Принципы построения и архитектоника кейсов (часть 2)




На приведенной ниже таблице представлены основные формы творчества, вкрапленные в формы обучения, интегрированные в кейс-метод.

Немаловажно и то, что метод анализа ситуаций позволяет использовать интеллектуальные технологии, которые получают особенно интенсивное развитие в последние годы. Возникновение интеллектуальных технологий представляет собой прямое следствие современной фазы образовательной революции.

Массовое распространение напряженной интеллектуальной деятельности неизбежно предопределило необходимость её совершенствования и оптимизации, что и составляет основное содержание интеллектуальной технологизации. В постиндустриальном обществе совершенно недостаточно быть умным человеком. Это общество требует ума высокой эффективности, способного к развитию, усваивающего передовые познавательные парадигмы и системы знания. Поэтому, с точки зрения развития, интеллектуальные технологии не являются законченными системами. Они не сводятся к схемам оптимальной мыслительной деятельности, а представляются развивающимися алгоритмами активного интеллекта.

Хотя создание кейса представляет собой творческий, а поэтому не

полностью алгоритмизированный, процесс, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса. Основными этапами этого процесса выступают:

1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация.

2. Формулирование целей и задач.

3. Определение проблемной ситуации.

4. Построение модели ситуации; проверка её соответствия реальности.

Исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации занимает определение и квалификация проблемы. При этом конструктору кейса необходимо не только сформулировать проблему, но и получить её описание в соответствии с некоторыми существенными параметрами.

Если создание кейса рассматривать как творческий процесс, то в нем можно выделить несколько этапов.

Проблема занимает исключительно важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе обучения вся его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией её на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку проблемы, но и её решение.

Поскольку проблема представляет собой форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия. При этом в самом кейсе эта проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, спрятанном в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону.

Определение противоречия еще не определяет проблему полностью. Для этого необходимо выделить её основные составляющие. Главными связями структуры проблемы выступают:

1) Внутренние основы, в качестве которых выступают необходимость, потребность, интересы и неизбежность.

2) Требования как совокупность форм выражения общественной необходимости, норм, принципов, обязанностей, разрешений и запретов деятельности, которые регулятивно воздействуют на проблему и способы её разрешения.

3) Условия возникновения и решения проблемы, под которыми понимаются явления, воздействующие на её возникновение, существование, развитие и решение. Особую роль играют средства, реальные предпосылки, обстоятельства, ситуации и т.д.

4) Деятельность людей по решению проблемы, включающая в себя совокупность познавательных и практических действий, методов и способов, которые направлены на решение проблемы.

Следующим шагом в проектировании кейса является выбор ситуации, которая могла бы выступить в качестве носителя сформулированной проблемы.

Как отмечалось ранее, что термин «ситуация» является довольно многозначным. Обычно под ситуацией понимается нижеследующее.

Во-первых, при событийном подходе к ситуации она рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий или круг событий, узел событий и т.п. Теоретической основой для осмысления этого понимания ситуации выступает теория событий.

Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности и праксиологией.

В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация выступает сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему. Теоретическим патроном, курирующим ситуацию, здесь является теория факторов и факторного анализа.

Не смотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений. Она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую, т.е. она - процессуальна.

После того, как определяется на основании приведенной ранее классификации разновидность ситуации, начинается сбор необходимой информации.

Собранная информация подвергается многократному аналитическому переосмыслению. И, наконец, происходит построение самого кейса, которое, в свою очередь, делится на определенные этапы.

Этапы построения кейса

В основе кейса лежат правильно сформулированные дидактические цели, которые служат основой «конструирования» ситуационного упражнения – обработка сначала тезисов, а потом собирание соответствующих материалов на предприятии, в учреждении, ведомстве, которое есть объектом анализа.

На этом этапе необходимо посетить фирму, опросить руководство и/или работников, получить конкретную информацию, которая может стать «сердцевиной» создаваемого ситуационного упражнения. Полученную информацию полезно сравнить с данными из других источников: местная торгово-промышленная палата, агентства регионального развития, фирмы экономического развития, консультационные фирмы, профессиональные периодические издания.

Надо также постоянно помнить о необходимости получить согласие руководства фирмы на использование полученных материалов с учебными целями и их публикацию в виде завершенного ситуационного упражнения.

Процесс создания кейса представляет собой сложную деятельностную систему и осуществляется в несколько этапов:

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебного курса, выявление его «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.

2. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

3. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

4. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

5. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института.

6. Выбор жанра кейса.

7. Написание текста кейса.

8. Диагностика правильности и эффективности кейса. Речь идет о проведении методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

9. Подготовка окончательного варианта кейса.

10. Внедрение кейса в практику обучения, которое предполагает его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе.

Схематически процесс создания кейса можно отразить следующим образом:

На процесс формирования кейсов оказывают влияние несколько факторов: дидактика; требования системы образования; изменения, происходящие в жизни, в той системе, которая отражается в кейсе; творческие способности разработчика кейса.

Ситуационное упражнение должно

· быть написано интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);

· отличаться «драматизмом» и проблемностью;

· показывать как положительные примеры (например, путь к успеху фирмы), так и отрицательные (причины неудач, например, уменьшения сегмента рынка);

· выразительно определять «сердцевину» проблемы;

· соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Вместе с тем текст ситуационного упражнения не может подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Созданный кейс может пройти соответствующую проверку на «пробном рынке».

Такой проверкой может быть, в частности, просмотр «эскиза» кейса работником фирмы на предмет соответствия описания реальной ситуации, интерпретации приведенных фактов и т.п. Проверкой может также быть мнение коллег автора и высказывание ими замечаний и предложений относительно учебной ценности кейса. Однако надо помнить, что основным объектом проверки должны быть определенные дидактические цели ситуационного упражнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: