Место кейс-метода в образовательной системе далеко не однозначно. Он помогает сформировать такие качества, которые должны доминировать далеко не у всех представителей всех профессий. Отсюда можно сформулировать стратегические принципы развития кейс-метода и внедрения его в обучение.
Во-первых, кейс-метод необходимо как можно быстро внедрить в обучение современным рыночным профессиям, таких как менеджер, экономист, социолог, маркетолог, имиджмейкер, брокер и др. В них доминирует ситуационное знание и ситуативная деятельность. По сути дела, кейс-метод придает носителям этих профессий некоторую динамичность, способность действовать результативно в нестандартных ситуациях.
Во-вторых, он особенно эффективен в образовании взрослых, их профессиональной переподготовке, которые через ситуативность легко подключают новую систему знаний к имеющейся. Дело в том, что этот метод в наибольшей мере соответствует уровню и типу подготовки взрослого, его мотивации, стремлению быстро развить или модернизировать знания. У взрослого всегда есть не просто некоторый уровень знаний по предмету, он обладает определенной методологической парадигмой, сложившимися приемами и методами мышления. У него есть некоторая система устоявшихся ценностей, стандартов поведения и т.д. С одной стороны, учебная работа со взрослыми людьми несколько легче, чем обучение подрастающего поколения, поскольку это обучение не на пустом месте. Но, с другой стороны, здесь может негативно проявить себя консерватизм мышления и нежелание меняться. Поэтому первая задача, которую должен поставить перед собой преподаватель-кейсолог должна быть направлена на разрушение догматов и амбиций, выработку сначала желания, а потом и стремления к прогрессивному изменению своей личности. То, что достигается легко в молодежной аудитории, во взрослой аудитории приходит с дополнительными и нередко значительными усилиями.
|
В-третьих, кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку оно закладывает в студентов обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления. Злоупотребление ним может привести к тому, что будущий специалист окажется без необходимого нормативного "скелета". Все его знание начинает сводиться к знанию множества ситуаций, без какого либо методологического принципа или системы. Его умений будет хватать при осмыслении тех ситуаций, с которыми он сталкивался, в новую будет попадать «без руля и ветрил».
В-четвертых, его применение должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Это обеспечение необходимо как на уровне организации учебно-воспитательного процесса вузе, так и на уровне планирования его отдельным преподавателем. По сути дела, необходима очень четкая диагностика и экспертная оценка тех специальностей, учебных дисциплин и их разделов, где применение кейс-метода дает гораздо больший эффект, чем традиционное обучение. Этот метод должен быть предметом обсуждения на методическом семинаре и находиться в центре передового педагогического опыта преподавателей, выступать целью повышения квалификации преподавателей.
|
Хотя данное функциональное поле кейсов носит пока потенциальный характер, т. е. оно развернется в ближайшем будущем по мере усиления экспансии кейс-метода в процессы обучения, уже первые украинские и российские кейсы принципиально отличаются от западной традиции насыщенностью исследовательской деятельности. Это объясняется многими причинами, среди которых существенную роль играет развитость научной методологии и принципиальное владение ею преподавателями. Сказывается также и то, что преподаватели живут в переходном обществе, которое является обществом качественных перемен. Эти перемены могут осуществляться, по крайней мере, по трем векторам:
· в соответствии с вектором обновления возникают принципиально новые формы, которые проходят различные фазы жизни от «детства» до «зрелости»;
· в аспекте вектора деградации или деинституционализации, когда происходит разрушение некоторых институтов общества, что приводит к появлению «цепочек» соответствующих ситуаций деградации;
· в срезе вектора реставрации, который обусловлен тем, что поставторитарные страны вступили в своеобразный этап своего исторического развития, через который проходили все страны после революций, когда происходило восстановление элементов и структур прежней системы.
При этом векторы действуют в тесном взаимодействии. Само обновление включает в себя элементы деградации и проходит в форме реставрации, а деградация отличается элементами новизны в плоскости реставрируемых аспектов жизни под углом прошлого и т.д. Таким образом, возникающие в жизни общества ситуации несут на себе значительный отпечаток принципиальной трехвекторной неопределенности, что и придает кейсам исследовательский характер.
|
Существенную специфику кейсам формирует и методическая традиция, для которой свойственна популярность проблемного обучения, системного подхода и имитационных игр.
Что касается, системного подхода, то он обеспечивает всестороннее и целостное видение ситуаций. В предшествующие годы в обучении системный подход применялся весьма вульгарно по принципам «кругом одни системы» и «все со всем связано». Значительное негативное влияние как на проблемность, так и системность оказывала господствующая идеология, стремившаяся замаскировать подлинную сложность проблем и неоднозначность эффективности социальных систем.
Наконец, популярность игровых методик придает кейсам драматургию действия, игры конкретных ролей, осуществления тех взаимодействий, которые находятся вне пределов текста кейса, что приводит к превращению этого метода в разновидность ситуационной игровой методики. Накопленный опыт применения игр нуждается в методологическом переосмыслении и использовании в новых рыночных условиях.
Анализ кейса (часть 1)
Анализ кейса представляет собой процесс решения значительного числа частных задач, что и предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей. Вместе с тем появившаяся у одного из студентов новая идея, решение начинают осваиваться другими студентами. Набирает силу процесс диссеминации, т.е. освоения знания, которое довольно быстро становится общедоступным знанием и устаревает. Далее идет генерация новой, и опять происходит её устаревание. Отсюда становится понятным, что кейс-метод представляет собой тесное взаимодействие процессов генерации и диссеминации знания. Это и обеспечивает развитие и тренировку интеллектов участников.
Остановимся на характеристике основных видов анализа, которые получили наиболее широкое распространение в жизни и оказывают существенное воздействие на развитие кейс-метода.
Проблемный анализ основывается на понятии «проблема». Под общественной проблемой понимается форма существования и выражения противоречия между назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями её реализации. По сути дела проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей её разрешения. Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной ситуации;
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблем.
Технология проблемного анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем по следующим направлениям:
1. Определение формулировки проблемы, как неудовлетворенной общественной потребности.
2. Пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы.
3. Выяснение типа, характера проблемы, её основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.).
4. Выявление закономерностей развития проблемы, её последствий.
5. Диагностика принципиальной разрешимости проблемы.
6. Определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы.
7. Выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы.
8. Разрешение проблемы.
Системный анализ следует отнести к наиболее популярным видам анализа. Он основывается на закономерностях системной целостности объекта, на взаимообусловленности структуры и функции. При этом в зависимости от вектора этого анализа, т.е. от направленности от структуры к функции или наоборот выделяют соответственно два вида системного анализа: дескриптивный и конструктивный. Основная цель дескриптивного анализа направлена на выяснения того, как функционирует система, в которой задана структура. Конструктивный анализ предполагает подбор под заданные цели, функции структуры системы. Оба вида анализа довольно часто дополняют друг друга.
Системный анализ отличается огромным числом конкретных разновидностей, что делает этот вид анализа довольно перспективным:
Причинно-следственный анализ основывается на причинности. Её основными понятиями выступают «причина» и «следствие», которые описывают связь между явлениями.
В процессе взаимодействия двух явлений при наличии определенных условий одно явление (причина) порождает, вызывает к жизни другое явление, событие, процесс (следствие).
Для причинной связи верны несколько утверждений:
1). Ничего не является причиной самого себя.
2). Если одно событие есть причина второго, то второе не является причиной первого.
3). Одно и то же событие не может быть одновременно как причиной наличия какого-то события, так и причиной его отсутствия.
4) Нет причины для наступления противоречивого события.
Причинно-следственные связи характеризуются значительным разнообразием. По признаку природы выделяются материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные и др. По характеру связей они делятся на динамические и статические. По числу и связности воздействий - на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, несистемные.
Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и не-главные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и т.п.
Анализ кейса (часть 2)
Технология причинно-следственного анализа включает в себя несколько шагов:
1. Формулировка объекта и предмета исследования.
2. Определение некоторых исходных событий как возможной причины и возможного следствия, объясняющих объект и предмет исследования.
3. Установление наличия причинно-следственной связи, определение причины и следствия.
4. Диагностика типа причинно-следственной связи, установление её характера.
5. Выяснение места данной причинно-следственной связи в структуре причинно-следственной цепи.
6. Объяснение причинностью изучаемых явлений и процессов.
Праксеологический, или прагматический анализ предполагает осмысление того или иного объекта, процесса, явления с точки зрения более эффективного использования в практической жизни. Основными понятиями прагматического анализа выступают «эффективность» - достижение высокого результата минимальными ресурсами, «результативность» - способность достигать поставленную цель; «оценка» - величина, характеризующая то или иное явление с точки зрения эффективности и результативности.
Прагматический анализ осуществляется в несколько этапов:
1. Осмысление объекта или процесса с точки зрения его функций.
2. Определение результативности системы.
3. Выявление тех функций, выполнение которых не удовлетворяет запросы к системе, анализ эффективности функционирования системы.
4. Структурный анализ системы, выявление её структурных проблем, причин неэффективности.
5. Изучение возможностей системы, её потенциала, неиспользованных резервов.
6. Выработка предложений по повышению эффективности системы.
Аксиологический анализ предполагает анализ того или иного объекта, процесса, явления в системе ценностей. Необходимость этого анализа обусловлено тем, что общество характеризуется значительной ценностной дифференциацией. Ценности представителей разных социальных групп различаются между собой. Поэтому довольно часто в демократическом обществе возникает проблема согласования ценностей, ценностного партнерства, без которого невозможно нормальное взаимодействие людей.
Основным понятием аксиологического анализа выступает понятие «ценность», которое в науке понимается весьма неоднозначно. Известны разнообразные подходы к пониманию ценности, спектр которых располагается от натуралистического, прагматического к ним подхода до интуитивистского их видения. Заметим, что методики аксиологического анализа еще не сложилось. Можно предложить следующую его схему:
1. Выявление множества оцениваемых объектов.
2. Определение критериев и системы оценивания.
3. Формирование группы экспертов.
4. Проведение аксиологической экспертизы.
5. Получение системы оценок объектов.
6. Выработка рекомендаций по совершенствованию оцененных объектов.
Особое значение при изучении кейс-метода имеет ситуационный анализ, основывается на совокупности приемов и методов осмысления ситуации, её структуры, определяющих её факторов, тенденций развития и т.п. Ситуационный анализ основывается на термине «ситуация», который является довольно многозначным.
Во-первых, при событийном подходе к ситуации она рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий или круг событий, узел событий и т.п. Теоретической основой для осмысления этого понимания ситуации выступает теория событий.
Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы.
В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация выступает сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему. Теоретическим патроном, курирующим ситуацию, здесь является теория факторов и факторного анализа.
Анализ кейса (часть 3)
Не смотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений. Она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую ситуацию, т.е. она - процессуальная.
Удачность выбора ситуации определяется степенью её соответствия изучаемому знанию, а также наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию. Для выбора целесообразно воспользоваться приведенной ниже классификацией ситуаций.
Основание классификации | Разновидности ситуаций |
Соответствие реальной жизни | 1. Реальные ситуации; 2. Условные ситуации. |
Соответствие норме | 1. Нормальные ситуации; 2. Девиантные ситуации; 3. Экстремальные ситуации. |
Соответствие социальному времени | 1. Прошлые ситуации; 2. Настоящие (актуальные) ситуации; 3. Будущие ситуации. |
Сложность | 1. Простые ситуации; 2. Сложные ситуации; 3. Сверхсложные ситуации. |
Характер развития ситуации | 1. Детерминированные ситуации; 2. Вероятностно-стохастические ситуации. |
Степень новизны | 1. Известные ситуации; 2. Подобные ситуации; 3. Неизвестные ситуации. |
Возможность контроля | 1. Контролируемые ситуации; 2. Неконтролируемые ситуации. |
Возможность действия | 1. Благоприятные ситуации; 2. Вынужденные ситуации; 3. Критические ситуации; 4. Безвыходные или безысходные ситуации. |
Анализ кейса (часть 4)
Конечно, основные характеристики проблемы оказывают влияние на виды ситуаций. Но вместе с тем можно выделить и некоторые специфические основания выделения видов ситуаций. Немаловажная роль здесь принадлежит степени соответствия реальной жизни. По этому показателю все ситуации делятся на реальные и условные. Реальные ситуации отражают реальные процессы, они являются типическими. Условные ситуации являются искусственными, исключительно редко встречающимися в действительности. Но они достаточно рельефно обнажают исследуемые явления и отношения.
По второму признаку, выясняющему соответствие ситуации норме, все ситуации можно разделить на нормальные, девиантные и экстремальные. Нормальные ситуации характеризует развитие ситуации в пределах нормы, девиантные ситуации фиксируют различного рода отклонения, экстремальные – отражают те явления и процессы, которые выводят систему на грань жизни, ставят под вопрос её существование в прежнем качестве.
Временной параметр позволяет выделять ситуации прошлые, настоящие и будущие. Прошлые ситуации характеризуются тем, что они уже случались в практической жизни общества. Их выделение служит для изучения прошлого опыта. Настоящие ситуации характерны для настоящей действительности. Будущие ситуации носят предполагаемый прогностический характер.
По параметру сложности ситуации делятся на простые, сложные и сверхсложные. Простые ситуации представляют собой результат взаимодействия нескольких факторов, они являются однозначными. Сложные ситуации отличаются многообразием действующих факторов, предсказуемостью развития. Сверхсложные ситуации развиваются совершенно непредсказуемо.
По степени новизны делятся на известные, подобные и неизвестные. Такое деление конкретных ситуаций сказывается на их функциях в обучении. Известные ситуации используются для тренинга, подобные – для обучения способности применения знаний при выработке действий в сходных ситуациях, неизвестные ситуации служат для выработки исследовательских качеств, развития творческого подхода к реальности.
По возможности осуществления контроля выделяются контролируемые и неконтролируемые ситуации. Первая группа ситуаций отличается тем, что субъект деятельности обладает полномочиями и ресурсами, необходимыми для контроля ситуации. Именно такое содержание вкладывается во фразу «Ситуация под контролем!» высказывающим её управленцем. Неконтролируемая ситуация может быть и абсолютно неконтролируемой, когда речь идет о космических и планетарных катастрофах. Но чаще всего её неконтролируемость носит относительный характер, т.е. она неконтролируема данным субъектом, но вполне контролируема другим субъектом.
Наиболее важным параметром классификации ситуаций выступает возможность деятельности по выходу из них. Благоприятные ситуации отличаются тем, что они «ласкают и возносят» субъекта независимо от его трудового вклада. Они определяют везение, удачу и т.п. Вынужденная ситуация возникает, если мы ощущаем какую-либо потребность, когда нам чего-то не хватает, но и также тогда, когда мы предвидим появление определенной потребности. При этом, если человек не будет действовать, то ему станет намного хуже, потребности будут мучительны, что может привести к критической ситуации. Она отличается, с одной стороны, принудительностью и возможностью значительных потерь для действующего субъекта, а, с другой стороны, она предполагает решительность целенаправленных и значительных усилий по достижению цели.
Прогностический анализ следует отличать от прогностической деятельности, т.е. деятельности по выработке прогнозов. Сущность прогнозов многопланова. Она имеет гносеологический, логический и онтологический аспекты. Каждый из них этих аспектов характеризует сущность прогноза в его направленности на определенные методы получения, обработки и анализа. В гносеологическом смысле прогноз представляет собой знания, информацию, сведения о будущем.
Прогностический анализ предполагает не разработку, а использование моделей будущего и путей его достижения. По сути дела, этот анализ сводится к прогностической диагностике, выяснению степени соответствия анализируемого явления или процесса будущему. Его назначение состоит в формировании предсказаний относительно будущего развития ситуации. Он включает в себя два вида анализа: нормативный прогностический анализ, когда задается будущее состояние системы и определяются способы достижения будущего, и поисковый прогностический анализ, при котором посредством построения трендовых моделей определяется ситуация будущего.
При осуществлении прогностического анализа необходимо учитывать разнообразные прогностические эффекты: «эффект Эдипа», суть которого сводится к самореализации прогноза при попытках его недопущения; эффект усиления или ослабления прогноза; эффект самоликвидации прогноза, а также эффект бумеранга, их нейтрализации, прогностической моды и прогностической паники.
Рекомендательный анализ ориентирован на выработку рекомендаций относительно поведения действующих лиц в некоторой ситуации. Рекомендательный анализ играет особую роль в системе взаимодействия исследователя и практика. Он обеспечивает внедрение результатов исследования в жизнь. Основной проблемой этого анализа является проблема взаимопонимания и общности языка исследователя и практика-управленца. Дело в том, что подняться до уровня понимания исследователя практик не может. Поэтому исследователь должен не только разрешить проблему теоретически, но и выработать рекомендации для совершенствования деятельности управленца, изложив их категориях понятного управленцу языка. От прагматического анализа рекомендательный анализ отличается тем, что предполагает выработку вариантов поведения в некоторой ситуации.
Программно-целевой анализ представляет собой дальнейшее развитие рекомендательного анализа в аспекте выработки программы достижения определенной цели. Он сосредотачивается на разработке подробной модели достижения будущего.