Транспортно- Логистические центры в системе транспортно – экспедиционного обслуживания




 

Под термином «глобальная логистика » понимаются стратегия и тактика создания, как правило, устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на ос­нове разделения труда, партнерства и кооперирования в форме дого­воров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосудар­ственном уровне.

Движущие силы глобализации. По мнению Д. Бауэрсокса и Д. Клосса — ведущих западных специалистов в области логисти­ческого менеджмента, основными Движущими силами его совре­менной глобализации являются: 1) продолжающийся рост мировой экономики, 2) Экспансия новейших технологий; 3) развитие и интег­рация макрорегиональных хозяйственных структур; 4) новые возмож­ности для формирования глобальных логистических цепей (каналов); 5) реализация процедур дерегулирования, проводимых многими стра­нами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков.

Экономический рост характерен сегодня не только для индуст­риально развитых стран. Он заметно проявляется во многих стра­нах третьего мира. Активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективны); научных раз­работок, изобретениями способствует сближение экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции.

Движущие силы глобализации

Многим известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт наглядно подтверж­дает естественное стремление стран к региональной интеграции, Этому способствуют сходство политических систем, укладов жизни населения, традиций, близость исторических корней, практика пользования едиными источниками энергии и сырьевыми ресур­сами, сопряженность коммуникаций, отсутствие торговых и тамо­женных барьеров. Вместе с тем поиск новых резервов роста и обост­рение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран.

Международное разделение труда и кооперация привели к со­зданию большого количества транснациональных компаний, ис­пользующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны прежде всего с возможным уве­личением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансо­выми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуника­ционные сети.

Наконец, существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

В то же время нельзя считать, что все ограничения на пути раз­вития глобальной логистики сняты. Существует достаточно много барьеров, обусловленных различными причинами, в том числе политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран. Такие барьеры существуют; например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией. Кроме того, в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на распределительные сети транснациональных корпораций и др. Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государств, ограничениями на ввоз капитала. Близкими к ним являются огра­ничения в распределении товаров фирм-конкурентов из других стран.

Большую роль в решении глобальных логистических задач иг­рают так называемые «международные канальные посредники», к которым относят: международные транспортно-экспедиторские фирмы; транспортные компании; компании по управлению экс­портными операциями; внешнеторговые компании и представи­тельства; брокерские и агентские фирмы; компании по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях; морские порты. Самые крупные пакеты логистических услуг обычно предлагают крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы. Деятельность большинства этих фирм сертифицирована стандартом ИСО-9002, свидетельствующим о высоком уровне оказываемых услуг.

Экспортно-импортные операции в глобальных логистических системах, как правило, связаны с большим, чем в обычном логис­тическом менеджменте, объемом информации, более сложным документооборотом и требуют государственного регулирования. Роль государства в этой сфере сводится к упорядочению потоков экспортно-импортных грузов, защите прав потребителей, предот­вращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу товаров и про­текционистской политике в отношении своих производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний, участвующих в глобальных логистических системах. Важное место в структуре глобальных логистических систем занимают зоны свободной тор­говли.

Новые предпосылки развития и требования. В 1990-е годы гло­бальная логистика становится важнейшим стратегическим инст­рументом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. Успех достигается прежде всего за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяю­щимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. При этом главным требованием стало максимальное сокращение всех временных стадий жизненного (логистического) цикла продукции. а именно; сроков проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, времени поставок сырья и материалов, длительности производственного цикла, сроков обработки заказов, доставки и реализации продукции. Сокращение длительности этих стадий достигается за счет узкой специализации функций на каж­дой из них. Вместе с тем весьма важно обеспечить интеграцию функций и стадий при формировании глобальных логистических цепей. Ускорение и усиление интенсивности и сложности матери­альных, информационных и финансовых потоков затрудняют ре­шение указанных задач, особенно при большом количестве звеньев таких цепей.

Надежность, логистических цепей снижается из-за того, что сводятся к минимуму материальные запасы в производстве и гло­бальных распределительных сетях. Следствием этих обстоятельств является потенциальная неустойчивость глобальных логистических систем. Для обеспечения их устойчивости и надежности необхо­димо развитие интеграции функций, как внутри самих систем, так и в их взаимосвязях с динамической внешней средой. Отнюдь не всегда общая сумма издержек при движении материальных потоков снижается, когда уменьшаются расходы, связанные с функционированием отдельных звеньев. Более того, стремление к снижению издержек по какому-либо одному звену без учета его взаимосвязи с другими звеньями может привести к противополож­ному результату.

Движущая сила интеграции. Современный практический потен­циал логистики был предугадан многими ведущими экономистами мира еще в середине XX века. Однако до начала 1980-х годов логистика проходила спокойный, эволюционный путь развития, оценивая и формируя взаимосвязи между отдельными фрагмен­тарными звеньями предпринимательской деятельности. И только активно развернувшаяся в 1980-х годах интеграция мировых хо­зяйственных связей, рост и усложнение материальных и информационных потоков между территориально разрозненными производствами, формирование новых гибких систем распределения и условиях усиления конкуренции дали новый импульс развитию логистики.

Динамика развития логистики

«Логистика объединяет людей, рынки и материки». Этот девиз XII Всемирного конгресса по логистике получил отражение и тематике основных докладов и в итоговых документах конгресса. Проблемы глобальной логистики были рассмотрены в двух аспек­тах.

Первый касался создания и дальнейшего развития межгосударственных, транснациональных микрологистических систем для более свободного перемещения через границы товаров, капитала и ин­формации. Особенно интересным в этом отношении представля­ется опыт стран ЕС по формированию глобальных логистических систем, разрабатываемых в рамках различных программ и проектов под патронажем ООН, ЮНКТАД и других организации. Целевая функция большинства этих проектов и программ — улучшение сервиса, экологии и снижение логистических затрат (и частности, на транспортировку и управление запасами) за счет снятия таможенных, тарифных, налоговых барьеров, формирования рациональных грузопотоков, создания интегрированной сети региональных логистических центров.

Второй аспект связан с развитием менеджмента в глобальных логистических каналах транснациональных корпораций. В докладах были рассмотрены вопросы дальнейшего снижения логистических затрат корпораций за счет рационального размещения производственных подразделе­ний в странах с дешевым сырьем и рабочей силой, оптимизации транспортировки сырья, комплектующих изделий и готовой про­дукции, организации снабжения запасными частями и логистичес­кого сервиса.

Многие участники конгресса, в том числе президент Совета логистического менеджмента США Дэвид,Тарр, отмечали факторы, оказывающие сильное воздействие на глобализацию логистики, а именно:

· потребность в снижении логистических издержек и улучше­нии логистического сервиса;

· необходимость увеличения объема -продаж за счет освоения новых рынков, в частности, за рубежом;

· появление международных, логистических посредников с развитой глобальной инфраструктурой, включая новейшие техни­ческие средства и информационные технологии;

· развитие компаний Ь широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными техноло­гиями, являющимися основой интеграции в глобальных логисти­ческих цепях;

· дальнейшее развитие процессов международной торговли (в частности, в рейках ЮНКТАД), дерегулирование транспорта, уменьшение экологической нагрузки и внедрение инноваций, в инфраструктуру глобальных логистических систем.

В 1996—1997, гг. Мичиганским университетом США при под­держке Совета логистического менеджмента было проведено на­учное исследование по проблемам глобальной логистики транс­национальных корпораций, результаты которого вошли в книгу «Логистика мирового класса». Было выбрано 111 компаний, практика организации глобальных логистических цепей которых была признана наилучшей. Исследования показали, что эти компании добились наилучших результатов в глобальной ло­гистике благодаря четырем концептуальным факторам: позициони­рованию, интеграции, гибкости и измеримости.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет от­личительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию инфор­мационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных инфор­мационных технологий для совместного использования необходи­мой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними о стандартизованных форматах (например, ЕЛ1РАСТ), как правило, в режиме реального времени (оп-linе).

Гибкость — третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реаги­ровать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании ло­гистического менеджмента и возможность дальнейшего улучше­ния ее деятельности на мировом рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: