Просьбы, вызовы и задания




Коуч подталкивает клиента к действию, давая ему задания, обращаясь к нему с просьбами и вызовами.

Вызов заставляет клиента тянуться за им же самим постав­ленные пределы.

Просьба побуждает клиента добиваться своей цели, пред­принимая конкретные действия.

Задание — вещь посложнее просьбы и вызова.

Урок клиент извлекает из обратной связи, а не из положи­тельного результата.

Клиент становится ответственным, когда берет на себя обя­зательства за свои действия и, соответственно, за свою жизнь.

Существуют три основных вопроса, чтобы сделать клиента ответственным за свои действия или задания:

— Что вы намерены делать?

— Когда вы это сделаете?

— Как вы это узнаете?

Клиент нуждается в поддержке коуча. Коуч поддерживает клиента:

— обучая его ментальной репетиции целей, или

— помогая ему установить определенные повседнедневные якоря

Коучинг считается завершенным, когда коуч и клиент прихо­дят к соглашению, что клиент добился того, ради чего пришел на коучинг, если только занятия не прервутся какими-либо дра­матическими событиями.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Если хотите понятьдействуйте. Идеи, приведенные в этой главе, можно опробовать несколькими способами. При жела­нии их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.

1. Вспомните какую-нибудь перемену, происшедшую в ва­шей жизни. Помните момент перехода? Что могло бы об­легчить вам этот переход? Какую привычку вы смогли из­менить?

2. Подумайте о какой-нибудь привычке, которую хотели бы изменить, например, грызть ногти.

Каковы достоинства этой привычки? Когда она возникла? Каковы ваши ощущения от нее? Как она вписывается в вашу нынешнюю жизнь? Всякий раз, осознав, что тянете пальцы ко рту, остано­витесь и скажите себе: «Значит, я выбираю это». Присмотритесь, как при этом меняется ваше восприя­тие этой привычки.

3. Начните развивать интуицию в отношении окружающих. Понаблюдайте за людьми в ресторанах и общественных местах. Обратите внимание, как они двигаются, как оде­ты, как жестикулируют. Попытайтесь угадать их возраст, годовой доход, семейное положение. Попытайтесь сочи­нить коротенькую историю об их жизни — где они роди­лись и какую жизнь вели прежде. Это забавно, и к тому же обострит вашу наблюдательность.

4. Упражняйтесь в наблюдении за собой, чтобы научиться лучше осознавать собственные мысли и суждения о своих целях. Не забывайте «остановиться и оглянуться» в конце каждого дня. Сядьте, расслабьтесь. Задайте себе следу­ющие вопросы, а ответы запишите в дневник:

— Что занимает мои мысли прямо сейчас?

— Кто мне сейчас наиболее близок?

— К кому я прямо сейчас испытываю наибольшее от­чуждение?

— Какие цели я проработал сегодня?

— Что я сделаю по-другому завтра?

5. Заполните «Таблицу повседневных якорей» (стр. 249). Что она говорит о вашей обычной жизни и привычках? Каким образом вы можете увеличить число повседневных яко­рей, которые приводили бы вас в позитивное состояние? Каким образом вы можете сократить число повседневных якорей, которые приводили бы вас в негативное состоя­ние?

6. Выберите какое-нибудь важное для себя знакомство (или родство) и поработайте с колесом перспектив (стр. 195 ори­гинала). Что вы думаете о своих взаимоотношениях с этим человеком с первой перцептуальной позиции? Запишите свои мысли в первый сектор. Перейдите на вторую пози­цию. Станьте тем человеком. Что вы думаете о своих вза­имоотношениях теперь, с позиции того человека? Запи­шите свои мысли и догадки во второй сектор. Какими эти взаимоотношения могут казаться стороннему наблюдате­лю? Запишите ответе третий сектор. Частью какой систе­мы вы оба являетесь? Как вписываются в эту систему ва­ши взаимоотношения? Как факт пребывания внутри этой системы влияет на ваши взаимоотношения — в сторону улучшения или же ухудшения? И, наконец, какие действия вы предпримете в результате своих догадок?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СНА...

Неожиданно мы оказываемся внутри собора, и он даже боль­ше, чем мы думали. Толстенные стены, очень холодные и влаж­ные на ощупь, сложены из огромных, темных камней.

Снаружи никто не услышит наших криков о помощи отсюда. Но каждое сказанное слово повторяет многократное гулкое эхо. Собор прислушивается к нам и повторяет наши речи холодным каменным голосом.

В нишах разбойником свистит ветер.

Подняв глаза, мы видим витражные окна, сквозь которые проникает мягкий свет, но его недостаточно, чтобы без опаски сделать хоть шаг. Слишком много тут темных уголков и неров­ных камней. Мы неподвижно стоим в молчании.

Женщина появляется в проеме входной двери; лампа в ее ру­ках отбрасывает длинные тени на пол и стены. Она легкой пос­тупью обходит помещение, зажигая свечи и давая нам возмож­ность осмотреться и решить, куда идти.

Теперь мы видим то, что прежде скрывала темнота, но дале­ко не все, и даже рады этому.

Женщина улыбается.

Мы пускаемся вперед, внимательно присматриваясь.

В одном углу обнаруживаются дивные произведения искус­ства, покрытые толстым слоем уже слежавшейся пыли. Похоже, они тут с незапамятных времен.

Женщина между тем с усилием пытается открыть маленькую дверцу, прежде не замеченную нами. В конце концов ей это уда­ется, и дверца открывается с ужасающим скрипом, свидетель­ствующим, что ее не открывали уже много лет.

Свет, хлынувший из-за двери, на мгновение ослепляет нас, уже привыкших к царящей здесь полутьме.

Мы видим дорожку из света, ведущую к металлической вин­товой лестнице.

Мы бегом бросаемся туда и...замираем как вкопанные перед предупреждением: «СТОЙ! ОПАСНОСТЬ! ДАЛЬШЕ ХОДА НЕТ!»

Мы оглядываемся, но женщины и след простыл...Где же она? Почему пропала как раз в тот момент, когда больше всего нуж­на? Она же должна сказать нам, что делать!

А лестница-то, похоже, ведет именно на крышу здания... Мы всматриваемся в ее спираль, но не видим ничего дальше перво­го витка.

Что же там, на лестнице, может быть такого опасного?

И кто написал предупреждение?

ЧАСТЬ III

КОУЧИНГ НА ПРАКТИКЕ

ГЛАВА 9

КОУЧИНГ В ДЕЙСТВИИ

  • В книге приведено множество инструментов коучинга и идей о нем. Теперь пришло время соединить их в занятия. Как мы используем все эти идеи на практике?

Вот одно из занятий коучингом, проведенное с клиен­том, который никак не мог решить, каким видом деятель­ности заняться. Несколько лет он был врачом, и одна из его целей состояла в том, чтобы посетить несколько заня­тий бизнес-коучингом. Звали его Робин.

Многие придают значение лишь словам, звучащим в бе­седах клиента и коуча. Однако мы полагаем, что язык те­ла клиента несет в себе столько же информации, сколько и слова, поэтому и описали то, что считаем важным.

Робин начал занятия с того, что уселся на собственные руки, скрестив ноги. Это можно истолковать как закры­тость, но мы еще не провели калибровку в отношении то­го, что это означало именно для него, поэтому решили проявить открытость.

Коуч: Какая цель стоит перед вами в данный момент?

Робин: Я хочу заняться другой работой. Я уже несколько лет работаю врачом и имею дело с людьми и их разного рода болячками. Причем народ по преи­муществу бедный. Но меня всегда интересовал бизнес. Пока еще я работаю, но постоянно ощу­щаю некое раздвоение.

Здесь коуч скопировал позу Робина, тоже скрестив ноги и слегка наклонившись вперед.

Робин: Буду ли я и дальше делать все, что в моих силах как врач [здесь он делает жест обеими руками влево], или же займусь бизнесом [тот же жест, но вправо], все это частично из-за денег. Но в бизнесе я могу сделать больше, и хочу больше зарабатывать.

К этому моменту коуч получил уже достаточно инфор­мации. Да, раздвоение имеется. С одной стороны (букваль­но), Робин хочет продолжать работать врачом. С другой — хочет перейти в бизнес, который принесет ему больше де­нег. Интересно также, что при визуализации хранящихся в памяти реальных образов и переживаний правшам (к ко­торым относится и Робин) свойственно смотреть вверх влево, а при визуазизации сконструированных образов — вверх вправо.

Сохраненные образы обычно приходят из прошлого, сконструированные же вполне могут являться из будуще­го. Следовательно, по тому, как Робин думает о своей дея­тельности, можно заключить, что врачебная уже принадле­жит прошлому, а вот бизнес — будущему. Робин также ут­верждает, что частью этого решения являются деньги. Деньги сами по себе — не ценность, но на них можно при­обрести многое из того, что Робин ценит. Коучу необходи­мо знать ценности, стоящие за обоими вариантами цели. Только тогда Робин сможет принять решение или прийти к компромиссу.

Тогда коуч выполняет возврат.

Коуч: Итак, с одной стороны [жест вправо от Робина], вы хотите заниматься бизнесом. С другой [жест влево от Робина], по-прежнему цените свою врачебную деятельность и возможность помогать людям. Кроме того, с обеих сторон важны деньги. Робин кивает.

Коуч: Значит, вот так ситуация выглядит со стороны [жес­ты вправо и влево и снова якоря на две разные ситу­ации, по одному на каждую сторону]... И как все это соотносится с разными половинками вашего Я?

Робин на минутку задумывается.

Робин: Слева — то, что знакомо, удобно и апеллирует к мо­ей ценности помощи людям. Ведь так много лю­дей мучаются разными хворями, которых вовсе не заслуживают. Особенно жутко видеть больных детей».

Коуч: Помощь людям?» [Возвращает ценность.]

Робин, кивая: «Справа — моя потребность в признании и сво­боде».

Коуч: «Итак, вкратце разные половины вашего Я можно описать так... Врачебная половина соотносится с помощью людям?»

Робин кивает. Коуч: «А бизнес-половина — с признанием и свободой».

Робин снова кивает.

На этом этапе коуч достиг взаимопонимания и прочно заякорил оба аспекта: бизнес справа, врачебную деятель­ность — слева. Первый уровень ценностей обоих аспек­тов ясен: признание/помощь людям. Цель должна более или менее согласовать оба, но как именно, пока неясно.

Коуч: «Можем ли мы представить в образах, на что это бу­дет похоже, или что будет типично для вас, когда вы станете работать в двух различных направлениях?»

Робин, глядя вниз, мягким тихим голосом: «У меня есть об­раз и очень ясное чувство относительно врачебной половины моего Я. Ему очень комфортно, оно чувствует себя совершенно «в своей тарелке» и аб­солютно спокойно».

На этом этапе коуч начинает преднамеренно жестику­лировать немного иначе, его жесты более округлы, сдер­жанны и направлены в обе стороны.

Следующий вопрос коуч задает мягко, неторопливо, совпадая с клиентом по тону голоса.

Коуч: «У нас есть образ [Робин так сказал], и у нас есть тон голоса [спокойный] вон там [жест влево]... Что-нибудь еще?»

Робин: «Да. [Смеется.] Я одет в какое-то старье!» Коуч: «Хорошо. А что там с другой половиной?»

Робин жестикулирует и смеется с неожиданным силь­ным воодушевлением.

Робин: «Вот здорово-то! Просто отлично. Я вижу себя бизнесменом, сидящим в зале заседаний совета директоров. И одет совершенно по-другому. Ши­карный костюм».

На этом этапе коуч замечает, что врачебная половина дает о себе знать в основном через звуковую и кинестети­ческую системы представления, а бизнес-половина — пре­имущественно через визуальную.

Коуч, оживленно, в более быстром темпе, стремясь совпа­дать по тону голоса с Робином: «У вас очень четкое представление о том, как выглядят эти два Робина, и в данный момент они вполне раздельны».

Коуч подтверждает визуальность бизнес-половины, го­воря, что обе возникают порознь.

Робин, быстро: «Да, я могу все бросить и приложить макси­мум усилий, невзирая... [замолкает и продолжает уже медленнее], но врачебная половина говорит мне: «Твой поступок не имеет смысла. Для реаль­ных людей это не имеет никакого значения, и во­обще это слегка отдает равнодушием».

Для этого сакраментального «Да, но...» характерна после­довательная инконгруэнтность. Иными становятся ценности, системы представления и даже интонации — одна за другой.

Робин: «Они теперь все здесь!» [Делает экспансивный, бо­лее широкий жест влево и вправо.]

Коуч: «Итак, мы их прояснили и еще больше обособи­ли». [Делает такой же широкий жест.]

Робин: «Да».

Коуч: «А врачебная половина, значит, считает, что в этом нет смысла. Смысл... что он вам дает?»

Коуч ищет ценности, стоящие за целью.

Робин, глядя вправо, тихим голосом: «Все. Это замечатель­но, когда в твоей работе есть смысл. Он дает ощу­щение собственной значимости. И я ощущал себя значительным».

Коуч: «А ощущать себя значительным — что это вам да­ет?» [Расспрашивает дальше, потому что не все сокровенные ценности еще выявлены.] Чем это важно — ощущать себя значительным?»

Робин, глядя вправо вниз: «Чувствовать свою душу. Это ведь дорогого стоит. Я же вижу, что во всем этом есть смысл, в том, что люди так нуждались во мне, и это было по-настоящему стоящим делом. Я чувствовал свою значимость. Я хочу быть нужным. А тем на самом деле заниматься не хочу...»

Коуч: «То может быть просто аспектом этого, но вовсе не обязательно заниматься всем. [Сопротивляется побуждению заниматься врачебной деятель­ностью.] Ясно, что здесь полно чувств. И есть ощу­щение своей значимости...» [Коуч говорит с той же интонацией, что и Робин, и подкрепляет слова тем же жестом.]

Интересно также, что в самом начале Робин упоминал, что работает с малоимущими, и это дает ему ощущение собственной значимости.

Робин: «Да, значимости».

Коуч, делая возврат: «Значимость для других, помощь лю­дям, ощущение своей значительности...»

Робин: «Хм-м-м...» [Соглашается, но смотрит по-прежне­му вниз, погруженный в размышления.]

Коуч: «За этой работой у нас стоят очень прочные цен­ности и эмоции, и это следует учитывать».

Робин: «Да».

Коуч делает калибровку тона голоса Робина, который опять отличается от предыдущего. Похоже, эти ценности — сокровенные для его цели работать с бедняками.

Коуч, меняя тон своего голоса и говоря быстрее: «А с точки зрения бизнес-аспекта, там [жест], что для вас важно?»

Теперь коуч приступает к поиску сокровенной цен­ности, стоящей за стремлением к бизнесу.

Робин: «Думаю, чисто внешнее признание и подтвержде­ние небессмысленности того, что я делаю».

Коуч: «А это чисто внешнее подтверждение, чем оно важно для вас?»

Робин закрывает глаза и хмурит брови, словно пытаясь с трудом разглядеть что-то на своем ментальном экране.

Робин: «Я многому учился, так что эти затраты, наверное, оправдаются. Мне говорили, что должны... [Он стискивает руки перед грудью.] Но почему-то я их там не вижу, не знаю, почему. [Замечает, что жес­тикулирует перед собой.] Я хочу знать, что не напрасно тратил время и деньги».

Коуч: «А если не напрасно тратили, то что для вас в этом важно? И что значит не напрасно?»

Коуч все еще докапывается до сокровенных ценностей.

Робин: «Не знаю... Признание... Мне нужно признание». [Скрещивает руки на коленях.]

Коуч: «А теперь давайте-ка соединим это с другой сторо­ной. Поправьте меня, если я ошибусь, но, по-моему некое признание уже сидит в вас самом. Ведь Роби­на-врача не беспокоит, что о нем подумают другие».

Робин: «Нет. Когда я занимаюсь лечением, я вполне само­достаточен, и больше ничье признание мне не нужно». [Робин смотрит вниз и глубоко вздыхает.]

