«Чего вы хотите?», «Что для вас важно?» и «Что может помешать вам достичь этой цели?» — вот примеры «провокационных» вопросов. Первым анализируются цели клиента, вторым — его ценности, а третьим — любые ограничивающие убеждения и препятствия, которые необходимо преодолеть.
Вопросы, начинающиеся с «почему (зачем)», обычно менее «провокационны». Их обычно задают, когда интересуются ценностями, но лучший вопрос о ценности — «Что для вас важно?». «Почему это важно для вас?» не настолько точен, потому что клиент может ответить описанием не своих, а чужих надежд или объяснениями, почему он поступил именно так.
Также и вопрос «Почему вы так поступили?» можно истолковать как несущий в себе элемент обвинения. Клиент может решить, что от него ждут оправданий его действий. И здесь он может ответить объяснениями или описанием не ценностей, лежащих в основе именно этого его действия, а событий, которые к нему привели, либо причин, по которым для достижения чего-то он поступил именно так.
Есть один вопрос, начинающийся со «что», в ответ на который клиент может поинтересоваться: «Что я обязан делать?». «Обязан» — глагол долженствования, глагол давления, он подразумевает наличие правила, которому клиент, по его мнению, должен следовать, и хочет, чтоб вы это правило ему сообщили. В сущности, он говорит: «Объясните мне, что делать. Дайте правило, которому я должен следовать». Ни под каким видом не поддавайтесь искушению пойти у него на поводу, даже если то, что он «обязан» делать, для вас ясно, как день. Лучшим ответом на такой вопрос будет другой вопрос: «Чего вы хотите?» Когда человеку ясны его убеждения, ценности и цели, он и сам поймет, что делать.
|
2. «Провокационные» вопросы, ведущие к действию
Они ориентированы на решение. Понимать умом недостаточно для решения проблемы или осуществления цели. Нужно что-то сделать.
3. «Провокационные» вопросы ориентированы скорее на цели, нежели на проблемы
Коучинг направлен скорее на настоящее и будущее, нежели на прошлое. Хорошие коучинговые вопросы двигают клиента в другое, лучшее будущее, а не зацикливаются на проблемах, корни которых в прошлом.
4. «Провокационные» вопросы скорее ведут клиента в будущее, нежели ищут объяснений в прошлом
«Провокационные» вопросы указывают путь вперед. Чтобы разрешить ситуацию, вовсе не обязательно точно знать, почему она возникла. Чтобы включить свет в темной комнате, нет нужды разбираться в теории электричества.
5. «Провокационные» вопросы содержат убедительные предположения, полезные для клиента
Вот какова основная структура хорошего коучингового вопроса:
Что (чего)... вы... глагол... позитивное будущее.
- «Что» делает вопрос конкретным и ориентированным на цель. «Вы» относится к клиенту и возлагает ответственность на него. Глагол означает действие. Позитивное будущее ведет клиента к желаемому будущему.
Это вовсе не формула, которой следует жестко придерживаться, а обычная базовая структура, к которой можно подходить творчески и импровизировать. Вот несколько примеров «провокационных» вопросов:
· Чего вы хотите?
Основной вопрос для выявления целей.
· Что за варианты есть у вас еще?
· Вопрос предполагает, что у клиента есть выбор.
· Что эта цель вам даст?
|
Вопрос для поиска ценностей, стоящих за целью.
· Что для вас в этом важно? Вопрос выявляет ценность.
· От чего вы готовы отказаться ради выполнения этого? Этот вопрос касается экологии цели, более широкой картины мира. Вдумайтесь в эту фразу. Вопрос предполагает, что клиент может и готов что-то отдать. Разительно отличается от вопроса «Чего вам придется лишиться ради выполнения этого?» Лишиться и отказаться — не одно и то же. Во-первых, у меня нет выбора, во-вторых, лишаясь чего-то, я могу страдать. Отказ же — доброволен.
· Что вы не готовы менять?
Более оспаривающий вопрос, и предполагает, что перемены возможны и зависят от клиента.
· Чего вы пытались достичь, делая это?
Хороший вопрос — если клиент сделал что-то, обернувшееся не тем, чего он ожидал. Он нацелен на результаты и выявляет намерения клиента. Намерения могли быть вполне добрыми, даже если результат и подкачал. В основе лежит предположение НЛП о том, что всякое действие имеет цель (любое поведение продиктовано позитивным намерением). Из этого вытекает следующий «провокационный» вопрос:
· Чему это вас может научить?
Хороший вопрос, когда клиент совершает ошибку; иначе говоря, его намерение не совпало с действием, или усилия вышли боком. Вместо того, чтобы устраивать «разбор полетов», вы этим вопросом поможете клиенту бесстрастно взглянуть на свой поступок и что-то из него вынести.
· Что в следующий раз вы сделаете по-другому? Вопрос, дополнительный к предыдущему.
· Что хорошего есть в нынешней ситуации?
Хороший вопрос об экологии. Предполагает, что в сегодняшней жизни клиента есть и хорошее, которое стоит сохранить. Вопрос важен, когда вы работаете с целями. В каждой ситуации есть и хорошая сторона.
|
· Что вы можете сделать, чтобы поступить по-другому? Предполагается, что клиент способен видеть разницу и поступать по-другому.
· Что может удержать вас от поступка?
Вопрос опять же нацелен на предполагаемое действие. Не следует игнорировать то, что может удержать клиента от этого действия.
И, наконец, четыре небезынтересных вопроса, полезных при экологической проверке:
· Что наихудшее может произойти в вашей жизни, если вы это сделаете?
Вопрос заглядывает в будущее и приглашает клиента оценить дурные последствия. Может быть полезен, если будущее туманно, поскольку ответ показывает клиенту, что виды на будущее вовсе не так безрадостны, как ему мнилось. Очень хорош также для «планирования недостатков». Если клиент готов справиться с наихудшим из непредвиденных обстоятельств, с самым неблагоприятным вариантом событий, и сам знает это, то двинется вперед с большей уверенностью в себе. Это знание придаст ему сил.
· Что наилучшее может произойти в вашей жизни, если вы это сделаете?
Хороший вопрос, чтобы привести клиента в приподнятое настроение. И, наоборот, заставит его понять, что награда не так высока, как думалось. Может быть полезным для осмысления.
· Что наихудшее могло бы произойти в вашей жизни, если бы вы этого не сделали?
Вопрос заставляет клиента понять, что отказ от решения — это фактически решение в пользу status quo и тоже не останется без последствий. Можно ведь выбрать : и бездействие. Но ничегонеделание только ухудшит ситуацию.
· Что наилучшее могло бы произойти в вашей жизни, если бы вы этого не сделали?
Вопрос, аналогичный предыдущему, но анализирующий как раз последствия бездействия.
Вопросы, начинающиеся с «что», чрезвычайно «провокационны».
Существуют также вопросы, начинающиеся с «как», но они вторичны. Вопросы с «как» анализируют метод, средство, которым клиент будет действовать. Они связаны в первую очередь с планом действий, который, однако, не разработаешь, не выявив сначала целей и ценностей.
Вопросы, начинающиеся с «когда», тоже полезны, но знайте, что, пустив в ход сперва «что» и «как» и получив на них ответы, вы можете решить и «когда».
Итак, вот общая последовательность вопросов в коучинге:
- Что (цели и ценности)
- Как (средства достижения)
- Когда (время)
В процессе занятий коучингом различные вопросы будут переплетаться подобно нитям в красивом разноцветном гобелене, по мере того, как коуч и клиент будут находить на них ответы. Язык, символика вопросов породят новое мышление, которое приведет к новым поступкам. Таков коучинг с НЛП в действии.
ОСПАРИВАЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Хорошие вопросы приносят нужную информацию и помогают прояснить, что клиент хотел сказать. Вопросы можно использовать и для того, чтобы оспорить пределы клиента, им же самим и поставленные, и открыть перед ним новые варианты выбора. Для этого коучу необходимо внимательно вслушиваться в те мысли, что стоят за словами клиента. Когда клиент использует такие формы слов и обороты, которые ограничивают его выбор, это означает, что ограничено и его мышление, поскольку язык отражает мысли. Если же ограничено мышление, это означает, что и выбор действий тоже ограничен. А НЛП, оспаривая и стимулируя к расширению словарный запас клиента, может открыть путь к действию.
Существуют несколько языковых шаблонов, к которым коучу необходимо прислушиваться. Эти шаблоны можно уточнить сразу же, а можно позже, когда полученные сведения увяжутся с другими проблемами клиента.
Необдуманные мнения
Мнения есть у всех, но в двух ситуациях они могут быть ограничивающими.
Во-первых, клиент может высказывать свое мнение так, словно это — факт. Но мнения основаны на убеждениях, а убеждения могут быть ошибочны. Однако по этим мнениям мы судим о себе и других.
Во-вторых, клиент может выдавать чужое мнение за свое. Тем самым он судит о себе и других не по собственным, а по чужим ценностям, например, ценностям родителей, друзей, коллег или тех, кто был для него авторитетом еще в детстве. Эти суждения могут быть совершенно отсталыми, но клиент не понимает, что они давным-давно устарели, поскольку никогда их не анализировал. Суждения и мнения, не принадлежащие самому клиенту, могут быть причиной неприятностей и беспокойства. Указывая на них, коуч дает клиенту возможность их оценить.
Еще одним видом суждений, в которые коучу следует вслушиваться, являются сравнения. Самым тщательным образом примечайте, когда клиент употребляет слова типа «лучше», «хуже», «плохой», «хороший» или «легче (проще)». Сравнения, если они основаны на нереальных или неподходящих сопоставлениях, тоже могут ограничивать жизнь клиента. Из-за них клиент может чувствовать подавленность или утрачивать мотивацию, если начинает примеривать себя к недостижимым стандартам или нереальным ролевым моделям (которые могут идти как раз от детских авторитетов) и ощущать собственную неадекватность, не понимая ее причин. Коуч может оспорить нереальные стандарты сравнения и заменить их более подходящими.
Некоторые клиенты всю жизнь пытаются жить по родительским стандартам, и потому, став взрослыми, чувствуют себя неадекватными. Для клиента куда более ободрительным (и реалистичным) было бы сравнивать себя с собою же прежним (например, несколькими месяцами ранее), нежели с невесть какими, совершенно непрактичными стандартами. В процесс коучинга клиент учится устанавливать собственные стандарты.
Наречия, типа «очевидно», «ясно», «разумеется (конечно)» и «определенно» свидетельствуют о суждении. Внимательно прислушивайтесь, когда клиент произносит: «Ясно, что... так...», «Очевидно, что... так...». Это может быть ясным и очевидным клиенту, но вовсе не обязательно — верным.
Следите, чтобы клиент имел собственное суждение и делал реалистичные сравнения.
Сверхобобщение
Обобщение — основа обучения: мы берем один-два примера из какой-то области и приходим к выводу, что все остальное в этой области такое же или действует так же. И очень часто оказываемся правы. Правилам вождения мы учимся на одной машине, но потом прекрасно справляемся и с другими. Так приобретаются привычки, которые облегчают нам жизнь.
Проблемы возникают в том случае, если мы обобщаем по нескольким нехарактерным примерам. Прислушайтесь, когда клиент употребляет слова типа «всегда», «никогда», «все», «никто», не подразумевающие ни малейшего исключения. Такие слова являются ограничивающими, поскольку вы предполагаете, что все вокруг сходно — делаете обобщение.
Услышав, что клиент делает обобщение, оспорьте его, особенно если оно относится к проблеме. Попросите клиента подумать, действительно ли его утверждение не имеет исключений. Если он скажет что-то типа: «Я всегда поступаю неправильно», спросите: «Всегда? И ни разу в жизни не поступали правильно?» Даже одно-единственное исключение разрушит обобщение. Если клиенту свойственно чрезмерно обобщать, это чаще всего служит признаком ограничивающих убеждений, стоящих за его словами.