- Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии, и нельзя отрывать анализ характеров от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
- Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей. (Причины могут крыться либо в личных качествах характера, либо в обстоятельствах социальной действительности.)
- Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте.
- На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает нас к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что хотел сказать автор своим произведением.
- Поначалу разбор - это общение с произведением и его автором, а ученик также является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).
Анализ языка художественного произведения непременно должен осуществляться на каждом из этапов разбора содержания, кроме последнего.
Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.
Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.
|
Какие же приемы помогают организовать работу над характеристикой персонажа? Перечислим некоторые из них:
- учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;
- детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более 2-3 качеств характера и показан в действии);
- сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений («Похожа ли лиса из этой сказки на лису из сказки...? Чем?»). Наиболее легкий вид сравнения - противопоставление (падчерица и дочка из сказки «Мороз, Красный Нос», тимуровцы и их противники из произведений А. П. Гайдара «Тимур и его команда»). При сравнении уточняется авторское отношение к героям.
Для выявления авторского отношения к действующим лицам на заключительном этапе обучения применяются следующие приемы (Н. Я. Мещерякова):
- учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
- учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым «эмоциональным знакам», ученики «расшифровывают» то или иное действие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;
- совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа;
- при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем. Организуя работу над определением авторского отношения к персонажу, нужно стремиться не только к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель передает душевное состояние героев, но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных состояний, так как только тогда может возникнуть сопереживание.
Задание. Из предложенных приемов характеристики персонажей выберите те, которые кажутся Вам наиболее целесообразными для работы с младшими школьниками, апробируйте их.
|
Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоятельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя).
Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. В этом направлении как раскрытие функции названных художественных образов в произведении и проводится работа над ними.
Таблица по образу пейзажа произведения: |
Образ природы | Словесный ряд в произведении | Настроение, вызываемое образом |
Таблица по образу героя произведения:
Герой | Поступки | Черты характера |
Кластер по образу героя произведения:
Поступок Характеристика
Поступок герой Характеристика
Поступок Характеристика
Осознание идеи произведения - это понимание основной мысли автора, ради которой он создал свое творение. Очевидно, основными вопросами, возникающими в душе уже сформировавшегося читателя, будут такие: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» (Толстой Л. Н.)
|
Не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своем произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?»; «Какие чувства писателя отразились в стихотворении?»; «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?»
Известно, что для развития школьников важно формировать их личностное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу над текстом.
Познакомьтесь с несколькими рекомендациями, которые помогут успешно организовать на уроке «размышление вслух» о прочитанном.
1.Удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся.
2.Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообразны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос.
3.«...Вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать» (Ильин Е. Н.).
4.Нужно стремиться к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было немного. «Их назначение в том, чтобы направить внимание... на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями» (Романовская.).
5.Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не забудьте о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному, типа: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне...)?»; «Какие
мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?»
6.Нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищам, отстаивать свою позицию.
7.Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями учителя.
8. Чаще используйте такой вид работы, как постановка вопросов самими учащимися. Этому их нужно научить. (Сначала анализируются готовые вопросы: «Для чего задан вопрос? С каких слов обычно начинаются вопросы? Какие из предложенных вопросов наиболее интересны?..» Затем следует пояснение о том, что перед тем, как задать вопрос, нужно внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. И наконец, учащиеся упражняются в постановке вопросов.)
9.Беседу по лирическому произведению нужно ориентировать на разговор о лирическом герое, об образе поэта, мире его мыслей и чувств, поскольку идея лирического произведения состоит в воплощении определенных раздумий, настроений.
10.При выполнении в процессе анализа (так же, впрочем, как и синтеза) самостоятельных заданий детям удобнее работать с карандашом в руках. Это помогает лучше организовать работу над текстом. С этой целью можно использовать либо отдельный лист бумаги, который прикладывается к странице читаемого текста, либо прозрачную целлофановую пленку, которая накладывается на страницу учебника и на ней выполняются нужные пометы. После урока следы мягкого карандаша удаляются с помощью ластика, а через несколько уроков такой лист заменяется другим.
11.У детей младшего школьного возраста в силу их наивного реализма, недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного. Поэтому нужно особенно стремиться к постоянному использованию при анализе разных видов работ синтетического характера, особенно игровых, которые опираются на конкретно-образное мышление детей.
План-схема анализа урока классного чтения
· Объявлена ли ученикам тема урока? Когда и каким образом это сделано?
· Осуществлялась ли на уроке проверка домашнего задания? В какой момент урока и в какой форме это было сделано? Оцените эффективность данного вида работы.
· Проводилась ли работа по совершенствованию техники чтения? На каких этапах урока? Какие качества чтения при этом отрабатывались? Какие виды упражнений использовались? Оцените их уместность и эффективность.
· Имела ли место работа, предшествующая чтению художественного произведения? Каким образом организовано вступление в тему? Выявлялся ли при этом исходный уровень знаний детей?
· Какие слова были взяты из текста для словарной работы? Удачен ли выбор момента и способа их объяснения?
· Каким образом было организовано первичное знакомство с текстом художественного произведения? Было ли чтение учителя выразительным, образцовым? Какие вопросы по выявлению первичного впечатления от прочитанного предложены детям? Оцените правильность и эффективность заданных вопросов.
· Проводилась ли работа по анализу художественного произведения? Какие литературоведческие знания формировались у детей? Какие методы и приемы работы использовались с этой целью? Уделялось ли внимание формированию читательских умений? Укажите используемые методы и приемы; оцените их эффективность.
· Каким образом было организовано вторичное чтение произведения? Оцените уместность избранной формы работы. На анализ каких аспектов произведения были направлены вопросы обобщающей беседы? Оцените количество и качество заданных вопросов. Предлагались ли творческие работы в связи с чтением? Оцените их уместность, эффективность и результативность.
· Какая форма работы избрана для этапа подведения итогов урока? Выявляет ли избранная форма качество знаний и степень сформированности умений детей?
· В какой момент урока было предложено домашнее задание? Оцените его количественно (достаточность / недостаточность / избыточность) и качественно (является ли домашнее задание посильным для учащихся, т.е. обладают ли они знаниями и умениями, необходимыми для его выполнения).
· Какова общая оценка урока?
· Все ли в уроке было лингвистически и литературоведчески грамотно? Получился ли урок целостным, ясна ли ученикам логика движения мысли учителя, логика его действий? Удалось ли учителю достичь поставленных целей?