Цели, ценности и убеждения




Коуч:

1. Работает с клиентом над преодолением ограничивающих убеждений.

2. Анализирует ценности клиента и помогает ему осознать их.

3. Не навязывает ему собственных ценностей.

4. Работает с клиентом над прояснением его целей и прове­ряет, конгруэнтны ли они его ценностям.

5. Предлагает ясно сформулированные действия, которые приведут клиента к его целям.

Составление плана действий и заданий

Коуч:

1. Создает возможности для непрерывного обучения клиента.

2. Дает клиенту соответствующие задания-вызовы, чтобы продвинуть его к целям.

3. Помогает клиенту разработать подходящий, поддающийся измерению план действий с четко намеченными сроками.

4. Составляет задания-вызовы, чтобы вывести клиента за им же самим поставленные пределы.

5. Признает ответственность клиента за взаимно согласо­ванные задания и действия.

РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОУЧИНГА

Коучинг в какой-то степени сродни работе тренера, пре­подавателя, консультанта, психолога, психотерапевта и на­ставника и широко применяет свойственные этим видам деятельности методики. Однако есть и ключевые отличия:

  • Психологи обычно работают с коррекцией проблем клиента. Клиенту некомфортно в его жизни или он ею неудовлетворен.
  • Психотерапия (и любая терапия) — для тех клиентов, кто стремится освободиться от психологических и/или физи­ческих симптомов.
  • Клиент нуждается в эмоциональном восстановлении. К психологу или психотерапевту клиент обычно обращает­ся, когда хочет просто избавиться от боли или диском­форта вместо того, чтобы идти к желаемой цели. И психо­лог, и психотерапевт скорее всего обратятся к прошлому опыту клиента и начнут работать с ним.
  • Тренинг — процесс приобретения знания или навыков посредством исследования и опыта. Тренер обычно явля­ется специалистом; он знает или умеет то, чего ученик не знает или не умеет. Тренингом, как правило, занимаются в группах, а не индивидуально.
  • Обучение похоже на тренинг, когда преподаватель знает то, чего не знает ученик, и обучает его напрямую. У учени­ка есть вопросы; у преподавателя — ответы. Тренинг и обу­чение похожи на коучинг в том, что обычно сосредоточи­ваются на навыках, но подход разный. Ученик получает знания и навыки напрямую от преподавателя или тренера.
  • Консультирование. Консультант уполномочен решать проб­лемы бизнеса и обычно имеет дело с самим бизнесом пол­ностью или определенными его частями, а не с людьми, в нем задействованными. Людям консультант как раз может порекомендовать коучинг как часть пакета бизнес-услуг.
  • Наставничество. Наставник — старший коллега, который дает советы младшему и служит ролевой моделью. Нас­тавничество сосредоточено на достижении цели, и вопро­сы в нем изучаются и обсуждаются в широком диапазоне. Наставник обычно обладает огромным опытом в сфере бизнеса клиента.

КОУЧИНГ

Вот пример возможных способов прийти к решению.

Элизабет прекрасно знала свое дело, была отличной про­давщицей, и ее повысили — назначили заведующей отделом. Теперь ей придется управлять своими же коллегами. Она при­нимает новую должность, но пребывает в недоумении: ведь она умеет продать товар, но не умеет руководить людьми. Она совсем не уверена, что талант к торговле автоматически делает ее хорошим руководителем. Она знает, что ее ждет немного восторженной поддержки, немного осторожного сотрудниче­ства и немного откровенной враждебности. Она не представ­ляет, как приблизиться к коллегам. Ей нужна помощь.

Психолог дал бы Элизабет совет и стал бы работать не­посредственно с ее эмоциональным и психологическим напряжением. Он не имел бы никакого представления о ее работе, кроме того, что она сама ему сказала бы. Он поста­рался бы поднять ее уверенность и веру в себя. Он не попы­тался бы сделать ее более компетентной в работе или нау­чить, как ужиться с коллегами.

Если бы Элизабет была расстроена, угнетена, встрево­жена, не могла бы спать и не справлялась бы с новой рабо­той, то можно было бы обратиться к психотерапевту. Врач работал бы с нею, чтобы снять напряжение, затем поста­рался бы найти для нее альтернативные способы работы, чтобы она не испытывала такого стресса. Врач попытался бы также поискать в ее прошлом причины такого неверия в собственные силы в подобной ситуации.

Если бы Элизабет не была в стрессе, то могла бы поду­мать о тренинге или обучении. Могла бы приобрести спе­циальные управленческие или коммуникационные навы­ки, которые помогли бы ей в ее новой должности. Или мог­ла бы пойти на курсы профессиональной подготовки именно по ее новой специальности, где преподавал бы спе­циалист по этим навыкам.

Ей можно было бы назначить наставника, старшего менед­жера, который обсуждал бы с нею новые проблемы и в свете своего опыта советовал, как лучше поступить.

Наконец, она вместе с консультантом проанализировала бы, как реструктурировать ее отдел или так организовать его работу и ее обязанности, чтобы они согласовывались с дея­тельностью всей организации. Он мог бы порекомендовать тренинг или коучинг ей или ее сотрудникам по отделу.

Коуч работал бы с нею разными способами. Признав состояние Элизабет стрессовым, коуч постарался бы, чтобы она поставила перед собой цель, как усовершенствовать свои навыки межличностных отношений, так и усилить веру в свои силы, а также узнал бы, что для нее важно в трудовой жизни. Он проанализировал бы ее мнение о себе и других и дал бы ей конкретные задания проанализировать свои проблемы и из­влечь уроки из трудностей, с которыми она столкнулась.

Коуч обсудил бы с нею, как на нее реагируют окружаю­щие, ее роль в этом, и как ей наилучшим образом ужиться с коллегами. Он мог бы дать ей задание поговорить с каждым из подчиненных в непринужденной обстановке и узнать, что их волнует. Элизабет вместе с коучем могли бы проанализи­ровать, какие вопросы и как следует задавать, чтобы полу­чить нужную информацию, и как слушать ответы. Следую­щим шагом было бы разослать каждому сотруднику служеб­ную записку, написанную от руки, в которой она благодари­ла бы за потраченное на беседу время и комментировала бы то, что обсуждала именно с этим сотрудником. Элизабет могла бы также обсудить со своим коучем, как выстроить служебные отношения со «старшими по званию».

Если она намерена хоть что-то менять, все изменения сле­дует досконально обсудить. Затем она должна сказать лю­дям, что она хочет сделать и почему. Возможно, ей понадо­бится коучинг по навыкам взаимопонимания, который мо­билизовал бы ее ресурсы, повысил бы уверенность, разъяс­нил бы цели и помог бы с определенными навыками, необ­ходимыми для того, чтобы осуществить задуманное.

Ну, и наконец, коуч последовал бы примеру консуль­танта и исследовал бы систему, в которой она работает. Ка­кую поддержку она получает от сотрудников своего отде­ла? Не становится ли ей от этого только тяжелее? Человек может работать с полной отдачей лишь в своей системе.

РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 3 ЦЕЛИ

Коучинг анализирует настоящее и проектирует будущее. Первый шаг к проектированию будущего состоит в том, что­бы дать себе направление, установив долгосрочные цели.

Некоторые клиенты могут всеми силами сопротивлять­ся установлению долгосрочных целей, потому что боятся разочароваться или чувствуют, что это нарушает естест­венность ход вещей. Ответ на эти возражения — что цели не цепи и не связывают вас по рукам и ногам, в вашей пол­ной власти в любое время изменить их. И никакой естест­венности хода вещей они не нарушают.

Цель каждого из нас — счастливая и наполненная жизнь, независимо от того, что это для каждого из нас оз­начает. Постановка долгосрочной цели лишь делает это счастье и наполненность чуточку конкретнее.

Ваши жизненные цели

Выберите 4—7 долгосрочных жизненных целей. Запла­нируйте их реализацию не менее чем на десять лет.

Устанавливать их очередность не нужно — все важны одинаково, и все будут действовать синергически. Чтобы правильно их себе поставить, воспользуйтесь колесом жизни. Не обязательно размещать по одной цели в каждом секторе колеса, но обязательно, чтобы цели охватывали следующие сферы вашей жизни:

Любовь, дружба, знакомства, семья

Досуг и развлечения

Деньги

Работа и профессия

Здоровье

Ценные достижения и духовная жизнь

Поскольку эти цели — отдаленные, они могут быть не очень конкретны и на данный момент даже казаться нереальными. Выразите их очень простым, позитивным языком, то есть, че­го вы хотите достичь, а не чего избежать. Цели эти пока не конкретизированы, и вы пока не знаете, достижимы ли они.

Обдумайте следующие вопросы:

Чего вы хотите достичь в течение десяти лет?

На что в прошлом вы хотели бы оглянуться?

Какими своими достижениями вы хотели бы наслаждаться

к концу жизни?

Что для вас поистине важно?

Цель1

Цель 2

ЦельЗ

Цель 4

Цель 5

Цель 6

Примечания

Пятилетние цели

Возьмите свой перечень долгосрочных (десятилетних) жизненных целей.

Перечитайте каждую и выберите те, которые нужно реали­зовать в течение следующих пяти лет, чтобы не сбиться с пу­ти к остальным, более долгосрочным (десятилетним).

Какие промежуточные шаги вам нужно предпринять? Где вы окажетесь, и что понадобится сделать за пять лет?





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!