Проблема преподавателя, практикующего кейс-метод (часть 4)




Другой формой перехода, которая может быть комментарий-связка, которая соотносит исходную и входную темы. Если темы дискуссии родственные, а логика последовательности вопросов воображается достаточно очевидной, преподаватель может осуществить переход, просто поставив первый вопрос следующей темы. И, в конце концов, если план дискуссии предусматривает заметный переход, тогда можно рекомендовать преподавателю непосредственно объявить о переходе к следующей теме.

Завершение занятия контролировать тяжелее, чем начало, так как непросто бывает притормозить ход дискуссии. Какую форму в конечном итоге приобретает завершение, преподаватель всегда может решать на месте, в зависимости от того, как проходила дискуссия. Тем не менее, несколько типов завершения дискуссии можно определить, причем каждый из них служит достижению какой-то отдельной цели.

Короткое резюме главнейших пунктов или занятий может быть или изложено преподавателем устно, или прочитано с заранее подготовленного слайда. Существует риск, когда заготовленные главные пункты будут отличаться от тех, которые на самом деле возникли в процессе дискуссии. Поэтому преподавателю следует расширять заведомо заготовленные пункты, ссылаясь на открытия, сделанные во время дискуссии.

Альтернативным механизмом может стать привлечение одного или нескольких студентов к подготовке резюме и определение главных уроков обсуждения предшествующей темы. Преподаватель может сказать несколько слов, которые связывают данное ситуационное упражнение с предшествующими, и этот способ завершение дискуссии будет особенно уместным в конце ряда родственных ситуационных упражнений. Такая короткая речь подготовит студентов к восприятию следующей совокупности ситуационных упражнений и проблем.

В некоторых случаях следует использовать новейшую информацию о том, что произошло с компанией, о которую шла речь в ситуационном упражнении. Она может заинтересовать студентов и обогатить их дополнительными взглядами на проблему. Полезной будет также минилекция, которая соединит данное ситуационное упражнение с другими массивами литературы или теорий. Чтобы принудить студентов думать, можно задать дополнительные вопросы, которые поставят проблемы, не затронутые в дискуссии.

Существенное влияние на студентов оказывает то, как завершилось занятие. Если это происходит на недостаточно убедительной ноте, то неизбежны разочарования. Планирование способа завершения урока приносит неплохие учебные дивиденды.

Эффективный анализ кейса предполагает использование качественного и количественного анализа. При этом качественный анализ - это введение в оборот значительного массива фактов, характеризующих ситуацию. Творческое использование методов количественного анализа предполагает подключение данных статистики, решения отдельных задач, использование формул и т.п.

При представлении кейса на занятии целесообразно использовать доску, слайды, плакаты, «вещественные доказательства» (продукты компании ли ее конкурентов, статьи о компании ли ее продукты).

Основные пункты дискуссии, записанные на доске, служат многим целям. Это своеобразная коллективная память класса, которая связывает между собой разные темы обсуждения, вызывает у участников дискуссии чувство солидарности и продвижения вперед. Одновременно это и контрольный механизм для преподавателя, ведь он создает порядок, структуру, предопределяет значимость обсуждаемым темам. По сути дела это тот случай, когда средство превращается в информацию.

Невозможно точно предусмотреть, как будет разворачиваться дискуссия, какие специфические вопросы в ней будут затронуты, поэтому не всегда ясно, что следует записать. Тем не менее, возможно определить заведомо главные категории дискуссионного обсуждения и создать макет заголовков, под которым могут быть записанные специфические пункты обсуждаемых тем. Полезно заведомо обдумать, что записать и на какой доске так, что записанное можно будет читать, если доски будут передвигаться или будут демонстрироваться плакаты.

Некоторые преподаватели предостерегают против составления весьма детализированных планов использования доски, учитывая риск попасть в зависимость от них или вызвать в аудитории впечатления, что дискуссия «запрограммирована заведомо», и в такой способ может снизить творческий потенции студентов. План использования доски - это средство, а не цель.

Работа в аудитории в значительной мере определяется теми методическими советами, которые разрабатываются преподавателем для студентов. Подготовка методических советов может рассматриваться как интегральная часть написания ситуационных упражнений. Методические рекомендации обсуждения кейса в аудитории можно свести к следующим положениям:

1. Для хорошей подготовки к обсуждению в аудитории необходимо решить процедурные проблемы: порядок и регламент выступлений, вопросов и ответов. Студенты должны получить ответы на такие вопросы:

· Как включиться в процесс обсуждения?

· Какие формы взаимодействия со студентами и преподавателям использовать?

· Какую роль (роли) избрать и как их играть?

· Как быть инициативным?

2. Преподавателю нужно избегать преподавательских ловушек, которые сводятся к тому, что возникает желание детально объяснить ситуацию, ускорив анализ.

3. Студенты сами должны дорасти интеллектуально до решения ситуации. Знания они должны приобретать, а не получать.

4. Отношения между преподавателем и студентами должны быть партнерскими.

5. Атмосфера на занятиях должна быть творческой.

6. Обсуждение в аудитории нужно концентрировать вокруг трех позиций:

· проблемы, которые содержатся в кейсе;

· альтернативы, направленные на решение этих проблем;

· рекомендации относительно деятельности в данной ситуации.

Таким образом, осмысление деятельности преподавателя, использующего кейс-метод, отличается тем, что он осуществляет информационно-коммуникатитвное взаимодействие студентов, формирует и поддерживает поле знаний, т.е. преподаватель выступает как руководитель, коммуникатор и активный участник познавательного коллективного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: