В МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа» функционирует методическое объединение классных руководителей, в котором работают 9 классных руководителей. Из них имеют высшую квалификационную категорию 1 человек, первую – 6 человек, вторую – 2 человека. Стаж работы от 5 до 10 лет – 2 человека, от 10 до 20 лет – 5 человек, свыше 20 лет – 2 человека.
Основными направлениями деятельности методического объединения в течение 2010-2011 учебного года были:
- совершенствование и обогащение знаний педагогов (знания
различные по содержанию: предметные, частно-методические, дидактические, воспитательные, психологические, общекультурные);
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций;
-развитие современного стиля педагогического мышления (системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность), готовность к профессиональному самосовершенствованию.
Задачами деятельности методического объединения анализируемого периода являлись:
- активно использовать во внеклассной работе разнообразные формы и методы развивающей направленности;
- продолжать формировать нравственные качества в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики у обучающихся;
-разрабатывать и применять в воспитательном процессе разнообразные формы и методы работы, направленные на формирование и развитие коммуникативных качеств, социального поведения учащихся.
Исходя из вышеизложенных задач, основных функций и направлений деятельности методического объединения за 2011-2012 учебный год были проведены следующие формы работы:
|
-информационно-методическое (семинары, круглый стол, представление презентаций по темам методических заседаний).
- практико-ориентированное (открытые внеклассные мероприятия.)
-инструктивно-методическое (знакомство педагогов с нормативными документами, методические рекомендации, консультации, создание методического банка).
Вся деятельность методического объединения (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная) осуществлялась в рамках работы над единой методической проблемой: «Создание условий для развития и воспитания социальной, нравственной компетенции», которая содержательно связана с методической проблемой школы.Через проведение и организацию разнообразных форм методической работы, которые способствуют профессиональному росту педагогов.
Работа по проблеме методического объединения нашла отражение в темах и индивидуальных планах самообразования педагогов:
Таблица 1. Темы самообразования педагогов.
№ | Ф.И.О. | Тема самообразования |
Афанасьева А.М. | «Развитие познавательных способностей на основе использования группового метода на уроках математики и во внеклассной деятельности» | |
Потрошилина С.Н. | «Развитие логического мышления на уроках математики у детей младшего школьного возраста через игровые приёмы» | |
Язовских Г.С. | «Повышение интереса к обучению у младших школьников через дидактическую игру» | |
Ушакова О.П. | «Активизация мыслительной деятельности, как одно из условий эффективного обучения при формировании навыков грамотного письма в начальной школе». | |
Терентьева А.П. | Развитие навыков чтения у детей младшего школьного возраста через дидактическую игру. | |
Григорьева С.А. | «Совершенствование навыка чтения у младшего школьного возраста через систему специальных методов и приёмов» | |
Ваганова И.Ю. | «Повышение школьной мотивации через применение информационных технологий на уроках географии и во внеурочное время » | |
Ходак О.В. | «Активизация познавательной деятельности через применение игровых форм на уроках и во внеклассной работе с обучающимися». | |
Борисова А.Л. | «Формирование познавательной мотивации через внедрение нестандартных форм обучения истории» |
|
В течение учебного года классные руководители работали над темой самообразования, которую определили в начале учебного года, согласовали с завучем по воспитательной работе. Данные темы были отражены во внеклассных мероприятиях, проводимыми педагогами в течение учебного года
Из Таблицы 2 чётко прослеживается активное участие классных руководителей в работе по темам самообразования.
Таблица 2. Участие классных руководителей в работе по темам самообразования.
№ | Ф.И. педагогов | ||||||
Открытое вн. мероприятие | Отчёт по теме самообраз. на засед МО | Выставка дид. материала, презентация портфолио | Выступления по теме самообразован. на педсовете | Всего | |||
Афанасьева А.М. | + | + | + | + | |||
Потрошилина С.Н. | + | + | + | ||||
Ушакова О.П. | + | + | |||||
Язовских Г. С. | + | + | |||||
Терентьева А.П. | + | + | + | + | |||
Григорьева С.А. | + | + | |||||
Ваганова И.Ю. | + | + | |||||
Ходак О.В. | + | + | + | + | |||
Борисова А.Л. | + | + | + | + |
|
Все классные руководители в течение учебного года принимали активное участие в школьных мероприятиях. В представленной сводной таблице прослеживается степень участия и результативность работы педагогов.
Классные руководители при проведении внеклассных мероприятий добивались решения поставленных воспитательных целей и задач через разнообразные формы проведения мероприятий, а также через развитие и формирование познавательной деятельности у учащихся. У каждого классного руководителя было отмечено своеобразие, которое заключалось в избрании форм и методов, творческого подхода в подготовке и проведении мероприятий.
Данная таблица демонстрирует участие каждого классного руководителя в открытом внеклассном мероприятии.
Таблица 3.Участие педагогов в внеклассных мероприятиях.
№ | Ф.И.О. | Название мероприятия | Форма проведения |
Афанасьева А.М. | «Профессии наших родителей «Знай правила движения, как таблицу умножения» | Тематический час Конкурс | |
Потрошилина С.Н. | «По дорогам сказок» | Викторина | |
Ушакова О.П. | «Сила России в единстве народов» «Первый полёт в космос» | Классный час Классный час | |
Язовских Г.С. | «Правила дорожного движения» «День Защитника Отечества» | Классный час Праздник | |
Терентьева А.П. | «Проводы масленицы» «Прощание с букварём» | Праздник Праздник | |
Григорьева С.А. | «Утро космической эры» Праздник вежливости и добрых слов» «День Защитника Отечества» | Классный час Праздник Праздник | |
Ваганова И.Ю. | ««Новогодний калейдоскоп» Участие в конкурсе «Мы по улице идём…» | Классный час Праздник | |
Ходак О.В. | «Социальные опасности» «Корни есть не только у дерева. Моя семья» | Классный час-диспут Классный час- семейный совет | |
Борисова А.Л. | «Здоровый образ жизни» «Наш интеллектуальный рейтинг» «Познай себя» | Устный журнал Игра- викторина Беседа с элементами тестирования и игроых тренингов |
Исходя из представленной таблицы, прослеживается результативность выполнения поставленных задач, а именно:
- совершенствовать свои профессиональныхезнания и умения, оказывающие благотворное влияние на формирование и развитие личности обучающегося;
- продолжать формировать нравственные качества в зависимости от личностных особенностей ребёнка, его интересов, склонностей, состояния здоровья, возрастных особенностей характера;
Итак, открытые внеклассные мероприятия - это ещё одна форма повышения педагогического (методического) мастерства и возможность демонстрации опыта и мастерства педагогов. Классные руководители владеют методикой проведения внеклассных мероприятий, применяют разнообразные формы внеклассных мероприятий. После каждого открытого воспитательного мероприятия был проведён его анализ: названы положительные моменты и указаны недостатки, даны рекомендации для их исправления.
Заслуживает внимания то, что все участники методического объединения на достаточном уровне владеют одной и более образовательными технологиями (Таблица 4):
Таблица 4. Владение образовательными технологиями.
№ | Ф.И.О. | Класс | Название технологии |
Афанасьева А.М. | Игровая технология с использованием ИКТ, интегрированный урок, технология обучения правилам | ||
Потрошилина С.Н. | Технология полного усвоения знаний, информационные технологии | ||
Ушакова О.П. | Информационно-коммуникационные, технология сотрудничества | ||
Язовских Г.С. | Игровые, здоровьесберегающие технологии | ||
Терентьева А.П. | Информационно-просветительская, технология сотрудничества, здоровьесберегающие | ||
Григорьева А.П. | Личностно- ориентированная на основе здоровьесберегающей технологии, педагогика сотрудническтва, игровая, ИКТ | ||
Ваганова И.Ю. | Технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии | ||
Ходак О.В. | Здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества | ||
Борисова А.Л. | Технология внутриклассной дифференциации, технология полного усвоения знаний |
В целом, поставленные задачи на 2010-2011 учебный год выполнены. Добиваясь решения поставленных задач, педагоги постоянно совершенствуют профессиональное мастерство. Все выше перечисленные образовательные технологии педагоги применяют в своей работе через организацию и проведение внеклассных мероприятий, что способствует созданию условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции. А также формированию и развитию коммуникативных качеств, социального поведения обучающихся.
В своей практической деятельности классные руководители руководствуются принципами личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Он осуществляется посредством индивидуальных бесед, постоянных и разовых общественных поручений, вовлечения обучающихся в систему дополнительного образования в школе, подготовку и проведение коллективных творческих дел, работу с семьей, в ходе разнообразной воспитывающей деятельности в школе и вне школы.
В течение учебного года все классные руководители работали по основным направлениям деятельности:
- работа с родителями;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- работа над сплочением классного коллектива;
- профориентационная работа;
- работа с неблагополучными обучающимися;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- формирование культуры общения обучающихся;
- развитие классного самоуправления;
- проведение педагогической диагностики для определения уровня воспитанности обучающихся.
В качестве основных форм работы для реализации данных задач определены тематические заседания методического объединения; участие в работе педсовета и совещаниях при директоре; рабочие совещания; смотр портфолио классных руководителей и классных коллективов; открытые воспитательные мероприятия; собеседование, знакомство с новинками методической литературы и другие.
В 2011–2012 учебном году на заседаниях методического объединения классных руководителей были рассмотрены следующие вопросы:
1. Организационное заседание методического объединения классных руководителей.
Планирование работы на 2011-2012 учебный год
2.«Изучение воспитательного и социального потенциала семьи с целью соединения возможностей семьи и школы».
3.«Метод групповой дискуссии в работе с подростками»
4.«Создание развивающей среды, как фактора социально-нравственного,
эстетического воспитания и личностного становления ребёнка»
5.Фестиваль педагогических идей, находок. Итоги работы методического
объединения классных руководителей за прошедший учебный год. Анализ
работы за 2010-2011 уч. год.
Первое заседание методического объединения классных руководителей проводилось в форме методической оперативки по теме: «Организационное заседание методического объединения классных руководителей. Планирование работы на 2011-2012 учебный год». Выступила руководитель методического объединения Ходак О.В. Она рассказала педагогам о планировании работы на новый учебный год, темах методических заседаний, также познакомила педагогов с целями и задачами методического объединения на новый учебный год. Осветила вопросы, касающиеся написания календарно-тематических планов классных руководителей. Социальный педагог Григорьева С.А. провела сбор данных учащихся школы, осветила направления работы, касающиеся акции «Помоги собраться в школу».
Второе заседание методического объединения классных руководителей проходило в форме семинара- практикума по теме: «Изучение воспитательного и социального потенциала семьи с целью соединения возможностей семьи и школы» выступила педагог Злыднева В.Е. Она рассказала об уровнях воспитательного потенциала семьи, об основных направлениях в работе с родителями. Озвучила задачи семейного воспитания. Сделала вывод о том, что семья является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Так же рассказала о главных функциях взаимодействия школы и семьи, о трёх видах диагностики.
Классные руководители: Потрошилина С Н., Язовских Г.С., Терентьева А.П., поделились опытом работы по внедрению нетрадиционных форм воздействия в воспитательном процессе. Это проведение нетрадиционных классных часов: игровой правовой практикум, беседа-диалог, беседа-размышление, классный час-игра, классный час- семейный совет, классный час- диспут.
Руководителем методического объединения классных руководителей были даны рекомендации: проводить мониторинг семьи 1 раз в год, по усмотрению классных руководителей. Продолжать изучать статус семей в течение года. Активно применять нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательном процессе.
Классными руководителями с 5-9классы, была проведена анкета «Семья глазами ребёнка» (приложение 4). Социальный педагог Григорьева С.А. изучила анкеты и написала справку по результатам. Цель данной анкеты: выявление психологического комфорта ребёнка в семье.
Наблюдается положительная динамика по сравнению с прошлым годом. На 12% больше ребят отметили, что родители интересуются учебной деятельностью, на 33% больше обучающихся ответили, что родители посещают школу. Но в, то, же время 5% обучающихся не хотели, быть похожими на своих родителей (рисунок 1).
Рисунок 1.
Таким образом, классным руководителям и социальному педагогу Григорьевой С.А. необходимо продолжать вести целенаправленную работу с родителями. Запланировать и провести родительские собрания, используя нетрадиционные формы работы: мастер- класс, родительское собрание в форме пресс- конференции и другие.
Классный руководитель 5 класса Терентьева А.П. поделилась из опыта работы по привлечению родителей к организации воспитательного процесса, а также рекомендовала книгу «В помощь классному руководителю», в которой содержится интереснейший материал по проведению классных часов и родительских собраний. Она отметила, что «92% семей считают, что в семье нет конфликтов. После рассмотрения вопросов повестки тематического заседания, руководителем методического объединения классных руководителей был сделан вывод о том, что «Сотрудничество семьи и школы начнётся тогда, когда будет общая цель: стремление воспитать из каждого ученика нравственно полноценную личность, способную ориентироваться в современных социокультурных условиях».
На третьем заседании методического объединения классных руководителей по теме: «Метод групповой дискуссии в работе с подростками» выступила классный руководитель 9класса Борисова А.Л. Она рассказала о приёмах эмоционального стимулирования в ходе дискуссии. Социальный педагог Григорьева С.А. раскрыла понятие «групповая дискуссия», этапы данного метода. Она отметила преимущества данного метода в работе со старшеклассниками. Привела примеры различных схем проведения дискуссии: общая дискуссия, дискуссия- ранжирование, дискуссия «В два круга», дискуссия с наблюдателями.
Четвёртое заседание методического объединения воспитателей и классных руководителей проходило в форме круглого стола по теме: «Создание развивающей среды, как фактора социально-нравственного, эстетического воспитания и личностного становления ребёнка» выступила руководитель методического объединения классных руководителей Ходак О. В. Она предложила педагогам разнообразные виды работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также отметила важнейшие направления профилактической деятельности учащихся с асоциальным поведением.
Заместитель директора по воспитательной работе отметила новые основные положения для написания и составления воспитательной программы.
Итоговое заседание методического объединения проводилось в мае. Оно было направлено на знакомство с информационными материалами, главными педагогическими достижениями за прошедший учебный год, педагоги представили портфолио за прошедший учебный год.
На последнем заседании методического объединения классных руководителей была предложена анкета «Основные направления деятельности классных руководителей» с целью оказания методической помощи и планирования на следующий учебный год. Результаты анкетирования педагогов показали, что наибольшее затруднение вызывает у педагогов развитие классного самоуправления и оказание психологической поддержки ученикам.
Таким образом, руководителю методического объединения классных руководителей необходимо запланировать на следующий учебный год темы методических заседаний: «Развитие классного самоуправления», «Оказание психологической поддержки ученикам».
Итак, все тематические заседания были запланированы в соответствии с решением поставленных задач методического объединения на 2011-2012 учебный год. Все классные руководители активно принимали участие в заседаниях методического объединения. При подготовке использовали не только предложенную литературу руководителем методического объединения, но и дополнительную. Участники методического объединения проходят курсовую подготовку, что способствует успешному решению многообразных проблем образовательного процесса: систематическая корректировка и своевременное обновление учебно-воспитательного процесса, совершенствование методов и форм воспитания, освоение педагогических технологий. Полученные через курсовую подготовку знания и опыт умело адаптируют к практической деятельности, что находит выражение на открытых мероприятиях.
Таблица 5. Прохождение курсовой подготовки.
№ | ФИО | |||
2010-2011 | 2011-2012 | |||
Афанасьева А.М. | + | |||
Потрошилина С.Н. | + | |||
Ушакова О.П. | + | |||
Язовских Г.С. | + | |||
Терентьева А.П. | + | |||
Григорьева С.А. | + | |||
Ваганова И.Ю. | + | |||
Ходак О.В.. | + | |||
Борисова А.Л. | + |
Подводя итоги работы за год, можно отметить ряд положительных моментов:
- поставленные задачи перед методическим объединением классных руководителей были выполнены;
- повысился профессиональный уровень классных руководителей;
- возросла творческая активность классных руководителей;
- внедряются новые технологии воспитания;
- разрабатываются более эффективные формы работы с обучающимися.
Наряду с положительными моментами в работе методического объединения классных руководителей следует отметить и недостатки:
- совершенствовать воспитательную работу в классах;
-уделять внимание развитию классного самоуправления;
- вести разнообразные формы работы с семьями обучающихся.
Необходимо запланировать и провести методическую неделю классного руководителя или «Неделя творчества».
Методическая неделя включает в себя:
- открытые классные часы;
- творческие дела по различным технологиям воспитательной работы;
- презентации книг по теории, практике и методике воспитательной работы;
- методический семинар по теме «Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классного руководителя»
- конкурс «Самый классный - классный ».
В следующем учебном году методическое объединение воспитателей и классных руководителей планирует продолжить работу над проблемой: «Создание условий для развития и воспитания социальной, нравственной компетенции у обучающихся ».
С целью решения данной методической проблемы следует запланировать следующие темы методических заседаний классных руководителей:
1. «Оказание психологической поддержки ученикам». Форма проведения: психологический практикум (Ноябрь)
2. «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления». Работа классного руководителя с родителями. Форма проведения: дискуссия. (Январь)
3. «Развитие классного самоуправления». Форма проведения: круглый стол. (Март)
Итак, в 2012-2032 учебном году методическое объединение классных руководителей планирует решать следующие задачи:
- создание условий и привитие интереса к систематическому самообразованию;
- формирование и развитие устойчивых профессиональных ценностей и взглядов;
- способствование развитию интеллектуальных, нравственных, творческих качеств обучащюихся, их социализации и адаптации в обществе;
- содействование развитию личности в коллективе;
- продолжать работу над усилением роли семьи в воспитании детей, активнее применять в педагогической деятельности разнообразные формы работы с родителями.
Таким образом, методическое объединение играет одну из ведущих ролей в совершенствовании и обновлении педагогического процесса в МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа». В целях создания необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства классных руководителей, повышения научности руководства воспитательным процессом в классных коллективах, используя накопленный опыт. На методическом объединении классных руководителей МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа» рассматривается решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы, вопросы освоения современных методик, форм, видов, средств, новых педагогических технологий в воспитании детей.
Методическое объединене классных руководителей способствуюет сплочению коллектива, сохранению и развитию традиций школы, стимулирует инициативу и творчество педагогов, активизирует их деятельность в научно-исследовательской и поисковой работе, выявляет и предупреждает недостатки, затруднения и перегрузки в работе. Главная цель методического объединения МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа»– совершенствование учебно-воспитательного процесса, его постоянное саморазвитие.
Заключение
Классный руководитель оказывает большое влияние на формирование личности обучающегося.Ему принадлежит одна из ведущих ролей в воспитании обучающихся, подготовке их к обоснованному, осознанному выбору профессии, становлению личности отвечающей современным требованиям обществ. В этой связи возрастает значение повышения качества и эффективности работы классного руководителя. В работе почти каждого педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна обучающимся, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.
Методическая работа в школе предполагает соответствие принципам научности, гуманизации, системности, актуальности и востребованности. Она должна способствовать решению задач школы, иметь практическую направленность. Для определения содержания и форм методической помощи педагогам, заместителю директора по воспитательной работе,руководителю методического объединения классных руководителей важно знать не только профессиональные затруднения каждого классного руководителя, но и его сильные стороны, его возможности, склонности и увлечения. Знакомство с опытом учебно-воспитательной работы педагога можно организовать через собеседование, наблюдение, анкетирование. Собранный таким образом материал поможет при составлении картотеки по педагогическим кадрам.
Основная задача методической работы в школе по вопросам обучения и воспитания заключается в методической поддержке классного руководителя в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по направлениям:
- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики учебно-воспитательной работы. Организация программно - методического сопровождения организации учебно-воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школе;
- обеспечение выполнения единых, подходов к обучению ивоспитанию обучающихся, информирование о нормативно- правовой базе, регулирующей работу классных руководителей в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;
- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;
- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;
- вооружение классных руководителей современными образовательными технологиями и знанием современных форм и методов работы в ОУ;
- координация планированияработы классных руководителей, организации и педагогического анализа учебно-воспитательных мероприятий в классных коллективах;
- оценивание (мониторинг) деятельности классного руководителя, МО классных руководителей в целом.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные точки зрения относительно определения направлений и содержания деятельности классного руководителя, но все они сходятся в том, работа классного руководителя должна охватывать такие стороны жизнедеятельности классного коллектива, как здоровье, обучение, общение и воспитание.
Результат работы классного руководителя зависит от ряда условий:
- стратегической устремленности и долгосрочной перспективы планирования процесса обучения и воспитания;
- направленности содержания учебно-воспитательной деятельности на развитие обучающихся;
- системности осуществления воспитательного взаимодействия;
-ориентации учебно- воспитательного процесса на развитие индивидуальности обучающихся;
- технологичности работы педагога-воспитателя;
- диагностической оснащенности деятельности классного руководителя.
Четкое знание классным руководителем своих функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него миссию.
Эффективность работы классного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериев относительно ведущих направлений деятельности самим педагогом и администрацией образовательного учреждения.
На современном этапе развития общества, с появлением новых информационных и технических возможностей классному руководителю необходимо использовать имеющиеся компьютерные и информационные технологии для повышения эффективности учебно-воспитательной работы.
Литература
1.Адамский, А.И. Школа сотрудничества / А.И. Адамский. - М.:, 2000.- 80с
2.Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Поддержка деятельности образовательных учреждений муниципальной методической службой: Методическое пособие / Под ред. \ 1. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004,- 87с.
3Бессолицина Р.В. Инновационные подходы к организации научно- методической работы // Методист.-2006.-№1.-С.25-27.
4.Блохина, Е.В. Методическая работа: понятие, сущность, управление / Курган, 2003. С. 34
5.Дереклеева, Н.И, Справочник завуча. Учебно-методическая. Воспитательная работа 5-11 классы/ Н.И.Дереклеева.-М.:ВАКО,- 2006.- 352с.
6.Довженко, Ю.А. Организация внутришкольной методической работы в условиях осмысления обновляющейся образовательной практики/ЮА.Долженко.- Барнаул:, 1997,- 127с.
7.Дударева, Л.П., Панов А.И. Методическая работа в системе общего образования субъекта РФ (структурно-функциональный аспект) / Методист.-2005.-№2.-С.21 -25.
8.Дружинин В.И. Методическая работа в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. 2-ое изд. / В.И.Дружинин; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2012. – 154с.
9.Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении.–Курган, ИРОСТ, 2011.-138с.
10.Дружинин, В.И., Бекишева С.Н., Васенева С.П. Методический кабинет образовательного учреждения, -Курган, 2009, - 38 с.
11.Дружинин, В.И. Управление муниципальной системой образования / Дружинин В.И. Управление муниципальной системой образования: учебно-методическое пособие, М.:Мнемозина. -2007.-167с.
12.Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях/ Л.П.Ильенко.- Мн АРКТИ, 2000. - 76с.
13.Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2003.-90с.
14.Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное издание для вузов экономических специальностей/ Н.И.Кабушкин.-Минск: БГЭУ 1999.-244с.
15.Коростелева Н.В. Методическая работа в инновационных образовательных учреждениях // Методист.-2005.-№4.-С. 17-21.
16.Кульневич, С.В. Организация и содержание методической работы/ С.В.Кульневич, В.И.Гончарова, Т.ПЛакоценина. Управление современной школой. Выпуск - 2. - Ростова-н/Д: Учитель, 2003,- 288с.
17.Лизинский,В.М. О методической работе в школе/ В.М. Лизинский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.- 160с.
18.Моисеев А.М. Функции и задачи методической работы в школе // Практика административной работы в школе. - 2003. - №3. - С. 27.
19.Немова Н.В. Рекомендации по подготовке плана методической работы учителя // Практика административной работы в школе.-2005.-№7.-С.3-6.
20.Немова, Н.В. Управление методической работой в школе/ Н.В. 21.Немова- М.: Сентябрь, 1999.-176с.
22.Никишина,И.В. Организация внутри школьной методической работы/ И.В.Никишина. -М.:Учитель, 2006..-127с.
23.Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы // Методист.-2005.-№2.-С.29-33.
24.Петренко А.А. Современные подходы к деятельности методических служб в условиях муниципального образования // Методист. - 2005. - №3. - С.33-35.
25.Поташник, М.М.Управление развитием современной школы/ М.М.Поташник, А.М.Моисеев.-М.:Новая школа, 1997.-350с.
26. Приказ Правительства РФ №393 «О концепции модернизации российского образования» от 11 февраля 2002.
27.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко.М:, 1998.-115с.
28.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998.-149с.
29.Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами:учебное пособие/В.П.Симонов.-М.:Педагогическое общество России, 2009.-427с.
30.Федорова Т.Т. Приоритетные направления деятельности методической службы // Методист.-2005.-№5.-С.24-26.
31.Фриш, Г.Л. Циклограмма работы директора школы / Г.Л.Фриш.-М.: Перспектива, - 2006. - 144с.