План:
1. Изучить статью в ж-ле «Начальная школа» №6 2003.
а) В чем состоят проблемы современного урока чтения?
б) Какие основные учебные задачи должны быть решены на уроке чтения в современной школе?
в) Какие требования предъявляют программы к чтению учащихся начальных классов.
г) Пополнить методическую копилку приемами по формированию навыка чтения.
2. Отработка приемов на текстах учебника.
1) С опорой на учебный материал раскройте возможное содержание работы над беглостью и правильностью чтения на уроках.
2) Познакомьтесь с памятками. Составьте «партитуру» для выразительного чтения. А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». Подготовьтесь к выразительному чтению произведения. Проанализируйте чтение товарища (Работа в паре с применением памятки).
3) Решение м/з. с.125-136 6.1-.6.23.
4) Проверка и оценка навыка чтения. Объем прочитанного. Способы проверки и учета чтения учащихся. Ознакомиться с нормами оценки по чтению (электронный учебник).
Литература
1. Барабанова, М.Ю. Методические рекомендации к проведению и анализу уроков русского языка, развития речи, классного и внеклассного чтения в начальных классах / М.Ю.Барабанова.-Тула, 2002.-58 с.
2. Кудыкина, Н. В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса / Н.В.Кудыкина. – Киев, 1989.- 132 с.
3. Кустарева, В.А. Методика русского языка для школьных педагогических училищ / В.А.Кустарева.- М., 1969.- 367 с.
4.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р.Львов. – М., 2000.- 462 с.
5.Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И.Оморокова. – М.,1997.- 153 с.
6.Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С.Соловейчик. – М., 1997.- 384 с.
|
7.Стабильные учебники обучения чтению для 1-4 классов начальной школы.
Методические понятия и термины: навык чтения, качества чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность, «партитура» чтения.
Тема: Структура типового урока чтения. Нестандартные уроки.
1.Требования к урокам чтения (лекция).
1. Регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом;
2. Урок должен взаимодействовать с уроками других предметов;
3. Полученные на чтении здания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий;
4. Урок должен задавать высокий уровень языковой культуры;
5. Урок должен обеспечивать ребёнку качественную речевую среду;
6. Предусматривается работа по развитию речи детей (слушание, говорение, чтение, письмо);
7. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока;
8. Использование разнообразных методических приёмов на уроках чтения должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами.
2. Подготовка учителя к уроку чтения:
1. Учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыков чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса;
2. Установить место урока в разделе; соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем классе; учесть их читательский опыт;
3. Следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе;
|
4. На уроках чтения разговор следует начать с высказываний тех детей, читательский опыт которых незначителен;
5. На уроках анализа целесообразнее в первую очередь обращаться к более квалифицированным читателям;
6. Нужно заранее определить, какой отрывок текста и кто из детей будет читать;
7. При литературоведческом анализе художественного произведения учитель определяет тему, родо-жанровую разновидность произведения;
8. После анализа учитель должен подумать, на какие формальные компоненты следует обратить внимание детей при работе с текстом в классе. Только в результате литературоведческого анализа могут быть определены идея произведения и его воспитательное значение;
9. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппаратом, помещённым к тексту в хрестоматии и методическими указаниями;
10. Определяя логику урока, учитель продумывает ведущие методические приёмы для каждого этапа урока, использование наглядных пособий, ТСО, виды заданий по развитию речи учащихся.
3.Структура урока слушания:
1. Чтение вслух произведения взрослым (учителем);
2. Беседа о прочитанном;
3. Свободные высказывания;
4. Размышления о прочитанном;
5. Совместные переживания и выводы.
4. Анализ плана-конспекта урока чтения. Выделение этапов урока, характеристика методов и приемов организации каждого этапа урока.
План-конспект урока чтения по произведению А. Гайдара «Совесть».
Цели: а) совершенствовать навык чтения, учить работать с текстом, познакомить с биографией
|
А. Гайдара, раскрыть значение ряда новых слов;
б) развивать мышление, связную устную речь учащихся;
в) воспитывать чувство долга, ответственность, доброту.
Определяя образовательные цели урока чтения необходимо указывать те знания и умения, которые предполагается формулировать именно на данном конкретном уроке. Такими целями могут быть:
- знакомство с основными событиями биографии писателя;
- выявление жанровых особенностей произведения;
- знакомство с текстом произведения;
- раскрытие значений ряда новых для детей слов и понятий;
- формирование умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания (с указанием конкретных аспектов анализа);
- совершенствование техники чтения (с указанием отрабатываемых качеств чтения).
Воспитательные цели урока определяются исходя из смыслового анализа произведения; при их формулировании предпочтительнее употреблять несовершенный вид глагола (например: «воспитывать чувство любви к природе»), т.к. воспитание - достаточно длительный процесс, и на одном уроке он не может быть полностью осуществлен.
В ряду развивающих целей урока чтения во главу угла должно быть поставлено развитие эстетического вкуса, мышления и речи детей (с указанием средств, например: «развитие речи в процессе обучения устному изложению», «развитие речи в процессе обучения устному сочинению-характеристике героя»).
Оборудование: портрет А. Гайдара, ТСО, учебник.
Стандартным оборудованием урока чтения следует считать учебники-хрестоматии (у учителя и у каждого ученика), тетради и письменные принадлежности.
Наряду со стандартным могут быть использованы следующие виды оборудования:
а) средства зрительной наглядности:
- таблицы и плакаты для упражнений по совершенствованию техники чтения;
- репродукции с картин художников; иллюстрации к читаемым произведениям;
- портреты (фотографии) писателей;
- карточки (иной раздаточный материал) для индивидуального контроля;
- диафильмы и диапозитивы;
б) средства слуховой наглядности:
- аудиозаписи текстов изучаемых произведений в образцовом исполнении;
- аудиозаписи музыкальных произведений;
в) средства зрительно-слуховой наглядности:
- учебные кино-(видео)фильмы;
- учебные телепередачи.
Ход урока:
1. Орг. момент;
2. Сообщение темы и целей урока (на доске вывешивается портрет, и записывается тема);
Тема урока чтения может быть сформулирована следующим образом:
а) с указанием на жанр, автора и название произведения, например: «Рассказ К.Г.Паустовского «Подарок»»;
б) с указанием на этап работы с данным произведением, например: «Знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Подарок»», «Анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»»;
в) с указанием на основные виды работы при изучении данного произведения, например: «Чтение и анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»».
3.Речевая разминка.
Этап работы, направленной на совершенствование техники чтения, предполагает выделение на каждом уроке 5-8 минут для проведения специальных упражнений (см «Качества чтения»).
4. Подготовка к восприятию.
а) Слово о писателе (кадры диафильма о Гайдаре, вводная беседа, работа по выставке книг);
б) Словарная работа (добродушный, украдкой, болтается, беспощадная, смекнула, вышмыгнула);
5. Первичное чтение (чтение учителем выразительно);
6. Проверка восприятия (Эмоционально-оценочная беседа).
О чём произведение? Понравилось оно вам? Чем? Что вы почувствовали, услышав этот рассказ?
7. Чтение учащимися;
8. Анализ произведения (приёмы: вопросы по тексту и работа по иллюстрации):
- Почему Нина Карнаухова не пошла в школу?
- Как автор назвал время занятий в школе? Почему?
- Что значит украдкой? Каким другим словом можно заменить это слово?
- Кого Нина встретила в роще?
- Как выглядел малыш?
- Что она подумала о нём? Почему?
- Как Нина решила подшутить над малышом?
- Удалась ли её шутка? Почему?
- Что сделала Нина дальше? Что она чувствовала?
Вопросы по иллюстрации:
- Какой эпизод изображён?
- Как выглядит Нина и мальчик?
9. Подготовка к выразительному чтению по ролям:
- Каким голосом надо прочитать эти строчки (первый диалог)? Почему?
- Настоящая ли строгость звучит в словах Нины?
- Как будем читать слова малыша?
- Почему Нина нахмурилась, и у неё исчезло хорошее настроение?
- Хорошо ли поступила Нина?
- Как автор говорит о том, что Нина поняла свою ошибку? Почему ей было стыдно?
- Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете?
- Как автор одним предложением передаёт состояние Нины? Обратите внимание на последнее предложение.
- Что такое совесть?
- Почему рассказ так называется?
10. Обобщающая беседа:
- Взяли бы вы в друзья Нину? Почему?
- Стало ли её жалко и почему?
- А если бы сами оказались на её месте?
У каждого человека должна быть совесть. Нужно совершать добросовестные поступки, чтобы не было стыдно.
Работа с пословицами:
На обмане далеко не уедешь.
Совесть без зубов грызёт.
В ком есть стыд, в том есть и совесть.
11. Итог урока:
- С творчеством какого писателя мы познакомились?
- Что такое совесть?
Этап подведения итогов урока складывается из заключительного слова учителя, кратко повторяющего тему, основную цель или этапы урока и 1-2 вопросов, которые могут быть направлены на рефлексивную оценку урока учениками (например: что в сегодняшнем уроке больше всего понравилось? запомнилось? показалось наиболее интересным? чему мы научились на уроке?) или на выявление сформированных знаний и умений (например: что нового вы узнали о творчестве изучаемого писателя? чем интересно прочитанное произведение и каким образом нужно действовать, чтобы составить план произведения и т.д.)
При этом учителю следуют быть очень внимательным к формулировке вопроса. Так, например, вопрос «что мы детали сегодня на уроке?» не может быть признан удачным, так как слово «делали» понимается детьми узко и конкретно (писали, читали, рассказывали).
12. Домашнее задание.
Этап предложения домашнего задания чаще всего завершает урок, хотя может предшествовать этапу подведения итогов или даже этапу вторичного синтеза.
В зависимости от характера, жанра, объема изучаемого произведения, типа урока могут быть предложены следующие различные варианты домашних заданий, например:
- прочитать текст и ответить на вопросы в учебнике;
- прочитать текст, продумать вопросы, которые можно задать по нему товарищам;
- подготовиться к выразительному чтению текста;
- выучить заданный текст или его отрывок наизусть;
- подготовить устный пересказ заданного текста (с указанием
вида пересказа: подробный, выборочный, сжатый, творческий);
- разбить текст на части, составить его план;
- проиллюстрировать заданный текст или его отрывок (графически или словесно);
- подготовить рассказ о герое произведения по данному учителем плану;
- выписать из текста слова заданной части речи, характеризующие героя текста или пейзаж.
5. Специфика уроков чтения в малокомплектной школе. Характер знаний и умений учащихся на уроках чтения.