На приведенной ниже таблице представлены основные формы творчества, вкрапленные в формы обучения, интегрированные в кейс-метод.
Немаловажно и то, что метод анализа ситуаций позволяет использовать интеллектуальные технологии, которые получают особенно интенсивное развитие в последние годы. Возникновение интеллектуальных технологий представляет собой прямое следствие современной фазы образовательной революции.
Массовое распространение напряженной интеллектуальной деятельности неизбежно предопределило необходимость её совершенствования и оптимизации, что и составляет основное содержание интеллектуальной технологизации. В постиндустриальном обществе совершенно недостаточно быть умным человеком. Это общество требует ума высокой эффективности, способного к развитию, усваивающего передовые познавательные парадигмы и системы знания. Поэтому, с точки зрения развития, интеллектуальные технологии не являются законченными системами. Они не сводятся к схемам оптимальной мыслительной деятельности, а представляются развивающимися алгоритмами активного интеллекта.
Хотя создание кейса представляет собой творческий, а поэтому не
полностью алгоритмизированный, процесс, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса. Основными этапами этого процесса выступают:
1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация.
2. Формулирование целей и задач.
3. Определение проблемной ситуации.
4. Построение модели ситуации; проверка её соответствия реальности.
Исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации занимает определение и квалификация проблемы. При этом конструктору кейса необходимо не только сформулировать проблему, но и получить её описание в соответствии с некоторыми существенными параметрами.
|
Если создание кейса рассматривать как творческий процесс, то в нем можно выделить несколько этапов.
Проблема занимает исключительно важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе обучения вся его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией её на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку проблемы, но и её решение.
Поскольку проблема представляет собой форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия. При этом в самом кейсе эта проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, спрятанном в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону.
Определение противоречия еще не определяет проблему полностью. Для этого необходимо выделить её основные составляющие. Главными связями структуры проблемы выступают:
1) Внутренние основы, в качестве которых выступают необходимость, потребность, интересы и неизбежность.
2) Требования как совокупность форм выражения общественной необходимости, норм, принципов, обязанностей, разрешений и запретов деятельности, которые регулятивно воздействуют на проблему и способы её разрешения.
|
3) Условия возникновения и решения проблемы, под которыми понимаются явления, воздействующие на её возникновение, существование, развитие и решение. Особую роль играют средства, реальные предпосылки, обстоятельства, ситуации и т.д.
4) Деятельность людей по решению проблемы, включающая в себя совокупность познавательных и практических действий, методов и способов, которые направлены на решение проблемы.
Следующим шагом в проектировании кейса является выбор ситуации, которая могла бы выступить в качестве носителя сформулированной проблемы.
Как отмечалось ранее, что термин «ситуация» является довольно многозначным. Обычно под ситуацией понимается нижеследующее.
Во-первых, при событийном подходе к ситуации она рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. По внешнему виду это может быть некоторая цепь событий или круг событий, узел событий и т.п. Теоретической основой для осмысления этого понимания ситуации выступает теория событий.
Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности и праксиологией.
В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация выступает сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему. Теоретическим патроном, курирующим ситуацию, здесь является теория факторов и факторного анализа.
|
Не смотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего следует отметить, что ситуация является результатом социальных изменений. Она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую, т.е. она - процессуальна.
После того, как определяется на основании приведенной ранее классификации разновидность ситуации, начинается сбор необходимой информации.
Собранная информация подвергается многократному аналитическому переосмыслению. И, наконец, происходит построение самого кейса, которое, в свою очередь, делится на определенные этапы.
Этапы построения кейса
В основе кейса лежат правильно сформулированные дидактические цели, которые служат основой «конструирования» ситуационного упражнения – обработка сначала тезисов, а потом собирание соответствующих материалов на предприятии, в учреждении, ведомстве, которое есть объектом анализа.
На этом этапе необходимо посетить фирму, опросить руководство и/или работников, получить конкретную информацию, которая может стать «сердцевиной» создаваемого ситуационного упражнения. Полученную информацию полезно сравнить с данными из других источников: местная торгово-промышленная палата, агентства регионального развития, фирмы экономического развития, консультационные фирмы, профессиональные периодические издания.
Надо также постоянно помнить о необходимости получить согласие руководства фирмы на использование полученных материалов с учебными целями и их публикацию в виде завершенного ситуационного упражнения.
Процесс создания кейса представляет собой сложную деятельностную систему и осуществляется в несколько этапов:
1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебного курса, выявление его «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
2. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
3. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
4. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
5. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института.
6. Выбор жанра кейса.
7. Написание текста кейса.
8. Диагностика правильности и эффективности кейса. Речь идет о проведении методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
9. Подготовка окончательного варианта кейса.
10. Внедрение кейса в практику обучения, которое предполагает его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе.
Схематически процесс создания кейса можно отразить следующим образом:
На процесс формирования кейсов оказывают влияние несколько факторов: дидактика; требования системы образования; изменения, происходящие в жизни, в той системе, которая отражается в кейсе; творческие способности разработчика кейса.
Ситуационное упражнение должно
· быть написано интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания сотрудников – представителей фирмы);
· отличаться «драматизмом» и проблемностью;
· показывать как положительные примеры (например, путь к успеху фирмы), так и отрицательные (причины неудач, например, уменьшения сегмента рынка);
· выразительно определять «сердцевину» проблемы;
· соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Вместе с тем текст ситуационного упражнения не может подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Созданный кейс может пройти соответствующую проверку на «пробном рынке».
Такой проверкой может быть, в частности, просмотр «эскиза» кейса работником фирмы на предмет соответствия описания реальной ситуации, интерпретации приведенных фактов и т.п. Проверкой может также быть мнение коллег автора и высказывание ими замечаний и предложений относительно учебной ценности кейса. Однако надо помнить, что основным объектом проверки должны быть определенные дидактические цели ситуационного упражнения.