Архитектура ХХ в. Основные проблемы.




Тема «Искусство Западной Европы ХХ века»

Цель занятия: составить представление у студентов о сложном многообразном изобразительном искусстве XX века в странах Западной Европы и Америки, объяснить закономерности сложения данного многообразия и основные тенденции развития изобразительного искусства.

План урока:

1. Краткая характеристика тенденций развития в искусстве в XX веке.

2. Основные направления изобразительного искусства XX веков.

3. Развитие искусства во 2 половине XX века – появление новых веяний и тенденций.

Художественная культура ХХ столетия – одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры., т.к. ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, страшных мировых войн, научно-технического прогресса и т.д. территориальные границы изменились, и теперь почти невозможно нарисовать картину развития только западноевропейского искусства, не затрагивая искусства стран других континентов.

В ХХ в. человечество впервые столкнулось с ощущением порвавшейся связи времен, с утратой традиционных этических и эстетических ценностей. Это привело к отсутствию авторитетов. Каждый более или менее оригинальный мастер ХХ в. стремится породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость всяческих критериев приводит к скепсису, чувству опустошенности, прекрасное подменяется безобразным, духовное – бездуховным, подлинное искусство – подражанием. Была создана к концу века массовая культура, подчиненная прагматическим целям.

Многие мастера ХХ века выказывали разносторонность интересов, проявив себя в самых разных видах и жанрах и искусства. Именно ХХ столетие дало жизнь множеству разных художественных направлений, иногда прямо противоположных.

Архитектура ХХ в. Основные проблемы.

Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой переуплотнение застройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени. Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи.

Одно из первых направлений рубежа 19-20 вв. – это модерн, для которого характерно выявление функционально-конструктивной основы здания, иногда почти отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это привело к новому образу зданий – доходных домов, особняков, банков, театров, вокзалов. Но в модерне было также много стилизации, декоративизма с обилием кривых линий и нагромождений декоративных элементов, склонности к иррационализму (например: А. Гауди – собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне).

Самым значительным направлением архитектуры западных стран в 20-е гг. явился функционализм, выросший из рационального направления модерна (здание Баухауза в Дессау – архитектор В. Гропиус). Функционализм был противоречивым архитектурным направлением, что нашло выражение в излишнем утилитаризме, техницизме и рационализме. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный как Корбюзье. Достаточно вспомнить пять принципов Корбюзье: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, свободная композиция фасада.

Современная архитектура многим обязана функционализму 20-х гг.: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами). Плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок и т.п.). Принципы функционализма, оказавшего решающее воздействие на все последующие развитие современной архитектуры, были таковы, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран (многоэтажная застройка в городах с повышенным количеством населения, сохранение коттеджей на окраинах и т.п.).

В 20-30-е гг. сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье на выставке в Париже в 1922 г. представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей», а в 1925 г. – проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий.

Дезурбанисты шли от теории Э. Хоуарда, от его идеи строительства небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с жилыми домами индивидуального плана. Подобные города должны были образовывать группы вокруг большого города (пример: комплекс Ла Мюетт под Парижем, арх. Эжен Бодуэн и Марсель Лодса).

В 1930 г. в работе «Исчезающий город» американский архитектор Ф.Л. Райт выдвинул проект идеального поселения, где на каждую семью приходится акр земли, главным занятием людей становится земледелие, а общаются они между собой благодаря автомобилю. Город как таковой вообще не нужен, т.к. современная техника дает в распоряжение людей скоростной транспорт, и дома у каждого есть телевизор.

На протяжении последующий десятилетий обе теории варьируются и, несмотря на противоположность, в чем-то дополняют друг друга. Территориальное планирование по районам, освоение больших пустых территорий для городов-спутников вызывает к жизни множество новых проблем: сохранение природных богатств, выбор прокладки трасс и т.д.

В 30-40-х гг. в Англии, единственной стране, сохранявшей в архитектуре исторические стили, побеждает функционализм континентальной Европы. Так, шекспировский Мемориальный театр в Стрэдфрде, облицованный кирпичом разных цветовых градаций и отделанный в интерьере разными породами дерева, при общей композиции объемов, характерной для архитектуры функционализма, имеет романтический и поэтический облик, свободный от всякой стилизации и органичный английскому зодчеству.

В межвоенный период для архитектуры всей Европы характерно применение металлических и железобетонных каркасов, строительство жилых домов из сборных железобетонных панелей. Поиск новых форм в связи с новыми конструктивными системами часто приводит к преувеличению роли техники, фетишизации технической проблемы. Интернациональному стилю конструктивизма и функционализма как бы противостоит «органическая архитектура» Ф.Л. Райта с ее акцентом на уникальность, неповторимость архитектурного образа, с идеей проникновения здания в природу, в пейзаж. (творение Райта «Дом –водопад»). Райт призывал к отказу от ордерных принципов: от пилястр, колонн, балок, карнизов и т.п. Иногда здание стилизуется под природные формы: дерево, пчелиный улей и т.д., придает живописность, романтизм архитектурному образу.

После Второй мировой войны проблемы градостроительной практики при всей ее масштабности и именно в силу этого не уменьшились, а увеличились. Развитие техники в середине и, особенно во второй половине ХХ в. предоставило архитекторам необычайное разнообразие практических возможностей и художественных приемов. Пространственные железобетонные конструкции используются как кривые, создающие новый эстетический образ. Создание гигантских новых городов (правда, не в Европе, а в Латинской Америке) – свидетельство высокой профессиональной культуры, художественного мастерства в решении объемно-пространственной застройки. Оно вызвало к жизни такие проблемы, как соотношение вертикалей и горизонталей (высота и протяженность), проблемы использования материалов разных фактур и качества, от облегченных вроде алюминия и разных пластических масс, пленочных синтетических материалов, до испытанного веками дерева.

В современной архитектуре нет какого-либо одного ведущего направления. В творчестве архитекторов сосуществуют и борются тенденции новаторские и консервативные. Наиболее распространенным типом построек общественного назначения в Западной Европе являются те, художественный образ которых можно определить как «стеклянный параллелепипед»: прямоугольный металлический каркас с навесными стеклянными стенами-ограждениями.

Современные архитекторы работают как над решением образа отдельного здания, так и города в целом. Особый тип зданий представляют особняки и виллы, в строительстве которых принимают участие, как правило, самые крупные современные зодчие. Благодаря неограниченным материальным возможностям здесь воплощаются идеи вписанности здания в пейзаж, на самом высоком уровне решаются проблемы комфорта.

В последние годы значительно меньше внимания стало уделяться проблеме массового жилища, квартире многоэтажного дома, проекту квартала и т.д. Современная архитектура в своих поисках опирается на многие принципиальные решения функционализма, а также органической архитектуры. Постоянно идут поиски наиболее экономичной и удобной, но и художественно выразительной формы и образа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: