сделает по-другому в результате смены убеждения? Сразу же дайте ему задание, основанное на новом, теперь истинном для него убеждении.
Смена убеждения — очень мощное вмешательство, способное кардинально изменить весь жизненный опыт клиента и ускорить продвижение к цели. Следующая глава посвящена более интенсивному вмешательству НЛП в процесс коучинга.
РЕЗЮМЕ
Убеждения — правила жизни. Они могут быть ободряющими, а могут — ограничивающими. Они служат нам руководством к действию, и мы действуем так, словно они верны. Поверить можно во все, что захочешь.
Убеждения влияют на наш жизненный опыт. Одни поступки и переживания они делают возможными, другие же — невозможными. Каждый из нас живет и действует в той реальности, которую сам себе создал, основываясь на своих убеждениях.
С опытом и со временем убеждения меняются, порой постепенно, порой резко.
Во что человек верит, можно сказать, исходя из его поступков, а не речей.
Коучинг одинарной петли применяют, когда клиент не меняет ни одного из своих убеждений (и не нуждается в этом).
Коучинг двойной петли заставляет клиента сомневаться и менять свои убеждения.
Убеждениями в коучинге являются:
- Если хочешь понять — действуй.
- Неудач нет, есть только обратная связь.
- Мы уже имеем все необходимые ресурсы или можем их создать.
- Все поступки имеют цель.
- Иметь выбор лучше, чем не иметь его.
- Вы делаете все возможное.
- Человек сам создает свою реальность.
- Коучинг — это синергическое партнерство равных.
- У клиента есть все ответы.
Первый шаг в работе с ограничивающими убеждениями — облечь их в слова. Ограничивающие убеждения делятся на три категории:
Возможность: мы считаем цель недостижимой. Способность: мы считаем себя неспособными ее достичь. Заслуженность: мы считаем, что не заслуживаем результата. Вера в возможность, способность и заслуженность является ключом к достижению. Мы не ведаем пределов собственных возможностей, пока не достигнем их. Нельзя доказать, ни что ты можешь что-то, ни что ты не можешь чего-то, пока не попробуешь.
Не стоит публично расписываться в том, что связан по рукам и ногам собственными же убеждениями.
Не готовьтесь заранее к неудаче и не ищите ей оправданий.
Убеждения меняются совершено естественно в течение жизни. Цикл выглядит примерно так:
- Недовольство текущими событиями
- Сомнение в имеющемся убеждении
- Желание поверить во что-то совершенно иное
- Новое убеждение
- Переход прежнего убеждения в разряд устаревших
Коучинг использует этот естественный процесс для изменения ограничивающих убеждений.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Если хотите понять действие Идей, приведенных в этой главе, можно опробовать несколькими способами. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.
1. Принимая решение, на чем вы основываетесь? На фактах? На собственном опыте? На мнении окружающих? Очень часто мы формируем убеждения и принимаем решения, основываясь на чужих высказываниях, прочитанных в газетах, выловленных в Интернете или услышанных по телевизору. Все эти средства массовой информации могут быть отличными источниками, но все-таки они вторичны. Что такого сделали эти источники, чтобы заслужить ваше доверие?
Принимая решение, вы уверены, что оно действительно ваше?
Когда в следующий раз вам понадобится принять решение, возьмите два листа бумаги. На одном напишите весь свой опыт по данной теме. На другом — чужие мнения и все, что слышали, видели и читали об этом. А теперь выкиньте вон второй лист. И взгляните на первый.
Какое оно, ваше решение, принятое на основе собственного опыта?
2. Каких трех целей вы попытались бы добиться, полагая, что неудача вам не грозит? Запишите их на бумаге.
И почему же вы не пытаетесь прямо сейчас? Запишите на другом листе причины. Теперь взгляните на второй лист. Уверены ли вы, что все эти препятствия, мешающие вам достичь желаемого — реальны?
3. Прислушайтесь к своим речам в течение дня и подсчитайте, сколько раз вы во всеуслышание признались, что не способны или не очень-то способны сделать что-то. Остановитесь прежде, чем заявить это в очередной раз. Что вы при этом почувствовали? Помните: совершенно незачем хвастаться ни тем, что вы что-то умеете или можете хорошо, ни тем, что не умеете или не можете.
4. Заполните таблицу «Убеждения в зависимости от времени» по одной интересующей вас теме. А теперь подумайте, каковы были убеждения ваших родителей на ту же тему. Если не знаете, попытайтесь угадать по их поступкам. Насколько ваши убеждения по этой теме схожи с убеждениями родителей?
5. Проведите какую-нибудь важную для себя цель через таблицу «Идентификации ограничивающих убеждений». Какие убеждения могут остановить вас на пути к этой цели?
ГЛАВА 8
ПЕРЕХОД
- Переезд из Англии в Бразилию, где я собирался жить вмес- те с Андреа, был для меня серьезной переменой. Я знал, что хочу жить в Бразилии и быть с Андреа, а потому нужно привыкать к новой стране, культуре и языку. Предстояло покинуть знакомое окружение, которое делало мою жизнь такой стабильной. Надежность привычного я утратил, а новая среда пока не казалась мне достаточно надежной. Многое пугало. Временами я смотрел в пурпурное небо Сан Паулу и чувствовал себя совершенно потерянным и чужим. Прежние привычки утратили всякий смысл. Понимали меня с пятого на десятое, да и того я добивался с большим трудом. Кроме того, возникли чисто практические проблемы с доставкой из Англии в Бразилию моего имущества. Не один час провел я с телефонной трубкой в руках, выясняя все о стоимости перевозки, таможенных пошлинах и акцизах. В мире международных перевозок я был полным профаном. Ведь переезд в другую страну — это не просто большой чемодан и билет на самолет. Я совершенно искренне желал этих перемен, но ведь предстояло еще и привыкать к новому климату и погоде. Я шагу не мог ступить без Андреа, а она помогала, поддерживала и верила в меня, чтобы этот переход стал возможен.
Переход — самый трудный период в коучинге. Клиент из прежней ситуации уже выбрался, а в новую еще как следует не вошел. Надежность привычного старого уже утратил, а достоинств нового еще не распознал. Он пребывает в чистилище, в неком «межеумочном состоянии», которое причиняет ему немалые неудобства. На этой стадии клиент должен доверять коучу и верить в собственные ресурсы. Если он сможет изменить образ мышления, поддержка не заставит себя ждать.
Переход — это как при шаге вперед: когда вы уже не там, откуда шагнули, но еще не там, куда шагаете, и на тысячную долю секунды как бы зависаете в воздухе, не зная, удачно ли «приземлитесь». И спасает только «скачок веры». В фильме «Индиана Джонс, Последний крестовый поход» есть эпизод, прекрасно иллюстрирующий момент перехода. Наш неустрашимый герой Индиана Джонс в исполнении Харрисона Форда оказывается перед последним суровым испытанием прежде, чем попасть в святилище со священным Граалем, величайшей целью и наградой всей его жизни. Грааль — его последняя надежда исцелить отца, тяжело раненного нацистами. Его противники тоже охотятся за Граалем для собственных черных целей. Индиана Джонс ступает на край бездонной пропасти, через которую необходимо перебраться. До противоположного края слишком далеко — не перепрыгнешь, и нет ни одиноко растущего дерева, чтоб перебросить, ни мостика. Герою приходится верить в то, что через пропасть можно перебраться, хотя он и не знает, как. И вот он шагает в пустоту, не ведая, отыщется ли там хоть какая-нибудь опора — и мы видим, как нога его попадает на хлипкий каменный мостик. Оказывается, мостик был там все время, просто для Индианы Джонса (и для нас тоже) из его позиции камни мостика совершенно сливались по цвету с отвесными скалами и были не видны. Мы замечаем его, только когда камера, панорамируя, меняет ракурс («точку зрения»), и наш герой со вздохом облегчения приземляется на ту опору, которая так была нужна ему, чтобы перебраться через пропасть.
На следующей странице — модель перехода, изображающая весь цикл коучинга. Клиент начинает с неясного ощущения разочарованности или с вызова (наверху). Ему нужна перемена. Он хочет стать счастливее, хочет из своего нынешнего места в жизни попасть в какое-то другое, хотя может еще и не понимать, в какое именно.
На следующем этапе он начинает перебарывать страх перед переменами. Из-за этого страха он может попасть в другую ситуацию — замереть, «окуклиться» и утратить способность реагировать. Он разочарован, а разочарование приводит к еще большему разочарованию. И вот, когда клиент попадает в порочный круг, в котором вынужден пребывать, пока ситуация не ухудшится до крайности или он не дойдет до последнего предела разочарования, применяется «пращевой» коучинг: вдосталь навертевшись в этом порочном кругу и приобретя нужное «ускорение», клиент сам вылетает из круга, словно камень из пращи. «Пращевой коучинг» болезнен, но это лучше, чем ничего.
Выбравшись из круга страха и разочарований, клиент нуждается в поддержке коуча. Взаимоотношения коучинга обеспечивают нужную структуру для этого и подталкивают клиента к цели. Осуществив действие, он достигает критической точки — перехода.
Эта модель перехода связана с двойной петлей коучинга, поскольку ограничивающие убеждения могут быть частью препятствий, мешающих продвижению клиента вперед. Пройдя точку перехода, он изменит убеждения относительно себя, окружающих и того, что для него возможно.
Одна из проблем, требующих внимания — утрата. Утрата похожа на маленькую смерть: клиент вынужден распрощаться с частью самого себя. Помню, как уезжал из Англии, чтобы воссоединиться с Андреа в Бразилии. Покинуть страну, где я провел всю жизнь, было нелегким решением; здесь есть многое, что я ценил и продолжаю ценить: цвет деревьев осенью, сентябрьская прохлада воздуха, перламутровые туманы, вкус шоколада «Кэтбери» и пасты «Мармайт» и еще многое другое. Андреа очень простым способом помогла мне изменить ощущение от утраты всего этого. Она предложила изменить всего одно слово. Думать не «утратил», а «оставил». Ведь «утратить (потерять)» — слово, имеющее негативный смысл. Оно подразумевает отсутствие выбора, событие, на которое вы не могли повлиять. Оставить же что-то означает наличие выбора, подразумевает ваше собственное решение. Когда я думал, что оставил Англию (а не утратил все, что ценил там), мне становилось гораздо легче. Тогда-то Андреа впервые и составила модель перехода.
После перехода перед вами открывается целый новый мир — бери и владей. Именно это и произошло со мной в Бразилии: выучить язык и начать говорить на нем (сначала, конечно, с трудом), наблюдать, как темнеет в сумерках фиолетовое небо Сан Паулу, есть незнакомую пищу в новых местах, расплачиваясь незнакомыми деньгами, проводить Рождество на пляже под жарким солнцем и любить каждую минуту пребывания в этом новом мире. Я обрел новых замечательных друзей, и мы общались сразу на пяти языках — жестов, тела, музыки, португальском и английском. Я стал совершенно по-иному ценить своих друзей в Англии, которые так поддерживали меня во всех моих переменах: вот когда мне открылось настоящая значимость дружбы.
Столько предстоит узнать и столькому научиться после того, как вы окажетесь по ту сторону перехода. И первое — как изменить свои привычки. Не только оставить старые (например, в одиночестве работать до рассвета), но и приобрести новые (например, работать вдвоем и делиться переживаниями).
И, наконец, после перехода открывается целый кладезь интересных проблем, с которыми стоит поработать. Так что модель перехода поистине трехмерна. Представьте ее себе в виде спирали, поднимающейся прямо с этой страницы и проходящей через мечты, одну за другой, начиная с той, которую вы реализуете в данный момент.
ПРИВЫЧКИ
Привычки — это то, что мы делаем не задумываясь. Они очень полезны. Нам хочется думать не обо всем, что мы делаем, а только об интересном. Привычки придают нашей жизни стабильность. Однако, когда мы хотим их изменить, они начинают сопротивляться. Чтобы изменить свою жизнь, преодолеть переход, нужно изменить некоторые привычки и сформировать новые.
Когда вы решате измениться, привычки могут стать проблемой. Будь вы хоть гигантом мысли или человеком чрезвычайной силы, но армия мелких привычек опутает вас, свяжет по рукам и ногам, словно лилипуты — Гулливера, так что вы с места не сможете двинуться. Как вы помните из известной книги «Приключения Гулливера», герой проснулся на берегу, опутанный сотнями тонких, но прочных веревок. И сделали это лилипуты, человечки, с десятком которых он мог справиться одним пальцем, не говоря уж о веревке, но сотни их, да еще застав во сне — одержали над ним победу. Связанный, он был беспомощен, и мы, повязанные своими привычками, чувствуем себя так же.
Многие привычки формируются еще в детстве, и мы никогда по-настоящему их не анализируем. Один из моих друзей рассказал, как в Индии приручают слонов. Слоненка, пока он еще маленький и слабый, привязывают за ногу канатом к столбу, чтоб не убегал. Слоненок, конечно, пытается, но постепенно сдается. Вот так он и растет, на привязи. Взрослого слона, приученного таким образом, можно привязывать уже и не канатом, а тонкой веревочкой, которую он, по идее, способен оборвать легким движением своей столбообразной ноги. Но ведь он еще с детства помнит, что рваться с привязи — бессмысленно, и больше даже не пытается. Такова сила привычки.
А что удерживает саму привычку? В НЛП используется термин «заякоривание». Заякоривание — процесс, при котором любой внутренний или внешний фактор становится триггером (спусковым крючком), заставляющим нас определенным образом реагировать на определенную ситуацию. Якоря — визуальные, звуковые или кинестетические триггеры, ассоциируемые с определенной реакцией или определенным состоянием.
Для нас якоря служат тем же, чем и для кораблей: удерживают на месте, не давая отойти от причала привычек. Жизнь сохраняет свою устойчивость, потому что мы окружаем себя якорями. Оглядите свою комнату. Что видите? Может быть, на стене висит или на столе стоит ваша семейная фотография, при взгляде на которую у вас сразу появляется улыбка и повышается настроение. Это — якорь позитивных эмоций.
Со страниц газет, с экранов телевизоров, из приемников на нас льются потоки рекламных объявлений, которыми рекламодатели стараются сформировать якорь позитивного восприятия их товаров. Нам показывают, например, довольную, улыбающуюся домохозяйку, с восторгом рассказывающую, как отлично она постирала белье или вымыла посуду тем или иным порошком или моющим средством.
Поэтому в супермаркете, завидев этот порошок или средство, вы ассоциируете его с позитивной эмоцией, виденной на экране, увязываете ее с расписанным качеством товара и стремитесь его купить. Или, проходя мимо какого-то конкретного супермаркета, вдруг вспоминаете о низких ценах и высоком качестве. Почему? Возможно, у вас в голове всплыл приятный мотивчик, притягивающий вас зайти туда за покупками.
Якоря бывают визуальными, например, люди, машины, одежда. Звуковыми — музыка, рекламный джингл или звук любимого голоса. Кинестетическими — прикосновение любимой рубашки, мягкость удобного кресла, расслабляющее тепло горячей ванны. Обонятельными или вкусовыми — запах больницы (и почему в них всегда пахнет одинаково?), вкус кофе или шоколада. Якорями могут служить слова, поскольку они связаны с конкретным ментальным представлением. Мощным якорем для идентичности является собственное имя. Якоря вызывают определенное эмоциональное состояние, и якоря мы, по большей части не замечаем, только состояние. Некоторые якоря нейтральны. Другие вводят нас в позитивное состояние. Третьи — в негативное. С точки зрения коучинга неважно, вызывает якорь позитивные или же негативные эмоции. Значение имеет лишь, что он привычен.
Первый шаг к перемене — осознать, какие якоря у вас имеются на данный момент. Поэтому одна из важных составных частей коучинга — дать клиенту возможность осознать свои повседневные якоря. Есть таблица (Часть IV «Ресурсы», стр. 249). А, осознав силу якорей, клиент поймет, и как тот или иной якорь запускает ту или иную привычку. Если он захочет измениться, то должен будет изменить и эту привычку. Это означает, что ему предстоит:
1) Осознать якоря, на которых держится эта привычка
2) Сформировать новую привычку, чтобы закрепить перемену
3) Создать новые якоря, чтобы закрепить новую привычку
Вот пример. Живя в Лондоне, я (Джозеф) работал на настольном компьютере. Я к нему очень привык и выработал множество привычек, помогавших мне работать на нем. Организовал на компьютерном столе рабочее пространство, знал, где какой документ лежит. Образовался прочный якорь: сесть за стол, включить компьютер и погрузиться в приятный процесс — якорь ресурсного, сосредоточенного состояния.
При переезде в Бразилию компьютер пришлось оставить. Оставить пришлось и все рабочие привычки, привычки, которые я скрупулезно вырабатывал годами, сконструировав из них целый рабочий режим, отлично работавший и прекрасно меня устраивавший. Привычки эти отнюдь не были плохими, но со всеми пришлось расстаться и создавать целый комплект новых якорей для работы уже с ноутбуком. Ноутбук был гораздо меньше, и рабочее пространство в моем кабинете в Бразилии изменилось. После начального периода растерянности я создал целый комплект новых якорей, и теперь чувствую себя даже более креативным. Ведь теперь на ноутбуке я могу работать не только у себя в кабинете, но и вообще в любой точке земного шара. Ноутбук сам стал для меня гораздо более мощным якорем для возникновения сосредоточенного рабочего настроения, которое появляется уже не только в кабинете, но и в номере отеля, да хоть в кресле самолета — стоит только раскрыть ноутбук. Для этого понадобились некоторые усилия, но они подкреплялись моими новыми целями и ценностями.
Одно ободряющее убеждение, помогавшее мне, заключалось в том, что я считал себя сильнее своей привычки. Ведь привычка — это то, что я сам выстроил, а значит, сам могу и разрушить. Будущее лучше прошлого — в этом я был уверен. Изменение якорей составляло необходимую часть построения этого лучшего будущего именно таким, каким я хотел его видеть. И теперь, пребывая в этом желаемом будущем — уже настоящем — я счастлив.
ОСОЗНАНИЕ
Мы реагируем на якоря без излишних размышлений, не осознавая данного момента. Действуем «на автопилоте» и на короткое время как бы теряем себя. Коучинг анализирует настоящее и проектирует будущее. Для обоих процессов необходимо как раз осознавать данный момент. Коуч действует как будильник, заставляя вас в нужное время проснуться и взглянуть, а что происходит вокруг. Клиенту же необходимо осознавать настоящий момент, иначе он не поймет, как управиться с проблемой. Ведь жизнь — это последовательность множества «сейчас», поэтому на них следует обращать внимание. «Сейчас» связывает настоящее с будущим.
Привычки сродни маленькому трансу: мы перестаем думать. Они, как речки, несут вас в определенном направлении, а вы не чувствуете движения, пока не начнете сопротивляться течению. Один из замечательных даров, которые коуч может преподнести клиенту — возможность выйти из потока и взглянуть на свою жизнь с отстраненной, но все же ресурсной позиции. Для этого существуют упражнения по самонаблюдению. Упражнения эти сродни духовным практикам, поскольку превращают вас в стороннего наблюдателя за собственной жизнью, и вы, вместо того, чтобы бездумно действовать, можете просто посмотреть на свои действия. Понаблюдав за собой таким образом, вы станете яснее представлять, какие изменения вам нужны.
Мы настоятельно рекомендуем вам давать своим клиентам упражнения по самонаблюдению. Их можно составлять для каждого конкретного клиента, в зависимости от его проблем. Благодаря этим упражнениям появляется стремление просто осознать свои поступки без того, чтобы считать их плохими или менять. Самонаблюдение вообще не ставит целью что-либо менять. Это не суждение, а просто наблюдение. Перемены наступят позже.