2). субъективные зависимости — это зависимости, вырабатывающиеся руководителями или специалистами для достижения корпоративных целей на какой-либо ограниченный период времени. Характер субъективности таких зависимостей приводит к тому, что они в дальнейшем могут оказаться абсолютно неэффективными и могут быть вредными;
3). формальные зависимости — это зависимости, узаконенные, утвержденные или установленные специальными органами управления, определяющими характер управленческих или производственных процессов;
4). неформальные зависимости — зависимости, которые принимаются и реализуются в условиях самоуправления или самоорганизации граждан. Они опосредуют групповые интересы и устанавливают наиболее благоприятный уровень отношений;
5). общие зависимости — это зависимости, отражающие связь параметров, которые распространяются на большую часть организационных отношений людей;
6). частные зависимости — это зависимости, характеризующие связь параметров отношений небольшой группы людей. Доказано, что частные зависимости подвержены изменениям чаще, чем общие;
7). кратковременные зависимости — это зависимости, которые формируются в пределах периода деятельности того или иного органа управления. Такие зависимости обычно являются субъективными;
8). долговременные зависимости — это зависимости, которые отражают базисные, основополагающие зависимости.
Также в составе классифицируемых зависимостей известны такие их группы, как моральные, аморальные, различающиеся отношением к организационным нормам поведения, детерминированные и вероятностные, различие которых определяется возможностью предусмотрения изменений их параметров.
|
24. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАВИСИМОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ЗАКОНА
Закон вообще представляет собой общепринятое правило, признанное обязательным для исполнения.
Зависимость представляет собой объективный характер взаимосвязи между входными и выходными элементами входа и выхода, который поддается осмыслению.
Зависимости выявляются путем наблюдений и обработки статистических данных. Между зависимостью, законом и закономерностью существует связь, Зависимости являются первоосновой для формулирования нового закона. На основе установленного закона могут быть сформированы новые закономерности. В свою очередь, сами законы и закономерности могут способствовать формированию новых зависимостей.
Существуют определенные условия, необходимые для перехода зависимости в закон.
Первая группа условий. Вообще, законы имеют два основных вида: объективный и субъективный. Закон — это прежде всего связь между элементами, которая имеет необходимый, существенный, устойчивый и повторяющийся характер. Объективные законы отражают связь элементов в системе организационных отношений. Они носят название «законы организации» (закон самосохранения, закон развития и др.). Субъективные законы объясняют организационные отношения и называются «законы для организаций». Закон представляет собой динамику функционирования организации. В свою очередь, положение, статья, данные таблицы -— все это статика.
Вторая группа условий. С целью выявления наиболее устойчивых, необходимых и исторически приемлемых зависимостей они должны иметь параметры следующего вида: для объективных законов — объективные, формальные и неформальные, общие, долговременные, моральные и детерминированные; для субъективных законов — субъективные, формальные, общие, кратковременные и долговременные, моральные, детерминированные.
|
Третья группа условий. Чтобы принять статус закона, зависимость должна удовлетворять следующим требованиям: быть зафиксированной в законодательных документах (Конституции, законодательных актах, уставах и т.д.); иметь статус общепринятой нормы для сравнительно большой группы людей и организаций (подобные нормы зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде, меморандумах международных общественных организаций и т.д.); быть признанной авторитетными учеными (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.), В организациях руководители могут целенаправленно вести работу по накапливанию различных зависимостей. Как правило, они собирают информацию о наиболее эффективных зависимостях. Подобный банк зависимостей позволяет существенно экономить время на разработку и реализацию решений, а также уменьшить риск невыполнения заданий. Зависимости изучаются в рамках системы управления в хозяйственных организациях. Задачи по изучению зависимостей ставятся на всех уровнях управления. Во всех блоках аналитических работ в организациях присутствуют критерии идентификации зависимостей: зависимость изменения спроса от цены, зависимость производительности труда от уровня оплаты труда, зависимость инвестиционной активности от уровня налогообложения, зависимость количества брака продукции от качества сырья, зависимость эффективного поведения персонала от системы применяемых стимулов, зависимость сроков реализации проектов от величины ресурсов и т.д.
|
Следовательно, закономерность является частью закона. В теории организации отсутствует необходимость математически точно описывать закон сложными зависимостями. Достаточно, выбрав интересующую область его действия, использовать простые аппроксимации в виде прямых линий, парабол и т.д. Далее каждая из представленных закономерностей может использоваться самостоятельно.
25. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Функционирование организаций характеризуется проявлением множества связей. При попытке акцентирования внимания на них они воспринимаются как что-то случайное. Однако доказано, что многие возникающие связи в организациях подчинены социальным законам и закономерностям.
Закон вообще представляет собой общепринятое правило, признанное обязательным для исполнения. Все системы на Земле (биологические, социальные, технические) подчиняется законам природы. В отношении жизнедеятельности людей действуют законы общественногоразвития и постановления органов государственной власти. Так, конституция является основным законом страны, обладающим высшей юридической силой и устанавливающим базовые основы политической, правовой и экономической систем с граны. В то же время существую неписаные законы нравственного поведения.
Закон применительно к социальным организациям представляет собой устойчивую, объективную связь явлений или событии, присущую достаточно большому количеству организаций и обладающую неизбежной повторяемостью в теоретически и практически сходных условиях. Можно сказать, что социальные законы описывают отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности. Множество социальных законов зафиксировано в форме законодательных актов или нормативных документов, определяющих поведение больших групп людей.
Особенность социальных законов. В отличие от законов материального мира, воздействие одного и того же социального закона может иметь различную степень интенсивности в одних и тех же ситуациях. Это вынуждает рассматривать каждый социальный закон не как постоянную устойчивую характеристику или логичную связь явлений, а как некоторую определенную тенденцию, которая имеет определенную степень достоверности. Поэтому множество социальных законов существенно отличается от большинства законов, известных в естественных науках.
Главная характеристика социальных законов ~ неопределенность. Это объясняется тем, что развитие и функционирование организаций тесно связаны с деятельностью людей. Неопределенность — это неполнота или неточность информации относительно условий реализации проекта или решений, включая связанные с ними затраты. Основные типы неопределенности:
1). неизвестность — тип неопределенности, для которой характерно не только отсутствие своего опыта, но и невозможность пользоваться чужим. В реальной жизни можно столкнуться с абсолютной (непреодолимой) неизвестностью, которая в данный момент не может быть устранена по объективным причинам (в силу форс-мажорных обстоятельств, изменений в политической ситуации и т.д.);
2). случайность — тип неопределенности, являющийся результатом действия факторов, подчиняющихся социальным законам и допускающих оценку возможности их реализации с использованием методов математической статистики и теории вероятности;
3). расплывчатость — тип неопределенности, возникающий из-за наличия в законах и описаниях условий их действия формулировок, допускающих неоднозначное толкование.
Социальные законы играют важную роль в теории организации, т.к. они образуют фундамент данной дисциплины, способствуют переходу от эмпирического к логическому методу познания. Они позволяют использовать в процессах управления различными организациями научно обоснованные методы предсказания будущего развития событий.
Основные законы теории организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон композиции и пропорциональности, закон информированности и упорядоченности, закон единства анализа и синтеза. Существуют также несколько специфических законов, которые характеризуют деятельность внутри организации.
26. ЗАКОН СИНЕРГИИ
Синергия — это совместное и однородное функционирование элементов системы.
Закон синергии. В любой организации возможны как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.
Благодаря закону синергии социальная организация имеет существенное отличие от объектов материального мира. Это отличие состоит в том, что во всех естественных системах действует закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при любых ее изменениях количество энергии остается постоянным. Закон же синергии предполагает, что в социальных системах энергия может изменяться. Данное обстоятельство объясняется тем, что в социальных организациях в качестве энергетического ресурса рассматриваются не только материальные ресурсы, но и социально-психологические ресурсы кoллeктивa, величина которых характеризуется интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональной подготовки каждого члена организации, а также степенью взаимодействия членов коллектива в реализации общей цели организации.
Синергетический эффект. В социальных организациях энергетический потенциал может быть как увеличен, так и уменьшен. Важным фактором, определяющим энергетический потенциал организации, является качество менеджмента. Так, низкий уровень энергетического потенциала социальной организации может быть из-за отсутствия в коллективе лидера, недостаточной квалификации или пассивности персонала, слабой технической оснащенности, использования устаревших технологий управления и многих других причин. В данном случае задача руководителя заключается в том, чтобы найти нужный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия в организации носила созидательный, а не разрушительный характер. В отношении социальных организаций при рассмотрении закона синергии принято говорить о приросте энергии, который превышает индивидуальную сумму усилий членов организации.
Приростом энергии в социальных организациях можно управлять. Такое управление может, быть реализовано путем целенаправленного регулирования энергетического и производительного потенциала. Команда управленцев должна создать условия, при которых поставленная цель достигается в более короткие сроки с использованием наименьших объемов материальных и людских ресурсов. В результате обеспечивается достижение максимального экономического эффекта.
Трудности управления эффектом синергии: в отличие от физических систем, для которых разработаны единицы измерения энергии и методы оценки энергетического потенциала, для социальных систем еще отсутствуют способы оценки уровня внутренней энергетики. Однако исследования в данном направлении ведутся, их актуальность объясняется современными задачами управления. Широко распространенным способом оценки синергетического эффекта является оценка показателей анализируемой хозяйственной организации по сравнению с другой похожей организацией. Для проведения подобной оценки необходимо создавать базу статистических данных об однотипных организациях за длительный период.
Показатели созидательного синергетического эффекта: высокий уровень показателей экономической деятельности; быстрая и адекватная реакция на изменения во внешнёй среде; использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса; устойчивые показатели развития организации; использование современных технологий коммуникации и управления; повышенный спрос на продукцию; высокое качество товаров и услуг; создание положительного имиджа; здоровый моральный климат и т.д.
27. ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ
Закон самосохранения. Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов.
Самосохранение организаций. Для хозяйственных организаций самосохранение приобретает несколько иное значение, чем для биологических и технических систем.
В условиях рынка хозяйственные организации стремятся достичь своих целей, иногда в противовес целям других организаций.
Конкуренция способствует развитию естественного отбора организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям.
Организации, которые не удовлетворяют потребностям общественного развития, разоряются.
В этих условиях выбор целей и социальной миссии < организации является первым и самым ответственным моментом в стремлении к выживанию.
Оценка потенциала самосохранения организации. Самосохранение организации отражается в целях ее функционирования и развития.
Для постановки подобных целей, отвечающих требованиям самосохранения, необходимо проводить систематически оценку потенциала организации.
Это позволит объективно оценить возможности к росту потенциала самосохранения организации.
Данная оценка должна представлять собой описание всех возможных факторов внутренней и внешней среды анализируемой организации.
Все выявленные факторы необходимо объединить в группы: позитивные и негативные факторы.
После того как все факторы сгруппированы по степени и механизму воздействия, составляется баланс созидательного и разрушительного потенциала.
Он теоретически должен показать, как соотносятся между собой относительно анализируемой организации позитивные и негативные факторы.
Организация способна к выживанию тогда, когда энергетический потенциал позитивных (созидательных) факторов превышает соответствующий показатель негативных (разрушительных) факторов.
Трудности оценки. Несмотря на высокую актуальность подобной оценки, ее проведение сопряжено с сложностью учета социально-психологических факторов. В данном случаесюда следует отнести характеристики профессиональной и психологической пригодности персонала, показатели общей психологической атмосферы в коллективе (отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т.д.);
1) сложностью анализа организационного потенциала. Организационный потенциал организации зависит от многих показателей личности менеджера, в числе которых инициативность, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т.д.;
2) сложностью определения устойчивого состояния. После нахождения баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосохранение организации, следует определить* насколько достигнутое состояние является устойчивым, т.е. оценить т.н. запас прочности хозяйственной организации в случае появления негативных тенденций как во внутренней, так и во внешней среде.
Мероприятия, повышающие устойчивость хозяйственной организации: создание резервного денежного фонда; увеличение доли высоколиквидных материальных фондов; диверсификация деятельности; установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой среды обитания; использование при заключении сделок с партнерами контрактов форвардного типа; совершенствование структуры управления; автоматизация производства; использование ноу-хау и освоение новых технологий работы; активизация маркетинговых исследований с целью выявления новых возможностей организации.
28. ЗАКОН РАЗВИТИЯ
Организация представляет собой систему, состоящую из множества элементов. При этом в качестве составных элементов могут выделяться различные по содержанию ее части. Обоснованность выделения элементов системы будет обусловливаться признаком группирования составляющих организацию систем. Однако множество подходов к выделению систем в составе организаций можно объединить тем, что все системы постоянно должны развиваться. Специфику данного процесса объясняет закон развития.
Закон развития говорит о следующем: в процессе жизнедеятельности любой организации происходят необратимые и закономерные изменения, которые направлены на максимальное использование ее энергетического потенциала для достижения поставленной цели организации, в результате чего наблюдается изменение качественных параметров системы.
Энергетический потенциал любой организации определяется не только и не столько потенциалом материальных ресурсов, сколько возможностями коллектива, которые зависят от интеллектуальной и профессиональной подготовки его членов. Исходным моментом, определяющим развитие организации, является ее система целей.
Под целью понимается предвидение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.
Этапы оценки цели организации:
1). анализ возможностей организации. На данном этапе следует осуществить комплексный анализ энергетического потенциала организации. Основная цель организации должна соответствовать существующим возможностям организационной системы и предполагать дальнейшее ее развитие;
2) анализ внешней среды. Этот этап предполагает выполнение детального анализа субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных организаций, состояния рынка и т.д.На данном этапе оправдано использование маркетингового анализа и анализа инвестиционного потенциала организаций;
3). выявление набора подцелей путем прогнозирования. Содержанием данного этапа являются выбор и оценка всевозможных альтернативных целей, которые соответствуют основному направлению деятельности, являющемуся главной целью организации;
4). морфологический анализ. Данный анализ необходим для обеспечения предсказания действий организации в условиях сильного изменения (разрыва) в выявленных траекториях развития как самой организации, так и окружающей среды;
5). анализ исходной позиции. Такой анализ направлен на выявление перспектив развития организации в плане достижения поставленной цели. Данный план должен предусматривать ответы на следующие вопросы: соответствует ли данная цель возможностям организации; верны ли найденные коммерческие идеи; как будет осуществляться борьба за выживание организации в случае неблагоприятного развития событий.
Взаимосвязь цели организации и ее развития. Взаимосвязь целей и развития организации состоит в том, что между ними происходит диалектическое взаимодействие. В результате функционирования организации управляемая система с помощью целеполагания должна постоянно ставить цели ее функционирования и развития, причем цели должны быть адекватны состоянию рынка и состоянию организации. Часто внешняя среда заставляет организацию ставить цели, которые в рамках текущих качественных параметров сложно достичь. Однако этого может требовать острая конкурентная борьба. Поэтому для достижения новых поставленных целей организация должна развиваться, улучшая свои качественные параметры. В свою очередь, развиваясь, организация может изменять и корректировать свои цели, т.к., обладая улучшенным энергетическим потенциалом, она может достичь более сложных и трудных целей.
29. ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ
Организация может рассматриваться как система. о данном случае она будет представлять собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Такое понимание организации приводит к необходимости рассмотрения характера поведения всех ее элементов. Важной характеристикой взаимодействия элементов организации как*системы является стремление их к объединению.
Закон композиции и пропорциональности описывает процесс формирования объединений различного типа: в ходе достижения единой цели организациями наблюдается объективная тенденция организаций к формированию устойчивых объединений, создаваемых на основе принципов соразмерности и пропорциональности, Закон проявляется в том, что организации стремятся выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания, что особенно характерно для современных деловых организации. Во всем мире происходит активное формирование организаций мирового масштаба.
Их принято называть над организациями, т.к. они регулируют или влияют на работу таких масштабных организационных систем, как целые государства.
Наиболее известные мировые объединения: международная ассоциация «1-й Интернационал» (потом — 2-й, 3-й и 4-й Интернационалы); Организация объединенных наций {1945 г.); Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО (1946 г.): Организация американских государств — ОАГ (1948 г.); Военно- политический союз — НАТО (1949 г.).
Объекты действия закона композиции и пропорциональности. В качестве объектов проявления закона применительно к деловым организациям могут рассматриваться организации, осуществляющие различные виды деятельности: производство, сбыт, оказание услуг, консалтинг, финансы, маркетинг. В данном контексте стремление к пропорциональности будет обусловлено сильно выраженной специализацией основной деятельности предприятий, в результате чего остальные функции могут быть переданы другим организациям.
Цели создания объединений: минимизация издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков, создание устойчивой среды функционирования для организаций. Применительно к деловым организациям закон композиции и пропорциональности выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами. Когда речь идет об организациях производственного типа, в качестве таких партнеров выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий либо организации, осуществляющие сбыт продукции. В этом случае обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов новой объединенной организационной системы..
Современные тенденции объединения организаций в России. Опыт функционирования объединений хозяйственных организаций показывает, что они достаточно эффективны во многих отраслях народного хозяйства. Кроме того, в современных условияхпро цесс объединения приобретает особую актуальность и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации. В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода развития экономики России, создание объединений позволяет их участникам более эффективно продвигаться к поставленным целям.
Причины вхождения организаций в объединения: возможность доступа к свободным инвестиционным ресурсам, получение профессиональной управленческой консультации, достижение контроля над рынком, стремление к снижению издержек за счет минимизации ряда административных расходов и т.д.
30. ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ И УПОРЯДОЧЕННОСТИ
В условиях острой конкурентной борьбы достигает своих целей тот, кто обладает информацией. Именно поэтому ценность информации для деловой организации особенно высока. На современном этапе информация признается одним из важнейших видов ресурсов организации. Все организации ведут свою хозяйственную деятельность в условиях информационной среды, которая включает в себя совокупность всех естественно-научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране.
закон информированности и упорядоченности. Этот закон указывает на важность информации в процессе управления: любая социальная организация способна к выживанию только тогда, когда она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией.
Для характеристики информации используется следующие параметры:
1). полнота. Данный параметр характеризует возможность доступа к ресурсам информационного пространства, в условиях которого функционирует организация, а также состояние внешних и внутренних коммуникационных связей. Современная практика работы многих организаций показывает, что для принятия правильного решения менеджеру необходимо осуществлять работы не только по ее сбору, но и обработке и систематизации. Кроме того, в условиях конкуренции часть необходимой для менеджера информации переводится в разряд конфиденциальной;
2). достоверность. Этот параметр также является необходимой характеристикой информации и, следовательно, необходимым условием использования полученных данных в деятельности организации. Чтобы информация была достоверной, источники информации должны быть надежными, Такая ситуация требует осуществления специальной проверки получаемой информации для управления организацией;
3). упорядоченность. Данное свойство информации предполагает структурирование или распре деление всего потока информации по степени ее важности для решения задач управления организацией. Систематизацию информации в организации можно реализовать различными способами: использованием труда специальных секретарей, разграничением степени доступа к различным видам информации;
4) оперативность получения информации. Данная характеристика информации признается необходимой, поскольку запаздывание информации, возникающее из-за задержек при передаче по специальным каналам информационного обмена как вне, так и внутри организации, всегда отрицательно сказывается на ее работе, Чем больше уровней в организации, тем ниже скорость прохождения информации. В результате руководители часто вынуждены принимать решения, касающиеся перспективы, на основе устаревшей информации, что снижает эффективность подобных решений. Сущность информационного обмена организации. Каждая организация находится в постоянном взаимодействии с внешней информационной средой, В информационном обмене организационной системы с окружающей средой выделяются два основных вида информации: входная информация и выходная. В практике хозяйствования используются различные способы получения и распространения информации, а также разные способы защиты внутренней информации от несанкционированного доступа.
Входная информация по содержанию описывает структуру рынка, характеризует деятельность государственных органов и социально-экономическое состояние общества, Получение такой информации является первоочередной задачей управленческого звена организации.
Выходная информация представляет собой средство, которое обеспечивает создание имиджа организации, также она способствует вхождению организации в рынок.
Информационным обменом необходимо управлять, осуществляя целенаправленный информационный менеджмент.
31. ЗАКОН ЕДИНСТВА АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Необходимость поиска эффективных рецептов достижения высокой результативности функционирования организаций требует постоянного изучения их составных частей (элементов), взаимосвязей между ними, целей их развития. При этом процесс изучения организаций как системы должен проводиться на основе анализа и синтеза. Более того, данное условие выполняется само собой, поскольку в реальном процессе изучения анализ и синтез как методы исследования постоянно переплетаются, их существование друг без друга не представляется возможным.
Закон единства анализа и синтеза раскрывает механизм системного подхода: благодаря использованию в процессах управления организацией комплекса процедур анализа и синтеза достигается обеспечение настройки организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели.
Анализ представляет собой разделение целого на части либо представление сложного объекта в виде простых составляющих его частей. В данном случае анализ причинно-следственных связей между выявленными частями предполагает нахождение необходимых и достаточных условий поддержания требуемого уровня взаимодействия между данными частями целого.