Работа студента с кейсом распадается на две фазы. Первая фаза представляет собой внеаудиторную работу, цель которой состоит в подготовке ко второй фазе – аудиторному анализу кейса.
Начинается работа обычно с внимательного прочтения текста и всех прилагаемых материалов. Далее идет собственно анализ. Первоначальный его этап предполагает выделение основного существенного содержания и несущественных его аспектов, которые нередко маскируют основные черты проблемной ситуации.
Довольно часто кейс по форме представляет собой художественно-публицистическое произведение, которое содержит все атрибуты своего жанра: действующего субъекта, порой конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями, размышлениями, мотивами. Кроме того, в кейсах часто даются описания ближайшего окружения и взаимоотношений его героев. Социально-психологический, эмоциональный и деятельный контексты кейса «напускают такого тумана», что бывает очень трудно уловить хотя бы очертания проблемы. Довольно часто в этом тумане намечаются контуры ложных, отвлекающих проблем. Поэтому успех последующей работы над кейсом зависит именно от успешного рассеивания напущенного автором тумана.
Второй шаг студента должен быть направлен на диагностику проблемной ситуации. Обычно под диагностикой понимается специфический процесс деятельности, связанный с определением состояния объекта с целью осуществления последующего корректирующего воздействия и изменения его состояния или режима работы.
В кейс-методе используется диагностика ситуаций. По сути дела, она сводится к классификации проблемных ситуаций и выделению их существенных черт по основаниям классификации. Далее развертывается подробная характеристика всех сторон проблемной ситуации. Основная задача здесь заключается в том, чтобы из содержания кейса выловить все параметры конкретной проблемной ситуации.
|
По степени формализации можно выделить диагностику формальную, которая носит количественный характер и предполагает процессы измерения, и диагностику качественную, которая ориентирована на получение общего впечатления об объекте.
В структуре диагностики выделяется три блока операций.
Первый блок представляет собой описание реального состояния объекта в соответствии с выбранными параметрами.
Второй блок ориентирован на определение должного состояния объекта по этим же параметрам.
Третий блок предполагает сравнение реального и должного состояний. Если различия между этими состояниями нет, то можно продолжить практическую деятельность с данным объектом. Если же различия имеются, то определяется тип «болезни» объекта и формируются направления и способы коррекции объекта.
Следующий шаг аналитической деятельности направлен на выработку возможных альтернатив разрешения проблемной ситуации. По сути дела начинается принципиально новая фаза аналитической деятельности, которую можно назвать программирующей аналитикой. Задача этого этапа выявить все возможные варианты разрешения проблемы, сформировав поле альтернатив. В конечном итоге внимание должно остановиться на нескольких приемлемых альтернативах, осмысление которых определяет дальнейших ход дискуссии.
Постановка проблемы необходима не сама по себе. Она не является самоцелью, а выступает предварительным этапом для последующего ее разрешения. Кейс-метод также имеет эту ориентацию. Отсюда принципиально значение имеет поиск способов разрешения проблемы. Эти способы можно классифицировать следующим образом.
|
По видам средств решения проблемы способы делятся на финансовые, экономические, юридические и идеологические. При разрешении реальных проблем часто приходится использовать многоплановые, комплексные способы.
В соответствии с характером преобразования системы можно выделить структурные, функциональные и структурно-функциональные способы. Структурный способ ориентирован на изменение структуры объекта, функциональный ограничивается функциями. Структурно-функциональный способ ориентирован на одновременное изменение структурных и функциональных характеристик.
По степени новизны решения проблемы могут быть новаторскими, традиционными и тривиальными. Особенность новаторских способов заключается в том, что они отличаются высокой эффективностью, но признание получают с большим трудом. Мешает консерватизм социального окружения. Традиционные способы тем хороши, что они проверены и привычны для людей. Тривиальные способы представляются обычно настолько простыми, что применять их не приходит даже в голову.
Проблема может решаться на теоретическом, познавательном уровне, когда дается понимание её сущности. Существует и конструкторский способ её решения, при котором создается некоторая модель разрешения ситуации, которая, естественно, нуждается в проверке и последующем внедрении. Практический способ решения представляет собой решение её на основании имеющегося практического опыта.
|
Деление способов решения проблемы по происхождению особенно важно при обосновании той модели, согласно которой происходит преобразование. Быстрее всего можно сделать что-то путем заимствования. Но заимствованный способ решения часто не в полной мере или вовсе не отвечает особенностям конкретной ситуации. Поэтому заимствование всегда нуждается в обосновании.
По степени обоснованности можно выделить целесообразные и допустимые. Целесообразные способы решения проблемы не лучшие с точки зрения результата. Но если они не применяются, то ситуация может стать значительно хуже. Это тот случай, когда лучше действовать как-то, чем никак. Допустимые способы предполагают наилучшие варианты решения проблемы. Здесь действие осуществляется наилучшим образом.
По степени конструктивности способы решения проблемы делятся на конструктивные и деструктивные. Конструктивные способы обязательно предполагают некоторую созидательную модель и ориентированы на реформирование той или иной подсистемы. Деструктивные способы предполагают ликвидацию самой системы – носителя проблемы.
После уточнения и коррекции программы проводится мысленный эксперимент, в котором проверятся эффективность разрешения ситуации при последовательной реализации разработанной программы. Если ситуация разрешается, то после соответствующей коррекции, осуществляется легитимизация данной программы, превращение ее в управленческую технологию.