Н.Е. АНОХИНА, А.С. ПУДОВИКОВ, И.В. КОНДРАТЬЕВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для студентов экономических специальностей
Курган – 2013
ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАКОНЫСПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Основными микроэкономическими показателями являются цены и объем произведенной продукции. Каков же механизм установления цены того или иного товара? Она складывается под воздействием спроса и предложения.
Известны четыре правила спроса и предложения:
· увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.
· уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.
· рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.
· сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товаров.
Пользуясь этими правилами можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.
Задание 1. Данные об объемах индивидуального спроса потребителей А,В и С. приведены в таблице.
Таблица 1 – Данные об объемах индивидуального спроса
Цена (р. за 1 кг) | Объем спроса потребителя А (кг в мес.) | Объем спроса потребителя В (кг в мес.) | Объем спроса потребителя С (кг в мес.) |
Кривая рыночного спроса есть сумма кривых индивидуального спроса по горизонтали (таблица 2).
Таблица 2 - Объем рыночного спроса
Цена (р. за кг.) | Объем рыночного спроса (кг в мес.) |
На основе полученной информации построить график.
Задание 2. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж. Что произойдет, если цена будет установлена правительством на уровне 3 рублей?
|
Условия задания. Функция спроса населения на продукт описывается формулой:
Qd = 7 - Р,
Функция предложения данного продукта: Qs = -5 + 2Р, где:
Qd – объем спроса в млн. шт. в год,
Qs – объем предложения в млн. шт. в год
Р- цена в рублях.
Задание 3. По данным, приведенным в таблице:
а) изобразите кривые спроса и предложения;
б) определите, чему равна равновесная цена на данном рынке;
в) определите, при каких ценах для данного рынка характерны излишки и дефицит;
г) если рост потребительских доходов превысил потребление яблок на
5 тыс.т при каждом уровне цен, то каковы будут новая равновесная цена и равновесный объем производства?
Условия задания.
Данные, характеризующие различные ситуации на рынке яблок, могут быть представлены следующим образом: Qd = 41 – 0,4р, Qs= 1 + 0,3р.
Таблица 3 – Исходные данные
Объем (тыс. т) | Цена (ден. Ед.) | ||||||
Спроса Предложения |
Задание 4. Определите величину спроса и предложения, стоимость избытка и недостатка по каждой номенклатуре товара и в целом по всем изделиям на основе данных, приведенных в таблице:
Таблица 4 – Исходные данные
№ п/п | Цена единицы изделия, р | Спрос | Величина спроса, тыс.р. | Предложение | Величина на предложения (выручка), тыс.р. | Избыток(+) (предложение больше спроса) дефицит (-) (спрос больше предложения) | ||||
шт | тыс.р | |||||||||
одного поку-пателя, шт | всех поку-пателей (20 чело-век), шт | одного продав-ца, шт | всех про-дав-цов (10 чело-век), шт | |||||||
Итого | 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 15,0 10,0 | - 15,0 20,0 25,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 | - 300,0 | - 21,0 | 80,0 60,0 50,0 40,0 30,0 24,0 15,0 12,0 10,0 | - | 6,4 42,0 | +80,0 +300 | +6,4 +21,0 |
Методические указания
|
Величина спроса определяется по формуле:
ВСі = Ці Qn nn,
где Ці – цена і-го изделия;
Qn – спрос одного покупателя;
nn –количество покупателей.
Величина предложения рассчитывается по формуле:
ВПі = Ці QіT nT,
где QіT - объем поставки і-го изделия на рынок одним товаропроизводителем;
nT, - количество товаропроизводителей, поставляющих аналогичный
товар.
Общая величина спроса (ВСоб) и предложения (ВПоб) – это сумма
n m
частных величин спроса (∑ ВСі) и предложения (∑ ВПі), где n, m- количество изделий,
і=1 і=1
учитываемых при оценке величины спроса и предложения.
Дефицит и избыток товаров на рынке определяются как разница между величинами предложения и спроса. Если разница положительная (ВП >ВС), наблюдается избыток товаров. При отрицательной величине (ВП<ВС) возникает дефицит.
ТЕМА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ТОВАР
Взаимосвязь между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличивают или уменьшают свои покупки называется ценовой эластичностью спроса.
Эластичность означает интенсивность реакции покупателей. Если даже небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен.
Если же слишком большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок - неэластичен.
(ΔQ) изменение покупок в %
|
Ценовая эластичность (Ер) =
(ΔP) изменение цены, %
Варианты эластичности спроса:
1. Неэластичный спрос – когда приобретаемое количество товара увеличивается меньше, чем на 1 % на каждый 1% снижения цены этого товара (слабая реакция).
2. Эластичный спрос- когда спрос возрастает больше, чем на 1 % на каждый 1% снижения цены (сильная реакция)
3. Единичная эластичность – когда покупаемое количество вырастает на 1% при снижении цены на 1%.
Эластичность спроса – чрезвычайно важный показатель для продавцов, которые хотят выявить последствия влияния изменения цен на полученную ими выручку. В случае, когда эластичность спроса › 1, то небольшое снижение цены увеличивает стоимость продаж и совокупную выручку, если же эластичность спроса ‹ 1, то небольшое снижение сокращает стоимость продаж данного товара и снижает совокупную выручку. Наоборот, повышение цены имеет смысл при неэластичном спросе (эластичность спроса ‹ 1). В этом случае возрастает стоимость продаж. При эластичном спросе (эластичность › 1) нет смысла повышать цену, так как снизится объем продаж.
Эластичность спроса по цене
(Q2 -Q1)х(Р 1 + Р 2 )
Ер =;
(Р 2 - Р 1 ) х(Q 2 + Q 1 )
Там, где эластичность спроса по цене больше 1 следует рекомендовать снижение цены для увеличения валовой выручки и при эластичности спроса меньше 1, не следует снижать цену. Это приведет к уменьшению выручки от продаж.
Задание 1. По данным, приведенным в таблице:
а) начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси, а количество молока- на горизонтальной.
б) предположим, что цена молока равняется 1,20 руб за 1 л. Как изменится объем спроса, если эта цена снизится на 25 процентов? Будет ли ответ иным, если на 25 процентов снизится цена любого другого товара?
в) определите выручку от продажи молока при каждом из значений цены; полученные данные занесите в таблицу.
г) рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса для всех указанных интервалов цены; полученные данные занесите в таблицу.
д) начертите кривую вырученных средств за продажу молока, обозначив сумму выручки на вертикальной оси, а величину спроса- на горизонтальной.
е) при какой цене выручка окажется максимальной?
ж) при каких значениях цены спрос является эластичным? Неэластичным?
Объем спроса на молоко при различных уровнях цены представлен в таблице:
Таблица 5 – Ценовая эластичность спроса