Под функцией кейса понимается его возможное эффективное применение с целью разрешения каких-либо потребностей людей. Кейс представляет собой определенную функциональную систему, набор, в котором доминируют те или иные функции.
Необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения является очень обостренной. Она обусловлена двумя тенденциями.
Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.
Вторая вытекает из развития требований к качествам личности специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличатся системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Пересечение и взаимодействие этих тенденций неизбежно усилит роль в образовании специалистов кейс-метода, которые сначала будут осваивать зону образования взрослых, различные системы переквалификации и повышения квалификации специалистов, особенно в сфере управления, широкий спектр «рыночных» специальностей, а затем - охватывать и другие участки системы образования и воспитания.
Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которые нуждается рыночное общество.
|
Рассмотрим конкретнее корреляцию между качествами личности и кейс-методом. Для упрощения анализа ограничимся десятью наиболее важными качествами специалиста.
Качества специалиста | Их характеристика | Воздействия кейс-метода на их формирование |
Способность принимать решения | Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий | Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации |
Способность к обучению | Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками самоорганизовывать свое обучение | Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития |
Системное мышление | Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности | Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность | Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения | Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности |
Готовность к изменениям и гибкости | Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям | Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа |
Коммерческая и деловая ориентация | Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата | Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации |
Умение работать с информацией | Способность искать инфор-мацию, проводить ее анализ, переводить её из одной формы представления в другую | Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информции |
Упорство и целеустремленность | Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны партнеров | Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения |
Коммуникативные способности | Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт. | Постоянные высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника |
Способность к межличностным контактам | Способность производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию | Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов |
Проблемность мышления | Способность видеть проблемы | Поиск проблемы и определение её основных характеристик |
Конструктивность | Способность вырабатывать модели решения проблем | Поиск путей разрешения проблемы в кейсе |
Этичность | Владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия | Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция |
Вместе с тем следует подчеркнуть, что кейс-методу свойственны некоторые недостатки. Он требует подготовленности студентов, наличие у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.
|