Принципы — основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.
Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях введения новых образовательных стандартов выстраивается в соответствии с принципами:
- принцип «зоны ближайшего развития» (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога сугубо индивидуальна.
Реализация данного принципа предполагает:
- изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
- актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
- определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
- составление программы профессионального роста педагога;
- систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
- Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствовании [4, с. 16]. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Реализация данного принципа предполагает:
- систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
- оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
- определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
- разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
- поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
-
- Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп [4, с. 17].
Реализация данного принципа предусматривает:
- изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
- определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
- возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.
- Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС.
Этот принцип означает:
- обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОУ;
- координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;
- сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
- учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
- выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.
Мы выяснили, что методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов, а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении.
Любая система – это комплекс взаимосвязанных элементов, которые обладают такими свойствами, как целенаправленность, целостность. Всякая система открыта, т. е. связана с другими системными и несистемными объектами, и является частью системы более высокого порядка. Система методической работы в учебном заведении – это часть системы работы с педагогическими кадрами, часть системы управления работой классного руководителя, часть системы повышения профессионализма, непрерывной учебы классного руководителя.
Выбирая вариант методической работы, зам. директора по воспитательной работе должен учитывать:
- задачи, поставленные перед педагогами;
- количественный и качественный состав педагогического коллектива;
- результаты изучения личности и деятельности классных руководителей, особенно их трудности;
- качественный и количественный анализ текущих, конечных результатов воспитательной работы;
- особенности содержания методической работы;
- традиции учебного заведения; сравнительную эффективность различных форм методической работы;
- меру в использовании тех или иных направлений, содержания, форм, приемов методической работы;
- особенности конкретной ситуации, сложившейся в учебном заведении (наличие молодых классных руководителей и т. д.);
- наличие времени для осуществления намеченной методической работы (возможное сокращение количества мероприятий, перенос по времени и т. д.)
- материальные, морально-психологические и др. условия; имеющиеся в конкретный момент реальные возможности привлекать классных руководителей к организации методической работы, быть руководителем МО, входить в состав творческой группы и т. д.
Необходимые условия для методической работы: организационно-педагогические (свободное время, скоординированность деятельности),морально-психологические, санитарно-гигиенические.