Бизнес-образование является старейшей сферой применения кейс-метода: именно он наибольшей мерой отвечает задачам управленческого образования. Кейс-метод оказывает содействие развитию умения решать проблемы с учетом конкретных условий и при наличии фактической информации. Он развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме.
В некоторой смысле этот метод оказывает содействие формированию личностных свойств. Он формирует чувство уверенности в себе, способствует преодолению излишней боязливости или избыточной самоуверенности.
Бизнес-образование представляет ныне в поставторитарных странах одну из наиболее интенсивно развивающихся отраслей образования. Отсутствие своего собственного опыта такого образования как массового и многопланового институционального явления приводит к тому, что, вполне естественно, наблюдаются копирования зарубежного опыта бизнес-образования, как в аспекте его организации, учебного планирования, так и технологий обучения.
В копировании зарубежных методических схем и подходов есть смысл только с точки зрения овладения передовым опытом. Далее неизбежно возникает проблема «исторической памяти», т.е. осмысление хотя и не столь масштабного, но своего собственного опыта такого образования с использованием анализа ситуаций и деловых игр.
Наконец, стратегической задачей, которую предстоит решить в ближайшем будущем, следует считать выработку своей собственной модели бизнес-образования, исторически преемственной и учитывающей достижения мировых лидерских вузовских центров.
|
Специфика работы менеджеров, финансистов в современных условиях требует существенным образом изменить процесс их подготовки в высших учебных заведениях. Речь идет, в частности, об использовании разнообразных методов обучения, гибкости преподавания, учете состава аудитории, состояния духа и реакций, способности воспринимать тот или другой материал. От преподавателей требуется применение импровизаций в учебном процессе, максимальное приближение студентов к реальным ситуациям и принятию адекватные управленческие решения.
Важнейшим недостатком в становлении бизнес-образования является то, что медленно идёт определение его целей, специфики форм и методов.
На наш взгляд, цель любого обучения можно сформулировать таким образом: подготовка высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат нему конкурентоспособность на рынке труда.
Но для бизнес-образования этого мало. Для менеджеров и предпринимателей важно не только умение определиться на рынке своего собственного труда, пройдя через специфическую, по сравнению с работниками других профессий, конкуренцию, но и завоевание некоторого рыночного сегмента для осуществления производственной, организационно-управленческой, финансово-экономической и коммерческой работы.
Деятельность современного предпринимателя является принципиально ситуационной, т.е. характеризуется тем, что определяется ситуациями, которые формируются и развиваются на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Особенность этих ситуаций заключается не только в том, что они способны быстро изменяться под воздействием рыночной конъюнктуры, но и в том, что они характеризуются полиструктурностью и полифункциональностью, находятся в зависимости от активности действующих субъектов. Не менее важно и то, что для предпринимателя принципиально важны не только знания, но и ценности. Это точно подмечают П. Шеремета и Г. Канищенко, считая, что конечной целью бизнес-образования является трансформация знаний в систему ценностей, выработка необходимого отношения к миру, и естественного способа поведения в изменчивой среде, которая развивается в направлении глобализации.
|
Другой особенностью деятельности предпринимателя и менеджера является высокая активность образа жизни. Наиболее успешные предприниматели – это суперактивные люди, которые отличаются не только высокой скоростью деловой жизни, но и ведением её на нескольких этажах, в нескольких системах, по нескольким векторам, что увеличивает роль таких методов обучения, которые приводят к ментальным переменам, активизируют жизнедеятельность обучаемых, повышают её эффективность. Конечно же, это невозможно достигнуть традиционными методами обучения, которые пока доминируют в украинском и российском бизнес-образовании.
Теперь можно сформулировать основные задачи бизнес-образования, которые заключаются в следующем:
· Обретение студентами необходимого системного комплекса профессиональных знаний.
· Подготовка энергичных специалистов, ориентированных на успех.
· Поощрение конструктивного и критического мышления.
· Ознакомление обучаемых с практической деятельностью предприятий.
· Получение студентами практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализа ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных), которые потребуются им в дальнейшей карьере.
· Наращивание и активизация человеческого, интеллектуального и социального капиталов.
· Формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.