Вегетарианская диета состоит из продуктов растительного царства и, главным образом: из зёрен мучных хлебов, из фруктов, из стручковых плодов и из орехов, - с прибавлением к ним молока и молочных продуктов, как-то: сыра, масла, сметаны и творога, с полным исключением мяса животных, в том числе рыбы и дичи, и различных, мясных продуктов, как например: жира, почечного сала, свиного сала и т. д.
Для каждого из нас существует масса оснований к переходу на вегетарианскую диету; но мы укажем здесь только 24 наиглавнейших.
Первым основанием должно назвать мнение наиболее известных учёных, как–то: Гассенди, Линеус, Даубентон, Кувье, Лоренс, Белл, Овен и многих других, утверждающих, что все внутреннее и наружное строение человека ясно указывают, что плодоядная диета есть самая естественная его диета. Анатомия человека чрезвычайно схожа с анатомией обезьян высшего порядка. Между тем эти обезьяны питаются исключительно орехами, фруктами и зёрнами, и хотя их можно приучить к употреблению мясной пищи, но они становятся от неё толстыми и менее здоровыми и смирными. Человеческие зубы не схожи с зубами ни мясоедных, ни травоядных животных, но более всего похожи на зубы обезьян. Кроме того, человек не имеет такого большого и сложного желудка и такого длинного кишечного канала, как у травоядных; не имеет он и такого простого мешкообразного желудка, большой печени и короткого кишечного канала, как у мясоедных животных. Эти другие анатомические признаки ясно подтверждают, что безубойное питание есть самое нормальное питание человека. Некоторые из противников вегетарианского питания ссылаются на то, что у каждого человека так же, как и у мясоедных животных, есть так называемые глазные зубы; но не следует упускать из вида, что глазные зубы человека совершенно не годятся для той цели, для какой существуют глазные зубы у мясоедных, т. е. для разрывания мяса. У обезьян эти зубы гораздо более развиты, чем у человека, и употребляются ими для обороны, или для просверливания твёрдых растительных веществ. Вегетарианская диета, будучи естественной диетой для человека, доставляет ему все материалы, необходимые для укрепления человеческого тела, и производит ещё то, что процессы пищеварения происходят самым натуральным образом без малейшего расположения к расстройству желудка. Мало этого, – крепкие кости, твёрдые мускулы и вообще наиболее крепкое сложение человека – находятся в безусловной зависимости от этой диеты.
|
Вторым основанием служит то, что мясо не содержит в себе такого, что бы не могло быть найдено в растительном царстве; наоборот, убойная пища, будучи лишена сахара и крахмала и, имея в себе чрезвычайное количество мясных составов, - должна быть признана очень несовершенной пищей. Тогда как между продуктами растительного царства можно выбрать себе пищу, подходящую ко всякому климату и ко всяким условиям жизни, потому что некоторые из зёрен, стручковых плодов, фруктов и орехов заключают в себе значительно большее количество мясных составов, нежели само мясо, а некоторые в избытке содержат в себе производителей тепла и силы, - т. е. крахмал, масло и сахар. Волокнистые и белковые вещества овощей до того схожи с волокнистыми и белковыми веществами мяса животных, что весьма трудно различаются по форме; и химические анализы не способны открыть разницу между ними.
|
Третье основание то, что даже при самых благоприятных условиях мясо животных никогда не может быть свободно от вредных для здоровья человека элементов и нечистот, так как жизненный процесс обмена веществ в животных идёт своим чередом так же, как и в человеке; и в то время, когда в связках и кровяных сосудах появляются здоровые и обыкновенные элементы, в то же самое время, по тем же самым связкам и сосудам стремятся к испражнительным выходам системы изнуренные, отжившие, иногда даже разрушенные и болезнетворные элементы животного организма. Ясное дело, что когда этот жизненный процесс обмена нарушается насильственной смертью животного, то все эти испорченные вредные вещества задерживаются в трупе убитого животного с той большой пропорцией нечистой жильной кровью, которая до момента смерти стремилась вывести эти вредные вещества вон из организма; и нет таких способов, нет такой силы, которая могла бы удалить из мяса убитого животного все эти вредные элементы. И хотя таким великим гигиенистом как Моисей, и предписано неукоснительно давать совершенно стекать крови с убитого животного, но этим достигается очень немного: кровь стекает только по крупным артериям; по мелким же и в особенности по, так называемым волосным сосудам истечение её никогда не может быть полным, так как с прекращением тепловой жизненной энергии кровь застывает и остаётся в мясе.
И, если серьёзнее вдуматься в это положение вещей, то мы увидим, что труп животного, погибшего естественной смертью, безопаснее для нас, нежели труп животного, убитого нами в пищу: первый мы не будем есть и из чувства брезгливости и из боязни заразиться имеющимися в нём вредными началами; а второй мы будем употреблять в пищу, хотя в нём будут те же вредные и те же заразные начала.
|
Четвёртое основание. Большую часть животных, убитых для продажи, следует отнести к разряду нездоровых. Происходит это исключительно от искусственного и ненормального разведения их людьми, эксплуатирующими человеческую страсть к употреблению мяса. Насколько ненатуральны эти условия, можно судить хотя бы по такому факту: пишущему эти строки нынешним летом пришлось наблюдать в одном из крупных сельских хозяйств Тамбовской губернии (этот материал был написан в прошлом веке - А. Б.) такой метод, практикуемый для усиленного разведения овец: баранов ежедневно и по несколько раз поили водкою и давали им в пищу белый хлеб. Кроме того, по утверждению величайших авторитетов, среди животных существует масса заразных болезней, которые очень легко передаются человеку при употреблении им мяса больных животных, и эти болезни таковы: трихоноз, чума, свиной тиф, воспаление лёгких, карбункул, болезни ног и рта, рожа, туберкулёз (чахотка) и т. д.
Пятым основанием служит господствующее доказательство вегетарианцами того, что они наслаждаются сравнительною льготою от болезней. Есть масса людей, которые, после перехода на вегетарианскую диету, совершенно избавились от таких болезней (большею частью хронической формы), как подагра, ревматизм, несварение желудка, запор, падучая болезнь (эпилепсия – А. Б.), паралич, развивающиеся грудные болезни и тому подобное, - и есть ещё больше людей, которые, благодаря этой диете, прямо наслаждаются жизнью в буквальном смысле этого слова. Вообще же люди, практикующие эту диету, легко переносят всевозможные несчастья; быстро оправляются от ран и хирургических операций; кроме того, диета, лишённая мяса, вылечивает застарелые язвы, тогда как другие средства оказываются совершенно бесполезными. Хорошо известны также и такие примеры, как филантроп Джон Говард, который, будучи вегетарианцем, безнаказанно для своего здоровья посещал темницы и другие злополучные жилища, в которых свирепствовала лихорадка и был ужасно заражен воздух.
Шестым основанием следует назвать наблюдения медиков, которые обратили специальное внимание на причину и лечение пьянства и доказали, что чем сильнее у больных страсть к мясу, тем упорнее держится эта болезнь, и желание опьянения уменьшается соразмерно воздержанию от употребления мяса, так что некоторыми авторитетами науки установлено, как факт, что во многих случаях единственным верным лекарством против этого ужасного проклятия служит полная вегетарианская диета.
Седьмым основанием – это повеление Господа человеку при сотворении мира, выраженное в следующих словах: ″ вот я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу″ (Бытие I). И ни Библия, ни другой какой авторитет не доказывает, что анатомия современного человека настолько изменилась против той, ради которой Создатель приведёнными выше словами дал заповедь о пище, чтобы мы имели основание перейти на пищу, чуждую нашей природе.
Восьмое основание то, что хотя человек под влиянием каких бы то ни было условий жизни и очень давно перешёл на всеядную диету, - однако, когда Божественные и нравственные законы, формулировавшиеся к обузданию дурных человеческих наклонностей, ясно выразили ненормальность человеческого питания, - люди должны забыть минувшее и возможно строже отнестись к самим себе. Ведь никто не будет отрицать того, что, хотя во времена иудейства, а, может быть, даже в начале христианства допускалось рабство, но раз оно было осуждено и сделана попытка к уничтожению его между всеми народами, - трудно предположить, чтобы нашлись защитники рабства, оправдывающие его тем, что оно держалось ещё в незапамятные времена. Точно таким же образом следует разрешать и великий вопрос о пище не воззванием к прошедшему закону, которому уже не повинуются современные потребители мяса, - а ссылкою на великие принципы Евангельских законов Божественной любви. И как Божественный Учитель, обсуждая вопрос фарисеев о браке, сослался на первоначальные основы брачной жизни, выраженные Великим Творцом вселенной при сотворении первых людей такими словами: ″потому человек оставит отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть″ (Бытие, гл. II) – точно также и вопрос о нормальной диете человека должен найти свой ответ в тех законах о пище, которые были даны человеку первоначально при его творении и которые служат нашим седьмым основанием.
