САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ




Самонаблюдение — неотъемлемая часть аутокоучинга. У многих коучей есть привьика медитировать или каждый день в определенное время релаксировать и просматривать прожитой день. Хороший коуч с той же любознательностью, как и окружа­ющих, познает себя и то, насколько хорошим он может быть.

Вот некоторые вопросы о вас самих и вашей деятель­ности коуча, на которые стоит ответить:

  • Почему я занимаюсь коучингом?
  • Что я узнаю о других и о себе в процессе коучинга?
  • Что вызывает во мне ощущение дискомфорта, когда я про­вожу коучинг?
  • Что мне трудно понять в людях в моей работе коуча?
  • Что это говорит мне обо мне самом?
  • Какие из моих собственных убеждений оспариваются?
  • Что я узнаю о своих отношениях с людьми?
  • Когда мой коучинг наиболее эффективен?
  • Являюсь ли я ролевой моделью для своих клиентов в тех качествах, которые спрашиваю с них?
  • Над этими вопросами стоит поразмыслить, и не раз, а воз­вращаться к ним постоянно, чтобы развивать себя и свои навыки коуча.

Ловушки для коучей

В коучинге существуют несколько ловушек, в которые вы можете попасться. Опасайтесь следующих мнений:

  • Я должен быть значительным на каждом занятии.

Не должны. Вы никому ничего не должны. Вспомните о глаго­лах долженствования. Думая ими, вы оказываете давление на самого себя и станете только мешать коучингу. Лучше думать «Я буду значительным на каждом занятии; я могу быть значи­тельным на каждом занятии». Вы не только не должны этого, но и не можете контролировать собственную значительность, измерить степень которой может только клиент.

  • Клиент должен симпатизировать мне.

Нет, не должен. Он тоже никому ничего не должен. Многие клиенты могут вам симпатизировать; многие могли бы быть вашими друзьями в иных обстоятельствах. Но они не обязаны вам симпатизировать. Что между коучем и клиен­том необходимо, так это профессиональные отношения, основанные на взаимопонимании и доверии.

  • Я в некотором роде отвечаю за клиента.

Вовсе нет. Вы не должны заботиться о клиенте. Вы ему не отец и не мать. Впрочем, и он не должен заботиться о вас. Вы не его ребенок. Клиент сам несет ответственность за собственную жизнь. Если он пытается переложить ее на вас, со всем уважением верните ее ему.

  • Я должен разделить с клиентом его проблему и чувства.

Нет, не должны, хотя вторая перцептуальная позиция позволят вам понимать клиента лучше. Есть два типа вто­рой позиции. Одна — когнитивная (интеллектуальная). Когда между вами и клиентом наладятся взаимопонима­ние и вторая когнитивная позиция, вы поймете его мир и об­раз мышления. Это неоценимо в коучинге. Еще есть эмо­циональная вторая позиция. Она позволит вам почувство­вать то, что чувствует клиент. Но помните, это — чувства клиента, а не ваши. Да и проблему с ним разделять совер­шенно незачем, даже если какие-то из ваших проблем пе­рекликаются с нею. Это — проблема клиента.

  • Я должен разбираться в бизнесе клиента, чтобы провести с ним бизнес-коучинг.

Не обязательно. Клиент сам разбирается в своем бизне­се. Вам же, чтобы провести коучинг, необходимо понять его представления о бизнесе и опыт. Конечно, клиенту по­лезно будет рассказать вам о своем участии в бизнесе, но это-то вам придется узнать в любом случае, как бы хоро­шо вы ни были осведомлены о бизнесе. Вы можете про­вести и предварительное «дознание», зайдя на сайт этой компании, прочитав ее проспекты и купив ее продукцию. Но все-таки ничего не знать о бизнесе клиента может быть преимуществом, потому что тогда ваше восприятие будет свежим, и вы сможете задавать наилучшие варианты наив­ных вопросов — те, которые докапываются до самой сути того, что и почему делает клиент. Если ваши знания о биз­несе невелики, то эта малость, скорее, застит вам истину, нежели прольет на нее свет. Вы можете предположить то, что не будет верно, к тому же от предварительных сведе­ний ваша любознательность относительно опыта клиента заметно поубавится.

  • Я не должен конфликтовать с клиентом.

Вы можете конфликтовать с клиентом, если он старательно избегает взглянуть в лицо своей проблеме. Клиент может все ходить да ходить вокруг нее кругами, но вам-то нужно докопаться до сути. Если вы все это проделаете с взаимопо­ниманием, клиент согласится. Вам следует предупредить клиента об этом виде «раскопок» еще на первом занятии, когда вы разбирались с его ожиданиями, и испросить его согласия. Когда вы получите разрешение, все станет проще. Коуч — союзник лучшей части Я клиента, а для лучшей части Я клиента характерна честность, и потому ставить его лицом к лицу с его проблемой просто необходимо. Это не означа­ет, что коуч должен всякий раз подтирать нос клиенту. Коуч может решить, что за словами клиента стоит проблема, объ­яснить ее, но решительно приниматься за нее с этого мо­мента предстоит самому клиенту.

  • Я должен контролировать процесс коучинга.

Вы не можете контролировать процесс коучинга, так что даже и не пытайтесь. Если уж кто и контролирует его, так это как раз клиент. Даже само понятие контроля в этом случае — не самая удачная мысль. Контроль — механичес­кая модель, а коучинг — это люди, пытающиеся понять друг друга с самыми лучшими намерениями.

И в довершение еще несколько ловушек, которых коучу следует избегать:

  • Опережение. Коуч может поддаться искушению попытаться удержать контроль, опережая клиента. Независимо от действий или достижений клиента коуч дает понять, что обог­нал его, сообщая о собственных достижениях. Однако коуч и клиент не спортсмены на беговой дорожке и вовсе не сорев­нуются друг с другом. Результатами клиент распоряжается сам. Коучи же отличаются по тому, какой степени раскрыва­ются перед клиентом. Некоторые выбирают почти отстранен­ность психоаналитика, другие готовы чуть ли не вывернуть ду­шу наизнанку. Впрочем, это — крайности, а большинство коучей пребывают где-то посередине, но если они и рассказы­вают клиенту о собственных переживаниях, на то всегда есть причина, и причина состоит в том, чтобы помочь клиенту.
  • Суждение. Коуч должен уважать клиента, а не судить его. Начав судить, он сразу перестает понимать. Однако у коуча есть собственные границы, и он волен прекратить ра­ботать с клиентом, если утратил к нему уважение.
  • Психоанализ. Совершенно не обязательно объяснять кли­енту его поведение с точки зрения бессознательного с тем, чтобы подтолкнуть к действиям, которые изменили бы его жизнь. Многие клиенты и сами очень хорошо понимают свои затруднения, но это когнитивное понимание совершенно не мешает им цепляться за них всеми силами. Коучинг будет побуждать клиента к действиям и движению вперед, неза­висимо от его когнитивного понимания.
  • Приказ. Коуч может что-то предлагать, порой настоя­тельно, но ни в коем случае не приказывать клиенту пос­тупать определенным образом. Многие клиенты просят совета, но коучи советов не дают. Они лишь соединяют клиента с его целями и ценностями, давая клиенту воз­можность самому выбрать направление.

К МАСТЕРСТВУ

Традиционное обучение можно разделить на четыре ос­новных стадии:

  • Неосознанная некомпетентность. Вы не знаете чего-либо и в то же время не сознаете, что вы этого не знаете. Ког­да-то вы не знали и о коучинге, потом узнали, заинтересо­вались — и вот вы уже в следующей стадии.
  • Осознанная некомпетентность. Вы приступили к заняти­ям, к обучению, вы осознаете, что обучаетесь, и понимае­те свое нынешнее несовершенство.
  • Осознанная компетентность. Вы преуспели. Осознаете то, что делаете, ваши навыки стали привычными и проч­ными, но еще не автоматическими.
  • Неосознанная компетентность. Ваш навык стал автомати­ческим. Это и есть цель обучения. Если вы достигли в коу­чинге этой стадии — примите наши поздравления!

Однако различные навыки коучинга могут быть на раз­личных уровнях, например коуч может уже с неосознан­ной компетентностью задавать вопросы, а вот относитель­но взаимопонимания все еще пребывать в стадии осознан­ной компетентности.

  • И, наконец, приходит мастерство. Мастерство — больше, чем неосознанная компетентность, у него есть дополнитель­ное эстетическое измерение: оно эффектно и красиво, за мастером приятно наблюдать. Мастера видно сразу, с пер­вого же взгляда, хотя оценить его навыки трудно, потому что он делает все играючи. Достигнув мастерства, вам уже не приходится стараться, все ваши умения сливаются; вы вхо­дите в «состояние потока». Это когда все происходит как будто само собой. Чтобы достичь такого уровня, требуются время и усилия, но результаты просто волшебны.

Мы хотим, чтобы, достигая мастерства в коучинге, вы как можно больше опирались на эту книгу.

РЕЗЮМЕ

Коуч — лидер. Он развивается в трех направлениях:

1. Как действует

2. Что знает

3. Кем (каким) является

Кроме того, коуч развивает навыки:

Самообладания Взаимоотношений Понимания фактов и событий

Коучу следует избегать ловушек, полагая, будто он:

Должен быть значительным на каждом занятии. Должен непременно нравиться клиенту. В некотором роде отвечает за клиента. Должен разделять с клиентом его проблему. Должен разбираться в бизнесе клиента. Не должен конфликтовать с клиентом. Должен контролировать процесс коуч и н га.

Коуч никогда не:

Пытается обогнать клиента Судит клиента

Подвергает клиента психоанализу Приказывает клиенту

Мастерство в пределах вашей досягаемости. Овладейте им!

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Каждый день в течение 10 минут релаксируйте или меди­тируйте. Следуйте медитативной традиции (например, Транцедентальной Медитации — технике восстановления физических и духовных сил, основанной на индусских тра­дициях и состоящей в повторении про себя специальных мантр), либо просто расслабляйтесь и концентрируйтесь на дыхании. На что бы ни отвлеклось ваше внимание, прос­то отстраненно отмечайте, что оно отвлеклось, и снова сосредоточивайтесь на дыхании. Такая практика концент­рации позволяет глубоко расслабиться.

2. Каждый вечер в течение 5 минут просматривайте по од­ной своей привычке.

Откуда взялась эта привычка? Чему она служит? Что заставляет ее срабатывать? Как вы к ней относитесь?

3. Проведите инвентаризацию своей сути как коуча (Часть IV «Ресурсы» стр. 251). Это даст вам всестороннюю картину всех ваших ресурсов. Аналогичное задание можно давать и клиентам.

4. Кем вы себя представляете, ведя коучинг? Какова ваша метафора как коуча? Исследователь? «Будильник»? Тан­цор? Музыкант? Скульптор? Почему вы выбрали именно эту метафору?

5. Просмотрите вопросы о счастье.

Что вам нужно, чтобы быть счастливым?

Что это вам дает?

Чем это важно?

Что вы предпринимаете, чтобы достигнуть этого?

Что вас останавливает?

Сравните свои ответы с теми, которые записали ранее. Что изменилось?

ОКОНЧАНИЕ СНА

Ошеломленно озираясь, мы направляемся к центру собора. Далеко вокруг все тонет в темноте. Солнце, видимо, садится, потому что проникающий через двери дневной свет постепенно меркнет.

Мы выходим не оглядываясь.

Снаружи все то же. Люди занимаются тем же, чем занима­лись и прежде.

Раздается громкий шум. Тук! Тук!

Это старик с молотком в руке вбивает гвозди в три деревян­ных бруска. Он выглядит хилым, и мы проходим мимо. Его лицо напоминает скалу, отмеченную временем, истертую морем, солью, ветрами и волнами, но еще очень крепкую. Его неожи­данно ярко-синие глаза прячутся за усталыми морщинистыми веками. На нем очень старый свитер, некогда, в дни далекой мо­лодости связанный его возлюбленной. Теперь он висит на его ссохшемся хрупком теле.

— Что это вы делаете, мистер?

Он не отвечает, только забивает в брусок следующий гвоздь. На бруске написано: «Опасность!»

Мы подходим поближе и шепчем ему прямо в ухо: «Что это вы делаете, мистер?»

Он поднимает голову и смотрит прямо на нас. В глазах бес­покойство и интерес.

— Что?

— Что это?

— Моя дочь беременна. Я боюсь, как бы малыш не причинил себе вред, поэтому должен предупредить его прежде, чем ос­тавлю этот мир... Я научу его слову «опасность», он его запомнит и останется невредим!

Он с отсутствующим видом улыбается вдаль.

— Это вы развесили по всему собору предупреждения об опасности?

— Конечно, друзья мои! Особенно на той лестнице. Я видел, как дети бегают по ней вверх-вниз. Я не хочу, чтобы мой внук расшибся... Там очень опасно!

— Большое спасибо, мистер. Он снова улыбается.

Мы бежим обратно в собор, перепрыгиваем через предуп­реждения и несемся вверх по лестнице. Думая о детях, бегаю­щих вверх-вниз, мы смеемся над собой: ну, надо же, так боять­ся неведомо чего.

Мы добегаем до последнего марша лестницы, отбрасываем тя­желый занавес, скрывающий большую дверь, и видим, как в спо­лохах золота, серебра, фиолетового и других цветов, которым нет названия, наверное, ни в одном из языков, поднимается солнце.

Мы смотрим вниз и видим, что рядом со стариком стоит жен­щина. Он делает ей знак рукой, и оба садятся поговорить.

Через несколько минут он засыпает в ее объятиях. Она пере­кладывает его голову на удобную подушку и встает. Смотрит на нас снизу, и мы машем ей.

Она гасит лампу и уходит широко улыбаясь.

Мы будем помнить ее.

ЧАСТЬ IV РЕСУРСЫ

ОБЩИЕ РЕСУРСЫКОУЧИНГА

ЭТИКА И СТАНДАРТЫ

Далее приводится кодекс практической этики и нормы, разработанный Международным Сообществом Коучинга (МСК).

Этот кодекс обеспечивает четкие принципы, к которым присоединяется МСК и которыми регулируются поступки, складывающиеся в поведение, основанное на ценностях.

Принципы основаны на Общем праве; другими слова­ми, в них не формулируется в подробностях, что должен делать коуч, а излагаются руководящие принципы, в пре­делах которых коуч может вести себя свободно.

Поскольку все мы взаимозависимы, у каждого нашего пос­тупка есть два последствия: для других и для нас самих. Каж­дый поступок изменяет не только нас, но и окружающий мир.

Этика — это принципы действий, которые вы направля­ете на себя. Поэтому этика не может быть навязана кем-то или чем-то извне. Воздаяние или возмездие за этичность или неэтичность поступка уже заключены в нем самом.

А вот стандарты охватывают принципы действий, направленных на других. Они являются видимым резуль­татом ваших поступков, поскольку затрагивают окружаю­щих. Некоторые этические принципы тоже носят харак­тер стандартов в том смысле, что, поступив неэтично, вы нанесете вред другим или нарушите их интересы, и это бу­дет видно.

Этика и стандарты строятся на предположениях коучинга. Но коучи действуют так, будто для коучинга они ис­тинны:

  • Неудач не существует, существует только обратная связь.
  • Неудача — это всего лишь ваше суждение о сиюминутном результате. У вас не бывает неудач.
  • Если хотите понять — действуйте. Действие — это и ответ, и обучение.
  • Мы уже имеем все необходимые нам ресурсы, или можем их создать.
  • Не существует людей, не имеющих необходимых ресур­сов, существует лишь безресурсное, безнадежное состо­яние сознания. Мудрость, хранящаяся глубоко в нашем подсознании, ждет своего открывателя.
  • Все поступки имеют цель.
  • Действия не бывают случайными. Человек всегда пытает­ся достичь чего-либо, хотя и не всегда осознает, чего именно.
  • Иметь выбор лучше, чем не иметь его.
  • Если человеку предоставить наилучший выбор, в соответ­ствии с его целями и ценностями, он всегда предпочтет именно его.
  • Вы делаете все, что в ваших силах. Но, вероятно, можете делать больше.
  • Вы сами создаете собственную реальность.
  • Люди действуют так, словно начерченные ими менталь­ные карты и есть реальность. Но эти карты сдерживают их потенциал гораздо сильнее, чем любые ограничения, при­шедшие извне.
  • Коучинг — это синергическое партнерство равных.
  • Если вы считаете, что один и один будет только два, то по­тому лишь, что забываете о соединительной силе «и».
  • У клиента есть ответы. У коуча есть вопросы.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Доверие

В основе всех коучинговых отношений лежит доверие. Чтобы коучинг был максимально эффективен, клиент дол­жен доверять коучу. Доверие выстраивается не сразу; чтобы его сочли заслуживающим доверия, коуч должен проявить себя: продемонстрировать компетентность и порядочность.

Компетентность

В отношении каждого клиента коуч действует в меру своих способностей.

Коуч демонстрирует ключевые компетенции (стр. 222).

Коуч старается быть в курсе всех современных разработок в методологии коучинга. Коуч знает, на каком уровне находятся его навыки, и постоянно работает над их улучшением.

Коуч сознает собственные личные проблемы и гарантирует, что они не отразятся неблагоприятно на его профессиональных отношениях с клиентами. В случае необходимости он всегда мо­жет на ранней стадии получить профессиональную помощь от другого коуча или от соответствующего профессионала. Если лич­ные проблемы затрудняют общение с клиентами, коуч подумает над тем, чтобы это общение ограничить, а то и вовсе прекратить.

Порядочность

Коуч действует последовательно, выполняя соглашения и сдер­живая обещания.

Коуч гарантирует клиенту конфиденциальность, за исключе­нием тех случаев, когда сам клиент дает разрешение разгла­сить сведения о нем, или это не потребуется согласно закону.

2. Уважение к клиенту

Коуч обращается с клиентом с достоинством и уважением.

Коуч никогда злоупотребит доверием клиента и не вос­пользуется каким-либо своим преимуществом ни в личностном, ни в сексуальном, ни в финансовом плане.

Прежде чем сослаться на имя или данные клиента, коуч неп­ременно заручится его согласием.

Коуч никогда не станет навязывать клиенту своих собствен­ных убеждений, ценностей или взглядов.

Честность

Коуч сознает уровень своих навыков и квалификаций и чест­но рекламирует, продает и представляет их.

Коуч примет клиента только в том случае, если его собствен­ные навыки соответствуют потребностям клиента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: