Последовательность анализа художественных образов




  • Так как в детской литературе художественным образом прежде всего является персонаж, то в первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии, и нельзя отрывать анализ характеров от сюжета). Кроме того, героя характеризуют его речь и ремарки автора (пояснения относительно внешности, особенностей поведения действующих лиц).
  • Рассматриваются взаимоотношения героев, так как на этом строится любое действие в эпическом произведении. При этом не­обходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей. (Причины могут крыться либо в личных качествах характера, либо в обстоятельствах социальной действительности.)
  • Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте.
  • На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Понимание идеи вплотную приближает нас к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея - это то, что хотел сказать автор своим произведением.
  • Поначалу разбор - это общение с произведением и его авто­ром, а ученик также является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).

Анализ языка художественного произведения непременно дол­жен осуществляться на каждом из этапов разбора содержания, кро­ме последнего.

Остановимся более подробно на основных этапах образного анализа.

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писа­тель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оцени­вать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.

Какие же приемы помогают организовать работу над характе­ристикой персонажа? Перечислим некоторые из них:

  • учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры, их подтверждающие;
  • детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя (это доступно младшим школьникам, если персонаж имеет не более 2-3 качеств характера и показан в действии);
  • сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведений («Похожа ли лиса из этой сказки на лису из сказки...? Чем?»). Наиболее легкий вид сравнения - противопоставление (падчерица и дочка из сказки «Мороз, Крас­ный Нос», тимуровцы и их противники из произведений А. П. Гай­дара «Тимур и его команда»). При сравнении уточняется авторское отношение к героям.

Для выявления авторского отношения к действующим лицам на заключительном этапе обучения применяются следующие прие­мы (Н. Я. Мещерякова):

  • учитель сам характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
  • учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, так называемым «эмоциональным знакам», ученики «расшифровывают» то или иное дейст­вие, выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер отношения автора к персонажу;
  • совместно с учителем дети проводят «эксперимент»: исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа;
  • при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем. Организуя работу над определением ав­торского отношения к персонажу, нужно стремиться не только к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель пере­дает душевное состояние героев, но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных состояний, так как только тогда может возникнуть сопереживание.

Задание. Из предложенных приемов характеристики персо­нажей выберите те, которые кажутся Вам наиболее целесооб­разными для работы с младшими школьниками, апробируйте их.

Роль пейзажа в эпическом произведении двояка. Он способствует созданию общего настроения (когда дан самостоя­тельно, отдельно от мыслей и переживаний действующих лиц) или уточняет характеристику персонажа (если передан автором в восприятии героя).

Описание интерьера также помогает глубже понять уклад жизни, характеры действующих лиц. В этом направлении как рас­крытие функции названных художественных образов в произведении и проводится работа над ними.

 

Таблица по образу пейзажа произведения:

 

Образ природы Словесный ряд в произведении Настроение, вызываемое образом
     

Таблица по образу героя произведения:

Герой Поступки Черты характера
     

Кластер по образу героя произведения:

Поступок Характеристика

Поступок герой Характеристика

Поступок Характеристика

Осознание идеи произведения - это понимание основ­ной мысли автора, ради которой он создал свое творение. Очевид­но, основными вопросами, возникающими в душе уже сформировавшегося читателя, будут такие: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь сказать мне нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» (Тол­стой Л. Н.)

Не нужно в конце анализа каждого произведения спрашивать: «Так что же хотел сказать автор в своем произведении?» Авторское отношение к героям, их взаимоотношениям, к событиям важ­но раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: «Как в описании внешности героя выразилось отношение к нему автора?»; «Какие чувства писателя отразились в стихот­ворении?»; «Что изобразил автор в этой сцене? Для чего?»

Известно, что для развития школьников важно формировать их личностное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждения о собственном отношении учащихся к прочитанному должны прони­зывать всю работу над текстом.

Познакомьтесь с несколькими рекомендациями, которые помо­гут успешно организовать на уроке «размышление вслух» о про­читанном.

1.Удачное начало беседы делает весь анализ произведения целенаправленным и внутренне необходимым для учащихся.

2.Вопросы, составляющие беседу, должны быть целесообраз­ны, т. е. нужно знать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос.

3.«...Вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать» (Ильин Е. Н.).

4.Нужно стремиться к тому, чтобы вопросов и заданий к тексту было немного. «Их назначение в том, чтобы направить внимание... на такую особенность художественной детали произве­дения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями» (Романовская.).

5.Побуждая учащихся к свободному обмену мнениями, не забудьте о вопросах, выявляющих отношение к прочитанному, типа: «Что вам хочется сказать об этой сказке (басне...)?»; «Какие
мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?»

6.Нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищам, отстаивать свою позицию.

7.Беседа не должна состоять из одних вопросов, они должны сопровождаться интересными репликами и высказываниями учителя.

8. Чаще используйте такой вид работы, как постановка вопро­сов самими учащимися. Этому их нужно научить. (Сначала анализируются готовые вопросы: «Для чего задан вопрос? С каких слов обычно начинаются вопросы? Какие из предложенных вопросов наиболее интересны?..» Затем следует пояснение о том, что перед тем, как задать вопрос, нужно внимательно прочитать текст, выделить ту часть, к которой хочется поставить вопрос, продумать его формулировку. И наконец, учащиеся упражняются в постановке вопросов.)

9.Беседу по лирическому произведению нужно ориентировать на разговор о лирическом герое, об образе поэта, мире его мыслей и чувств, поскольку идея лирического произведения состоит в воплощении определенных раздумий, настроений.

10.При выполнении в процессе анализа (так же, впрочем, как и синтеза) самостоятельных заданий детям удобнее работать с карандашом в руках. Это помогает лучше организовать работу над текстом. С этой целью можно использовать либо отдельный лист бумаги, который прикладывается к странице читаемого текста, либо прозрачную целлофановую пленку, которая накладывается на страницу учебника и на ней выполняются нужные пометы. После урока следы мягкого карандаша удаляются с помощью ластика, а через несколько уроков такой лист заменяется другим.

11.У детей младшего школьного возраста в силу их наивного реализма, недостаточной сформированности абстрактного мышления снижена потребность в анализе прочитанного. Поэтому нужно особенно стремиться к постоянному использованию при анализе разных видов работ синтетического характера, особенно игровых, которые опираются на конкретно-образное мышление детей.

 

План-схема анализа урока классного чтения

· Объявлена ли ученикам тема урока? Когда и каким образом это сделано?

· Осуществлялась ли на уроке проверка домашнего задания? В какой момент урока и в какой форме это было сделано? Оцените эф­фективность данного вида работы.

· Проводилась ли работа по совершенствованию техники чте­ния? На каких этапах урока? Какие качества чтения при этом отрабатывались? Какие виды упражнений использовались? Оцените их уместность и эффективность.

· Имела ли место работа, предшествующая чтению художественного произведения? Каким образом организовано вступление в тему? Выявлялся ли при этом исходный уровень знаний детей?

· Какие слова были взяты из текста для словарной работы? Удачен ли выбор момента и способа их объяснения?

· Каким образом было организовано первичное знакомство с текстом художественного произведения? Было ли чтение учителя выразительным, образцовым? Какие во­просы по выявлению первичного впечатления от прочитанного пред­ложены детям? Оцените правильность и эффективность заданных во­просов.

· Проводилась ли работа по анализу художественного произве­дения? Какие литературоведческие знания формировались у детей? Какие методы и приемы работы использовались с этой целью? Уделялось ли внимание формированию читательских умений? Укажите ис­пользуемые методы и приемы; оцените их эффективность.

· Каким образом было организовано вторичное чтение произве­дения? Оцените уместность избранной формы работы. На анализ каких аспектов произведения были направлены во­просы обобщающей беседы? Оцените количество и качество заданных вопросов. Предлагались ли творческие работы в связи с чтением? Оцените их уместность, эффективность и результативность.

· Какая форма работы избрана для этапа подведения итогов урока? Выявляет ли избранная форма качество знаний и степень сформированности умений детей?

· В какой момент урока было предложено домашнее задание? Оцените его количественно (достаточность / недостаточность / избы­точность) и качественно (является ли домашнее задание посильным для учащихся, т.е. обладают ли они знаниями и умениями, необходимыми для его выполнения).

· Какова общая оценка урока?

· Все ли в уроке было лингвистически и литературоведчески гра­мотно? Получился ли урок целостным, ясна ли ученикам логика движе­ния мысли учителя, логика его действий? Удалось ли учителю достичь поставленных целей?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: