Методическая работа в образовательном учреждении представляет собой часть системы непрерывного образования педагогических и руководящих кадров учреждения образования[9, с.3].
Система непрерывного образования педагогических и руководящих работников состоит из множества подсистем, в том числе:
- профессиональное педагогическое или управленческое образование;
-дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка);
- методическая работа в ОУ;
- муниципальная и территориальная методическая работа;
- инновационная деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- научно-методическая деятельность на уровне субъекта РФ.
Методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении [9, с.7].
Методическая работа в учреждении образования осуществляется через построение методической службы.Методическая служба в образовательном учреждении - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.Роль методической службы образовательного учреждения значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
|
Таким образом, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач.(Приложение 1).
Как любая человеческая деятельность методическая работа должна иметь свои цели и задачи. В работах разных авторов встречаются различные трактовки целей и задач методической работы.
Симонов В.П. [28, с.124] утверждает, что главная цель методической работы - это непрерывное совершенствование квалификации преподавателя, непрерывное содействие его эрудиции и компетенции в области определенной науки (учебного предмета) и методики его проведения.
Итак, целью методической работы в образовательном учреждении является создание условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников учреждения образования, для максимального удовлетворения их спроса на методические услуги через обучение, развитие, информирование, внедрение новшеств и элементов ценного опыта, а также для эффективной реализации государственной политики и повышения качества образования в рамках конкретного образовательного учреждения.
Основные задачи методической работы, которые выделяет Симонов В.П. заключаются в следующем [28, с. 125]:
- повышение профессионального и культурного уровня преподавателей;
|
- стимулирование его служебной и общественной активности;
- обновление и совершенствование знаний в области преподавания учебной дисциплины;
- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов - новаторов и творчески работающих преподавателей;
- совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися;
- совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся, как на занятиях, так и во внеучебное время;
- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
- приобщение преподавателей к исследовательской деятельности.
Н.В. Немова в своей книге выделяет следующие задачи[19, с. 3-6]:
- информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики;
- обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации
до уровня необходимого школе;
- выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и др. деятельности членов педколлектива;
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток.
В работе Ручкиной А.С. [5]: выделены следующие основные задачи методической работы:
- обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежномопыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы;
|
- систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики;
- стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;
- выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении;
- организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
Ильенко Л.П. [12, с. 24]: выделяет следующие основные функции и задачи методической службы:
- изучение и творческое понимание всех нормативных программно- методических документов;
- активное внедрение и использование достижений и рекомендаций
психолого-педагогической науки;
- изучение и внедрение в практику достижений педагогов-новаторов;
- создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы;
- диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса;
- стимулирование инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизация его деятельности в исследовательской, поисковой работе;
- выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педагогического коллектива;
- использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
- развитие мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно- нравственных качеств педагогов.
Проанализировав все эти определения, можно сделать вывод, что основными задачами следует признать:
- информирование кадров;
- обучение;
- выявление, изучение, распространение опыта;
- методическое обеспечение;
- диагностика и прогнозирование учебно-воспитательного процесса.
Если задачи методической работы можно сформулировать достаточно точно, то с определением содержания часто возникают определенные трудности. Эти трудности определяются, в первую очередь, характеристиками объекта управления. Трудно отрицать тот факт, что учитель - стажер испытывает другие затруднения в процессе работы, чем учитель-методист.
Однако, необходимость методической учебы важна для всех групп учителей. Так же отличия в содержании методической работы определяются и уровнем развития всего педагогического коллектива.
Н.В.Немова[19, с. 10-11]выделяет несколько содержательных моментов методической работы в зависимости от ситуации и производственных задач:
- работа с молодыми специалистами;
- деятельность по адаптации педагогических кадров в новой школе;
- работа с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность;
- организация работы с кадрами по итогам аттестации;
- обучение при введении новых технологий и инноваций;
В соответствии с целями и задачами методической службы в ОУ можно выделить следующие направления деятельности:
- повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности
кадров;
- работа с молодыми и вновь прибывшими специалистами;
- научно-исследовательская работа;
- методическая работа.
Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом.
Управление методической работой в образовательном учреждении включает в себя реализацию следующих функций[11, с. 25-26]:
- анализ осуществления методической и инновационной работы в ОУ;
- прогнозирование и планирование методической и инновационной работы;
- организация методической и инновационной деятельности в ОУ;
- контроль за осуществлением методической и инновационной работы;
- стимулирование участия работников ОУ в методической и инновационной деятельности;
- коррекция и координация процесса осуществления методической и инновационной деятельности в образовательном учреждении.
По отношению к педагогу методическая служба выполняет ряд функций:
- приобретение и закрепление статуса педагога;
- профессиональное самосохранение;
- повышение конкурентоспособности;
- профессиональное развитие;
- самореализация;
- решение профессиональных и личных проблем;
- удовлетворение от работы.
Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества.
Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе.
Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе [11, с. 27].
В настоящее время изменился институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:
- учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
- классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель);
- в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора (лат.попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой).
В учебной работе классный руководитель, как учитель, является организатором и руководителем деятельности обучающихся; вовнеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Он знакомит учителей с результатами изучения обучающихся, привлекает к обсуждению программы педагогической помощи обучающемуся и его семье; организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности обучающегося, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития обучающегося, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей обучающегося. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.
Таким образом, классный руководитель является ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От эффективности его работы во многом зависит успешность всего воспитательного процесса в целом. Изучение и определение эффективности деятельности классного руководителя относится к числу сложных педагогических проблем. Неоднократные попытки повысить результативность воспитания обучающихся без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных наставников, как правило, оказывались неудачными.
Согласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение о классном руководстве и Функциональные обязанности классного руководителя.
Наряду с положениями, отражающими специфические, свойственные сложившейся в учреждении системе воспитания, данные документы раскрывают общие подходы к определению основных функций и обязанностей классного руководителя, которые могут быть отличными в зависимости от возраста воспитанников, педагога.