Каковы ваши убеждения об этом?
Как изменились ваши убеждения?
Если вы еще не достигли определенного возраста, выскажите предположение, какими могли бы быть в то время ваши убеждения.
Субьект | Детство | Возраст 15 | Возраст 25 | Возраст 35 | Возраст 50 | Возраст 65 |
Возраст | ||||||
Красота | ||||||
Счастье | ||||||
Дом | ||||||
Любовь | ||||||
Карьера | ||||||
Возможности |
РЕСУРСЫК ГЛАВЕ 8 ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЯКОРЯ
Проанализируйте якоря, как позитивные, так и негативные, на которые вы реагируете в повседневной жизни. Это относится и к личной, и к профессиональной жизни.
Якорь | Ваша реакция | |
Визуальный | ||
Звуковой | ||
Кинестетический | ||
Обонятельный и вкусовой |
РЕСУРСЫК ГЛАВЕ 10 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Выберите время и проведите тщательную инвентаризацию своей жизни.
Какие навыки вы приобрели?
Подумайте о каждом возможном контексте.
Какими знаниями вы обладаете?
Подумайте о своем образовании, специальных знаниях и о том, что изучили в школе жизни.
Кого вы знаете?
Перечислите всех людей, которых знаете или знали — коллег или деловых знакомых, прошлых и нынешних друзей, родных, наставников и учителей, приятелей и т.д.
Закончив, подумайте, как кто-то из них или все они могли бы стать ресурсами для вас как для коуча.
СЛОВАРЬ
Взаимопонимание: отношения доверия и готовность чутко реагировать на себя или других людей.
Внутренний диалог: разговор с самим собой. Внутренняя экология: см. экология.
|
Возврат (возвращать): кратко повторить содержание рассказа клиента, применяя его же ключевые слова, жесты и интонации.
Вопросы: задаются для того, чтобы по ответам выяснить истинную жизненную позицию клиента. Для клиента — возможность найти такой ответ, который продвинул бы его к целям и мечтам.
Вторая позиция: точка зрения другого человека.
Выбор или создание наиболее благотворного и полезного метода работы с клиентом, чтобы приблизить его цели, мечты и желательные перемены.
Генеративный коучинг: см. коучинг «двойной петли».
Доверие: уверенность в другом человеке, в том, что он выполнит свои обязательства. Для доверия необходимы два элемента: искренность и компетентность.
Докопаться до сути: по возможности ясно и точно определить суть проблемы клиента, не потеряв ни одного из оттенков смысла.
Домашняя работа: задание — вызов или просьба — которое клиент выполняет вне занятий. О результатах клиент отчитвается коучу в оговоренное время, удобное для обоих.
Жизненное равновесие: гармоничная взаимосвязанность всех сфер жизни клиента, всех его обязательств и потребностей, а также, насколько комфортно клиент ощущает себя в этой жизни.
Задача: направление и главная цель клиента.
Заякоривание: процесс ассоциирования одного явления с другим.
Инконгруэнтность: состояние отсутствия взаимопонимания с самим собой, внутренний конфликт, выражающийся f в поведении. Может быть последовательной, когда за одним действием следует другое, которое ему противоречит, или одновременной, когда вы, например, выражаете согласие, но сомневающимся тоном.
|
Интуиция: внутреннее понимание, которое приходит без участия и сознательной мысли или логического обоснования.
Как если бы: использование воображения для исследования последствий мыслей или действий, «как если бы» они осуществились в действительности, хотя на самом деле этого не происходит.
Калибровка: точное распознавание состояния собеседника с помощью чтения невербальных сигналов.
Клиент: партнер коуча по рабочему альянсу, цель которого — перемены, нужные клиенту. Клиент отвечает за результат. Коуч и клиент вместе отвечают за процесс.
Конгруэнтность: сочетание убеждений, ценностей, навыков и действий, позволяющее вам чувствовать себя «в своей тарелке». Конгруэнтность означает также пребывание в гармонии с самим собой.
Конечная цель: см. Цель.
Контекст: Конкретные установки, такие, как время, место, окружающие вас люди, придающие значение событию. Определенные действия вполне приемлемы в одном контексте (например, на сцене) и совершенно невозможны в другом (например, на улице).
Конфиденциальность: коуч не имеет права без согласия клиента передавать кому-либо полученные от него сведения.
Коуч: партнер клиента по рабочему альянсу, цель которого — перемены, нужные клиенту. Коуч помогает клиенту эти перемены осуществить.
Коучинг: содействие клиенту в анализе его поступков в свете его намерений, а также в осуществлении действий, которые приведут его к цели, большему счастью и самовыражению.
Коучинг двойной петли: коучинг, который помогает клиенту, работая с его убеждениями, в первую очередь, меняя образ мышления, породивший его проблему. (Также называется генеративным коучингом.)
|
Коучинг одинарной петли: коучинг, который помогает клиенту, обходя его убеждения.
Метафора: косвенное общение путем использования некоего рассказа или фигуры речи, подразумевающих сравнение. Явно или неявно метафора подразумевает, что одна вещь подобна другой. В НЛП под метафорами понимают сравнения, истории, притчи и аллегории.
Мечта: сочетание целей и ценностей, замысла и увеличивающегося смысла жизни.
Мозговой штурм: генерирование идей, альтернатив, перспектив или действий, без предварительного суждения об их правильности или соответствии. Не все они находят применение в дальнейшем, но позволяют найти новаторское решение проблемы.
Наставничество: когда старший коллега, более знающий и житейски умудренный, дает советы и служит ролевой моделью. Наставничество включает в себя беседы на самые разнообразные темы, не ограничиваясь рабочим контекстом.
Обратная связь: в коучинге обратная связь — это реакция коуча на слова клиента и реакция клиента на слова коуча. Обратная связь может быть закрепляющей, когда ведет к более или менее тем же поступкам, или уравновешивающей, в конечном счете приводящей к изменению поведения.
Обязательность: выполнение задания без тени сомнения, по->. скольку оно чрезвычайно важно с эмоциональной и
когнитивной точки зрения.
Оспаривать: с помощью определенных заданий (вызова или просьбы) побуждать клиента выйти за им же самим поставленные пределы.
Ответственность: ключевая часть коучинга. Клиент считается ответственным, когда принимает на себя обязательства за свои действия. Существуют три основных вопроса: Что вы намерены делать? Когда вы это сделаете? Как вы узнаете о том, что добились успеха?
Первая перцептуальная позиция: восприятие мира исключительно с собственной точки зрения. Осознание собственной внутренней реальности. Одна из трех различных перцептуальных позиций.
Переход: момент, когда вы от старой привычки уже избавились, а новая еще толком не закрепилась. Самый трудный момент в процессе коучинга.
Перспектива: конкретная точка зрения, например, с первой позиции (вашей собственной), со второй (другого человека) или с третьей (отстраненной, откуда можно видеть взаимосвязь этих двух точек зрения). Существует также множество разных перспектив, например, работы, семьи, экономики, политики и т.д.
Перцептуальная позиция: бывают первая, вторая, третья и четвертая позиции.
Предварительный фрейминг: заранее настроить клиента так, чтобы он придавал вашему действию то значение, которое вам нужно.
Предположения: идеи или убеждения, которые предполагаются заранее, то есть воспринимаются как должное и как руководство к действию.
Предпочтительная система представления: та, в которой человек чаще всего сознательно мыслит и организует собственный опыт. Особенно ярко проявляется в состоянии стресса.
Поддерживать: поддерживая клиента, вы защищаете его от него же самого, демонстрируете свою веру в его силы, даже если сам он в них не верит.
Подтверждение: признание идентичности или способности клиента осуществлять важные действия или понимать суть.
Прерывание состояния: использование любого движения или способа отвлечения с целью изменить эмоциональное состояние.
Промежуточная цель: см. Цель.
Просьба: обращение к клиенту с намерением подтолкнуть его к цели с помощью конкретного действия с его стороны. Прояснять: см. Формулировать.
Психологическая помощь: работа с клиентом, который ощущает дискомфорт или неудовлетворенность своей жизнью и ищет наставления и совета. Психолог корректирует проблемы клиента.
Психотерапия (и любая терапия): работа с теми клиентами, кто стремится освободиться от психологических и/или физических симптомов. Клиент нуждается в эмоциональном восстановлении и хочет избавиться от душевной боли.
Рамка: способ восприятия чего-либо, конкретная точка зрения. Например, рамка переговоров рассматривает поведение как своеобразную форму переговоров.
Ресурсы: все то, что помогает вам добиться результата. Например, физиологические состояния, мысли, убеждения, стратегии, опыты, люди, события, имущество, определенные места, где вы собираетесь действовать, истории.
Рефрейминг: понимание опыта под иным углом зрения, придание ему иного значения.
Самоуправление: забота о собственном эмоциональном состоянии как коуча, чтобы вы могли оказать максимальную помощь клиенту.
Системы представления: различные каналы, по которым мы усваиваем информацию, используя собственные чувства: визуальная (зрение), звуковая (слух), кинестетическая (ощущения тела), обонятельная (запахи) и вкусовая (вкус).
Создание альянса: формирование партнерства между коучем и клиентом.
Структуры: якоря, предназначенные напоминать клиенту о его мечтах, целях, задачах или действиях.
Третья позиция: точка зрения стороннего, но обладающего ресурсами наблюдателя.
Убеждения: обобщения, которые мы делаем относительно других людей, окружающего мира и самих себя и которые становятся принципом наших действий. Мы поступаем так, как если бы они были истинными, и они действительно становятся для нас истинными.
