- Убеждения — это правила жизни, правила, по которым мы живем. Эти правила могут быть воодушевляющими и ободряющими, расширять ваши горизонты и позволять вам достигать своих целей и придерживаться своих ценностей. Но могут быть и препятствиями, которые делают цели невозможными или недостижимыми для вас.
Убеждения — это принципы действия, а не пустые теории. Поэтому, если вы хотите понять, во что верит человек, присмотритесь к его поступкам, которые могут разительно отличаться от его рассуждений. Мы верим в закон тяготения и действуем в соответствии с ним, не стремясь его проверить попытками самостоятельно оторваться от земли. Закон тяготения не зависит от нашей в него веры. А вот наши взаимоотношения, способности и возможности очень зависят от того, верим мы в них или нет.
Мы формируем свои убеждения в результате жизненного опыта, а потом действуем так, словно они есть истина в конечной инстанции. В каком-то смысле убеждения — это самоисполняющиеся пророчества. Если вы верите в собственную привлекательность, то дружелюбны, искренни и открыты в общении с людьми и радуетесь этому общению. Люди же, со своей стороны, открываются вам навстречу, тем самым подтверждая справедливость вашего убеждения. Мы считаем, что убеждения формируются жизненным опытом, но в равной степени и жизненный опыт есть результат наших убеждений.
Это означает, что у вас есть выбор, во что верить, и что убеждения можно корректировать. Если вы довольны своими результатами, продолжайте действовать так же и держитесь своих убеждений. Если же нет — меняйте убеждения и начинайте действовать по-другому.
Убеждения можно и нужно менять. Но вера в то, что убеждения не есть что-то неизменное, для многих сама по себе является подрывом всяких убеждений, ибо людям свойственно считать убеждения чем-то незыблемым, словно все тот же закон всемирного тяготения. Убеждения «имеют», их «придерживаются», «утрачивают», «обретают». Никому не хочется что-то «утрачивать». Лучше говорить, что вы «отошли» от них или «переросли», чем «утратили».
|
Кроме того, наши убеждения носят личностный характер. Когда мир подтверждает их справедливость, то становится для нас понятным, предсказуемым и дает нам ощущение надежности и уверенности в себе. Мы даже способны с каким-то извращенным удовлетворением узнать о несчастье, если предсказывали его, основываясь на своих убеждениях. «Я же говорил», — вот что мы произносим в таких случаях, но не потому, конечно, что желали этого несчастья, а потому, что наши убеждения оказались справедливы.
Коучинг с убеждениями
Некоторые виды коучинга можно проводить, обходя убеждения. Когда клиент приходит к коучу, дабы усовершенствовать или приобрести навыки, он может уже верить в то, что может это. Точно так же, если клиент приходит с деловой или личной проблемой, коуч может помочь найти решение в рамках уже имеющихся убеждений. Это — коучинг «одинарной петли», поскольку коуч помогает клиенту достичь цели, проясняя ее, предпринять действие и получить обратную связь, а в процессе — обучиться.
Однако, если клиент сомневается в своей способности достичь цели, то коучу приходится анализировать его убеждения.
Коучинг, занимающийся убеждениями, могущественнее, поскольку не только решает проблему, но и меняет образ мышления, который вывел именно эту проблему на первое место. Это — уже «коучинг двойной петли», потому что она переводит убеждения клиента в петлю обратной связи. А поскольку убеждения о том, что возможно, действуют как незыблемые всеобъемлющие правила, клиент станет более креативным и в других областях своей жизни.
|
; Здесь клиент узнает, что его убеждения относительно проблемы — часть самой проблемы. Изменив убеждения, он приходит к необходимости предпринять иные действия, которые не только решат проблему, но и приведут к новому опыту за пределами контекста этой проблемы.
Начать работать с убеждениями клиента можно, в частности, дав ему заполнить таблицу «Убеждения в зависимости от времени» (см. «Ресурсы»). В ней анализируются убеждения разного возраста о возрасте, красоте, счастье, доме, любви, карьере и возможностях. Например, каковы были ваши убеждения о возрасте в детстве? Скорее всего, вы делили мир на детей примерно своего возраста и взрослых, которые были много старше. Затем в подростковом возрасте для вас существовали уже дети, ваши сверстники и старики (возможно, глубокие). После двадцати возрастная граница (категория «стариков») стала отодвигаться все дальше и дальше, словно линия волос. А о любви, каковы ваши убеждения были в детстве? А в подростковом возрасте? А после двадцати? Таблица четко показывает и доказывает, что убеждения меняются. Они могут меняться в результате жизненного опыта или же эволюционировать естественным путем.
|
Говоря с клиентом о позитивных убеждениях, проверяйте, отражают ли они уровень его идентичности. Например, один клиент может сказать: «Хочу обрести (иметь) счастье». Другой может сказать: «Хочу быть счастливым». Хоть звучит вроде бы и похоже, а внутренний смысл разный. Все, что я имею, принадлежит не мне, а чему-то вне меня и не является частью меня нынешнего.
В некоторых языках, например в португальском, для глагола «быть» («пребывать, находиться») имеются два эквивалента. Один подразумевает постоянство, некую неотъемлемую часть человеческого существа. В португальском это глагол ser. Другим глаголом обозначается нечто временное, соответствующее сиюминутному состоянию души и тела. В португальском это глагол estar. Поэтому во фразе «Я устала» («Я пребываю в усталости») я употребляю глагол estar — «Eu estou cansada». Но, называя свое имя — «Я Анд-реа» — говорю «Eu sou Andrea» и употребляю глагол ser. Устаю я время от времени, а Андреа я всегда. Уставая, я не утрачиваю своей идентичности, это состояние скоропреходящее, по жизни я не усталый человек. Но могу сказать «Я счастлива!» И неважно, что порой я печалюсь и огорчаюсь. По жизни я счастливый человек.
Английский язык не делает различия между разными состояниями нашего бытия, но коуч — должен. Иногда клиент делает обобщение, исходя из своего временного состояния или убеждения, и переносит его на свою идентичность. Его вводит в заблуждение язык. С временными негативными убеждениями иметь дело гораздо легче. Вот полезное правило для коуча:
Любое негативное убеждение делайте временным. ' Любое ободряющее убеждение делайте постоянным.
Учите клиента различать их, если язык этого не предусматривает.
ОБОДРЯЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ
Коучинг действует, исходя из ободряющих убеждений. Вот некоторые из предположений коучинга. Действуйте так, как если бы они были верны, и станете отличным коучем.
· Если хотите понять — действуйте.
Первый принцип коучинга: познание (обучение) заключается в действии. Перемены начинаются с действия, а не с понимания умом. Действие же приводит к познанию (обучению) и обратной связи. Действовать в коучинге — это двигаться к целям, придерживаться ценностей и проверять убеждения относительно себя и других.
· Неудач нет, есть только обратная связь.
Неудача — это всего лишь ваше суждение о промежуточных результатах. Если вы не достигли цели, это означает, что вы пока еще не достигли цели. Неудача — бессмысленное понятие, потому что вы не можете доказать обратного. Вы не можете сказать, что потерпели неудачу до тех пор, пока не сдались и не сделали тем свой выбор.
· Мы уже имеем все необходимые нам ресурсы, или можем их создать.
Не существует людей, не обладающих необходимыми ресурсами, существует только безресурсное (безнадежное) состояние разума. Задача коуча — выявить внутренние ресурсы клиента. Наша, подсознательная мудрость только и ждет, пока мы ее откроем.
· Все поступки имеют цель.
Наши действия не случайны. Мы всегда к чему-то стремимся, хотя и не всегда осознаем, к чему именно. Сами ставьте перед собою цели, в противном случае найдется немало желающих поставить их перед вами.
· Иметь выбор лучше, чем не иметь его.
Если вы предоставляете клиенту лучший выбор, более соответствующий его ценностям и убеждениям, он предпочтет именно его.
· Вы делаете все возможное и, вероятно, можете делать больше.
· Вы сами создаете свою реальность.
У нас у всех разный жизненный опыт, интересы, настроения, обязательства, предпочтения, антипатии и увлечения.
Поэтому, исходя из своего жизненного опыта, все мы формируем разные убеждения, преследуем разные цели и имеем разные ценности. Именно эти цели, убеждения и ценности и рисуют ту ментальную карту воспринимаемого нами мира, в соответствии с которой мы действуем так, словно эта карта и есть наша реальность. Карта может быть точной, подробной, позволяя прямо и свободно двигаться к намеченной цели, не натыкаясь на разнообразные помехи, а может быть и неверной, скудной, не отражающей даже видимых препятствий, сильно ограничивая свободу нашего движения. У коуча своя карта, и он должен уважительно относиться к мировоззрению клиента. Ведь его задача не совместить два мировоззрения, а дать клиенту булыиую свободу выбора, помогая нарисовать более точную карту его мира.
· Коучинг — это синергическое партнерство равных.
· Взаимоотношения — это не просто сумма двух частей. Если вы полагаете, что один и один будет всего только два, то вы всего-навсего забыли о соединительной силе «и».
· У клиента есть ответы. У коуча есть вопросы.
Эти предположения могут стать для коучинга ценными ресурсами. Скажем, у клиента трудные отношения с партнером. Вот если партнер перестанет..., то все сразу наладится. То есть клиент считает, что партнер ведет себя неразумно. Что может сделать коуч?
Во-первых, очень внимательно понаблюдать за клиентом, прислушаться к тону его голоса и провести калибровку. Затем попросить клиента выбрать одно из предположений коучинга или обдумать собственное и представить, что в данной ситуации оно верно. Пусть предположение, выбранное клиентом, звучит так: «Ты делаешь все возможное». Коучу следует попросить клиента представить на минутку, что это предположение в отношении его партнера на данный момент верно. На что это похоже? Что он чувствует? Какие еще мысли могли бы прийти ему в голову?
В нашем примере клиент вполне вероятно перестанет обвинять себя в плохих отношениях, поняв, что делает все возможное. Кроме того, осознает, что и партнер делает все возможное, в соответствии со своей картой реальности. И если бы ему предоставили лучший выбор, он предпочел бы его.
Теперь клиент переключился с желания изменить партнера на стремление изменить свое восприятие ситуации и посмотреть на нее не только собственными глазами, но и глазами партнера.
Коуч проводит калибровку клиента, пока тот размышляет об убеждениях. Пока еще они говорят и действуют совершенно по-разному. Клиенту еще невдомек, что убеждение, которое привело к переменам, верно всегда, стоит только применить его к ситуации.
И в конце коуч дает клиенту задание. В следующий раз, начав ссориться с партнером, пусть он вспомнит это убеждение, действует так, как если бы оно было верным, и посмотрит на результаты. Будут ли они отличаться от обычных? Почти всегда — да.
На следующем занятии коуч с клиентом могут обсудить эти отличия и то, чему клиента научила ситуация.
Вот резюме процесса.