Методические аспекты презентации и оценки (часть 1)




Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным и далеко не формальным аспектом кейс-метода. Дело в том, что умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста.

Презентация оттачивает многие, глубинные качества личности: волю, убежденность, целенаправленность, достоинство и т.п. Вместе с тем она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

Виды презентации кейса представлены следующей схемой.

Публичная презентация предполагает представления решений кейса в подгруппах и группе. Она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности. Непубличная презентация менее эффектна, но обучающая роль её довольно велика. Чаще всего она выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания. Здесь стимулируются такие качества презентующего, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки в расчетах и т.п.

В зависимости от того, чей продукт представляется, презентация может быть групповая и индивидуальная. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю, а групповая - аналитические способности, умения обобщать материал, системно видеть проект.

Презентация бывает и преподавательская, когда он представляет кейс перед студентами, стараясь заинтересовать их, либо презентует результаты работы группы в целом, если работа над кейсом была длительной, что позволяет студентам системно представить сложную систему. Задача такой презентации состоит в достижении простоты и понятности.

Наконец, целесообразно выделять промежуточную и конечную презентации. Первая связана с представлением промежуточного результата, влияет на набираемые студентами баллы активности, а конечная дает готовое решение и определяет конечную оценку студента за анализ кейса.

Опыт подсказывает, что при проведении презентаций необходимо придерживаться следующих методических принципов:

1. Органичности содержания и формы представления материала. Поэтому оценивать презентацию нужно не только за решение, но и за способ его подачи.

2. Доступности и понятности презентации.

3. Оригинальности решения и его представления.

Важной проблемой обучения посредством применения кейс-метода является проблема оценивания студентов. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются такие требования к оцениванию:

· объективность (создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому);

· обоснованность оценок (их аргументация);

· систематичность (как важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий учащихся, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели);

· всесторонность и оптимальность [20, с. 145-146].

Оценка выполняет многообразные функции:

Ш контролирующую, поскольку выявляет знания, умения и навыки;

Ш обучающую, т. к. требует достижения обучаемым определенного уровня обучения;

Ш воспитывающую, поскольку в процессе её получения идет формирование личностных качеств;

Ш организующую деятельность студента;

Ш развивающую мышление и волевые, нравственные качества обучаемых,

Ш методическую, позволяющую совершенствовать преподавание [20, с. 147-148].

Сразу же следует отметить, что четырехбальная система оценивания плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный её недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, оценивать активность студентов, их многократные выступления. Другими словами, эта система не обладает размахом и куммулятивностью. Шире возможности двенадцатибальной системы, применяемой в средних школах Украины. Но лучше всего самому под кейс создавать свои системы исчисления оценки, например, 20-ти, 30-тибальные. Но лучше всего использовать уже применяемую в мире 100-бальную систему. В том случае, если используется соревновательность, лучше всего использовать рейтинговую систему оценки, которая активизирует деятельность студентов, способствует проявлению инициативы и творчества.

Разная методика проведения занятий требует разных подходов к оцениванию. Следует подчеркнуть, что преподаватель должен требовать от студентов овладения теми знаниями и навыками, на которые нацеливал их во время обучения. Если классическая методика преподавания тяготеет к использованию коллоквиумов, контрольных работ, которые позволяют точнее оценить теоретические знания, соответствующим образом строится и экзамен, то интерактивная методика требует оценивание не столько набора определенных знаний, сколько умение студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить. Через это львиную долю задач должны составлять конкретные ситуации, презентации, исследования.

Преподавателю лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки. Её составными будут оценки за:

· участие в занятии, измеренное уровнем активности;

· подготовленные письменные работы.

Физическое присутствие студента в аудитории представляется минимальной мерой участия в дискуссии. Даже если студент молчит все время, он, в конце концов, непроизвольно, воспринимает мысли, которые высказываются другими, и следит за логикой обсуждения. Просто присутствие на всех занятиях обеспечивает ему положительное минимальное значение оценки за компонентом «активность в обсуждении».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: