Проводите калибровку клиента, точно распознавая его состояние по невербальным сигналам. Существуют три уровня калибровки — смотреть, видеть и примечать — и четыре уровня слушания — слушать, слышать, прислушиваться и слушать осознанно. Есть три врага слушания:
Ненужное мышечное напряжение Внутренний диалог Напряженный, углубленный взгляд.
Коуч должен уметь видеть ситуацию с разных точек зрения, из разных перспектив и при необходимости обучить этому клиента.
1. Первая позиция — это собственная реальность человека: его цели, ценности и интересы.
2. Вторая позиция — умение оценить реальность другого человека с его точки зрения.
3. Третья позиция — умение объективно и творчески увидеть взаимосвязь разных точек зрения глазами стороннего наблюдателя.
4. Четвертая позиция — это взгляд из системы, где пребывает клиент, например, его бизнеса или семьи. Прекрасная позиция для проверки воздействия его целей на систему.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Если хотите понять — действуйте. Идеи, приведенные в этой главе, можно опробовать несколькими способами. При желании их можно использовать и как задания для себя или своих клиентов.
1. Заведите ни к чему не обязывающий разговор и с открытой душой прислушивайтесь к собеседнику, не ведя внутреннего диалога. Не пытайтесь понимать или интерпретировать. Что нового вы сумели увидеть в собеседнике?
2. Какую из трех перцептуальных позиций вам, по-вашему мнению, легче всего принять?
3. Если вы предпочитаете одну позицию, составьте перечень ее достоинств при том условии, что вы в ней сильны. Затем составьте перечень недостатков. (Например, если у вас сильна первая позиция, вы хорошо знаете себя, то вас могут считать самоуверенным и упрямым. При сильной второй позиции у вас хорошо развито сочувствие, сопереживание, но это может привести к тому, что вы начнете пренебрегать собственными интересами. Сильная третья позиция значительно увеличивает объективность, но с риском дойти до полного «отчуждения» от мира.) Теперь составьте перечень достоинств, которые вы приобрели бы, усилив две другие позиции.
|
ГЛАВА 6
ОТВЕТЫЗАКЛЮЧЕНЫВ ВОПРОСАХ
- Итак, первое, пробное занятие закончено, и у вас — новый ^^ клиент. Что дальше? У коучинга есть структура. Вот ее обобщенное изображение:
Первым идет достижение взаимопонимания. С него следует начинать на первом же занятии и обращать на него внимание в каждой фазе программы коучинга. Со временем взаимопонимание перерастет в доверие.
Второй этап обобщенной структуры — работа над конкретными проблемами клиента. Именно они и привели его на коучинг. Иногда этими проблемами приходится заниматься в течение всего коучинга. Клиент, например, ждет помощи в решении какой-то проблемы или хочет усовершенствовать какой-то навык, и коучинг сосредоточивается на этом. Но чаще захватывает и другие проблемы, затрагивающие многие аспекты жизни клиента.
Начав работу над конкретной проблемой клиента, вы вступаете в фазу 3: установление его целей и ценностей. В этой фазе есть где развернуться. Цели и ценности — это краски, которыми клиент расписывает полотно своей жизни. Они — ноты его жизненной мелодии. У многих клиентов жизнь куда более скучна и бесцветна, чем они того заслуживают. Коуч открывает им двери в мир, намного более богатый красками, звуками и эмоциями.
|
В этой фазе коуч и клиент, работая рука об руку, превращают мечты клиента в реальность, начиная с долгосрочных целей. Они преобразуют проблемы в цели и разрабатывают план действий по их достижению. Вместе работают они и над тем, чтобы выявить ту силу, которая подпитывает цели, мотор, который толкает клиента вперед — его ценности, стоящие позади целей. Весь коучинг основан на целях и ценностях клиента. Его жизнь устремлена к этим целям, движимая его ценностями.
Как же коуч добивается такой трансформации? По большей части вопросами.
ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Вопросами можно добиться многого. На первом занятии коуч задает вопросы, чтобы получить информацию и установить факты. В последующих фазах он с их помощью анализирует убеждения и ценности клиента, выясняет образ его мышления, чего и почему он хочет и что может помешать осуществлению этих желаний.
Вопросы обладают одним странным качеством: на них не всегда получается ответить прямо. Они заставляют вас вспоминать свои переживания. Даже отвечая «Не знаю», вы все равно вынуждены обдумать вопрос и проанализировать свой опыт прежде, чем дадите такой ответ.
Вопросы похожи на прожектор, который высвечивает темные места. Хороший вопрос высветит новую область. Задавая клиенту «провокационный» вопрос, вы даете ему возможность по-иному «просеять» свой опыт и ресурсы и найти ответы, которые прежде ему и в голову бы не пришли. Клиент обычно ищет ответы в том, с чем хорошо знаком, однако их там нет, иначе он их бы уже нашел.
|
Расскажу притчу, которая, по-моему, известна всем, но тем не менее ее стоит повторить. Человек старательно ищет что-то под уличным фонарем. Прохожий останавливается помочь.
— Что вы ищете? — спрашивает он человека.
— Ключи, — отвечает тот.
— А где вы их потеряли? — интересуется добрый самаритянин.
— Так в доме.
— Погодите-ка, — недоумевает прохожий, — если потеряли в доме, то почему ищете-то на улице?
— Потому что в доме темно, — следует ответ, — и ничего не видно. А под фонарем светлее.
Коуч задает вопрос, освещающий нужное место.
Один из самых интересных вопросов мне (Андреа) задали на собеседовании, которое проводилось с целью выяснить, как я провожу коучинги и тренинги. Кому-то понадобилось проверить мои способности к коучингу и тренингу. Этим людям было интересно не просто посмотреть на меня в процессе моей работы, но и выяснить мои ментальные стратегии, цели и ценности по отношению к коучингу и тренингу. Я отвечала на их вопросы, не особенно раздумывая, поскольку все это уже обдумала раньше. Однако последний вопрос, прозвучавший на том собеседовании, разительно отличался от прочих: «Какой метафорой вы воспользовались бы, описывая себя как коуча и тренера?» Вот тут я задумалась... отпустила разум в свободное плавание и стала ждать какого-нибудь образа. Неожиданно я увидела себя исследователем древних пирамид, и этот образ приобрел для меня огромное значение.
— А почему именно исследователем пирамид? — поинтересовались у меня.
— Потому что когда знаешь, где искать, можешь найти сокровища там, куда никто прежде не заглядывал. Я представляю людей храмами, где глубоко упрятанные сокровища только и ждут своего открывателя!»
Вот такой была моя метафора коучинга: исследователь пирамид, тот, кто открывает драгоценные клады. И поняла я это благодаря хорошему вопросу, заданному в нужный момент.
Предположения
Метафора, заключающаяся в вопросе, необходима как мощный источник света. Вопрос действительно высвечивает какой-то один участок, но другие-то по-прежнему пребывают в темноте. Другими словами, вопросы направляют внимание клиента на определенную проблему, оставляя прочие в стороне. Почему так происходит? В основном из-за предположения, заключенного в вопросе. Предположение — это допущение, которое приходится принимать за истину, пока вы не начнете обдумывать вопрос.
Предположения содержатся во всех вопросах. Вы либо соглашаетесь с этими предположениями, если отвечаете на вопрос, либо сами задаете уточняющий вопрос (отвечаете вопросом на вопрос). Например, когда коуч спрашивает клиента: «Чего вы хотите?», предполагается, что клиент все же хочет чего-то. Клиент может перечислить свои цели или же ответить, что не знает. Оба ответа означают, что он согласился с предположением. Но клиент может ответить «Ничего не хочу». Это — совершенно другой ответ, отрицающий предположение, заключенное в вопросе. Он даже может подвергнуть сомнению само предположение, спросив: «А почему вы решили, что я вообще чего-то хочу?»
Не самым последним в искусстве задавать вопросы является умение встраивать в них ободряющие предположения. Ведь многие же задают вопросы с предположениями, совершенно бессмысленными или даже вредными.
Рассмотрим, например, вопрос: «Кто в этом виноват?» В вопросе заключены целых два предположения. Первое — что вина существует, и второе — что ее можно на кого-то возложить. Эти предположения не являются ободряющими и поддерживающими. Чувство вины всегда оглядывается, смотрит в прошлое. Чтобы объяснить, почему возникла проблема, оно ищет чью-то ошибку. Даже если возложить вину на кого-нибудь, проблемы это не решит. Более того, веря в понятие вины, клиент начинает считать, что в случившемся кто-то виноват, и возможно, даже должен быть наказан. Ему приходится верить, что проблемы не возникают, а порождаются людьми. При такой точке зрения, если вину нельзя возложить на кого-то другого, клиент вынужден считать виноватым себя, а это тоже отнюдь не освобождающее предположение, хотя в качестве побочного эффекта в нем все же есть некоторая позитивность, поскольку оно создает иллюзию контроля — как-то все объясняет.
Концепция вины чужда коучингу.
Вот еще пример порицающего вопроса: «Почему он старается вас обидеть?» На первый взгляд вполне безобидный вопрос: спрашивающий просто хочет получить информацию. Но в нем заключены предположения, что есть некто, старающийся вас обидеть, и обидеть именно вас. Коуч такого предположить не может, если только этого не произнесет сам клиент.
И последний пример: «Сколько еще вы намерены это допускать?» Здесь предполагается, что вы контролируете это (ситуацию). Если ситуация скверная, то ощущение обиды на творящуюся несправедливость усилится, поскольку вы пытались ее разрешить, но не преуспели. В коучинге этот вопрос можно истолковать как упрек в том, что клиент, понимая, что ситуация скверная, намеренно попустительствует ей.
Это все были примеры порицающих предположений. А вот примеры ободряющих вопросов (предположения приведены в скобках):
- Изо всех имеющихся у вас ресурсов какой, по-вашему, мог бы наиболее эффективно помочь разрешить эту ситуацию? (Ресурсов у вас много, есть из чего выбирать. Кроме того, в этой ситуации способны помочь именно ваши ресурсы.)
- Что мешает вам изменить...? (Вы можете изменить...) Ф Чему это может вас научить? (Вы способны научиться...)
Всегда следите, чтобы в ваших вопросах содержались полезные и ободряющие предположения.
Своевременность
Вопрос следует задавать, как и рассказывать анекдот, в подходящее время. Сейчас ваш вопрос может вызвать недоуменный взгляд, а задай вы его пятью минутами позже — и получили бы восторженный возглас «Эврика!» Как понять, в какой момент задавать тот или иной вопрос?
Своевременность вопросов частично зависит от вашей интуиции. А интуиция — это как раз и есть подсознательное, но точное понимание того, что, как и когда делать. Натренировать интуицию можно двумя способами.
1. Слушайте (внимательно)! Расслабьтесь. Отключите внутренний диалог. Спросите себя: «Что нужно именно этому клиенту в данный момент?» В голове у вас может вертеться самый замечательный вопрос, но подходит ли он именно этому клиенту в данный момент?
2. Проведите калибровку клиента. Обратив внимание на язык его тела и тон голоса, вы поймете, когда он будет готов к тому или иному вопросу. Хороший коуч, увидев невербальную реакцию клиента на первую половину вопроса, может сходу изменить вторую половину.
Когда вы научитесь лучше слушать и проводить калибровку, то сможете и лучше определять подходящий момент для вопроса, поскольку привыкнете слышать то, что стоит за словами, и примечать невербальные сигналы. Тогда все эти действия будут у вас получаться совершено естественно, вы перестанете их осознавать, а начнете задавать вопросы, основываясь на том, что видите и слышите. А осознанно будете замечать лишь, насколько лучше стали ваши вопросы.
Искренность и честность
По каким признакам вы понимаете, что клиент отвечает искренне? Откуда вам знать, не говорит ли он всего-навсего то, что, по его мнению, вы хотите от него услышать?
Во-первых, вы уже объяснили ему на первой встрече, как работает коучинг. Говорили, что лукавство, а тем более ложь в ответах приведут его к неудаче, поскольку коучинг проводится для его же пользы. Впрочем, у него всегда есть право просто отказаться отвечать.
Во-вторых, вы проводите калибровку клиента, и потому по языку его тела и тону голоса всегда можете понять, когда он затрудняется с ответом или отвечает неуверенно. Тогда вы можете либо оставить эту тему вообще, либо вернуться к ней позже.
В-третьих, коуч задает вопросы, исходя из открытого и искреннего интереса, побуждая тем самым и клиента отвечать со всей искренностью и честностью. Видя это, клиент и сам стремится давать честные ответы.
И, наконец, вы задаете и такие «провокационные» дополнительные вопросы, как:
— Что еще вы наблюдали?
— Как бы вы выразились, если бы вам не было дела до того, что я об этом думаю?
— Хотите что-нибудь добавить к тому, что уже сказали?