Тема: Методика работы над навыком чтения.




Приёмы подготовки к правильному чтению (предупреждение ошибок в чтении учащихся):

  • предварительное чтение слов с графическими пометами;
  • чтение слов, где слоги выделены разным цветом или шрифтом;
  • работа над дыханием и дикцией;
  • чтение цепочек слов, отличающихся одной буквой, и цепочек слов с увеличением количества букв;
  • работа с разрезной азбукой (чтение по слогам, анализ слов, составление, плавное чтение);
  • работа со скороговорками и чистоговорками;
  • применение указки (у кого неустойчивое внимание);
  • чтение про себя с подготовкой к чтению вслух;
  • соблюдение гигиенических требований (подставка, освещение);
  • чтение перевернутого «вверх ногами» текста;
  • чтение текста с чередованием: одно слово – слева направо; одно слово – справа налево;
  • чтение текста через слово с попыткой уловить его смысл;
  • чтение текста, в котором пропущены окончания слов;
  • чтение текста, в котором присутствуют деформированные слова.

 

Приёмы исправления ошибок:

а) минимальное вмешательство учителя в процесс чтения ученика. Вмешаться можно:

- в случае искажения слов, мешающих понять текст (задать вопрос или указать на ошибку),

- нарушения норм произношения (дать правильный образец);

Все остальные ошибки исправляются после чтения:

  • постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания;
  • составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;
  • чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;
  • печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;
  • перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову.

 

Специальные приёмы, направленные на развитие беглости чтения:

а) совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задаёт учитель или хорошо читающий ученик;

  • чтение небольших отрезков текста в разных темпах (в медленном, с плавным переходом, с протяжным произношением гласных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперёд той единицы чтения, которая звучит), в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чтения «как говорим»), в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий чтения));
  • чтение отрезков текста на время, заранее известное детям;
  • чтение «на время» (за сколько минут прочитал текст);
  • «чтение с помехами» (под счет);
  • «чтение через решетку» (по догадке);
  • упражнение «фотограф» - быстрое чтение 5-6 слов с последующей проверкой их запоминания;
  • «быстро найди слово».

Методика работы над сознательностью чтения.

Сознательность чтения предполагает: осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идеи произведения, его изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего отношения к прочитанному. Этому способствует правильно организованная работа на всех этапах урока:

а) Подготовка к восприятию: беседа, рассказ, словарная работа, предварительное рассматривание иллюстраций, выделение опорных слов, работа с заглавием произведения;

б) Работа над пониманием содержания и формы произведения (анализ содержания);

в) Для осознания своего отношения к прочитанному используют следующие приемы: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение, связь с жизнью.

Средства выразительности устной речи, условия работы над выразительностью чтения

Несколько направлений в работе над выразительным чтением: техническое (артикуляция, дыхание), интонационное, смысловое, тренировочное.

Средства устной речи - интонация, мимика, жесты, мизансцена, темп, паузы.

Приемы работы над сознательностью чтения:

  • чтение предложенных слов с последующим распределением их по тематическим группам;
  • чтение предложенных слов и псевдослов; отделение слов от псевдослов;
  • чтение предложенных слов с последующим объяснением их лексического значения;
  • поиск в тексте смысловых несуразностей;
  • чтение текста с последующей проверкой степени осознанности прочитанного по вопросам; тестовая проверка.

Условия, способствующие выразительности чтения:

а) демонстрация образца выразительного чтения;

б) анализ художественного произведения (знание подтекста учителем);

в) работа над языком произведения (над изобразительно-выразительными средствами);

г) разметка текста; (памятки)

д) обсуждение в классе вариантов выразительного чтения (магнитофонная запись, конкурс чтецов в конце урока);

е) опора на воссоздающее воображение - графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям и драматизация;

ё) работа над дыханием и дикцией (с использованием разных типов дыхания, с изменением силы голоса).

Упражнения, направленные на отработку качества выразительности чтения

  • чтение в разном темпе;
  • с перенесением логического ударения последовательно на каждое слово;
  • чтение одного и того же предложения с последовательным изменением цели высказывания и интонации.

Памятка по оценке выразительности чтения

1. Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. Дикция.

2. Правильная расстановка ударений.

3. Верность соблюдения длительности пауз.

4. Выбор точного темпа чтения.

5. Соблюдение мелодики.

6. Верность выбора силы голоса.

7. Эмоциональность прочтения.

8.Отношение чтеца к читаемому.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: