В бизнес-образовании используются следующие формы ситуационного обучения.
Кейс-метод органически вошел в практику обучения современных дисциплин, в частности «Менеджмента», «Управления персоналом», «Основ предпринимательской деятельности». Опыт преподавания подтверждает бесспорную целесообразность использования данного метода.
Следует, однако, подчеркнуть, что использование кейса-метода в таком объеме, как, например, в США (где 75% учебного материала подается путем анализа ситуаций), в нашей системе обучения невозможно по ряду причин. Основной из них есть необходимость корректирования учебных программ и педагогической нагрузки. Поэтому кейс-метод используется пока лишь по отдельным темам курсов.
Вместе с тем применение кейс-метода в бизнес-образовании обнаружило определенные особенности и проблемы, а именно:
1. Развитие бизес-образования осуществляется стихийно, без какой-либо стратегии, важной составляющей которой должна быть концепция методических предпочтений. В этой концепции необходимо обосновать возможности и направления интерактивных методов обучения и в том числе кейс-метода. Этот метод довольно часто выступает как представитель методической контркультуры, а преподаватель считается сумасшедшим инициатором, который нарушает нормативы обучения и мешает учиться студентам.
2. Кейс-метод должен органически согласовываться с общей методикой преподавания. И самое главное в том, что он должен иметь легитимный статус в учебном процессе.
3. Чрезвычайно полезными являются использование сквозных, интегративных кейсов, которые охватывают ряд тем учебной дисциплины. Объемные кейсы, предусматривающие заблаговременную подготовку преподавателя и студентов, целесообразно объединять с мини-ситуациями, которые следует использовать постоянно: в каждой лекции, на каждом практическом занятии. Привлекательность мини-ситуаций состоит в том, что они всегда не запланированы, рождаются на глазах у студентов, а часто – самыми студентами. Любой вопрос преподавателя, реплика или воспоминание могут привести к созданию своеобразного мини-куйса. Опыт показывает, что на экзаменах студенты (практически все!) скорее вспоминают эти мини-ситуации, чем учебные вопросы.
|
4. Важным требованием должно быть следующее: кейса-метод может оказывать содействие углублению и лучшему усвоению учебного материала. Кейс – этот всегда подарок, который преподаватель дарит студентам и себе. Тем не менее, есть опасность получить от студентов восхищение подарком и превратить проведение кейсов в самоцель. Кейс теряет свою целесообразность, если отвлекается от программы, выпадает из логики курса. Если студенты просто «поиграли» и даже не поняли, зачем был нужный кейс, какую часть материала они усвоили глубже, какие навыки приобрели, то кейс останется яркой, но бессмысленной игрушкой. Поэтому «золотым правилом» будет вывод: достигает ли кейс учебных целей?
Кейс-метод – типичная именно для американского бизнеса-образования учебная методика. В связи с этим целесообразно привести некоторые общие замечания относительно особенностей условий поставторитарных стран, которые могут иметь влияние если не на процесс внедрения новых методик, то, по крайней мере, на бизнес-образование в целом.
|
1. Россия и Украина традиционно является странами, где ощущается довольно значительное влияние разнообразных государственных учреждений на экономические процессы. Экономика этих стран представляет собой по сути дела институциональную экономику. Правое поле еще не прочно. Поэтому предпринимательство на постсоветском пространстве – деятельность на собственный страх и риск. И сегодня, и завтра, и в долгосрочной перспективе государство будет иметь влияние на экономику в таких масштабах, которых никогда не знала экономика, например, США. Поэтому рациональные ситуации и их решения из управления бизнесом у нас часто бывают непохожими на решения в аналогичных ситуациях в тех же США.
2. Нельзя недооценивать сложность процесса становления менеджмента как системы знания. Это точно отмечают И.И. Тимошенко и А.С. Соснин: «К сожалению, ряд ученых и практиков Украины в сфере управления пошли по упрощённому пути. Они просто поменяли термины, понятия и сущность теории и практики управления, существовавшие у нас ранее, на термин «менеджмент», совершенно не осмыслив, что менеджмент – это одно из направлений общей науки – теории управления, которое совершенно отличается от существовавшей в нашей стране ранее. В менеджменте своя философия, своя технология, принципы, методы, средства, которые значительно отличаются от прошлых теорий и практик управления».
3. Довольно распространенное мнение, которое вскоре во всем мире воцарится один тип бизнеса – американский. Это мнение, кстати, является своеобразным отображением идеологии процесса глобализации на современном этапе. Но есть и другая мысль. Украинский или российский бизнес никогда не станет полностью похожим на американский. От национальной специфики, как доказывает история, уйти никогда не удается без потерь для общества. Можно согласиться с точкой зрения о том, что «освоить и внедрить менеджмент сходу и с чужого плеча очень трудно и это многим не удается сделать» [там же]. Национальный бизнес формируется очень медленно, сталкиваясь с целым комплексом проблем: значительное господство административно-командной системы в государственном секторе, высокий возраст руководителей, склонных к авторитарному стилю управления, поверхностное восприятие ими зарубежного менеджмента, реальные препятствия для карьеры молодых специалистов и менеджеров.
|
4. Национальное бизнес-образование сосредоточено преимущественно в высших учебных заведениях как государственной, так и негосударственной формы собственности. Абсолютное большинство этих учреждений проводит образовательную деятельность в рамках регламентированной правительством программы подготовки специалистов с высшим образованием по бизнес-специальностям (менеджмент, маркетинг, управленческий учет и т.п.). Этой программой предусмотрен довольно жесткий учебный план. Учебные заведения имеют ограниченные права и возможности относительно формирования образовательных параметров. Если учебное заведение захочет большей свободы в этих вопросах, его может не аккредитовать Министерство образования и, соответственно, оно не будет иметь права выдавать государственные дипломы. В Украине престижность диплома определяется не на основе конкуренции между высшими учебными заведениями - решающее значение имеют гарантии государства в виде диплома государственного образца. Это – правило. Из него есть, конечно, исключения, но незначительные.
5. Значительное количество преподавателей менеджмента и маркетинга – бывшие преподаватели технических дисциплин. Они имеют высокий уровень квалификации, хорошую научную подготовку, но, в некоторой мере, критические подходы и к преподаванию, и к видению курсов бизнеса в целом. И это не вредит преподаванию деловых дисциплин, а, наоборот, привносит четкую научную ориентированность и исследовательскую скрупулезность. В данном случае кейс-метод хорошо послужит полной реализации потенциала этой категории преподавателей. Гораздо хуже, если преподают бизнес-дисциплины преподаватели - выходцы из марксистско-ленинских учебных предметов: истории КПСС, научного коммунизма и политэкономии. Далеко не все из них способны к мировоззренческим переменам, смене своего мировоззрения как относительно содержания, так и особенно методов преподавания.
6. Есть определенные трудности, связанные с написанием кейсов на базе отечественного материала. Сам отечественный материал очень неустойчив, поскольку отражает не столько рыночную, сколько переходную к рыночной экономику. Это создает значительные трудности для создания «долгоиграющих» кейсов, которые можно было бы применять в течение нескольких лет, постоянно методически совершенствуя их содержание. Кроме того, существенно мешает конструированию кейсов нежелание руководителей и собственников предприятий в ряде случаев предоставлять фактический материал для их написания. Это приводит к тому, что нередко называют кейсом то, что на самом деле им не является, а представляет собой некоторую умозрительную модель предприятия.