Девятое основание. Вегетарианская диета, чуждая намерений доставлять страдания животным, проливать их кровь, благотворна для чистоты мыслей, целомудрия и тихого согласного права. Способствуя физическому развитию, она совершенствует также душевные качеств человека и, кроме того, в не малой степени способствует здоровому развитию умственных способностей. Так что чистые и непорочные средства для естественной жизни человека, влияя на саму жизнь, делают чистыми и непорочными сами дела жизни.
Десятое основание. Вегетарианская диета даёт более моложавый и приятный вид человеку. Адам Смит в своём сочинении ″ Богатство народов″ говорит, что самые прекрасные женщины в Британских владениях находятся между низшим классом населения Ирландии, - которое обыкновенно питается картофелем. Библейские отроки: Даниил, Ананий, Мисаил и Азария, питаясь овощами и простою водою, были прекраснее и полнее телом всех тех отроков, кои питались яствами с царского стола.
Одиннадцатое основание то, что лучшие чувства гуманных мужчин и сострадательных женщин возмущаются против жестокости истребления животных, против печального их вида, против несчастного, разрывающего душу и сердце их крика, против беспрерывного кровопролития и против всех тех отвратительных ужасов, кои неминуемо сопровождают:разведениескота, приготовляемого в пищу людям; перегон его из одного края земли в другой, и, наконец, резню этих несчастных страдающих, чувствующих и, несомненно, мыслящих существ.
Двенадцатым основанием должно служить то, что бесчеловечно и себялюбиво, создавать целому классу населения отвратительное, жестокое и нездоровое занятие мясника – занятие, которое и научно и по опыту должно быть признано не только совершенно не нужным, но и абсолютно враждебным для лучших интересов человеческого поколения.
Тринадцатое основание. Если бы треть всего свободного пространства каждой страны можно было отдать под посевы хлебного и стручкового растения, как, например, под горох, бобы, и тому подобное; другую треть под картофель, свёклу, репу и другие корнеплоды; а остальную треть разведению фруктов, лесам и пастбищам для таких домашних животных, как быки, коровы, бараны, овцы; словом, - для тех, чей труд, молоко и шерсть нам полезны, - не подлежало бы сомнению, что самые маленькие государства были бы в состоянии пропитать население, во много раз больше, чем в настоящее время, и были бы совершенно независимы от запасов крупных заграничных государств.
Четырнадцатое основание то, что страна, сельское население которой, главным образом, обрабатывает землю для зерновых хлебов, фруктов и растений и, кроме того, занимается пастбищами, - всегда имеет пред собой блестящее будущее, так как её народ олицетворяет собой здоровье, силу, мощь, и нация такой страны прогрессивно процветает и растёт.
Пятнадцатое основание. Если бы употребление мясной пищи было признано не нужным, убийство ради псовой и ружейной охоты – вообще, было бы повсемирно осуждено, как зверство, - то во многих малоземельных государствах большое пространство ″сохранённой″ земли было бы обработано и засеяно растительными продуктами, - дав при этом массу труда, а с ним и пищу массе свободных рук и голодных ртов, - и, вместе с тем, удешевив стоимость жизни, понизило бы численность нищеты до минимума.
Шестнадцатое основание. Мясо, содержа в себе от половины до трёх четвертей своего веса воды, по крайней мере, в 3-4 раза дороже пшеницы, овсяной муки и других зёрен, как-то: бобов, чечевицы, гороха, которые содержат в себе только 14 процентов воды.
И смешанная диета из мяса и овощей стоит каждому человеку в 3-4 раза дороже, чем вегетарианская, если даже в последнюю входит сыр, молоко и масло. То само собою становится очевидным, что не логично и безрассудно платить за худшую пищу большую сумму.
Семнадцатое основание то, что неисчислимое количество трудящихся людей и их жён, при существующей убойной диете, должно соблюдать строгую экономию и иметь большое самоотвержение, чтобы кое-как сводить концы с концами; между тем, благодаря вегетарианской диете, как более дешёвой и экономной, - они могли бы быть свободны от многих забот и имели бы лишние деньги для лучшей у себя обстановки в доме, для приобретения литературы, для поездок за город, для улучшения своего эстетического вкуса и для лучшего познания природы в её разнообразных видах.
Восемнадцатое основание. Дети естественно предпочитают спелые фрукты и мучные блюда мясу и лучше развиваются от них; так как вообще признано, что есть много мяса детям безусловно вредно. И, без сомнения, если бы дети не были окружены убеждениями родителей и силой их примера, - они никогда бы, по одному только влечению природы, не приобрели привычки есть мясо, потому что это противно природе. А между тем какой глубокий и вместе с тем ужасный разлад вносится в юную душу ″малых сих″ при их воспитании. С одной стороны в них силятся вкоренить любовь ко всей одушевлённой природе и страх причинить боль и страдание всякому творению; а с другой стороны – личным примером утверждают в них ложное понятие о том, что резня животных для употребления в пищу с неизбежными при этом для них страданиями, безусловно необходима и справедлива.
Девятнадцатое основание то, что с тех пор, как мир имеет историю, люди немало обязаны приобретаемыми богатствами, делаемыми подвигами и победами, - силе, терпению, смелости и разумной способности к труду животных, не употребляющих мяса. Всякий труд животных на земле исполняется только травоядными: лошадьми, быками, мулами, слонами и верблюдами. И ни одно мясоедное не обнаруживает того терпения и той твёрдости, которыми богата хотя бы одна лошадь, работающая ежедневно с утра и до вечера почти что без отдыха. Доктор Челли докладывает, что видел гориллу, питающуюся обыкновенными фруктами и орехами, которая в своих руках без явного усилия сломала ружьё, нечаянно выроненное одним из её преследователей; а известный натуралист доктор Дункан уверяет нас, что это животное по своей природной силе превосходит африканского льва.
Двадцатое основание. Все те, которые живут на вегетарианской диете, тяжелее весом, мускулистее, терпеливее, имеют более хладнокровия для владения самим собою в припадках гнева; богаче силою воли; способнее к выносливости; к совершению больших подвигов, чем те, которые живут на смешанной диете. Профессор Форесс, экспериментируя над англичанами, употребляющими в изобилии мясо; над шотландцами и ирландцами, употребляющими большею частью зерновые похлёбки, картофель и хлеб, - доказал, что шотландцы и ирландцы превосходят англичан в высоте роста, в весе и силе. Лапландцы, питающиеся мясом, составляют слабую тщедушную расу; тогда как финны, которые обитают в том же климате и питаются главным образом продуктами земли, составляют такую же прекрасную расу, как шведы и норвежцы. Причину этой разницы, говорит доктор Ламб, следует объяснять преимуществом диеты последних.
Двадцать первое основание. Спартанцы, которые в истории народов стоят вне всякого сравнения по силе мускулов, по физической энергии и способности выносить труд, - были вегетарианцы, также как греческие и римские армии во времена их лучших побед, и отступление от этого рода питания и простых привычек вызвало их быстрый упадок. Точно также и в эпоху общественных игр в Греции, где мускульная сила проявлялась во всевозможных её видах, - участники этих игр только тогда служили предметами общего удивления и восторга, когда они придерживались суровой вегетарианской диеты; но когда впоследствии убойное питание завоевало себе главенствующее положение, те, кто ранее отличался силою, становился ленивым, изнеженным и слабым.
Двадцать вторым основанием должно служить то, что многие из открывших свету новые области мысли и шедших по непроторённому пути науки, делались вегетарианцами по собственному убеждению. Из целой массы имён в древних годах могут быть указаны: Будда, Пифагор, Эмпедокл, Платон, Овидий, Эпикур, Музмий, Сенека, Плутарх, Св. Иаков, Тертулиан, Климент Александрийский, Порфирий, Златоуст, император Юлиан Пруденций; в позднейшие времена: Корнаро, Томас Мор, Монтень, Лессио, Гассенди, Бекон, Рей, Коулей, Эвелин, Мандевиль, Мильтон, Боссюэт, Ньютон, Линеус, Томсон, Эке, Чайн, Кокки, Руссо, Вольтер, Честерфильд, Гартлей, Веслей, Говард, Сведенборг, Франклин, Бернард де Сент-Шерри, Прессавен, Ламб, Гуфеланд, Шелли, Байрон, Филлипс, Бродертон, Алькот, Глейзе, Грэхэм, Ламартин, Мишле, Струве, - не перечисляя уже множества имён ныне существующих авторитетов и гениальных людей.
Двадцать третье основание. Раз доказано и может легко быть проверено каждым, что жизнь человека не только не сократится, а, наоборот, продолжится, а здоровье и счастье улучшится безубойною диетою, то ни справедливость, ни сострадание, ни милосердие не могут оправдать той возмутительной жестокости, которая ежедневно совершается для насыщения извращённых и неестественных вкусов.
Двадцать четвёртым и последним основанием должно служить то, что вегетарианство само по себе есть протест против тех зол, которые более всего тревожили и тревожат богатые и сильные нации, - т. е. против роскоши, невоздержанности и пороков. Оно совершенно отвергает то, что достигается ценою жизни невинных животных, оно учит любви, милосердию и справедливости ко всем и поощряет воздержание, бережливость, непорочность, человеколюбие и вообще всё, что способствует благосостоянию, мирному развитию и нравственному улучшению человеческого рода.
В заключение этого раздела можно сделать очень важный (судьбоносный) вывод: МЯСНОЕ ПИТАНИЕ – ИСТОЧНИК БОЛЕЗНЕЙ, ВЕГЕТАРИАНСТВО – ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ!!!
ФРАГМЕНТЫКНИГИ К. Моэс-ОСКРАГЕЛЛО ″Природная пища человека″
Ниже я представляю вам принципиальные фрагменты книги великого польского учёного, исследователя, экспериментатора прошлого века КОНСТАНТИНА МОЭС-ОСКРАГЕЛЛО, так и не понятого своими современниками. Будем надеяться, что его спасительные для человечества идеи будут реализовываться в большем объёме разумной частью человечества Земли. Надеюсь, и эта книга послужит этому.
- В важном вопросе человеческой жизни-вопросе питания - господствует до сих пор удивительно хаотические понятия. Лошадь, бык, осёл, самый жалкий червяк не тронет того, что ему вредно; он знает отлично, какая пища для него природная, необходимая; один только человек, этот царь природы, со своим разумом не умеет отличить полезное от вредного.
- Логическое рассуждение о том, чем мы должны питаться, на основании сравнительной анатомии, физиологии, этики, антропологии, политической экономии, преданий религии и в особенности гигиены, приводит к неопровержимому выводу, что человек по природе своей не принадлежит к породе хищных, как кошка, собака, ястреб, ни к травоядным, как бык, лошадь, верблюд, ни к всеядным, как свинья, медведь и другие, а к какой-то другой породе, именно - к породе плодоядных (выделено мною - А.Б.), подобно самым развитым обезьянам, т. е. человекообразным (приматам): горилла, шимпанзе и орангутанг ближе всего подходят к человеку. Все особенности устройства нашего тела исключают всякое сомнение: устройство рук, сочленение челюстей, зубы, форма желудка и кишечного канала, желчного пузыря и слепой кишки, нервная система, устройство мозга, перистальтические движения желудочно-кишечного пути и т. д.
- Один из греческих реформаторов, Триптолемий, говорит: ″Знайте же, что мясо животных не для вас; кто убивает для съедения животное, тот должен будет умереть, потому что уже перестал быть человеком″.
Известный Бернарден де Сен-Шерр учил: ″Дети должны приучаться к растительной пище, которая для человека природная. Народы, питающиеся растительностью, самые сильные и самые красивые; меньше всего подвергаются болезням и пагубным страстям и доживают до глубокой старости. Вегетарианство производит благотворное влияние на красоту тела и равновесие души″. Ламартин утверждал, что ″придёт время, когда люди будут питать такое же отвращение к животному мясу, какое питают теперь к человеческому″. Гумбольт тоже сказал, что вследствие привычки есть животное мясо человек чувствует меньшее отвращение к людоедству.
- Доктор Нагель пишет: ″Если родители дают своим детям мясо вопреки их природе, то через это ускоряется кровообращение, в крови происходит сильное волнение, делающее кровь восприимчивой к воспалениям. Дети, правда, тогда румяны, полнощёки и ″цветут здоровьем″, но это не настоящее здоровье. Они подобны румяному яблоку, в котором гнездится червяк и подтачивает их здоровье, - малейший ветер сваливает их с дерева″.
Насколько благодетельно действует растительная пища на детей, могут подтвердить опыты, произведённые в сиротском доме в Алабаме, на берегу Гудзона. Когда в 1829 году, - говорит доктор Комбе, - открыли приют на 70 человек, 4 – 6 детей постоянно лежали в больнице. Прошло три года, и стали кормить детей растительной пищей, и тогда больница стала пустовать. Дети стали бодрее и веселее, деятельнее и общительнее. До того времени бывало ежегодно по несколько смертных случаев, теперь в течение нескольких лет не было ни одного. Профессор Грагам говорит об этом приюте: ″Последствия вегетарианского питания для детей так очевидны, что их нельзя не заметить и не признать. Умственные и физические силы этих детей блестяще развились, их наблюдательность и понятливость привели меня в изумление″.
- Знаменитый Бекон сказал: ″Дети обыкновенно с мясом воспринимают всякие преступления″.
- Доктор Алькот в свою очередь сказал: ″Пока человечество будет употреблять мясную пищу, до тех пор напрасны будут все усилия излечить болезни″.
- Наше обхождение с животными служит лучшим мерилом поступков с людьми. Кувье выразился так: ″Человек не похож ни на одного из хищных; по количеству и расположению зубов он ближе всего к орангутангу, животному плодоядному. Равным образом и кишки человека, в каждой важнейшей части, соответствуют растительному питанию. Правда, что неохота к воздержанию от мясной пищи так велика, что много лиц слабых духом не в состоянии побороть себя, но это нисколько не говорит в их пользу.
- Профессор Овен пишет: ″Обезьяны, так похожи на человека, питаются плодами, зёрнами, ядрами орехов и другими плодами, в которых образуются самые вкусные и самые питательные ткани в растительном мире. Большое сходство между зубами у четвероруких и у человека указывает на то, что человек создан для питания плодами".
- У Пуше встречаем такое мнение: ″Высказали великую истину, называя человека плодоядным. Все особенности, как его желудочно-кишечного пути, так и устройство зубов доказывают это блестящим образом″.
- Привожу мнение профессора Лаверенца: ″Устройство зубов у человека не имеет ни малейшего сходства с зубами плотоядных. Хотя у человека и есть клыки (я бы назвал эти клыки просто ″клыкообразными″ зубами - А. Б.), но они не выдаются, как у плотоядных животных, и не исполняют тех функций, что у них″.
Присмотревшись внимательно к зубам, челюстям и непосредственным органам пищеварения, мы приходим к убеждению, что человеческий организм ближе всего подходит к организму высшей породы обезьян, которые все, без исключения, в диком состоянии – плодоядны.
- Число больниц и домов для умалишённых растёт с удивительной быстротой. В той же прогрессии увеличивается число страдающих нервными, мозговыми, желудочными и лёгочными болезнями; так же возрастает число алкоголиков. В одном из медицинских журналов за 1876 год читаем: ″Никто не станет возражать, что уровень здоровья и телесной силы значительно быстро, даже заметно понижается. Рост мельчает, мускулы атрофируются, чистота расы и гармония пропорциональности частей тела постепенно исчезают″. Все государства Европы должны были уменьшить размер груди и роста при воинских наборах, потому что не хватало людей нормальной меры. Некоторые государства вторично даже сбавили меру. Все эти явления находятся в прямой связи с количеством потребляемых человечеством наркотических средств: мяса, алкоголя и табаку.
Все это мнения людей науки я привёл не потому, что сам ищу доказательств в авторитетах, но потому что есть многие, которым эти ″авторитеты″ необходимы, которые авторитеты ставят выше своего мнения; наконец, есть и такие, у которых нет возможности решать эти вопросы. Вообще же опытные пути для всех открыты, и задача настоящей статьи есть указание этого пути.
- Как сказано было раньше, по своему телосложению человек ближе всего подходит к породе обезьян человекообразных, которые в диком состоянии все суть плодоядны. Но так как человек не обезьяна, и наоборот, то и в отношении естественного питания у них обоих должно происходить большое различие. Так оно и есть в действительности.
Одно из главных различий между человеком и обезьяной составляет то обстоятельство, что у человека две руки и две ноги, а у обезьяны 4 руки. Основное различие между рукой и ногой составляет устройство и способ прикрепления большого пальца, который у обезьян - на всех четырёх оконечностях одинаковый – делает её способноё к схватыванию и поддержанию своего тела. Такое устройство нижних конечностей обусловливает жизнь на деревьях. У человека же две руки и две ноги. Устройство последних и способ прикрепления большого пальца поставили человеку в удел хождение по земле, а руки указывают на собирание. Отсюда прямой вывод, что обезьяне предназначено жить на деревьях и питаться плодами, назначение же человека – жить на земле и собирать семена и хлебные зёрна и ягоды, т. е. плоды, как кустарников, так и деревьев. Значит – человекообразные обезьяны суть животные плодоядные, а человек злако – плодоядное.
Пищу свою человек должен принимать в таком виде, в каком принимает её вся живая тварь, именно в сыром; нельзя же думать, чтобы природа не знала лучше всяких врачей, поваров и аптекарей, чем питать свои создания. Природа так устроила человека, что он может находить и потреблять пищу в готовом виде. Неужели в таком важном деле природа поставила человека ниже всяких других животных? Ведь это было бы нелепо. Вследствие жарения, варения, печения, брожения, дистиллирования и всяких других искусственных способов приготовления пищи до некоторой степени разрывается природная, органическая связь элементов в пище, отчего она теряет питательность, а иногда становится даже совсем вредною. Так, например, вследствие варения и брожения здоровой самой по себе ржи получается яд, известный под именем алкоголя. Яблоки и виноград – превосходная пища, приготовленные же из них сидр и вино составляют яд. Сочная душистая груша в сыром виде одним своим ароматом способна вызвать слюну во рту; если же мы её сварим или испечём, то она теряет свой аромат, делается приторной, так что для исправления вкуса надо прибавить сахара. Куда же девались аромат, вкус, а вслед за тем и питательность её? Огонь уничтожил, разъединив органическую связь частиц. Если в сыром виде для насыщения достаточно бывает полуфунта (200 грамм – А. Б.)зерна, плодов и орехов, то вареных, не считая приправ в полтора раза больше. Огонь уничтожает жизненное начало в зерне, тогда как способность производить дальнейшую жизнь, и есть собственно необходимое условие, лучший показатель человеческой пищи.
- Природной пищей человека нужно считать хлебные зёрна и плоды в сыром и само собою в зрелом виде, а именно: рожь, овёс, пшеницу, ячмень, гречиху и др.; летом: крыжовник, смородину, землянику, клубнику, малину, чернику, вишни, черешни, арбузы, тыквы, дыни, огурцы; под осень: всевозможных сортов груши, персики, абрикосы; осенью: каштаны, виноград и в особенности яблоки, которых родится около 1200 всевозможных сортов; дальше идёт целый ряд орехов, больших и малых, простых и грецких, заключающих в себе сладкие жировые вещества; затем всевозможные ягоды, отличающиеся каждая особыми достоинствами и качествами: сочные, душистые, сладкие, кисленькие и т. д. и т. д. Вот какими дарами природы окружён человек. А он пачкается в крови убиваемых им животных, с тем, чтобы трупы их схоронить внутри себя, где, разлагаясь, они причиняют ему всякие болезни и муки, стремясь освободиться от которых хотя временно, он одуряет себя различными наркотиками.
- Кто питается правильно, тот и жизнь ведёт правильную, и польза такой
жизни сказывается всё яснее и яснее. Одно из преимуществ безмясного питания ест полная независимость от третьих лиц, от времени дня и года.
- Весь месячный запас вегетарианца помещается в буфете на одной полке; когда откроешь дверцы, аромат разливается по всей комнате.
- Там, где имеется немного зерна и воды, вегетарианец может смело пропитаться, тогда как обыкновенный человек при недостатке огня, горшков, соли и т. п. может, пожалуй, умереть с голоду.
- Независимость личности, как одно из последствий растительного питания, передаётся постепенно в общественные отношения, возвышая нравственный уровень общества и налагая на него свой облагораживающий отпечаток.
- Каковы наши дети, таково и наше будущее. Всякому небезызвестно, что способ питания и воспитания детей, т. е. то, на какой пище, в какой атмосфере и в каких телесных упражнениях воспитываются дети, - решительным образом влияет на их настоящее и будущее.
- Каждый человек, питающийся сырыми плодами, овощами и хлебными зёрнами, будет иметь сильный, здоровый желудок, хотя придёт к этому постепенно, так как благотворное преобразование органа питания и соединённое с ним возрождение всего человека приходит только постепенно. Всякий, поставивший себе непременным условием достижение этой задачи, не замедлит почувствовать происходящие в нём благотворное перерождение и всецело отдастся стремлению к чистому образу жизни и питания.
- Зубы у человека, питающегося ″по-человечески″, не теряют своей крепости и перламутровой белизны до глубокой старости, что мы наблюдаем у восточных народов, питающихся исключительно растительной пищей. Уже ежедневное пережёвывание горсти зерна убеждает нас, что самый лучший врач не в состоянии дать лучшее средство для укрепления зубов и поддержания их гигиены.
Питаясь по-вегетариански, мы заметим, что для насыщения понадобится несравненно меньше зерна, чем самого лучшего хлеба, испечённого из этого же зерна, что служит лучшим доказательством того, что зерно содержит в себе какое-то питательное вещество, которого не достаёт в хлебе. С точки зрения так называемой ″чисто-научной″ объяснить это можно было бы вот как: вследствие варения и жарения в большей части уничтожаются растительные клеточки, из которых каждая живёт более или менее отдельною или самостоятельною жизнью. При жевании сырых плодов такого уничтожения клеточек не бывает, а поглощаются в большинстве случаев цельные, механически отделённые клеточки, от чего, вероятно, и зависит их большая питательность.
- Те, у кого дух способен одержать победу над плотью и её злыми привычками, должны пользоваться именно этой силой (привычки), но только в положительном направлении, помня слова Пифагора: ″Усвой себе только тот образ жизни, который твой разум признал наилучшим, а привычка сделает его для тебя самым приятным″. Так как все переходы в природе бывают постепенны и медленны, то непосредственное возвращение к нормальной жизни доступно будет только для немногих.
- По мере того как организм, при посредстве разумного питания очищается, оздоравливается, он крепнет, и тогда наступает кризис в виде сильных лихорадок, выделения пота, поносов или обыкновенных оздоравливающих, так называемых воспалительных болезней. Тогда-то особенно надо остерегаться лекарств или такого ухода, которые могли бы задержать усилия организма от оставшегося в нём болезнетворного вещества. Если под рукой не найдётся такого врача, который лечит не лекарствами, а теми средствами, которые указывает сама природа, то лучше ничего не делать, поддерживать в помещении больного, чистый воздух - во всём остальном руководиться инстинктами больного и личным опытом; выздоровление наступит немного позже, но зато тут не грозит никакая опасность. Опасаться в этом случае нечего, напротив: надо радоваться, потому что чем сильнее бывает кризис, чем сильнее оздоравливающая болезнь, тем больше уверенности в том, что организм приобрёл новые силы. Со временем такие кризисы повторяются всё реже и реже, а после очищения организма полностью оставляют его.
- Только жизнь, согласная с природой, может дать нам неизменное здоровье. При правильном, соответствующем человеку питании и образе жизни, сил и тела прибавляется, является жизнерадостность, в сердце вселяется любовь ко всей природе, согбенный стан выпрямляется, кожа приобретает белизну и свежесть, часто даже волосы, преждевременно поседевшие, снова темнеют. Достигнувший таким путём здоровья и способности энергичного противодействия дурным влияниям, человек тогда почувствует себя совершенно обновлённым.
Какую удивительную силу заключают в себе растительные элементы, мы видим на носороге, лошади и верблюде. Слон всё могущество своих мускулов получает от травы. Сила и выносливость идут вслед за растительным кормом. Словом, верблюд, лошадь, осёл, бык, благодаря своей выносливости, впряжены человеком в работу. Лев, тигр и другие плотоядные развивают в себе только разовую силу, выносливости же не имеют. Оттого то человек и не приучил их к работе. Плодоядная горилла, достигающая семи футов высоты, обладает упругими, как сталь мускулами и костями; сила у неё так велика, что когда она, рассерженная, ударяет себя кулаком в грудь, то издаёт звук как из турецкого барабана; случается она вступает в борьбу со львом и выходит победительницей. Но как бы ни были убедительны примеры из царства животных, личный пример и примеры из жизни народов всего полезнее и убедительнее.