Методы обучения чтению. Требования к чтению.





1. Краткий историко-критический обзор методов классного и внеклассного чтения в русской и советской школе (объяснительное, воспитательное, литературно-художественное чтение, чтение вслух).

До 19 в. проблема сознательности чтения не выдвигалась на первый план обучения и все силы обучающих тратились на научение детей механическому озвучиванию текстов. Большой вклад в развитие метода объяснительного чтения внесли Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский. Требование К.Д.Ушинского заключалось в том, чтобы дети при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение. Лучшие методисты в объяснительном чтении видели метод, который, во-первых, может помочь ребенку овладеть сознательным чтением, во-вторых, может явиться способом сообщения знаний из разных областей науки и, наконец, в-третьих, может стать первой ступенью в осознанном чтении художественного произведения. Однако увлечение учителей излишней дробленостью вопросов вновь и вновь приводило к критике объяснительного чтения и рождало методы, противостоящие ему.

Методика воспитательного чтения И.П.Балталона. Он выступил против прерывания чтения вопросами, против хрестоматий, т.к. произведение должно восприниматься в целом и должно быть сразу понятно детям. Исключил короткие произведения из круга чтения.

Метод литературно-художественного чтения (А.Я.Острогорский). Его сторонники провозглашали целями обучения чтению эстетическое воспитание, активизацию интереса к литературе как искусству слова. В центр обучения была поставлена теория словесности. Круг чтения – классика и современные произведения. Учащиеся знакомились с литературоведческими понятиями. Большое значение придавалось самостоятельности и активности детей.

Стремление активизировать деятельность детей при чтении художественных произведений положило начало целому направлению – творческому чтению (20 в. С.И.Абакумов). На уроках чтения учителя стали использовать активные творческие приемы работы: рисование, лепку, драматизацию. Ребенку предоставлялась возможность не словом объяснить прочитанное, а в конкретном деле прояснять и углублять свои впечатления. Дети в работе воплощали свое понимание образов.

На современном этапе стоят следующие задачи: сохранить и обогатить традиции совместного чтения и обсуждения книг взрослыми и детьми; синтезировать обучение чтению и литературное образование детей младшего школьного возраста.

  1. Формирование навыка чтения (Лекция + презентация).

Не всякое чтение формирует читателя. Необходимо соблюдать ряд методических условий:

  • Отобранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, т.е. интересными и ребенку и взрослому.
  • Манера чтения художественного произведения не должна быть актерской, но выразительной
  • При чтении необходимо улавливать настроение детей, вовремя прекратить чтение.
  • Должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине (перечитывая, рассматривая, переживая прочитанное).
  • Чтение следует сопровождать вопросами, формирующими умение вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации (Что будет дальше? – перед неожиданным поворотом событий эффективен данный прием).

Навык чтения –это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Навык чтения характеризуется 4 качествами: беглость, правильность, сознательность, выразительность.

Правильность –это плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого (чтение орфоэпическое, чтение без искажений, замены или вставки букв, без повторов слогов, слов и с грамматическим ударением).

Беглость –это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного (количество печатных знаков, прочитанных за 1 минуту).

Сознательность –это понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность –это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.

Режим чтения.

Навык чтения будет сформирован, если соблюдать режим:

а) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

б) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учётом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

в) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

г) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления ошибок, допущенных при чтении;

д) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шёпотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

 





Читайте также:
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.018 с.