Картина может получиться весьма разоблачительной. Если очков мало (меньше семи), продемонстрируйте клиенту его ограничивающее убеждение или, что он недостаточно думал о цели. Коучу следует уточнить: «Почему вы сомневаетесь?», «Что именно вызывает у вас сомнения?
А вы как коуч начисляете клиенту столько же очков, сколько и он сам себе? Например, клиент говорит «Я заслуживаю....», и, слыша сомнения, выраженное тоном его голоса и языком тела, вы даете ему семь очков. Он же начисляет себе десять. Уточните: «Вы уверены?»
Помните, что все это вы делаете ради того, чтобы клиент лучше осознавал себя. Некоторые ведь начисляют себе очки скорее за то, во что хотели бы верить, нежели за то, во что действительно верят. Убедитесь, что довольны конгруэнтностью и честностью клиента в его собственной оценке.
Второй способ идентифицировать ограничивающие убеждения — это поинтересоваться у клиента, почему он не добивается своей цели. Что, по его мнению, останавливает его? Из ответов будет понятно, что он воспринимает как ограничение, как свой потолок. Часто эти ограничения больше относятся к самому клиенту, нежели к окружающему миру.
Лучше всего прорабатывать их по принципу:
Что бы ни называл клиент в качестве помехи, это является
убеждением и исходит от него самого, а не из реальности.
Препятствия, которые ставит ему внешний мир, на самом деле рождаются из убеждений в его сознании.
Процесс ВСЗ
Для достижения цели клиенту необходимы:
Возможность. Цель достижима.
Способность. Он способен ее достичь.
Заслуженность. Он заслуживает цели (цель достойна его).
Возможность, способность и заслуженность — три ключа к достижению, процесс ВСЗ.
|
Возможность
Прежде всего клиент должен верить, что цель достижима — для него. В противном случае он даже и не попытается ее достичь.
Все мы люди, а не супергерои, поэтому наши физические возможности не беспредельны. Однако:
Мы не знаем своих пределов.
Мы этого и не узнаем, пока не достигнем их.
Очень часто мы ошибочно принимаем возможность за компетентность. Мы считаем, что нечто невозможно, хотя на самом деле просто не знаем, как это сделать.
Способность
Когда клиент верит, что цель достижима (возможна), он, по крайней мере, «в игре». Следующий блок заключается в том, что он считает себя неспособным достичь этой цели. Он ставит ментальный потолок своих достижений.
Коуч может дать клиенту одно основное и истинное убеждение:
Вы еще не достигли пределов своих способностей.
Единственное, чем вы можете доказать свою способность достичь цели, это тем, что достигнете ее. До тех пор вы своих способностей не знаете, и лучше в них верить. Вера в свою способность так же реальна, как и вера в неспособность. Вы никогда не сможете доказать, что не способны достичь цели, потому что не сможете доказать и обратного. Вы можете только сказать, что пока еще этого не достигли.
Когда-то считалось невозможным пробежать милю меньше чем за четыре минуты, но 6 мая 1954 года в Оксфорде это сделал Ричард Баннистер. А затем произошло странное: все больше и больше спортсменов стали пробегать милю меньше чем за четыре минуты, а два года спустя это делали уже десятки. Сегодня «невозможное» стало обычным явлением. Вот так своим достижением Ричард Баннистер изменил распространенное по всему миру убеждение о том, что возможно, а что — нет.
|
Поэтому попросите клиента не зашоривать разум рассуждениями о своей неспособности.
Иногда клиенты с готовностью и даже некоторым воодушевлением заявляют о своей неспособности сделать что-то. Они могут даже хвастаться своей ограниченностью, ошибочно принимая ее за скромность. Между тем, скромность означает отсутствие бахвальства тем, что вы можете сделать. Послушайте день-другой разговоры окружающих, и вы услышите, что они постоянно говорят о том, чего не могут сделать:
— Я не могу управляться с деньгами.
— Я не могу соблюдать диету.
— Я никуда не могу приехать вовремя.
Услышав от клиента нечто подобное, попросите его изменить язык и выразиться, например, так:
— Сейчас я еще не могу управляться с деньгами.
— Я не считаю, что хорошо управляюсь с деньгами.
— Сейчас у меня пока не получается соблюдать диету.
— Раньше я всегда опаздывал к назначенному времени.
Изменив язык, вы сделаете первый шаг к тому, чтобы изменить мышление, а значит, и убеждения.
Хорошим заданием для клиента, который направо и налево разбрасывается признаниями в собственном неумении, будет просьба не делать больше подобных признаний. Это вовсе не означает, что клиенту придется заявлять, будто он все это может и умеет. Надо просто перестать говорить о том, что он не может того-то или того-то. Поначалу ему будет неловко, но это — первый шаг к тому, чтобы реальнее относиться к своим способностям.
Неприятные последствия публичных заявлений о своем неумении состоят в том, что окружающие-то им верят. Они не ждут от вас успехов и потому не ободряют вас, и ваших заявлений не оспаривают. И тем самым только укрепляют ваше убеждение.
|
Еще одним шаблоном является поиск извинений и оправданий заранее. Клиент отыщет и сообщит вам тысячу причин, почему он уверен, что его ждет неудача, или начнет жаловаться на неблагоприятные обстоятельства. Обычно оправданий заранее ищут, когда полагают, что они непременно понадобятся. И тем самым заранее обрекают себя на неудачу. Может существовать масса причин, по которым клиент не добьется той или иной цели, например, его холодно примут на очень важном докладе, и он не сможет думать (и говорить) так четко, как хотел бы. Но даже в этом случае заранее оправдываться не следует — как раз и накличешь неудачу.
Заслуженность
Ну, и наконец, клиент должен верить в то, что заслуживает своих целей. Нередко в подсознании крепко сидит убеждение, внушенное еще в детстве: человек не заслуживает того, что не заработал тяжким трудом. Или: получить что-то можно не собственными усилиями, а только благодаря чьему-то великодушию. Некоторые клиенты уверены, что могут преуспеть лишь за счет чьей-то неудачи, и это делает их инконгруэнтными к успеху.
Задача клиента в этой ситуации — переоценить детство с той точки зрения, что он все-таки заслуживает, но окружающие так не считают — убеждение, проистекающее из мнения других людей. Иногда клиенту следует поговорить с родителями.
Один из самых замечательных результатов коучинга — чтобы клиент понял, что заслуживает тех чувств, которые испытывает, тех целей, к которым стремится.
Это приводит к проникновенным беседам, в результате которых клиент переоценивает всю свою жизнь. Свою роль здесь играют и культурные убеждения. Например, в Северной Европе широко распространено убеждение: если вы не заработали что-то тяжким трудом, значит, и не заслужили этого. Это усложненный вариант убеждения «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Чистой воды ложь, потому что в других культурах, в частности, в романских, доминирует диаметрально противоположная идея: если достижение цели требует тяжких усилий, не стоит и стремиться к ней. Начинайте «перетряхивать» такого рода убеждения, задавая вопросы типа:
— В результате каких событий вы сочли бы, что заслуживаете этого?
— При каких обстоятельствах вы бы заслуживали этого?
— Знаете ли вы кого-то, кто, по-вашему, заслуживает этого?