Работа по предметным картинкам на с.11.
- Где живут эти животные? Как их называют?
Анализ слова белка.
Загадываем загадку о белке. Рассказываем о ней, о её жизни.
- Каждое слово состоит из маленьких частей, то есть слогов. Я произнесу слово по частям и разделю его сразу на слоги. Сколько частей-слогов вы услышали? (Учитель берёт полоску бумаги и делит её на две части.) Для того чтобы узнать, сколько в слове слогов, нужно поднести к подбородку тыльную сторону ладошки, сколько раз подбородок коснётся ладони, столько в слове слогов.
Идёт практическая часть. Здесь можно использовать хлопки, скандирование (по Эльконину), двигательную разминку, прием зажженной свечи.
- На схеме слова на слоги будем делить так .
Загадывается загадка, слова- отгадки дети делят на слоги.
Загадывают загадку о чайке, вывешивают предметную картинку.
- Один слог в слове всегда произносится с большей силой голоса, длительно. Он голосом как бы ударяется и поэтому называется ударным. Ударный слог на схеме обозначается специальным знаком – ударением – короткой наклонной линией. Если в слове один слог, то ударение не ставят, т.к. этот слог всегда будет ударным. Давайте попробуем произнести более протяжно второй слог: . Говорят ли так?
- В слове может быть ударным только один слог.
Приёмы выделения ударного слога:
а) «Позови слово!» (для имен);
б) «Удар молоточком» (один слог произнесём сильнее, звонче, как будто ударим по нему молоточком);
в) как в сказке «Репка» (тянем один слог сильнее);
г) удар ладошкой или карандашом.
Знакомство с понятием «звуки».
Инсценировка: дети выстраиваются в «поезд» цепочкой.
- Как гудит паровозик? (у-у-у-у-у) Поехали! (Дети изображают ход поезда.)
|
- Остановка. Станция, на которой мы остановились, называется «Звуки». С одним звуком мы уже познакомились, он помог отправиться нам в путь. Какой это звук? Существует и много других звуков. Проведем такую игру. (Учитель выставляет картинки с изображением кипящего чайника, ежика, синицы и т.д.) Я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает, где вы могли его слышать:
- «С-с-с…» (Чайник.) - «В-в-в…» (Бормашина.) - «Ц-ц-ц…» (Так синичка поет.)…
- Какой звук напевает девочка, укачивая свою куклу? (Беседа по картинкам на с.14.)
- Значит, человек тоже произносит звуки, и вокруг себя мы тоже слышим звуки человеческой речи. Звуки речи произносятся самим человеком, когда ему нужно говорить. И помогают человеку его органы речи: язык, губы и даже зубы.
- Рассмотрим иллюстрацию на странице 15. Какой звук издают пчёлы? (жужжат). Как звенят комары? (з-з-з-з-з). Какой звук издаёт лопнувший шарик, змея, собака?
- Обратите внимание на схему под картинкой. Давайте по схеме составим предложение о том, как шипит воздух. Как в схеме изображается звук? (Квадратиком) .
Игра: «Скажи быстро»: Учитель задаёт до 8 вопросов, например, как гудит ветер? Как шуршат мыши? и так далее.
Проводится игра «Бусинки» (дом-мост-тигр…) или игра на внимание, например, какой звук появился: шурши – шуршит?