Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 4)




Бесспорна эффективность кейса при изучении правовых дисциплин. Наиболее важными направлениями разработки кейсов могут быть такие проблемы, как:

1. Статьи законов и механизм их реализации;

2. Права человека с пути их защиты;

3. Правовые аспекты труда;

4. Социальная защита нетрудоспособных;

5. Правовые вопросы предпринимательской деятельности;

6. Судебный процесс и его составляющие;

7. Проблемы формирования правовой культуры граждан.

Например, значительно активизирует процесс обучения при изучении

вопросов семейного законодательства кейс «Не ходите, девки, замуж!», разработанный под научным руководством автора данной книги магистром государственного управления Викторией Савенко.

Этот кейс наиболее продуктивен при изучении модулей «Гуманитарная политика», «Государственная политика и управление в образовании. Молодежная политика», «Основы семейной и демографической политики». Но особенно эффективно его применение при овладении материалом по модулю «Гражданское право», где кейс позволяет усвоить наиболее сложные вопросы жилищного законодательства.

Не ходите, девки, замуж!

Кто же в юности не мечтал о том, что у него будет крепкая благополучная семья, уютное жилье, хорошая и любимая работа, прекрасные дети, и… все такое прочее. Каждый мечтал, а со временем пытался воплотить свои мечты в жизнь.

Сразу после окончания школы Валентина покинула отчий дом, что остался в городке Гайворон, и отправилась получать знания в вузе города Донецка. Там она встретила свою «половину» - Николая. Они были молоды и счастливы. Семья возникла быстро, сама собой.

Все бы хорошо, да вот не было у молодых своего жилья. Пока были только вдвоем, снимали дом, а с появлением дочери Кати пришлось возвращаться к матери Николая. В тесноте, да не в обиде! Вместе прожили два года.

И, наверное, долго пришлось бы ещё тесниться двум семьям в одной квартире, если бы не случилась авария на шахте, где работал Николай. По вине предприятия он частично утратил трудоспособность и стал инвалидом. Решением профсоюзного комитета шахты семья Николая через год после случившегося получила трехкомнатную квартиру. Почему трехкомнатную? Семья молодая, перспективная, - где счастлив один ребёнок, - там и второй может появиться.

Стали обживаться, вить своё гнёздышко. Но не все стало ладиться в семье. И раньше Николай встречался с «зеленым змием», а теперь так вообще стал ему закадычным другом. После работы успокаивал таким образом нервную систему. Правда, вместо успокоения приходило излишнее буйство, желание «почесать» кулаки… И всё пошло кувырком! Ни уговоры, ни просьбы, ни ласка, - ничего не стало помогать.

Валентина закончила вуз, нашла работу по душе. Малышка пошла в школу. А в квартире, некогда такой желанной, воцарилось «осадное» положение. Семья как единое целое перестала существовать. Сначала фактически, а потом и юридически.

Неотвратимо встал вопрос: как и где, жить уже двум отдельным семьям? Валентина пыталась подыскать варианты обмена, но Николай на них не соглашался. Почти год длилось «осадное положение».

Иногда мерцала искорка надежды, что всё в их жизни образуется, ведь Катюше так надо, чтобы рядом были и папа, и мамам. Но, как видно, разбитую чашку уже не склеишь. Николай стал все реже появляться дома. Говорят, что живёт в квартире своего брата с какой-то женщиной. А когда приходил в свою квартиру, то всегда устраивал такие выяснения отношений с Валентиной и Катей, что тошно становилось!

Ничего другого Валентина не могла предпринять, как забрать часть вещей (всё заранее оговаривали с Николаем), забрать Катю и отправиться в свой родной Гайворон к родителям. Дочь пошла в школу. Со временем друзья нашли работу для Валентины. Правда, не по специальности, но выбора не было.

После отъезда Валентины с дочерью, Николай вместе со своей сожительницей переходит жить в свою квартиру. Сожительница, её звали Алла, сразу почувствовала себя хозяйкой положения. Да, ей это уже не в первый раз. Трижды была замужем, четверо детей воспитывается в интернате. Жилищный вопрос её очень интересовал, т.к. со своим последним мужем имела неразделенную пятикомнатную квартиру. Дабы защитить свои права в отношении жилья, Валентина смогла убедить Николая изменить договор найма квартиры, в результате чего квартира из изолированной превратилась в коммунальную, где две комнаты принадлежали Валентине с дочерью и одна – Николаю.

Беспокоясь о физическом и психическом состоянии себя и дочери, Валентина решила никогда не возвращаться в эту квартиру. С помощью родителей погасила задолженность по квартирной плате и решила приватизировать свою часть жилья. С этим вопросом обратилась в отдел по приватизации при ЖЭКе. Однако неожиданно получила отрицательный ответ. Работники ЖЭКа сообщили ей, что коммунальные квартиры могут приватизироваться лишь при обоюдном согласии всех квартиросъемщиков, если у них отсутствует задолженность по квартирной плате. Дело в том, что Николай живет в квартире, не погасив задолженность по квартплате. Поэтому Валентина и её дочь не могут воспользоваться своим правом на жильё.

Что же делать? Жить в квартире в месте с Николаем и Аллой? Но это не жизнь! Продать? Но как? Менять…? Бросить всё…?».

Значительны возможности политологии для применения кейс-метода. Политическая наука относится к числу тех наук, в которых значительную роль играют ситуационные теории.

Ситуационная теория может быть эффективна при построении кейсов, анализирующих продвижение в политическую элиту, ситуации на выборах, становление партий. Они могут помочь при осмыслении биографий известных политических деятелей.

Ситуационный подход в настоящее время выступает одним из методологических принципов и методов политической науки, которая становится ближе к политической практике, поскольку оперативно реагирует на происходящие политические процессы. Такие понятия, как «политическая ситуация», «конфликтная ситуация», «экстремальная ситуация» наиболее популярны в выступления в СМИ различных политических обозревателей, которые публично анализируют политические ситуации.

Интересный материал для кейсов, конечно же, дает сама жизнь. При этом наиболее продуктивны следующие политические процессы:

1. Происходящее в поставторитарных странах формирование многопартийной системы, партийное строительство. Эти процессы отличаются политической и психологической напряженностью, конфликтностью и многовариантностью

2. Выборы президентов, депутатов парламентов, депутатов местных органов власти и мэров городов. Они показывают происходящие в обществе дифференциацию и интеграцию различных политических сил, драматизм выбора.

3. Работа законодательных, судебных и исполнительных органов власти, которая дает сотни примеров сложных юридических, правовых и судебных ситуаций, беспомощности нынешнего законодательства.

4. Функционирование и развитие местного самоуправления, которое характеризуется появлением законодательных актов местного уровня, например, уставов городов, постепенным и противоречивым нарастанием активности местных общин, конфликтами между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

5. Конфликты в обществе и миротворческая деятельность, которые проявляются во многих сферах жизни поставторитарных стран, требуют выработки не только принципов, законодательства, но и стратегий их регулирования.

6. Кризисные процессы, преодоление которых требует овладения антикризисными технологиями, применения кейс-метода с целью своевременной диагностики кризисов.

7. Политические и избирательные технологии, которые приобретают значительное разнообразие, проявляет себя их нетворческое заимствование, несоответствующее природе избирательной ситуации.

Нарастающая динамика политической жизни дает богатый материал для кейсов. Довольно велик потенциал публицистики, СМИ, художественной литературы, научных публикаций, которые отражают многообразные аспекты политики.

Нельзя недооценивать и то обстоятельство, что ситуационный анализ в его бытовой форме в последние годы получает широкое распространение в деятельности средств массовой информации. На телеэкранах появились телепередачи, в основе которых лежат бытовые кейсы. Наиболее рельефно проявляется тенденция использования кейсов в «Большой стирке» А. Малахова, «Моей семьи» В. Комиссарова и других программах.. Ситуационные разборки в них оказывают воспитательное воздействие на телезрителей: заставляют внимательнее относиться к проблемам жизни, показывают их сложность и неоднозначность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: