Приёмы подготовки к правильному чтению (предупреждение ошибок в чтении учащихся):
- предварительное чтение слов с графическими пометами;
- чтение слов, где слоги выделены разным цветом или шрифтом;
- работа над дыханием и дикцией;
- чтение цепочек слов, отличающихся одной буквой, и цепочек слов с увеличением количества букв;
- работа с разрезной азбукой (чтение по слогам, анализ слов, составление, плавное чтение);
- работа со скороговорками и чистоговорками;
- применение указки (у кого неустойчивое внимание);
- чтение про себя с подготовкой к чтению вслух;
- соблюдение гигиенических требований (подставка, освещение);
- чтение перевернутого «вверх ногами» текста;
- чтение текста с чередованием: одно слово – слева направо; одно слово – справа налево;
- чтение текста через слово с попыткой уловить его смысл;
- чтение текста, в котором пропущены окончания слов;
- чтение текста, в котором присутствуют деформированные слова.
Приёмы исправления ошибок:
а) минимальное вмешательство учителя в процесс чтения ученика. Вмешаться можно:
- в случае искажения слов, мешающих понять текст (задать вопрос или указать на ошибку),
- нарушения норм произношения (дать правильный образец);
Все остальные ошибки исправляются после чтения:
- постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания;
- составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;
- чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;
- печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;
- перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову.
Специальные приёмы, направленные на развитие беглости чтения:
а) совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задаёт учитель или хорошо читающий ученик;
- чтение небольших отрезков текста в разных темпах (в медленном, с плавным переходом, с протяжным произношением гласных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперёд той единицы чтения, которая звучит), в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чтения «как говорим»), в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий чтения));
- чтение отрезков текста на время, заранее известное детям;
- чтение «на время» (за сколько минут прочитал текст);
- «чтение с помехами» (под счет);
- «чтение через решетку» (по догадке);
- упражнение «фотограф» - быстрое чтение 5-6 слов с последующей проверкой их запоминания;
- «быстро найди слово».
Методика работы над сознательностью чтения.
Сознательность чтения предполагает: осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идеи произведения, его изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего отношения к прочитанному. Этому способствует правильно организованная работа на всех этапах урока:
а) Подготовка к восприятию: беседа, рассказ, словарная работа, предварительное рассматривание иллюстраций, выделение опорных слов, работа с заглавием произведения;
б) Работа над пониманием содержания и формы произведения (анализ содержания);
в) Для осознания своего отношения к прочитанному используют следующие приемы: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение, связь с жизнью.
Средства выразительности устной речи, условия работы над выразительностью чтения
Несколько направлений в работе над выразительным чтением: техническое (артикуляция, дыхание), интонационное, смысловое, тренировочное.
Средства устной речи - интонация, мимика, жесты, мизансцена, темп, паузы.
Приемы работы над сознательностью чтения:
- чтение предложенных слов с последующим распределением их по тематическим группам;
- чтение предложенных слов и псевдослов; отделение слов от псевдослов;
- чтение предложенных слов с последующим объяснением их лексического значения;
- поиск в тексте смысловых несуразностей;
- чтение текста с последующей проверкой степени осознанности прочитанного по вопросам; тестовая проверка.
Условия, способствующие выразительности чтения:
а) демонстрация образца выразительного чтения;
б) анализ художественного произведения (знание подтекста учителем);
в) работа над языком произведения (над изобразительно-выразительными средствами);
г) разметка текста; (памятки)
д) обсуждение в классе вариантов выразительного чтения (магнитофонная запись, конкурс чтецов в конце урока);
е) опора на воссоздающее воображение - графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям и драматизация;
ё) работа над дыханием и дикцией (с использованием разных типов дыхания, с изменением силы голоса).
Упражнения, направленные на отработку качества выразительности чтения
- чтение в разном темпе;
- с перенесением логического ударения последовательно на каждое слово;
- чтение одного и того же предложения с последовательным изменением цели высказывания и интонации.
Памятка по оценке выразительности чтения
1. Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. Дикция.
2. Правильная расстановка ударений.
3. Верность соблюдения длительности пауз.
4. Выбор точного темпа чтения.
5. Соблюдение мелодики.
6. Верность выбора силы голоса.
7. Эмоциональность прочтения.
8.Отношение чтеца к читаемому.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