Тема: Приемы работы над беглостью, правильностью, осознанностью и выразительностью чтения.




План:

1. Изучить статью в ж-ле «Начальная школа» №6 2003.

а) В чем состоят проблемы современного урока чтения?

б) Какие основные учебные задачи должны быть решены на уроке чтения в современной школе?

в) Какие требования предъявляют программы к чтению учащихся начальных классов.

г) Пополнить методическую копилку приемами по формированию навыка чтения.

2. Отработка приемов на текстах учебника.

1) С опорой на учебный материал раскройте возможное содержание работы над беглостью и правильностью чтения на уроках.

2) Познакомьтесь с памятками. Составьте «партитуру» для выразительного чтения. А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». Подготовьтесь к выразительному чтению произведения. Проанализируйте чтение товарища (Работа в паре с применением памятки).

3) Решение м/з. с.125-136 6.1-.6.23.

4) Проверка и оценка навыка чтения. Объем прочитанного. Способы проверки и учета чтения учащихся. Ознакомиться с нормами оценки по чтению (электронный учебник).

Литература

1. Барабанова, М.Ю. Методические рекомендации к проведению и анализу уроков русского языка, развития речи, классного и внеклассного чтения в начальных классах / М.Ю.Барабанова.-Тула, 2002.-58 с.

2. Кудыкина, Н. В. Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса / Н.В.Кудыкина. – Киев, 1989.- 132 с.

3. Кустарева, В.А. Методика русского языка для школьных педагогических училищ / В.А.Кустарева.- М., 1969.- 367 с.

4.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р.Львов. – М., 2000.- 462 с.

5.Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И.Оморокова. – М.,1997.- 153 с.

6.Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения / М.С.Соловейчик. – М., 1997.- 384 с.

7.Стабильные учебники обучения чтению для 1-4 классов начальной школы.

Методические понятия и термины: навык чтения, качества чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность, «партитура» чтения.

Тема: Структура типового урока чтения. Нестандартные уроки.

1.Требования к урокам чтения (лекция).

1. Регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом;

2. Урок должен взаимодействовать с уроками других предметов;

3. Полученные на чтении здания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий;

4. Урок должен задавать высокий уровень языковой культуры;

5. Урок должен обеспечивать ребёнку качественную речевую среду;

6. Предусматривается работа по развитию речи детей (слушание, говорение, чтение, письмо);

7. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока;

8. Использование разнообразных методических приёмов на уроках чтения должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами.

2. Подготовка учителя к уроку чтения:

1. Учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыков чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса;

2. Установить место урока в разделе; соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем классе; учесть их читательский опыт;

3. Следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе;

4. На уроках чтения разговор следует начать с высказываний тех детей, читательский опыт которых незначителен;

5. На уроках анализа целесообразнее в первую очередь обращаться к более квалифицированным читателям;

6. Нужно заранее определить, какой отрывок текста и кто из детей будет читать;

7. При литературоведческом анализе художественного произведения учитель определяет тему, родо-жанровую разновидность произведения;

8. После анализа учитель должен подумать, на какие формальные компоненты следует обратить внимание детей при работе с текстом в классе. Только в результате литературоведческого анализа могут быть определены идея произведения и его воспитательное значение;

9. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппаратом, помещённым к тексту в хрестоматии и методическими указаниями;

10. Определяя логику урока, учитель продумывает ведущие методические приёмы для каждого этапа урока, использование наглядных пособий, ТСО, виды заданий по развитию речи учащихся.

3.Структура урока слушания:

1. Чтение вслух произведения взрослым (учителем);

2. Беседа о прочитанном;

3. Свободные высказывания;

4. Размышления о прочитанном;

5. Совместные переживания и выводы.

4. Анализ плана-конспекта урока чтения. Выделение этапов урока, характеристика методов и приемов организации каждого этапа урока.

План-конспект урока чтения по произведению А. Гайдара «Совесть».

Цели: а) совершенствовать навык чтения, учить работать с текстом, познакомить с биографией

А. Гайдара, раскрыть значение ряда новых слов;

б) развивать мышление, связную устную речь учащихся;

в) воспитывать чувство долга, ответственность, доброту.

Определяя образовательные цели урока чтения необходимо указывать те знания и умения, которые предполагается формулиро­вать именно на данном конкретном уроке. Такими целями могут быть:

- знакомство с основными событиями биографии писателя;

- выявление жанровых особенностей произведения;

- знакомство с текстом произведения;

- раскрытие значений ряда новых для детей слов и понятий;

- формирование умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания (с указанием конкретных ас­пектов анализа);

- совершенствование техники чтения (с указанием отрабаты­ваемых качеств чтения).

Воспитательные цели урока определяются исходя из смыслового анализа произведения; при их формулировании предпочтительнее употреблять несовершенный вид глагола (например: «воспитывать чувство любви к природе»), т.к. воспитание - достаточно длительный процесс, и на одном уроке он не может быть полностью осуществлен.

В ряду развивающих целей урока чтения во главу угла должно быть поставлено развитие эстетического вкуса, мышления и речи де­тей (с указанием средств, например: «развитие речи в процессе обуче­ния устному изложению», «развитие речи в процессе обучения устно­му сочинению-характеристике героя»).

Оборудование: портрет А. Гайдара, ТСО, учебник.

Стандартным оборудованием урока чтения следует считать учебники-хрестоматии (у учителя и у каждого ученика), тетради и письменные принадлежности.

Наряду со стандартным могут быть использованы следующие ви­ды оборудования:

а) средства зрительной наглядности:

- таблицы и плакаты для упражнений по совершенствованию техники чтения;

- репродукции с картин художников; иллюстрации к читаемым произведениям;

- портреты (фотографии) писателей;

- карточки (иной раздаточный материал) для индивидуального контроля;

- диафильмы и диапозитивы;

б) средства слуховой наглядности:

- аудиозаписи текстов изучаемых произведений в образцовом исполнении;

- аудиозаписи музыкальных произведений;

в) средства зрительно-слуховой наглядности:

- учебные кино-(видео)фильмы;

- учебные телепередачи.

Ход урока:

1. Орг. момент;

2. Сообщение темы и целей урока (на доске вывешивается портрет, и записывается тема);

Тема урока чтения может быть сформулирована следующим образом:

а) с указанием на жанр, автора и название произведения, на­пример: «Рассказ К.Г.Паустовского «Подарок»»;

б) с указанием на этап работы с данным произведением, на­пример: «Знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Подарок»», «Анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»»;

в) с указанием на основные виды работы при изучении данно­го произведения, например: «Чтение и анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»».

3.Речевая разминка.

Этап работы, направленной на совершенствование техники чтения, предполагает выделение на каждом уроке 5-8 минут для про­ведения специальных упражнений (см «Качества чтения»).

4. Подготовка к восприятию.

а) Слово о писателе (кадры диафильма о Гайдаре, вводная беседа, работа по выставке книг);

б) Словарная работа (добродушный, украдкой, болтается, беспощадная, смекнула, вышмыгнула);

5. Первичное чтение (чтение учителем выразительно);

6. Проверка восприятия (Эмоционально-оценочная беседа).

О чём произведение? Понравилось оно вам? Чем? Что вы почувствовали, услышав этот рассказ?

7. Чтение учащимися;

8. Анализ произведения (приёмы: вопросы по тексту и работа по иллюстрации):

- Почему Нина Карнаухова не пошла в школу?

- Как автор назвал время занятий в школе? Почему?

- Что значит украдкой? Каким другим словом можно заменить это слово?

- Кого Нина встретила в роще?

- Как выглядел малыш?

- Что она подумала о нём? Почему?

- Как Нина решила подшутить над малышом?

- Удалась ли её шутка? Почему?

- Что сделала Нина дальше? Что она чувствовала?

Вопросы по иллюстрации:

- Какой эпизод изображён?

- Как выглядит Нина и мальчик?

9. Подготовка к выразительному чтению по ролям:

- Каким голосом надо прочитать эти строчки (первый диалог)? Почему?

- Настоящая ли строгость звучит в словах Нины?

- Как будем читать слова малыша?

- Почему Нина нахмурилась, и у неё исчезло хорошее настроение?

- Хорошо ли поступила Нина?

- Как автор говорит о том, что Нина поняла свою ошибку? Почему ей было стыдно?

- Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете?

- Как автор одним предложением передаёт состояние Нины? Обратите внимание на последнее предложение.

- Что такое совесть?

- Почему рассказ так называется?

10. Обобщающая беседа:

- Взяли бы вы в друзья Нину? Почему?

- Стало ли её жалко и почему?

- А если бы сами оказались на её месте?

У каждого человека должна быть совесть. Нужно совершать добросовестные поступки, чтобы не было стыдно.

Работа с пословицами:

На обмане далеко не уедешь.

Совесть без зубов грызёт.

В ком есть стыд, в том есть и совесть.

11. Итог урока:

- С творчеством какого писателя мы познакомились?

- Что такое совесть?

Этап подведения итогов урока складывается из заключитель­ного слова учителя, кратко повторяющего тему, основную цель или этапы урока и 1-2 вопросов, которые могут быть направлены на реф­лексивную оценку урока учениками (например: что в сегодняшнем уроке больше всего понравилось? запомнилось? показалось наиболее интересным? чему мы научились на уроке?) или на выявление сфор­мированных знаний и умений (например: что нового вы узнали о творчестве изучаемого писателя? чем интересно прочитанное произведение и каким образом нужно действовать, чтобы составить план произведения и т.д.)

При этом учителю следуют быть очень внимательным к формулировке вопроса. Так, например, вопрос «что мы детали сегодня на уроке?» не может быть признан удачным, так как слово «делали» по­нимается детьми узко и конкретно (писали, читали, рассказывали).

12. Домашнее задание.

Этап предложения домашнего задания чаще всего завершает урок, хотя может предшествовать этапу подведения итогов или даже этапу вторичного синтеза.

В зависимости от характера, жанра, объема изучаемого произве­дения, типа урока могут быть предложены следующие различные ва­рианты домашних заданий, например:

- прочитать текст и ответить на вопросы в учебнике;

- прочитать текст, продумать вопросы, которые можно задать по нему товарищам;

- подготовиться к выразительному чтению текста;

- выучить заданный текст или его отрывок наизусть;

- подготовить устный пересказ заданного текста (с указанием
вида пересказа: подробный, выборочный, сжатый, творческий);

- разбить текст на части, составить его план;

- проиллюстрировать заданный текст или его отрывок (графически или словесно);

- подготовить рассказ о герое произведения по данному учите­лем плану;

- выписать из текста слова заданной части речи, характеризующие героя текста или пейзаж.

5. Специфика уроков чтения в малокомплектной школе. Характер знаний и умений учащихся на уроках чтения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: