Успешное функционирование на внешнем рынке сегодня невозможно без активного применения и постоянного развития методов международного маркетинга и инструментов глобальной логистики. Глобализация оказывает влияние практически на все стороны нашей жизни, включая бизнес-сферу, что приводит к формированию большого количества транснациональных компаний, использующих глобальные логистические цепи. Их развитию способствуют международные транспортно-экспедиторские и страховые компании, глобальные телекоммуникационные сети и другие структуры.
Термин «глобальная логистика» сегодня понимается как комплекс научно-практических представлений о стратегии и тактике создания, как правило, устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне [1]. Глобальная логистика характеризуется стремлением содействовать путем предоставления соответствующего теоретического и прикладного инструментария трансформации национального предпринимательства на его пути от концентрации и специализации в экономике отдельных стран к интеграции в мировое рыночное хозяйство. Именно глобальные логистические подходы позволяют находить наиболее эффективные пути и формы движения материальных ресурсов на мировом рынке.
Глобальная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций по управлению материальным потоком в международной торговле. Глобальная логистика предполагает разработку стратегии и тактики создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
|
Появление термина «глобальная логистика» отражает развивающуюся тенденцию в мировой экономике, которая характеризуется движением предпринимательской деятельности от ее специализации по отдельным странам и регионам к мультиорганизованному мировому рыночному хозяйству.
Основными задачами глобальной логистики являются формирование, управление и оптимизация материальных потоков на уровне макрорегиональных хозяйственных структур.
В области логистического менеджмента основными движущими силами его современной глобализации являются:
· продолжающийся рост мировой экономики;
· поиск новых резервов роста за счет выхода на новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран;
· создание большого количества компаний с широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными технологиями, составляющими основу интеграции в глобальных логистических системах, а также появление международных логистических посредников (транспортно-экспедиторских компаний, компаний по управлению экспертными операциями, внешнеторговых компаний) с развитой глобальной инфраструктурой;
· реализация процедур дерегулирования, проводимых для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития торговых и экономических взаимоотношений. Это облегчает движение капитала, товаров и информации через национальные границы.
|
Вместе с тем на пути развития глобальной логистики достаточно много барьеров, обусловленных различными причинами, в том числе различием политических систем, неодинаковым экономическим и социальным уровнем развития стран. Такие барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией.
Имеют место и финансовые барьеры, которые связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государств, ограничениями на ввоз капитала.
Следует помнить, что формирование логистической системы предприятия на макроуровне сопряжено с возникновением ряда существенных затруднений, а именно:
· отсутствием понимания руководителями высшего звена управления важности участия в построении и совершенствовании параметров тех логистических систем, в которые включено предприятие, с точки зрения извлечения из подобного сотрудничества долговременного и значительного эффекта;
· трудностями создания единого органа, координирующего сквозной материальный поток, а также наделения этого органа, носящего консультативный характер по отношению к объектам регулирования, определенными обязанностями и полномочиями в доступе к информации отдельных независимых предприятий, являющихся элементами данной логистической системы.
Существенной проблемой в развитии глобальной логистической системы предприятия выступает также наличие в стране значительного числа неформальных структур управления экономикой на всех уровнях народного хозяйства. Это выражается в высокой степени неопределенности и нестабильности нормативной модели управления, неполноте, неточности, недостоверности и несвоевременности информации, отсутствии правовой регламентации реальных процессов и видов деятельности.
|
Итак, глобальные процессы в экономике (в частности, формирование глобальных рынков) требуют глобализации логистики. Глобальная логистика строится на основе использования современных коммуникаций, включающих наработки информационных технологий. Развитие глобальной логистики в значительной мере связано с формированием виртуальных («пустых») корпораций, что в последнее время становится основным трендом глобальной экономики. Транснациональные корпорации реализуют свои глобальные логистические стратегии путем создания специализированных предприятий, централизованных запасов, а также путем использования метода отсрочки.
Экспортно-импортные операции в глобальных логистических системах требуют государственного регулирования и, как правило, связаны с большим, чем в традиционном логистическом менеджменте, объемом информации, более сложным документооборотом. Роль государства в этой сфере сводится к упорядочиванию потоков экспортно-импортных грузов, защите прав потребителей, предотвращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу товаров и протекционистской политике в отношении отечественных производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний как составляющих глобальной логистической системы. Важное место в глобальной структуре занимают зоны свободной торговли.
Таким образом, глобализация логистических систем позволяет:
1. Создавать большое число транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и сети.
2. Оказывать влияние на международную торговлю, социально-политические и экономические взаимоотношения между странами.
3. Формировать благоприятные условия для экспорта и импорта необходимой продукции.
4. Устранять излишние препятствия и ограничения в доступе хозяйствующих субъектов на рынки.
Анализ нынешних составляющих инфраструктуры движения материальных ресурсов на глобальном уровне позволяет сделать вывод о необходимости создания особых организационных структур, способных координировать потоковые процессы, связанных с внутристрановыми и внешними (экспортно-импортными) потоками, — логистических платформ. Последние представляют формы ассоциирования экономически и юридически самостоятельных участников логистических цепей и сетей, стремящихся к достижению общих стратегических и тактических целей оптимизации процесса движения материальных ресурсов с наименьшими трудовыми, материальными и финансовыми затратами. Из этого определения следует, что речь идет об образовании в рассматриваемой сфере общественного воспроизводства тех или иных вариаций интегрированных корпоративных структур.
Логистические платформы с известной долей условности можно подразделить на микро- и макроуровневые. В качестве примера первых можно привести формируемые в крупных городских центрах синдикаты по снабжению городов продуктами нефтепереработки (бензином, мазутом, дизельным топливом, горюче-смазочными материалами), объединяющие многочисленных владельцев автозаправочных станций различных форм собственности [6]. Это преимущественно сети, в которых наиболее эффективно работают хозяйствующие субъекты, сами представляющие интегрированные структуры и включающие звенья производства, транспортировки и реализации нефтепродуктов.
Под макрологистическими платформами понимаются региональные и межрегиональные (охватывающие экономические районы и их группы) объединения многих микрологистических платформ с образованием в каждом случае общего центра координации материальных, информационных и финансовых потоков, а также физического распределения продукции, с наличием складов общего пользования, крупных оптовых посредников и прочих компонентов логистической инфраструктуры.
Подобные платформы могут различаться в зависимости от:
· целей и задач;
· вида материального потока (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовая продукция производственного и потребительского назначения) и его количественных и качественных характеристик;
· параметров транспортно-дорожной сети (протяженности, наличия средств безопасности и связи);
· состояния инфраструктуры и производственно-технической базы, в том числе системы физического распределения продукции материально-технического назначения.
Однако в любой из макрологистических платформ имеют место: а) сопряжение интересов участников логистических цепей и сетей, по которым осуществляется движение материальных ресурсов; б) интеграция усилий и ресурсных потенциалов участников для получения синергического эффекта от рационализации товародвижения; в) достижение компромиссов и создание зон взаимной выгоды для участников.
Макрологистические платформы обязательно должны обладать такими рациональными характеристиками, как:
· единство вертикального управления на всех иерархических уровнях;
· организационное соподчинение всех звеньев платформы;
· общность принципов выявления платежеспособного спроса потенциальных потребителей.
С макрологистическими платформами естественно связывать перспективные, свойственные высокоразвитой рыночной экономике методы посреднической деятельности, включая выбор наиболее выгодных поставщиков продукции материально-технического назначения по совокупности критериев технико-технологического и экономического характера, а также применение гибких цен реализации материально-технических ресурсов в зависимости от конъюнктуры рынка. В этой связи формирование макрологистических платформ выступает как способ гармонизировать общегосударственные и региональные интересы с интересами хозяйствующих на рынке субъектов. К числу конкретных задач, которые могут эффективно решаться в рамках предлагаемых структур, следует отнести:
· стратегическое планирование производства и физическое распределение (в процессах снабжения и сбыта) продукции;
· контроль, учет и оптимальное управление объемами запасов материальных ресурсов и готовой продукции у производителей, в системах распределения и у потребителей;
· создание региональных телекоммуникационных сетей и систем связи для управления материальными, информационными и финансовыми потоками;
· рационализацию параметров региональных распределительных систем для различных материальных потоков;
· оптимизацию количества и территориального размещения баз и складов в распределительных сетях;
· создание современных транспортно-экспедиционных организаций, автоматизированных транспортно-складских комплексов и складов общего пользования.
Из приведенного перечня следует, что с образованием макрологистических платформ связывается, в частности, развитие сферы транспортно-экспедиционных услуг, в которой пересекаются интересы множества разнопрофильных хозяйствующих субъектов, включая физических лиц и виртуальных посредников. Применение логистических методов в деятельности всех без исключения участников рынка этих комплексных и ресурсоемких по самой своей природе услуг представляется острой необходимостью, иначе предприятиям будет чрезвычайно трудно интегрироваться в глобализируемое ныне информационное пространство и вместе с тем сохранить, а тем более увеличить свой конкурентный потенциал.
Переход на прогрессивные формы транспортного обслуживания организаций и населения во многом зависит от координации и концентрации не только транспортных, но и погрузочных, складских и других операций, связанных с технологией и организацией доставки грузов. В процессе формирования макрологистических платформ должна быть коренным образом модернизирована существующая система транспортно-экспедиционного обслуживания с созданием на ее базе более рационально организованной сети перемещения грузов [7]. Подобная сеть способна обеспечить создание новых комплексных технологий транспортировки и складской переработки грузов, а значит, и выбор оптимальных с точки зрения транспортных издержек географических и технологических вариантов перевозок. Возникающий при этом синергический эффект достигается путем интегрирования в единый комплекс ранее обособленных звеньев транспортно-логистической цепи — железных дорог, авиакомпаний и экспедиторских предприятий.
Таким образом, объединение субъектов хозяйственной деятельности в разноуровневые логистические платформы — одно из важных условий повышения эффективности функционирования инфраструктуры экономики в условиях глобализации мирового хозяйства. Согласование усилий государственных органов и рыночных субъектов на базе макрологистических платформ позволит рационализировать процесс движения материальных ресурсов, существенно снизить издержки во всех его фазах, и тем самым будет способствовать оптимальной интеграции экономики государства в систему международных экономических связей.
Выводы. Становление в Украине современного высокоэффективного рыночного хозяйства требует качественного совершенствования инфраструктуры экономики государства. В настоящее время она, особенно в сфере товародвижения, имеет специфические черты, отражающие наследие планово-распределительной модели управления и почти исключительной ориентации на внутренний рынок. В условиях глобализации мировой экономики предстоит на принципиально новых началах радикально улучшить общеэкономическую координацию деятельности товаропроизводителей, транспортных и торговых организаций, оптимизировать взаимодействие региональных, межрегиональных и внешнеторговых товаропотоков и обеспечить снижение транзакционных издержек. Это возможно лишь при условии задействования на всех уровнях, включая макроуровень, системного логистического подхода, способного выступить основой комплексного управления экономикой Украины, а также инновационным инструментом ее интеграции в структуру мирового хозяйства.