Коуч: «Такое ощущение [применяет ту систему представ­лений, в которой обычно думает Робин], что некое признание имеется в обеих половинках вашего Я, просто приходит оно из разных направлений» [жесты вправо и влево].

Робин, улыбаясь: «Да».

Это ключевой момент первой части занятия коучингом. Две разных половинки Я клиента сошлись в одном поня­тии: в признании. Оно — ключевая ценность для обеих.

Коуч: «Итак, обеим половинкам вашего Я нужно приз­нание в обоих аспектах?»

Робин сидит выпрямившись, но слегка клонится вправо.

Робин: «Пожалуй, так».

Коуч: «Как же они сработаются, как обе получат то приз­нание, в котором нуждаются?»

Это — ключевой вопрос. Обеим половинкам требуется почитаемая ценность. Теперь мы подходим ко второй час­ти занятия коучингом — как с должным уважением отнес­тись к обеим половинам, дабы Робин мог ими воспользо­ваться. Робин уставился вперед, явно визуализируя. Коуч: «Как «Робин-врач» может помочь «Робину-биз­несмену» добиться столь нужного внешнего приз­нания?»

Здесь коуч просит Робина-врача помочь Робину-биз­несмену обрести нечто, очень для того важное (призна­ние). Ну как тут отказать?

Робин, быстро моргая: «Практически это уже происхо­дит. Хм-м-м... но не внутри меня. Внутри я все равно разделен надвое. Мне нравится моя энер­гичная и ухватистая бизнес-половина. Мне дей­ствительно нужно, чтобы меня заметили там, в де­ловом мире. Я хочу получить признание. Я хочу иметь деньги. Но я не смогу действовать так, как принято там [указывает влево], а там [указывает вправо] не смогу быть «по-биснесменски» рас­торопным и предприимчивым».

Коуч: «Так какой же из двоих Робинов настоящий?»

Робин: «Может быть, никакой».

Коуч: «А может, тот, у которого уже есть признание... Как бы вы могли, занимаясь бизнесом, удосто­вериться во внутреннем признании от помощи людям?»

Цель этого вопроса — заставить Робина задуматься о признании в двух ипостасях: самим собой и окружаю­щими.

Робин, глядя вправо вниз и прикрывая глаза: «Только как-нибудь измерив его».

Коуч: «Но это будет внутреннее признание — от вас са­мого. А есть ведь еще и внешнее — другими людьми».

Коуч работает с ценностью признания.

Коуч: «Для вас важно ощущать себя значительным и помогать людям».

Коуч опознает того Робина, который хочет быть вра­чом.

Робин: «Да».

Коуч: «Разве ваша бизнес-половина не будет помогать людям? А как иначе вы сможете получить их признание?»

Робин: «Звучит странно, даже для меня... Бизнес поче­му-то не кажется мне делом, направленным на реальных людей, по-моему, все происходит как-то отстраненно...» [Смотрит задумчиво и озада­ченно.]

Коуч: «Бизнес приносит доход. Бизнес помогает лю­дям жить. Все вещи, которыми мы пользуемся, изготовлены и приобретены посредством бизне­са. Бизнесмены жертвуют на благотворитель­ность. Как же он не направлен на людей?»

Коуч оспаривает непроанализированное убеждение Робина, что бизнес — не для людей.

Робин: «Да, это просто нелепо».

Коуч: «Итак, как вы себе представите примирение этих двоих?»

Коуч говорит очень открыто, намеренно не уточняя, кто «эти двое». Они могут быть двумя испостасями приз­нания, двумя половинами самого Робина, а могут быть признанием и Робином-бизнесменом.

Коуч: «Вы помогаете людям, приспособившись к среде бизнеса, и помогаете людям в другой среде, приспособившись и к ней. И получаете призна­ние от обеих...»

Робин, поглаживая подбородок и поднимая вверх закры­тые глаза: «Ммм-м-м-м...»

Коуч: «Представьте...»

Робин снова закрывает глаза.

Коуч: «Простите, вы все еще думаете...».

Робин: «Я просто визуализирую, как эти двое сходятся в центральной точке».

Коуч, тут же воспользовавшись идеей центра: «Она цент­ральная для вас, вы поместили ее туда. А что яв­ляется центральным для вашей бизнес-полови­ны, когда она получает признание и помогает людям?» Робин задумывается, сложив руки перед лицом.

Робин: «Признание, которое я получаю там [жест впра­во, к бизнес-половине], будет аналогично тому, которое я получаю там [жест влево, к врачебной половине]. Работа, которую я выполняю, охва­тывает весь диапазон». [Делает широкий жест слева направо.]

Коуч: «Итак, деловая среда и та, другая, разительно от­личаются друг от друга, однако работа, которую вы делаете... для вас все та же, и за нее вы полу­чаете признание и от себя, и от других. И эта ра­бота вас устраивает, и вы ощущаете себя значи­тельным... А как быть с тем, что работа для вас — главное, и вы хотите получить признание?»

Коуч сводит вместе ценности, общие для обеих поло­вин Я Робина.

Робин наконец-то пришел в равновесие — сел ровно и прямо, сложив руки в районе диафрагмы (по центру).

Робин: «Все прояснилось и сместилось в центр...» [Де­лает круговой жест в районе центра тела.]

Коуч: «Расскажите поподробнее». [Делает тот же жест.]

Робин: «Смерч... это похоже на смерч. Весь шум и все действие по краям, а в центре — тишина...» [Смеется.]

Коуч: «Вы все тот же, вы остались прежним и можете работать во всем диапазоне и ощущать собствен­ную значительность. Что же касается призна­ния, то порой вы будете больше признавать себя сами, а порой вас будут больше признавать дру­гие. А порой внутреннее признание будет совпа­дать с внешним. Вы представляете, как это бу­дет? И что при этом чувствуете?»

Робин, кивая и глядя в пространство: «Я ведь могу не пы­таться свести все воедино [еще круговой жест в се­редине], а пройти посередине, сосредоточив­шись на той работе, где помогаю людям. Мне вполне комфортно».

Коуч: «А что может по этому поводу сказать Робин-врач? Что вы чувствуете?»

Коуч проверяет, приемлемо ли это решение для вра­чебной половины, используя звуковую и кинестетическую системы, поскольку именно их включал Робин, говоря о сво­ей врачебной деятельности.

Робин, смеясь: «Намереваюсь прикупить новой одежды!

Теперь я смогу себе это позволить!» Коуч: А как отнесется к этой перемене Робин-бизнесмен?» Робин: «Да отлично. Из той половины ко мне все еще идут теплые ощущения... [Улыбается во весь рот, а потом хохочет.] Я обрел полную свободу пе­редвижения».

Коуч: «Больше ничего не хотите добавить?» Робин: «Моя бизнес-половина дала мне полное добро, и чувства раскрепостились. До этого я был, как в це­пях».

В конце занятия коуч дал Робину три задания. Одно — пересмотреть плату за его работу, на данный момент слиш­ком низкую. Другое — купить себе новой одежды, а третье — поговорить с другом, старшим управляющим в какой-то фирме, и разузнать поподробнее, как эта фирма работает. Это занятие было по сути целиком посвящено приня­тию решения. В начале решение было просто невозмож­но, поскольку две половины Я Робина боролись друг с другом, поддерживая совершенно разные ценности. И задачей коуча было, внимательно слушая, добиваясь взаимопонимания, совпадая по языку и выявляя цен­ности, найти ту ключевую ценность, которая соединила бы половины так, чтобы обе почувствовали себя удов­летворенными. У Робина были две цели, вроде бы про­тиворечащие друг другу. Ключевыми ценностями было ощущение собственной значительности для обеих поло­вин и признание Робина самим собой и внешним ми­ром. Именно эти две ценности и примирили его поло­вины.

Это занятие оказалось посложнее тех, где речь шла только об одной цели и соответствующих ценностях. Са­мые сложные решения требуются тогда, когда цели ка­жутся несовместимыми, а ценности — противоречащи­ми друг другу. Поэтому для хорошего решения необхо­димо отыскать ценности, залегающие на более глубоком уровне.

ГЛАВА 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: