Транспортно- Логистические центры в системе транспортно – экспедиционного обслуживания




В условиях рыночной конкурентной среды, дерегулирования и децентрализации экономики решение проблемы обеспечения координации и взаимодействия в работе различных видов транспорта, развития смешанных (интермодальных) перевозок грузов по международным транспортным коридорам при комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании клиентуры требует применения принципиально новых подходов, в основе которых заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность формирования и развития интегрированных логистических транспортно-распределительных систем на региональном, межрегиональном и транснациональном уровнях.

Логистика как практический инструмент бизнеса получила достаточно широкое признание в лишь в 1990-е годы, тогда как в государствах Западной Европы, США, Японии и Австралии она стала применяться в 50 - 60-х годах и получила повсеместное распространение с конца 70-х - начала 80-х гг., пройдя несколько этапов своего развития, на протяжении которых видоизменялись критерии и концепции логистики в соответствии с эволюцией рыночных отношений.

Классическое понимание логистики связано с обеспечением доставки необходимого объема товаров требуемого качества в нужное время, в нужное место и с минимальными издержками.

Внедрение методов логистики в практику бизнеса позволяет значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, снизить себестоимость производства и затраты, связанные с перемещением товароматериальных потоков от производителя к потребителю, в среднем на 40 - 50 %, обеспечить наиболее полное удовлетворение клиентуры в качестве товаров и услуг.

В промышленно развитых государствах Западной Европы и США с логистическими системами связано получение 20 - 30 % валового национального продукта.

Быстро расширяющийся международный рынок логистических услуг создал предпосылки для формирования крупнейших макрологистических транснациональных экспедиторских компаний и производственно-транспортных корпораций.

В качестве приоритетной сформировалась концепция интегрированной логистики, основанная на консолидации участников системы грузов и товародвижения для обеспечения непрерывного и бесперебойного движения товаров, снижения совокупных издержек во всей логистической цепи при интеграции всех участников товародвижения путем достижения между ними экономических компромиссов. При этом интеграционным процессам на транспорте отводится ключевая роль в расширении международного сотрудничества.

Транспортные и экспедиторские предприятия уже в начале 1990-х годов поняли необходимость применения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки на основе создания мультимодальных терминальных систем, реализации смешанных перевозок внешнеторговых грузов, внедрения технологий доставки грузов «точно в срок» (just in time) и «от двери до двери», развития современных телекоммуникационных систем, обеспечивающих грузоперевозки.

Крупные транспортно-экспедиционные компании стали создавать свои терминалы и таможенные склады, транспортно-распределительные логистические центры, системы информационного обеспечения перевозочного процесса, грузопереработки и логистического сервиса.

Комплексная система транспортно-экспедиционного обслуживания предусматривает выполнение следующих основных функций, направленных на полное освобождение клиентов от всех несвойственных им видов деятельности:

· подготовка и оформление плановых, перевозочных, коммерческих и расчетных операций при получении заказа на комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание;

· осуществление погрузочно-разгрузочных работ при приеме и сдаче груза клиентуре и на терминалах, а также при передаче груза с одного вида транспорта на другой;

· переработка грузов на терминалах и оформление грузовых партий, осуществление упаковочных работ, маркировка грузов, формирование пакетов;

· организация перевозок грузов в контейнерах и контрейлерах;

· предоставление клиентуре складских услуг, предусматривающих краткосрочное и долгосрочное хранение продукции клиента на терминале;

· организация перевозок грузов в смешанном сообщении: завоз (вывоз) грузов (контейнеров) на железнодорожные станции, речные и морские терминалы и аэропорты, обеспечение своевременной и качественной магистральной перевозки грузов с полной ответственностью экспедитора за весь перевозочный процесс;

· введение централизованных расчетов за все операции и товародвижение в целом;

· информирование клиента о месторасположении груза, транспортного средства, себестоимости перевозок грузов и тарифах на различных видах транспорта, введение электронного документооборота;

· предоставление услуг по страхованию грузов и обеспечению охраны при их складировании, перегрузке и перевозке;

· оказание консультационных и посреднических логистических услуг как перевозчикам, так и обслуживаемой клиентуре по выбору вида транспорта и типа подвижного состава, маршрута следования груза, организации обслуживания по типу «точно в срок», применению специализированных типов подвижного состава;

· выполнение посреднических функций между перевозчиком и клиентом при заключении договора (контракта) на перевозку и комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание.

Коммерческое посредничество может предусматривать также выкуп груза с последующей его реализацией.

Особенно важную роль играет организация комплексной системы транспортно-экспедиционного обслуживания в транспортных узлах при взаимодействии нескольких видов транспорта.

Главным функциональным элементом системы транспортно-экспедиционного обслуживания служат терминалы, сооружаемые в узлах транспортной сети, в пунктах стыка магистральных видов транспорта и местного, выполняющего функции подвоза-развоза грузов клиентуре. При этом имеется в виду, что через терминалы проходит большинство грузов, следующих в междугородном и международном сообщениях.

На терминалах осуществляется технологическое взаимодействие различных видов транспорта на основе централизованного управления перегрузочными и другими операциями, связанными со складской переработкой и сервисным обслуживанием клиентуры и подвижного состава.

В отличие от складских предприятий, выполняющих функции складирования и хранения грузов, на терминалах наряду с грузонакоплением основной функцией является грузопереработка, связанная с разукрупнением и укрупнением партий грузов, формирова­нием и расформированием отправок по направлениям перевозки, грузопереработкой тарно-штучных грузов, упаковкой и пакетированием, маркировкой грузов, выполнением комплекса сервисных услуг.

В условиях развития рыночных отношений, увеличения товарообмена и расширения хозяйственных связей меняется традиционно сложившееся представление о терминале как о складе с минимумом функций. Многофункциональный терминальный комплекс рассматривается в качестве транспортно-распределительного логистического центра с широким спектром предоставляемых услуг и представляет собой комплекс инженерно-технических сооружений с современным технологическим оборудованием. В составе терминала имеются специализированные складские помещения для хранения и переработки грузов, помещения для выполнения таможенных функций, представительства банков, транспортно-экспедиционные фирмы и страховые компании, службы охраны и безопасности, административные помещения и офисы клиентов, торговые представительства и бизнес-центры, почта, телеграф, центры технического обслуживания подвижного состава транспорта, гостиница, пункты питания, магазины оптово-розничной торговли, консалтингово-аналитические и информационные центры, реабилитационно-оздоровительные комплексы, площадки для отстоя подвижного состава. Такой терминал может занимать территорию более 100 га, иметь достаточно свободные проходы и проезды между зданиями, озеленение, красивую и удобную планировку и архитектуру. Складские корпуса воздвигаются из легкомонтируемых сборно-разборных конструкций и быстровозводимых металлоконструкций с высотой помещений 9,5 - 12 м, позволяющих осуществлять многоярусное хранение грузов в стеллажах под европоддоны.

В условиях возрастающего спроса на организацию перевозок грузов в международном сообщении важное значение имеет создание многофункциональных мультимодальных терминальных комплексов с таможенной обработкой грузов. Маркетинговая стратегия таких комплексов основана на обеспечении ускорения прохождения таможенного досмотра и таможенной очистки грузов, предоставлении услуг по ответственному хранению грузов на автоматизированных складах под таможенным контролем в режиме, удобном для клиентов (временного - до двух месяцев, длительного до трех лет), обеспечении необходимого сервиса и комплексности услуг.

В соответствии с маркетинговой стратегией и выполняемыми терминальным комплексом функциями на терминалах клиентам оказываются следующие виды услуг:

· подготовка и оформление таможенного досмотра, оформление таможенными брокерами таможенных деклараций и товарно-сопроводительных документов, содействие в таможенной очистке грузов;

· выполнение погрузочно-разгрузочных работ;

· ответственное хранение грузов в закрытых автоматизированных складах, включая временное и длительное хранение грузов (мелкие и крупные партии), в том числе скоропортящихся - на складах с холодильными и морозильными камерами, особо опасных и ценных грузов - в специально оборудованных помещениях с климатическими камерами и регулируемой температурой, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

· сортировка грузов и формирование отправок; переработка и хранение контейнеров;

· страхование грузов;

· перевозка и экспедирование грузов под таможенным контролем (услуги таможенного перевозчика);

· предоставление клиентуре информационных услуг, включая контроль за местоположением груза;

· предоставление банковских услуг и ряда других.

Особую актуальность приобретают региональные аспекты логистики. При этом региональная логистика рассматривается в качестве компонента глобальной (мировой) макрологистической системы с участием в международном (национальном) разделении труда.

Основными компонентами региональных логистических транспортно-распределительных систем являются транспортные узлы, магистральные и местные пути сообщения, оптовые базы и товарные склады, контейнерные и грузоперерабатывающие терминалы железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта, мультимодальные терминальные комплексы, выполняющие функции транспортно-распределительных логистических центров.

Создание логистических центров и формирование региональных транспортно-логистических систем требует поэтапного решения ряда целевых задач. К ним относятся:

1. создание в транспортных узлах терминальных комплексов многоцелевого назначения;

2. создание в качестве самостоятельных коммерческих структур посреднических логистических компаний, работающих по контрактам с промышленными, транспортными и торговыми предприятиями;

· рационализация процессов снабжения и сбыта продукции региональных производителей на основе осуществления маркетинговых исследований;

· реализация логистической концепции управления функционированием транспортных узлов, связанной с установлением партнерских, взаимовыгодных отношений между различными видами транспорта и другими участниками перевозочного процесса;

1. внедрение прогрессивных технологий организации транспортного процесса, включая терминальную технологию, информатизацию системы грузодвижения, развитие контейнерных и контрейлерных перевозок грузов;

· реализация интермодальной концепции, основанной на согласованной и взаимоувязанной работе магистральных видов транспорта при организации смешанных перевозок грузов с участием оператора интермодального сообщения;

· формирование региональной интегрированной информационной системы, совместимой с АСУ всех видов транспорта, в частности с СФТО, применяемой на железнодорожном транспорте;

· создание межрегиональных и международных интегрированных транспортно - логистических систем для развития Казахстанской части международных транспортных коридоров, увеличения объемов перевозок грузов в интермодальном сообщении.

Создание региональных логистических центров будет способствовать увеличению перевозок грузов по трансевропейским транспортным коридорам, а. в конечном итоге интеграции транспорта с европейской и мировой транспортными системами.

 

Вопросы для повторения

1. Понятие глобальной логистики.

2. Движущие силы глобализации.

3. Альтернативы размещения производства и источников снабжения.

4. Принципы формирования региональных логистических систем.

4.Транспортно-логистические центры

 

Планы семинарских (практических) занятий

Темы и их объем в часах Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
Сущность понятия логистики, ее концепция и принципы - 0,5 Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение учебно-монографической литературы
2. Организация движения материальных потоков в логистических системах -0,5 Устный опрос   Доклады Слайды Изучение учебно-монографической литературы
3. Закупочная логистика – 0,5 Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение учебно-монографической литературы
4. Производственная логистика -1,0 Устный опрос   Доклады Слайды Изучение учебно-монографической литературы
5. Распределительная логистика -1,0 Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение учебно-монографической литературы
6. Транспортная логистика -1,0 Устный опрос   Доклады Слайды Изучение учебно-монографической литературы
7. Информационная логистика-0,5 Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение учебно-монографической литературы
8. Управление запасами-0,5 Устный опрос   Доклады Слайды Изучение учебно-монографической литературы
9. Складирование, грузопереработка и упаковка ми -1,0 Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение учебно-монографической литературы
10. Затраты в логистике-1,0 Устный опрос   Доклады Слайды Изучение учебно-монографической литературы
11. Логистический сервис -0,5 Устный опрос Заслушивание рефератов   Изучение учебно-монографической литературы
12. Развитие глобальных и региональных логистических систем-1,0 Устный опрос   Доклады Слайды Изучение учебно-монографической литературы

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАР 1. Концепции и функции логистики

1. Эволюция концептуальных подходов к логистике.

2. Факторы развития логистики.

3. Этапы развития логистики.

4. Функции логистики.

5. Основные требования логистики.

6. Современные тенденции развития логистики.

7. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы (предприятия).

 

СЕМИНАР 2. Материальные потоки, логистические операции и системы

1. Понятия и виды материальных потоков.

2. Логистические операции.

3. Сущность и виды логистических систем.

4. Методология принятия логистических решений.

5. Системный анализ.

6. Исследование операций.

7. Моделирование в логистике.

8. Методы решения логистических задач.

9. Функциональные области современной логистики.

Методический аппарат логистики (письменная работа).

 

СЕМИНАР 3. Логистика производственных процессов

1. Закупочная логистика.

2. Определение и выработка эффективных методов закупок.

3. Производственная логистика.

4. Определение потребностей в материальных ресурсах.

5. Распределительная логистика.

6. Каналы распределения продукции и их эффективность.

7. Транспортная логистика.

8. Выбор вида транспортных средств.

9. Информационная логистика.

Характеристика функциональных областей логистики (письменная работа).

 

СЕМИНАР 4. Логистика запасов, складирование и транспорт в условиях логистики

1. Понятия и причины создания материальных запасов.

2. Теория запасов в современной логистике и управление материальными запасами.

3. Зарубежный опыт управления запасами.

4. Товарная политика и управление запасами.

5. Контроль за состоянием материальных запасов.

6. Сущность, функции складов и характеристика складских операций.

7. Система складирования и складская переработка продукции.

8. Определение площади склада.

9. Влияние логистики на транспорт.

10. Теория и практика тарифов в логистике.

Практическая письменная работа по расчетам складского помещения, количества и вида транспорта (задания каждому студенту)

СЕМИНАР 5. Организация логистического управления и сервис в логистике. Современные региональные логистические системы.

1. Основные функции управления.

2. Логистика и современный менеджмент.

3. Контроллинг в логистических системах.

4. Формирование системы логистического сервиса и оценка критериев качества логистического обслуживания.

5. Определение уровня логистического обслуживания.

6. Стратегический анализ региональной логистической системы.

7. Целевое управление развитием системы транспортного обслуживания региона.

8. Современная глобальная логистика.

9. Интеграция организаций России в мировую логистическую сеть.

Понятие и уровень современного логистического сервиса (письменная работа).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: