Проблема преподавателя, практикующего кейс-метод (часть 3)




Обсуждение нужно использовать для:

§ Привлечения участников к групповой работе.

§ Создания в аудитории атмосферы, которая облегчала бы высказывания взглядов и защиту своих позиций перед классом.

§ Определения уровня знаний студентов и их взглядов по разным вопросам.

§ Стимулирования умственной работы и взаимодействия в процессе занятия.

§ Поддержки энтузиазма относительно различных учебных тем в течение всего занятия.

§ Анализа рабочих задач и ситуационных упражнений, практической проверки усвоенного учебного материала.

§ Формирования у студентов творческого отношения к учебному материалу и навыков дедуктивного мышления.

§ Оценки усвоения учебного материала.

Нужно помнить, что удачная стратегия очень созидательна, поскольку она:

- Привлекает участников к активной работе.

- Дает участникам возможность задавать вопрос, определять и объяснять проблемы, связанные с учебным материалом.

- Дает возможность применять коллективное знание и опыт группы, как источника знания.

Вместе с тем для дискуссии характерны проблемы и недостатки, которые нужно учитывать и преодолевать:

- С весьма энергичными участниками робота она может быть очень сложной.

- Эффективные дискуссии должны происходить под постоянным контролем преподавателя с целью уменьшения агрессии участников.

- Неопытные ведущие очерчивают проблемы, облегчая эффективные дискуссии. Опытный ведущий должен проявлять выдержку для обеспечения необходимой динамики развития дискуссии.

- Обсуждение требует больше времени, чем другие учебные стратегии и методы, в особенности в сравнении с лекцией.

При организации дискуссии следует придерживаться следующих методических советов, которые стали результатом многолетних наблюдений:

· Планируйте обсуждения в группах из 10-25 лиц. Большие группы следует разбить на подгруппы, чтобы облегчить обсуждение и обеспечить свободный обмен идеями.

· При определении лимита времени учитывайте характер темы. Более сложные темы могут требовать большего времени на обсуждение, тогда как более простые вопросы можно обсудить в течение нескольких минут.

· Располагайте места для участников дискуссии таким образом, чтобы все могли легко видеть и слышать друг друга. Наилучшим вариантом есть расположение в форме подковы или по кругу.

· Помогите группе выбрать тему для обсуждения и выделите достаточно времени на ее исследование и изучение. Таким образом, участники смогут формулировать идеи и планировать свои вопросы к ним.

· Объясните слушателям, как подготовиться к обсуждению, чтобы дискуссионное время использовалось максимально эффективно.

· Перед началом обсуждения дайте возможность участникам переставить стулья так, чтобы им было удобно, например, посоветуйте им сдвинуть стулья более близкое к центру круга, чтобы все могли видеть друг друга.

· Всегда в начале дискуссии отведите несколько минут для объяснения участникам ее цели и выяснение, чего вы надеетесь получить от них, и что они надеются получить от вас.

· Дайте участникам указания относительно процесса и процедуры дискуссии; как им следует себя вести, какую роль будете выполнять вы.

· В начале задайте дискуссии верное направление. Задавайте вопрос и провозглашайте тезисы, исходя из учебных целей.

· Контролируйте, но не тормозите дискуссию. Возможно, вам придется заранее составить план того, как направлять группу, и действовать строго по этому плану. В зависимости от количества времени, которое имеется в вашем распоряжении, можно разрешить исследование вопроса с определенными отступлениями от темы. Если же у вас жесткий лимит времени, следует вмешаться и возвратить обсуждение в основное русло.

· Эффективно контролируйте поведение лидеров группы. Ими могут быть те, кто ощущает себя свободнее, или те, кто имеют более глубокие знания и опыт в сравнении с другими. Установите для них особый режим работы, например, предложите заранее подготовить вопрос или тезис, поручите вести дискуссии в группах или оценивать навыки ведения дискуссии другими. Не тормозите сильных участников, но дайте им возможность научиться уважать и ценить взгляды и вклад других.

· Всегда делайте авансы для молчаливых участников, стимулируйте их высказывать свои взгляды. Намеренно спрашивайте их, что они думают по поводу обсуждаемого вопроса, или как бы они поступили в той или другой ситуации.

· Объясните ситуацию в тех её частях, где дискуссия окажется сложной или зайдет в глухой угол, но не навязывайте свои взгляды.

· В благоприятный момент подведите итоги дискуссии. Применяйте для этого работу в группе. Предложите каждому участнику сформулировать короткий итог дискуссии или попросите одного - двух участников представить свой вариант перед аудиторией.

Внимания со стороны преподавателя требуют и переходы от вопроса к вопросу, от темы к теме. Если заведомо обдумать, как переключать дискуссию с одной темы на другую, это поможет выровнять ход занятия и обеспечить его продвижение вперед. Иногда такой переход происходит в дискуссии органично, если тот или тот студент переходит к следующей теме почти без вмешательства со стороны преподавателя, но, зачастую, характер материала или план дискуссии требуют более четкого планирования переходов. Например, для сложной или технической дискуссии удачным переходом может быть короткое резюме ее главнейших пунктов, после чего относится первый вопрос, который касается следующей темы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: