Расширению сферы применения кейс-метода способствует ряд факторов, наиболее важными среди которых выступают, прежде всего, общесоциальные процессы украинского общества, которые представляют собой переходные процессы формирования рыночной экономики с её стохастическими вероятностными механизмами, развитием политической демократии и индивидуальной свободы человека.
Человек перестает жить статической жизнью. Поток постоянно меняющихся событий заставляет приспосабливаться, балансировать и достигать своих целей. Стремление остановить мгновение, овладеть ситуацией постепенно становится признаком развитости личности, характеристикой индивидуального и командного успеха.
Вместе с тем, на распространение кейс-метода воздействуют и сдерживающие факторы. Среди них, прежде всего, выделяется сложность трансформационных процессов в обществе, связанная с возвратными его движениями, возрождением элементов и подсистем авторитаризма, усталостью людей от неопределенности как общества в целом, так и каждого индивидуально, стремлением к порядку, который нередко сводится к однозначности и предопределенности жизни.
Обучение государственных служащих посредством кейс-метода также находится в тисках противоречий между необходимостью и возможностью, между благоприятными и сдерживающими факторами. Среди дополнительных факторов по отношению к приведенным выше факторам благоприятствования здесь следует отнести:
1. Наличие у государственных служащих, обучающихся в институтах Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, высшего образования. Образовательная база требует более высоких подходов в обучении при получении квалификации магистра государственного управления. Поэтому у слушателей изначально присутствует негативное отношение к школярству, надоевшей традиционной вузовской методике обучения, прослушиванию лекций, включающих в себя известные слушателям положения.
|
2. Государственные служащие испытывают необходимость в модернизации и пополнении имеющегося знания, а также в системном овладении демократическим мировоззрением, новыми ценностями, деятельной мотивацией, т.е. хотят обрести действительное интеллектуальное богатство, которое невозможно получить в традиционалистской системе образования.
3. Государственные служащие и служащие местного самоуправления представляют собой развитые личности, обладающие значительным объемом информации о функционировании государства и его подсистем, навыками административно-управленческой деятельности, огромным управленческим и жизненным опытом. Их многообразные личностные качества требуют динамики, постоянного выхода, для проверки, самоутверждения и т.п., что невозможно сделать при традиционном обучении. Если это не обеспечивается, то падает деятельный тонус личности, как при артериосклерозе, происходит своеобразная закупорка информационных потоков, снижается реакция на ситуации, которая сводится к стереотипным действиям.
Вместе с тем при обучении государственных служащих действуют факторы, которые сдерживают применение кейс-метода.
1. Известный консерватизм государственных служащих, нормативный и часто нетворческих тип мышления, стремление обходится в обучении минимальными затратами сил, получать готовые «разжеванные» ответы на интересующие вопросы, боязнь показать публично глубину своего незнания, поскольку это может быть чревато статусными утратами.
|
2. Отсутствие в обучении государственных служащих какой-либо системы воспитания с её принципами, концепцией, формами и методами воспитательной работы. Жизнь показывает настоятельную необходимость выработки системы ценностей государственных служащих, современной философии и идеологии государственной службы как основы мировоззрения и деятельностной активности. Процесс обучения осуществляется без работы с мотивацией вообще и с мотивацией карьерного продвижения в частности. Всякий раз, когда обостряется проблема создания этой системы, находится отговорка: «Ну, о каком вы воспитании говорите? Это же взрослые люди! Мы им должны помочь своими знаниями, требовательностью….»
3. В структуре учебного времени наблюдается доминирование лекций, которые читаются на потоках. Семинарским и практическим занятиям в учебных планах отводится очень мало времени. Использование кейс-метода на лекции весьма затруднительно, а практические занятия нередко сводятся к объяснению задания для аттестации. Такая структура обучения определяется многими причинами: устоявшейся традицией, нехваткой аудиторного фонда и т.д. Она ограничивает возможность широкого применения кейс-метода.