Коуч:
1. Работает с клиентом над преодолением ограничивающих убеждений.
2. Анализирует ценности клиента и помогает ему осознать их.
3. Не навязывает ему собственных ценностей.
4. Работает с клиентом над прояснением его целей и проверяет, конгруэнтны ли они его ценностям.
5. Предлагает ясно сформулированные действия, которые приведут клиента к его целям.
Составление плана действий и заданий
Коуч:
1. Создает возможности для непрерывного обучения клиента.
2. Дает клиенту соответствующие задания-вызовы, чтобы продвинуть его к целям.
3. Помогает клиенту разработать подходящий, поддающийся измерению план действий с четко намеченными сроками.
4. Составляет задания-вызовы, чтобы вывести клиента за им же самим поставленные пределы.
5. Признает ответственность клиента за взаимно согласованные задания и действия.
РЕСУРСЫК ГЛАВЕ 2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОУЧИНГА
Коучинг в какой-то степени сродни работе тренера, преподавателя, консультанта, психолога, психотерапевта и наставника и широко применяет свойственные этим видам деятельности методики. Однако есть и ключевые отличия:
- Психологи обычно работают с коррекцией проблем клиента. Клиенту некомфортно в его жизни или он ею неудовлетворен.
- Психотерапия (и любая терапия) — для тех клиентов, кто стремится освободиться от психологических и/или физических симптомов.
- Клиент нуждается в эмоциональном восстановлении. К психологу или психотерапевту клиент обычно обращается, когда хочет просто избавиться от боли или дискомфорта вместо того, чтобы идти к желаемой цели. И психолог, и психотерапевт скорее всего обратятся к прошлому опыту клиента и начнут работать с ним.
- Тренинг — процесс приобретения знания или навыков посредством исследования и опыта. Тренер обычно является специалистом; он знает или умеет то, чего ученик не знает или не умеет. Тренингом, как правило, занимаются в группах, а не индивидуально.
- Обучение похоже на тренинг, когда преподаватель знает то, чего не знает ученик, и обучает его напрямую. У ученика есть вопросы; у преподавателя — ответы. Тренинг и обучение похожи на коучинг в том, что обычно сосредоточиваются на навыках, но подход разный. Ученик получает знания и навыки напрямую от преподавателя или тренера.
- Консультирование. Консультант уполномочен решать проблемы бизнеса и обычно имеет дело с самим бизнесом полностью или определенными его частями, а не с людьми, в нем задействованными. Людям консультант как раз может порекомендовать коучинг как часть пакета бизнес-услуг.
- Наставничество. Наставник — старший коллега, который дает советы младшему и служит ролевой моделью. Наставничество сосредоточено на достижении цели, и вопросы в нем изучаются и обсуждаются в широком диапазоне. Наставник обычно обладает огромным опытом в сфере бизнеса клиента.
|
КОУЧИНГ
Вот пример возможных способов прийти к решению.
Элизабет прекрасно знала свое дело, была отличной продавщицей, и ее повысили — назначили заведующей отделом. Теперь ей придется управлять своими же коллегами. Она принимает новую должность, но пребывает в недоумении: ведь она умеет продать товар, но не умеет руководить людьми. Она совсем не уверена, что талант к торговле автоматически делает ее хорошим руководителем. Она знает, что ее ждет немного восторженной поддержки, немного осторожного сотрудничества и немного откровенной враждебности. Она не представляет, как приблизиться к коллегам. Ей нужна помощь.
|
Психолог дал бы Элизабет совет и стал бы работать непосредственно с ее эмоциональным и психологическим напряжением. Он не имел бы никакого представления о ее работе, кроме того, что она сама ему сказала бы. Он постарался бы поднять ее уверенность и веру в себя. Он не попытался бы сделать ее более компетентной в работе или научить, как ужиться с коллегами.
Если бы Элизабет была расстроена, угнетена, встревожена, не могла бы спать и не справлялась бы с новой работой, то можно было бы обратиться к психотерапевту. Врач работал бы с нею, чтобы снять напряжение, затем постарался бы найти для нее альтернативные способы работы, чтобы она не испытывала такого стресса. Врач попытался бы также поискать в ее прошлом причины такого неверия в собственные силы в подобной ситуации.
Если бы Элизабет не была в стрессе, то могла бы подумать о тренинге или обучении. Могла бы приобрести специальные управленческие или коммуникационные навыки, которые помогли бы ей в ее новой должности. Или могла бы пойти на курсы профессиональной подготовки именно по ее новой специальности, где преподавал бы специалист по этим навыкам.
Ей можно было бы назначить наставника, старшего менеджера, который обсуждал бы с нею новые проблемы и в свете своего опыта советовал, как лучше поступить.
Наконец, она вместе с консультантом проанализировала бы, как реструктурировать ее отдел или так организовать его работу и ее обязанности, чтобы они согласовывались с деятельностью всей организации. Он мог бы порекомендовать тренинг или коучинг ей или ее сотрудникам по отделу.
|
Коуч работал бы с нею разными способами. Признав состояние Элизабет стрессовым, коуч постарался бы, чтобы она поставила перед собой цель, как усовершенствовать свои навыки межличностных отношений, так и усилить веру в свои силы, а также узнал бы, что для нее важно в трудовой жизни. Он проанализировал бы ее мнение о себе и других и дал бы ей конкретные задания проанализировать свои проблемы и извлечь уроки из трудностей, с которыми она столкнулась.
Коуч обсудил бы с нею, как на нее реагируют окружающие, ее роль в этом, и как ей наилучшим образом ужиться с коллегами. Он мог бы дать ей задание поговорить с каждым из подчиненных в непринужденной обстановке и узнать, что их волнует. Элизабет вместе с коучем могли бы проанализировать, какие вопросы и как следует задавать, чтобы получить нужную информацию, и как слушать ответы. Следующим шагом было бы разослать каждому сотруднику служебную записку, написанную от руки, в которой она благодарила бы за потраченное на беседу время и комментировала бы то, что обсуждала именно с этим сотрудником. Элизабет могла бы также обсудить со своим коучем, как выстроить служебные отношения со «старшими по званию».
Если она намерена хоть что-то менять, все изменения следует досконально обсудить. Затем она должна сказать людям, что она хочет сделать и почему. Возможно, ей понадобится коучинг по навыкам взаимопонимания, который мобилизовал бы ее ресурсы, повысил бы уверенность, разъяснил бы цели и помог бы с определенными навыками, необходимыми для того, чтобы осуществить задуманное.
Ну, и наконец, коуч последовал бы примеру консультанта и исследовал бы систему, в которой она работает. Какую поддержку она получает от сотрудников своего отдела? Не становится ли ей от этого только тяжелее? Человек может работать с полной отдачей лишь в своей системе.
РЕСУРСЫК ГЛАВЕ 3 ЦЕЛИ
Коучинг анализирует настоящее и проектирует будущее. Первый шаг к проектированию будущего состоит в том, чтобы дать себе направление, установив долгосрочные цели.
Некоторые клиенты могут всеми силами сопротивляться установлению долгосрочных целей, потому что боятся разочароваться или чувствуют, что это нарушает естественность ход вещей. Ответ на эти возражения — что цели не цепи и не связывают вас по рукам и ногам, в вашей полной власти в любое время изменить их. И никакой естественности хода вещей они не нарушают.
Цель каждого из нас — счастливая и наполненная жизнь, независимо от того, что это для каждого из нас означает. Постановка долгосрочной цели лишь делает это счастье и наполненность чуточку конкретнее.
Ваши жизненные цели
Выберите 4—7 долгосрочных жизненных целей. Запланируйте их реализацию не менее чем на десять лет.
Устанавливать их очередность не нужно — все важны одинаково, и все будут действовать синергически. Чтобы правильно их себе поставить, воспользуйтесь колесом жизни. Не обязательно размещать по одной цели в каждом секторе колеса, но обязательно, чтобы цели охватывали следующие сферы вашей жизни:
Любовь, дружба, знакомства, семья
Досуг и развлечения
Деньги
Работа и профессия
Здоровье
Ценные достижения и духовная жизнь
Поскольку эти цели — отдаленные, они могут быть не очень конкретны и на данный момент даже казаться нереальными. Выразите их очень простым, позитивным языком, то есть, чего вы хотите достичь, а не чего избежать. Цели эти пока не конкретизированы, и вы пока не знаете, достижимы ли они.
Обдумайте следующие вопросы:
Чего вы хотите достичь в течение десяти лет?
На что в прошлом вы хотели бы оглянуться?
Какими своими достижениями вы хотели бы наслаждаться
к концу жизни?
Что для вас поистине важно?
Цель1
Цель 2
ЦельЗ
Цель 4
Цель 5
Цель 6
Примечания
Пятилетние цели
Возьмите свой перечень долгосрочных (десятилетних) жизненных целей.
Перечитайте каждую и выберите те, которые нужно реализовать в течение следующих пяти лет, чтобы не сбиться с пути к остальным, более долгосрочным (десятилетним).
Какие промежуточные шаги вам нужно предпринять? Где вы окажетесь, и что понадобится сделать за пять лет?