Просьбы и вызовы могут быть простыми и сложными, например:
Прочитайте книгу.
Посмотрите фильм.
Посмотрите видео.
Сходите на танцы.
Научитесь петь, или петь на людях.
Поговорите с детьми.
Рассказывайте детям сказки.
Поговорите со своим отражением в зеркале.
Вступите в драмкружок и сыграйте в пьесе.
Носите разную одежду.
Переоденьте часы на другую руку.
Купите другую газету, не ту, которую покупаете обычно.
Полностью смените дома мебель.
Задание может включать в себя и более сложные действия:
- Смоделировать суровое испытание. Если клиент, к примеру, боится начальника и вообще не может говорить с людьми, облеченными властью, вы можете дать ему задание опробовать в этом контексте все ресурсы, какие он только может применить. Можете даже попросить забраться на гору. Если он согласится, то перенесет обобщенный опыт этого вида храбрости на все остальные сферы жизни. В конце-то концов, если уж он смог забраться на гору, то обратиться к начальнику с просьбой о повышении не в пример легче, верно?
- «Прописать» определенные поступки. Тогда он сможет их контролировать, поскольку станет делать это намеренно. Например, если клиента обыкновенно перед докладом от страха бьет мелкая дрожь, попросите его перед началом выступления во всеуслышание признаться, что он «немного нервничает», и даже попробовать «поддаться» своему состоянию и усугубить его. Он вскоре обнаружит, что публичное признание помогло ему почти успокоиться, а намеренное усиление вообще избавило от этих признаков. Такие проблемы, как страх и беспокойство, имеют обыкновение усиливаться тем больше, чем больше мы им сопротивляемся.
- Смоделировать другого человека. Вы можете попросить клиента смоделировать другого человека, обладающего теми ресурсами, которые необходимы клиенту для ответа на вопрос или решения проблемы.
Реакция
|
У клиента могут быть три варианта реакции на просьбу или вызов:
- «Да». Клиент согласен. Теперь он становится ответственным за задание, и с него можно требовать отчета.
- «Нет». Клиент отказывается. Он не согласен с заданием, или вы в тот момент не нашли с ним достаточного взаимопонимания. Возможно, он просто еще не готов к такому заданию.
- Переговоры. Клиент принимает задание, но хотел бы обговорить детали, или у него есть более удобное контрпредложение, которое, по его твердому убеждению, направит его действия в то же русло.
Будьте внимательны, когда клиент говорит, что «постарается» выполнить задание. Как правило, это означает, что не выполнит или считает трудным. Глагол «стараться» уже подразумевает какие-то трудности, если не невозможность вообще. Если клиент говорит, что «постарается», попросите его сказать «да», «нет» или «это зависит от...» Тогда вы можете в случае необходимости обговорить новое задание. Не менее внимательны будьте, если клиент восклицает:«Я мог бы сделать это!» Попросите его произнести:«Я сделаю это!»
Результаты
Когда вы дали задание, клиент может выполнить его и научиться чему-то важному. Это — наилучший результат, но не всегда достигаемый на этом пути. Клиент может попросту забыть выполнить задание. Это имеет значение, если он взял на себя ответственность и пообещал его выполнить. Почему он забыл? Может понадобиться проверить прочность его обязательства и укрепить, заякорив напоминанием. Результаты обычно обсуждают на следующем занятии. Если клиент в течение двух занятий подряд забывает про задание или не находит времени его выполнить, значит, он не конгруэнтен к заданию, что бы он там ни объяснял, и вам следует основательно это обсудить. Никогда не обвиняйте клиента. Это — его задание, его ответственность и его жизнь. Всегда есть чему научиться, даже у забывчивости.
|
Есть и другая вероятность — клиент выполнил задание, но не считает результат хорошим. Это вы обсуждаете вместе. Чего ожидал клиент? Чему его научил этот результат? Возможно, понадобится другое задание с тем же смыслом.
Ответственность
В течение всего процесса коучинга клиент сам добивается результатов и сам за них отвечает и отчитывается. Коуч и клиент оба несут ответственность за процесс. Они — партнеры. Тот факт, что клиент сам хозяин своим результатам, не означает, что коуч не старается изо всех сил. Клиент и коуч работают в сотрудничестве, в союзе, где один и один — это больше двух, если они действуют согласованно. Взаимоотношения те же, что и у спортсмена с тренером. Помните, когда спортсмен выигрывает соревнования, на пьедестале почета он стоит один, окруженный восторженной толпой. Тренер не встает рядом с ним, хотя над достижением они работали вместе. Спортсмен может быть бесконечно благодарен тренеру за его часть работы, но сам результат и всю славу за него получает именно он.
Это означает, что клиент должен нести ответственность. Он сам отвечает за свои действия и, следовательно, за свою жизнь.
|
Ответственность может быть тяжким бременем. У многих она на веки вечные скрепляется с чувством вины, если что-то в жизни пошло не так. В слове «ответственность» корень — «ответ». Понятие это многозначно. Можно давать ответ на..., можно нести ответ за... Так вот, в коучинге в «ответственность» вкладывается первый смысл — давать ответ на... задания, просьбы, вызовы, которые дает клиенту коуч.
Вот три основных вопроса, чтобы сделать клиента ответственным за свои действия или задания:
1. «Что вы намерены делать?» Какие действия клиент намерен предпринять? Действия должны быть конкретны, своевременны и основаны на целях и ценностях клиента. Это могут быть задания, просьбы или вызовы со стороны коуча или клиент сам решает, что делать, основываясь на темах занятий. Обратите внимание на классическое построение вопроса: что... вы... глагол... позитивное будущее.
2. «Когда вы это сделаете?» Все действия должны осуществляться в соответствии с программой, иначе они останутся пустыми обещаниями. Обговорите точные и реальные сроки выполнения. Многие думают: «А неплохая идея сделать то-то и то-то». Но как часто, увы, замысел остается лишь «неплохой идеей» и никогда не трансформируется в действие. Так вот, этот вопрос контролирует, чтобы действие было.
3. «Как вы поймете, что добились успеха?» Действие должно давать определенные результаты. Коучу необходимо знать, что действие предпринято. Закончив его, клиент может позвонить коучу, послать факс или e-mail. А вот с обсуждением можно подождать до ближайшего занятия.
ПОДДЕРЖКА
Клиент нуждается в ней до, во время и после перехода. В качестве поддержки коуч помогает клиенту либо мысленно прорепетировать то, что он хочет сделать, либо установить поддерживающие повседневные якоря.
Ментальная репетиция
Все, что происходит во внешнем мире, должно сначала произойти в мире внутреннем, поэтому учите клиента мысленно репетировать свои цели и задачи. Тогда в его сознании они станут настолько реальными, что позже проявятся и во внешнем мире.
Ментальная репетиция — отличное средство самосовершенствования и наставничества. Но, как и любой процесс, имеет определенные правила, которым необходимо следовать. На одном из первых же занятий вы можете обучить клиента приведенному ниже процессу, чтобы в дальнейшем он мог сам применять его всякий раз, когда захочет.