Деловые коммуникации в рабочей группе




 

В рамках изучения содержания отношений между членами рабочей группы можно выделить следующие сферы:

- профессиональную (субординационные отношения, координация деятельности, отношения в системе «человек – компьютер»);

- ценностно-мировозренческую (соотношение личных и корпоративных ценностей, варьирующееся от полной поддержки до конфронтации);

- сферу межличностных отношений (потребность в общении и самоутверждении, степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, формальным и неформальным статусом). [25]

2.3.1 Профессиональная зрелость рабочей группы Факторы, определяющие зрелость рабочей группы, ее способность продуктивно функционировать, можно условно разделить на следующие: технологические; экономические (оплата труда, форма собственности); организационные (прежде всего в системе «руководитель-подчиненный») и психологическую совместимость работников.

Морально-психологический климат определяет динамику развития рабочей группы. В современных условиях наиболее предпочтительным типом взаимоотношений в коллективе является модель «Команда». Руководитель при данном сложившемся типе взаимоотношений в рабочей группе стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, способствовать деловитости и человечности на всех уровнях отношений.

2.3.2 Степень сплоченности рабочей группы Такие понятия как конформность и коллективизм могут присутствовать в различных социальных объединениях: как в рабочей группе (коллективе), так и в обществе в целом.

Групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную и конформистскую направленность. В первом случае рабочая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решают по-деловому, инициативно и творчески. Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснение отношений с другими подразделениями. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью работников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям.

В зависимости от: физической конституции; особенностей правовой системы; темперамента отдельных индивидов группы или общества, в ней могут присутствовать такие типы поведения, как конформизм и нонконформизм.

Большой энциклопедический словарь дает определение понятиям: конформизм (подобный, сообразный) – приспособленчество, пассивное принятие существующее порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления и нонкомформизм – прямо противоположное конформизму поведение личности (коллективизм).

Конформность – внешнее согласие индивида с группой, подчинение любым ее влияниям при внутреннем несогласии, сознательное приспособленчество. Представляет собой стремление личности строить свое поведение соответственно некому стандарту, шаблону. Конформность в поведении личности проявляется в том, что пассивно приспосабливается к тем стандартам поведения, которое оказывает на него наибольшее давление. Этим конформизм отличается от коллективизма, который проявляется в активно выработанной членами коллектива даже в условиях сильного группового давления, направленного против этих ценностей.

Исследователи в сфере социологии выявили типологию нормативного поведения индивидов. Первую группу составляют конформисты – лица, подчиняющиеся правовым нормам, вторую – нонконформисты, чье поведение отклоняется от правовых норм (девиантное поведение).

В свою очередь конформистское поведение имеет следующие разновидности:

1) легалистское поведение, которое характеризуется принципиальным уважением к правовым нормам, это так называемая сократовская позиция.

Хорошо известно, что Сократ уважительно относился к праву даже тогда, когда оно применялось к нему самому и когда, с его точки зрения, оно было несправедливым. Он считал, что, хотя право может быть плохим и ошибочно применяться в отдельных случаях, тем не менее, в целом как система должно пользоваться уважением;

2) оппортунистическое (или инструментальное) поведение, которое в целом может быть оцененное как положительное, но при условии наличия у него мотивов целесообразности, т.е. мотивов, в силу которых правовая норма одобряется ради какой-либо личной выгоды;

3) принудительное поведение, которое так же характеризуется как соответствующее правовым нормам, однако в этом случае действует не личная мотивация, а нажим групповой подкультуры или давление официальной системы контроля, следящей за реализацией норм.

Правомерное поведение индивида характеризуется социальной значимостью, поскольку в целом укрепляет общественные отношения, правопорядок, служит положительным примером для других лиц. Правомерное поведение мотивируется, как правило, сознанием долга, общественной потребности либо нравственными личными побуждениями: дружеской заботой, участливостью, взаимовыручкой и т.д.

В целом мотивы правомерного поведения личности могут отличаться большим разнообразием:

1. Убежденность в общественной пользе поступка.

2. Долг перед обществом, правовая обязанность.

3. Профессиональное чувство ответственности.

4. Практическая полезность поступка для других.

5. Стереотип, привычное поведение.

6. Конформизм, подчинение большинству.

7. Боязнь юридической или моральной ответственности.

8. Личная польза от совершения поступка.

9. Эгоистические интересы.

10. Негативные мотивы (месть, ревность и др.), реализуемые правомерными средствами.

Высшим уровнем мотивации правомерного поведения считается убежденность личности в социальной ценности совершаемого поступка, полезного для общества, для окружающих, родных и близких.[26]

В рабочей группе обычно существуют формальная структура, связанная с должностным статусом членов группы, и неформальная структура, обусловленная психологическими качествами членов коллектива.

Социально-психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами рабочей группы. Без нее не возможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализация личности.

Успешная реализация процесса интеграции приводит к превращению коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной деятельности.

 

 

3 ПРИРОДА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Орфографический словарь под редакцией С.И. Ожегова определяет понятие коммуникация как “1. Путь сообщения, линия связи; 2. Сообщение, общение.”[27]

Понятие общение в данном словаре определяется как деловая или дружеская связь.

Общение - процесс взаимодействия и взаимоотношения субъектов (личностей, социальных групп), в котором происходит взаимообмен деятельностью, информацией, эмоциями, навыками, умениями, а также волевой контакт.

Философский аспект общения связан с пониманием социального статуса субъекта общения, т.е. общение в философии понимается как социализация личности. В процессе социализации, приобретая новое содержание, меняясь, индивид одновременно изменяет и сообщество, в которое он вступает, дополняя его своей индивидуальностью.

Социальная психология рассматривает взаимодействие партнеров с учетом качеств индивидов, микро- и макроколлективов. В данном аспекте за основу взяты психологические характеристики нравственного климата сообщества, его психологической устойчивости, динамики сплочения и разобщения. Здесь определяющими являются параметры когнитивной, эмоциональной и волевой совместимости. [28]

Термин коммуникация имеет несколько значений. Во-первых, это путь сообщения (воздушные или водные коммуникации), во-вторых, это форма связи (радио, телеграф и т.д.), в-третьих, это процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой информации (печать, кинематограф, телевидение и т.д.) и, в-четвертых, коммуникация выражает акт общения. Наиболее близким к понятию общения является последнее значение.

Чтобы общение состоялось, необходимо, соблюдение трех условий: первое условие - наличие субъекта и адресата общения. Вторым условием является предмет (тема) для обсуждения. Третье условие - это знание языка, на котором осуществляется общение.

Особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств определяются видом общения. Все виды общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Существуют различные подходы к классификации общения. В зависимости от различных признаков общение можно разделить на следующие виды:

1. контактное - дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени);

2. непосредственное - опосредованное (по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего "аппарата");

3. устное -письменное (с точки зрения формы репрезентации языка);

4. диалогическое - монологическое (в зависимости от переменной и постоянной позиции: я - говорящего и ты - слушающего);

5. межличностное - массовое (с точки зрения количества участников).[29]

Возможно, в нашем курсе было бы более точно использовать термин коммуникация в значении "акт общения" и рассматривать деловую коммуникацию как предмет дисциплины “Этика и культура управления”.

Исследующие специфику организации коммуникативной деятельности профессор Andrew Ellis (Ланкастер, Англия) и профессор Шеффилдского университета Geoffrey Beattie, считают, что коммуникация происходит, когда один субъект, передающий информацию, кодирует информацию в сигнал и передает ее другому субъекту, который, принимая сигнал, декодирует его и способен адекватно на него реагировать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: