Любой коммуникативный акт независимо от того, кто является его участником, (люди или животные), состоит из 3-х составляющих:
1. субъект, кодирующий информацию в сигнал и передающий ее;
2. процесс трансформации сигнала;
3. реципиент, декодирующий сигнал с целью извлечения информации передающего субъекта.
Т.о., коммуникация может быть прервана в результате нарушения в процессе кодирования, при трансформации сигнала или его декодировании.
1. Кодирование сообщения
- сообщение плохо сформулировано и изложено;
- сообщение не является полным и достаточным;
- плохо подобраны коды сообщения (неточны, двусмысленны, неизвестны получателю);
- переданы просто ошибочные данные.
2. Декодирование сообщения
- сообщение не понято;
- сообщение понято неправильно;
- получатель предвзято относится к сообщению;
- получение не подтверждено;
- сообщение не получено.
3. Трансформация
- плохая организация группы, неопределенность функций участников;
- отсутствие метода работы или контроля;
- структура коммуникации неадекватна решаемой проблеме. [30]
Неадекватное кодирование может быть связано с обмолвками в речи субъекта или с тем, что он с трудом подбирает подходящие к теме слова.
Трансформация сигнала не может осуществляться полноценно в том случае, когда прерывается телефонная связь или ваш голос заглушается шумом транспорта.
Процесс декодирования осложняется при неправильном прочтении текста реципиентом или в том случае, если он ослышался.
Непонимание в процессе коммуникации связано с несоответствием системы кодирования передающего субъекта системе декодирования информации принимающим реципиентом.
Нечеткость понимания диалектной речи, речи с акцентом обычно не связана с нарушениями в процессе кодирования или декодирования информации, а обусловлена расхождением в системах, обеспечивающих эти процессы. Это справедливо для процесса коммуникации с использованием как вербальных знаков, так и невербальных компонентов. [31]
|
Как определить тот уровень акта коммуникации, на котором происходит нарушение? Если преподавателя с высоким уровнем подготовки студенты не понимают, происходит ли искажение коммуникативного процесса на уровне кодирования или на уровне декодирования?
Некомпетентность, чрезмерная эмоциональность, нервозность, недостаточная заинтересованность, отсутствие общей цели, авторитарность или отсутствие авторитетов, зависимость от лидера или недоверие к нему могут стать причиной нарушения коммуникативного акта, этап нарушения которого определить бывает трудно.
При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т. е. высказать. Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной П. Мицичем. [32]
Предел
воображения Активный
языковой Языковой
фильтр барьер Фильтр
словарных воображения Объем
запасов и желания запоминания
Задумано Приобрело
100 % словесные Высказано
формы 80 %
Услышано
70 % Понято
60 % Осталось
в памяти
24 %
На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы, и наличием или отсутствием доверия к собеседнику, и личными целями, и совпадением или несовпадением словарного запаса и т. д.
|
Современные исследователи данного аспекта считают, что:
1. Коммуникация - неопределенное понятие; не все понятия мы можем сгруппировать в определенные классы.
Например, слова стол или полка объединяются в общий класс "мебель”, а к чему отнести такие коммуникативные единицы как радио или пепельница.
2. Сигнал - это закодированная информация, а трансформация и получение информации - это переводческий акт; содержание сигнала можно определить понятием сообщение в том лишь случае, когда информация легко декодируется из сигнала
реципиентом. Коммуникативный сигнал содержит сообщение в коде.
Требуется, чтобы сигнал, несмотря на расстояние и время, которые он преодолевает, отражал эмоции, чувства и мысли субъекта, передающего сообщение.
3. Одна и та же информация может быть передана не только одним путем; выражение лица, жесты, взгляд, позы, одежда, речь могут быть использованы как для передачи различных сообщений, так и для выражения одной и той же информации.
Например, кивок головы и слово да, пожимание плечами и ответ: "я не знаю". Содержание сообщения не зависит от формы, которую использует субъект для его передачи. Трансформация сигнала может проходить с использованием двух форм передачи информации одновременно (вербальной и невербальной).
4. Потенциально выраженная ответная реакция на сигнал достаточна для определения успешности коммуникативного акта;
Например, в процессе чтения реципиент может улыбнуться, кивнуть, прочитать определенную часть вслух, задуматься и все это будет свидетельствовать о том, что коммуникация состоялась.
5. Ни субъекту, ни реципиенту нет необходимости осознавать сам факт передачи коммуникативного сигнала.
Животные, например, участвуют в коммуникативном процессе - передают информацию друг другу инстинктивно. Фрейд и психоаналитики предполагают, что жесты, позы и ошибки могут сообщать информацию о наших подсознательных мыслях и желаниях..[33]