Уровни слушания:
1. Слушать: просто воспринимать звуковые колебания чужого голоса.
2. Слышать: слышать клиента, думая при этом: «Что это значит для меня?» Вы слушаете как бы изнутри, с позиций собственного опыта.
3. Прислушиваться: прокручивая в голове некую мысль, фильтровать слова клиента. Вы составляете суждение, постоянно участвуя во внутреннем диалоге.
4. Слушать осознанно: проникновенно прислушиваться с минимумом суждений.
Уточнять: убеждаться, что вы не втянуты эмоционально в проблемы клиента. Сохранять ресурсное состояние, даже если клиент говорит о проблемах, которые вы тоже считаете трудными.
Формулировать (облекать в слова): лаконичным простым языком суммировать переживания и опыт клиента. Другое значение — «прояснять».
Цели: желаемые достижения. Промежуточные цели являются, по сути, путешествием к цели. Конечная цель — это пункт вашего назначения, или результат.
Ценности: то, что для вас важно.
Четвертая перцептуальная позиция: восприятие ситуации с точки зрения системы, в которой ситауция возникла, например семейного или делового окружения.
Экология: анализ возможных последствий собственных мыслей и действий в рамках отношений, частью которых вы являетесь. Существует также внутренняя экология — то, как мысли и чувства человека сочетаются между собой, делая его конгруэнтным или инконгру-энтным. (См. Конгруэнтность.)
Якорь: триггер («спусковой крючок») нашей реакции, срабатывающий в зависимости от действия или состояния. Может быть визуальным, звуковым или кинестетическим.
БИБЛИОГРАФИЯ
Вот несколько очень полезных книг по коучингу и НЛП, послуживших основанием для подхода, который мы разработали и представили в этой книге.
Арендт, Ханна, The Human Condition («Человеческие проблемы»), University of Chicago Press, 1958
Барлетт, Ричард, Liberating the Corporate Soul (Освобождение корпоративной души»), Heinemann, 1998
Дойл, Джеймс С., The Business Coach: A Game Plan for the New Work Environment, («Бизнес-коуч: «план игры» в условиях Нью-Йорка») John Wiley & Sons, 1999
Друкер, Питер, The New Realities («Новые реальности»), HarperCollins, 1989
Флаэрти, Джеймс, Coaching («Коучинг»), Butterworth-Heinemann, 1999
Фортганг, Лаура, Living your Best Life («Проживите жизнь как можно лучше»), Thorsons, 2001
Голлуэй, Тимоти, The Inner Game of Tennis («Внутренняя игра в теннис»), Pan, 1986
The Inner Game of Golf («Внутренняя игра в гольф»), Pan, 1986;
The Inner Game of Work («Внутренняя игра в работу»), Техеге, 1986
Гоулмен, Даниэль, Emotional Intelligence («Эмоциональный интеллект»), Bloomsbury, 1996
Харгроув, Роджер, Masterful Coaching («Квалифицированный коучинг»), Pfeiffer, 1995
Эмери, Дэвид, What Makes a Champion?(«KaK делают чемпионов?»), HarperCollins, 1991
Ландсберг, Макс, The Tao of Coaching, («Дао (путь) коучинга») HarperCollins, 1999
Матурана, Умберто, и Варела, Франческо, The Tree of Knowledge («Древо познания»), Shambhala, 1987
Морган, Гарет, Images of Organisation («Образы организации»), Sage,1986
О'Коннор, Джозеф, NLP и Sport («НЛП и спорт») Thorsons, 2001
Leading with NLP, («Лидерство с НЛП») Thorsons, 1998; The NLP Workbook («Учебное пособие по НЛП»), Thorsons, 2001
Ристад, Элоиза, A Soprano on her Head («Сопрано у нее в голове»), Real People Press, 1982
Тайней, Дебора, You Just Don't Understn («Вы просто не понимаете»), Ballantine Books, 1990
УитморДжон, Coaching for Performance, («Коучинг для достижения») Nicholas Brealey, 1996
Уитворт, Лаура и др. Whitworth, Co-active Coaching («Обязательный коучинг»), Davies-Black, 2001
LAMBENT DO BRASIL
Компания Lambent do Brasil была основана Андреа Лейд-жес и Джозефом О'Коннором с главным офисом в Сан-Паулу, Бразилия.
У нас работают коучи, тренеры и консультанты наивысшей квалификации, помогающие развиваться как целым компаниям, так и отдельным людям.
Мы также являемся специалистами мирового класса по бизнес-коучингу. Компания проводит коучинг для всех желающих во всех странах мира собственными силами и силами своих партнеров, а также с помощью международной программы профессионального обучения коучей. Заходите на наш сайт www.lambentdobrasil.com.