1. Место теории организации в системе наук.
2. Понятие социальной организации.
3. Причины создания организаций.
4. Классическая теория организации.
5. Неоклассическая теория организации.
6.«Тектология» А.А. Богданова и теория организации.
7. Теория административного поведения.
8. Теория Гласиер.
9. Теория «Структура-5».
10. Теория организационного потенциала.
11. Теория институтов и институциональных изменений.
12. Ресурсная теория организации.
13. Жизненный цикл организации.
14. Современные направления теории организации.
15. Сущность разделения труда.
16. Виды разделения труда.
17. Общая теория систем.
18. Понятие и классификация систем.
19. Сущность системного подхода.
20. Организация как система.
21. Внешняя среда организации.
22. Внутренняя среда организации и ее элементы.
23. Понятие и классификация зависимостей.
24. Взаимосвязь зависимости, закономерности и закона.
25. Сущность и особенности социальных законов.
26. Закон синергии.
27. Закон самосохранения.
28. Закон развития.
29. Закон композиции и пропорциональности.
30. Закон информированности и упорядоченности.
31. Закон единства анализа и синтеза.
32. Специфические законы социальной организации.
33. Основные свойства и признаки систем
34. Организация как управляемая система.
35. Система управления организацией.
36. Принципы управления.
37. Функции управления.
38. Экономические методы управления.
39. Административно-правовые методы управления.
40. Социально-психологические методы управления.
41. Понятие управленческого решения.
42. Процесс подготовки и принятия управленческого решения.
43. Методы диагностики проблем.
44. Методы выявления альтернативных управленческих решений.
45. Методы выбора альтернативных управленческих решений.
|
46. Методы реализации управленческих решений.
47. Этапы процесса организации
48. Субъекты и объекты организационной деятельности.
49. Сущность самоуправления.
50. Принципы самоуправления.
51.Сущность самоорганизации.
52. Виды и направления самоорганизации.
53. Принципы самоорганизации.
54. Виды организации субъектов хозяйствования.
55. Сущность и классификация хозяйственных систем
56. Корпорация.
57. Консорциум.
58. Конгломерат.
59. Картель.
60. Синдикат.
61.Трест.
62. Концерн.
63.Стратегический альянс.
64.Ассоциация.
65.Холдинг.
66.Финансово-промышленные группы.
67.Транснациональные корпорации.
68. Совместные предприятия.
69. Понятие структуры.
70. Параметры организационной структуры.
71. Базовые элементы структуры.
72. Принципы статического состояния организации.
73. Принципы динамического состояния организации.
74. Организационные принципы соответствия.
75. Организационные принципы оптимальности.
76. Понятие организационной структуры управления.
77. Принципы формирования организационных структур, характеризующие форму хозяйствования.
78. Структурно-функциональные принципы формирования организационных структур.
79. Принципы развития организационных структур управления.
80. Схемы организационных отношений.
81. Линейная и функциональная структуры управления.
82. Линейно-функциональная и линейно-штабная структуры.
83. Дивизиональная структура управления.
84. Матричная структура управления.
85. Бюрократические системы.
86. Сущность и черты производственно-хозяйственной системы.
87. Организации с внутренними рынками.
|
88. Сетевые организации.
89. Виртуальные организации.
90. Многомерные организации.
91. Круговые организации.
92. Интеллектуальные организации.
93. Обучающиеся организации.
94. Миссия организации.
95. Понятие цели. Дерево целей организации
96. Классификация целей организации.
97. Понятие бизнес-системы.
98. Понятие реструктуризации бизнес-систем.
99. Сущность и способы реорганизации бизнес-систем.
100.Принципы моделирования бизнес-систем.
101. Понятие и характеристика бизнес-процесса.
102. Сущность и направления рационализации организационных систем.
103. Сущность организационного проектирования.
104. Этапы организационного проектирования.
105. Методы проектирования организационных структур.
106. Оценка эффективности организационного проектирования.
107. Понятие организационных изменений.
108. Преодоление сопротивления изменениям.
109. Стратегии изменений.
110. Сущность конфликтов.
111. Сущность мотивации.
112. Содержательные теории мотивации.
113. Процессуальные теории мотивации.
114. Сущность коммуникации.
115. Виды коммуникаций.
116. Ступени противоречий при коммуникациях.
117. Взаимосвязь коммуникации и информации.
118. Сущность организационной культуры.
119. Виды организационной культуры.
120. Компоненты корпоративной культуры.
121. Стадии развития корпоративной культуры.
122. Системный аудит.
123. Сущность, принципы построения и технология организационного аудита.
124. Сущность, цели и функции контроллинга.
1. МЕСТО ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Теория организации — это наука, являющаяся, по сути, междисциплинарной, объединяющей многие сферы научных исследований. Между тем индивидуальность теории организации проявляется в том, что как наука она имеет свои объект, предмет, методы и принципы исследования.
|
Теория организации связана со следующими науками:
1). наукой об управлении. Разграничение сфер интересов с данной наукой неоднозначно. Одни авторы считают, что организация — это отдельный раздел теории управления, другие — что управление описывается категориями теории организации. Общепринятой является точка зрения, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воздействовать на объект;
2). психологией. В теории организации присутствует тематика, связанная с поведением людей в организации. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. Рассматриваются приемы восприятия, обучения и тренировки, выявления нужд и разработка мотивационных методов, степень удовлетворенности работой, психологические аспекты процессов принятия решений и т.д.;
3). социологией. Принципы и методы социологии используются в теории организации при изучении социальных систем, при изучении группового поведения, особенно в формальных и сложных организациях. Для теории организации научную значимость приобретает изучение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и технических системах, анализ факторов социальной активности и социальной патологии, моделирование социальной значимости деятельности человека, исследование его социальных возможностей, ожиданий, ограничений, социальных перемещений, мобильности, идентификации;
4). социальной психологией. Поведение людей, особенно в формате группового общения, интересно для теории организации постольку, поскольку при изучении межличностного поведения главным ориентиром является го, как происходят изменения, в каких формах они осуществляются и как преодолеваются барьеры их восприятия. В разделах по коммуникациям используется инструментарий социальной психологии;
5). антропологией. В теории организации рассматривается функция культуры общества, т.е. механизм отбора ценностей и норм прошлых периодов, передачи их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Теория организации изучает социальную память прошлого для выявления различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций;
6). экономической наукой. В теории организации важную роль играет механизм формирования цели и стратегии организации как основ для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий, В теории организации в целях достижения комплексности и системности курса рассматриваются отношения собственности, рыночное и государственное регулирование, макро- и микроэкономические аспекты функционирования субъектов хозяйствования;
7). юридической наукой. Влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. В последнее время особенно популярно корпоративное право. В теории организации рассматривается отдельным разделом система правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения;
8). информатикой. Роль информатики проявляется в том, что в теории организации отдельным разделом изучаются законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в организационных, социальных и хозяйственных системах.
2. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие социальной организации связано с объединением людей. Вообще, объединения людей принято называть группами или (при определенных условиях) организациями. Эти объединения делятся на первичные и вторичные группы.
Объединение людей в виде первичных групп связано с личностными отношениями, эмоциями, взаимными симпатиями, общими увлечениями.
К этим объединениям принято относить семью, друзей, спортивные и творческие коллективы, некоторые религиозные общины и т.д.
Вторичные группы образуются, как правило, для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах обычно строго распределены, и эмоциональные отношения между людьми уходят на задний план. Базовую основу вторичных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей, объединившихся для достижения общественно значимой цели.
Для выявления понятия социальной организации рассмотрим основные понятия подходы к толкованию термина «организация».
1. Организация как объект представляет собой искусственное объединение людей, которое является элементом или частью общественной структуры и выполняет определенные функции. Данное понимание относится к таким формациям, как предприятие, фирма, банк, органы власти и т.д.
2. Организация как процесс представляет собой совокупность мероприятий, с помощью которых обеспечивается взаимосвязь между элементами системы в ходе ее существования. Организация - это вид деятельности, который включает в себя распределение функций среди членов коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, осуществление контроля за исполнением приказов и распоряжений должностных лиц, процесс распределения материальных и денежных фондов и т.д.
3. Организация как воздействие представляет собой упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. В этом смысле понятие «организация» применяется и к предприятию в том случае,если речь идет о разработках схемы организационной структуры или об организационном проектировании.
В теории организациииспользуются все три понятия.
1. Социальная организация — это прежде всего объединение людей, ориентированное на достижение определенных целей. Понятие социальной организации связано с понятием коллектива. Состав членов коллектива и направления его деятельности регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическим нормами, принятыми в самой организации и обществе в целом.
2.Факторы, влияющие на эффективность социальной организации. Такими факторами выступают нормы поведения в организации, сплоченность или конфликтность коллектива, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы. Понятия организационной системы и коллектива взаимосвязаны, но они не тождественны. Коллектив представляет собой объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Любая организация не может существовать без коллектива и включает в себя коллектив как основу. Коллектив может быть частично или полностью заменен, тем не менее организация продолжит свое существование. Основываясь на данном подходе, полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без участия человека, неправомерно называть организацией. Также частное предприятие, на котором работает только один человек, не является организацией, поскольку оно лишено основной составляющей организации — коллектива.
Социальные организации, которые занимаются производственной и экономической деятельностью, принято называть деловыми организациями.
3. ПРИЧИНЫСОЗДАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Создание организаций различных видов является процессом не спонтанным, а имеющим в своей основе объективные моменты, формирующие так называемые причины создания организаций. При изучении причин создания организаций акцент должен сосредотачиваться на изучении мотивов. В теории организации причины создания организаций связываются с мотивированием.
Мотив — это то, благодаря чему происходят какие-либо явления, процессы, действия и т.д. Считается, что исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов деятельности как с точки зрения отдельной личности, так и с точки зрения сообщества в целом. Необходимо, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей организации. В теории организации мотивация достаточно подробно раскрывается в мотивационных теориях, Вообще, в менеджменте уделяется особое внимание разработке систем мотиваций.
С понятием мотивов тесно связано понятие «потребность». Мотив связан с некоторой потребностью и представляет собой побуждение к. деятельности, направленное на удовлетворение этой потребности. При формировании мотивов для участников трудового коллектива важен индивидуальный подход. Подходы к изучению проблемы потребностей:
1). глубинный подход, в котором пытаются выделить одну базовую доминирующую потребность, которая определяет поведение человека (например потребность в продолжении рода);
2). обобщенная классификация инстинктов. Л. Бернард предложил список из 140 различных инстинктов, которые, как он думает, лежат в основе поведения человека,
3). концепция ограниченного числа основных потребностей. У.А. Томас обозначил четыре главные потребности: в безопасности, признании, дружбе, новом опыте. К. Обуховский выделяет две главные группы потребностей: физиологические (во сне, пище, сексе и т.д.), ориентировочные (желание постичь смысл жизни, стремление к интеллектуальному познанию мира, необходимость эмоционального контакта).
Мотивация в широком понимании представляет собой систему мотивов, определяющих расположенность человека к определенным действиям и поступкам. Мотивы, на основе которых люди объединяются в организации, можно разделить на две группы: достижение общих целей путем достижения индивидуальных целей и достижение индивидуальных целей через достижение общих целей.
Выделяют следующие мотивы объединения людей: достижение общих целей через достижение личныхцелей (в деловых организациях) и достижение личных целей через достижение общих целей (в общественных организациях). В целом для деловых организаций характерно стремление участников к достижению общей цели.
Современный менеджер любого звена управления должен руководствоваться одновременно двумя типами мотиваций. Однако обычно можно говорить только о преобладании одного из двух типов мотивации в его поведенческой ориентации. Какой из них будет основным, покажут вид организации, особенности его работы и личных качеств менеджера. Кроме того, менеджер должен разработать такую систему мероприятий, которая бы побуждала к сознательному труду членов коллектива, находящихся в его подчинении.
В современных условиях высокая эффективность функционирования организации может быть достигнута только тогда, когда достижение целей организации осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех участников трудового коллектива и когда достижение личных целей достигается с учетом интересов целей организации.
4. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В развитие теоретической мысли на протяжении всей истории науки выделяются несколько периодов. Одним из таких периодов является классическая теория организации.
Классическая теория организации рассматривала организацию прежде всего в качестве закрытой системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем; производственной подсистемы {объекта управления) и подсистемы управления (субъекта управления). Базовой основой производственной системы являлась технико-технологическая основа. Уделялось внимание оптимальному сочетанию труда человека и машины, Именно поэтому содержание и последовательность операций по переработке сырья в конечную продукцию, регламентация труда и совершенствование системы оплатыи поощрения являлись в то время особенно популярной тематикой исследований. В рамках классической теории организации принято рассматривать труды таких известных ученых, как Ф.У. Тейлор и его последователи Г, Гантт, Л. И Ф. Гильберт, Г. Форд. Сюда же относятся исследования А. Файоля, М. Вебера.
Классическая теория организации предполагала, что подсистема управления должна заниматься планированием, организацией труда, обучением персонала. Упор делался на индивидуальную эффективность. Школа научного управления не рассматривала эффективность управления организацией в целом. Этот пробел был восполнен административной школой управления, разработавшей универсальные рациональные принципы формирования и функционирования организаций, которые являются актуальными до сегодняшнего момента. В административной школе акцент сместился в сторону рационализации подсистемы управления. Организация начала изучаться как некоторый рациональный механизм, созданный для достижения поставленной цели. В качестве базы рассматривалась бюрократическая модель управления сложными организационными структурами.
А. Файоль группировал организации по следующим основным операциям: технико-технологическим (это осуществление производственного процесса); коммерческим (это покупка, продажа, обмен); финансовым (это привлечение и эффективное использование капитальных ресурсов); учетным (это бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.); административным (это предвидение, организация, распорядительство; координирование и контроль); страховым операциям (это страхование и охрана имущества организации, защита личности работника). Он считал, что все эти виды деятельности находятся в тесной зависимости. Каждый вид деятельности нуждается в управлении, под которым он понимал совокупность планирования, организации, координации, мотивации и контроля.
Макс Вебер обосновал концепцию рационального управления работниками как своеобразную машину по эффективной подготовке и реализации управленческих решений. Данная машина работает при наличии четкой, извне поставленной цели. Такая машина называется бюрократией. Она обеспечивает рациональное функционирование организации, нивелирует индивидуальные особенности работника. Также она является наиболее эффективной формой управления сложными организационными системами. В рамках данной сложной организационной машины человек является специфическим и ценным для управленца социальным ресурсом.
Гаррингтон Эмерсон являлся последователем А. Файоля. Он сформулировал 12 принципов производительности, которые стали базовыми при изучении эффективности организации.
Результаты классической теории организации. Классическая школа организации и управления установила принципы формальной организации в иерархических организационных системах. Теоретические положения данной школы стали основой современной неоклассической теории организации.
5. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В теории организации научные направления исследовании, появившиеся после теории классического направления, объединены в рамках неоклассической теории организации. Если классическая теория организации не рассматривала взаимоотношения организационных систем с внешней средой, то неоклассическая теория организации и управления рассматривает организацию как открытую систему, свободно обменивающуюся с внешней средой энергией, информацией и системным продуктом. Однако неоклассическая теория организации практически не рассматривает вопросы адаптации к внешней среде, реакции на динамику ее изменения.
Содержание неоклассической теории организации. Организация в неоклассической теории представляется целостной хозяйственной единицей, носителем основной производственной функции — это привлечение исходных ресурсов и переработки их в продукцию, продающуюся на рынке. Производственная функция описывает техническую зависимость между количеством применяемых в производстве ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени. Согласно неоклассической теории организации производственная организация, производя определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства, постоянно стремится к организации процесса с такими параметрами, при котором один и тот же объем выпускаемой продукции достигается с наименьшими затратами.
Фирма в неоклассической теории понимается как черный ящик, в котором ресурсы определенным образом трансформируются 8 продукты в соответствии с характером производственной функции и той рыночной средой (рыночной структурой), которая формировала способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
Данная модель выдвигает требования достаточности информации, которой обладают субъекты хозяйственной деятельности для принятия решения.
Наиболее экономически эффективный метод производства товара — это такой способ производства, при котором происходит минимизация издержек производства. В данном случае минимальные издержки на единицу продукции достигаются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском для данной отрасли экономики. Это такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба производства является постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня средних издержек.
Параметры производственной функции определяются теми конкретными технологическими процессами, которые применяются для производства продукции. Фирма в неоклассической теории организации решает задачу нахождения таких объемов производства и соотношения ресурсов, которые позволяют установить цену на продукцию, максимизирующую прибыль фирмы.
Горизонтальный размер фирмы зависит от положительного эффектом масштаба, т.е. субаддитивности издержек.
В данном случае издержки являются субаддитивными тогда, когда они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм.
Субаддитивность издержек определяет вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Тоьары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при покупке.
Производственные ограничения распространения фирмы по горизонтали и вертикали и устанавливают естественные границы ее размеров.
6. «ТЕКТОЛОГИЯ» А.А. БОГДАНОВА И ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Тектология — это всеобщая организационная наука (1920-е гг.). Ее создателем является А.А. Богданов. В рамках данной науки он систематизировал организационный опыт человечества. Он выдвинул ряд идей: понятия управляющей и управляемой системы, обратной связи, моделирования, универсальный закон физиологических затрат энергии.
Положения тектологии. Предметом научного обобщения, по Богданову, должны стать организационные принципы и законы, на которых основываются процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, Богданов высказал идею необходимости системного подхода к рассмотрению организации, он дал характеристику соотношения системы и ее элементов. Им было показано, что организованное целое является большим чем простая сумма его частей.
Основные организационные механизмы. По мнению Богданова основными организационными механизмами выступают формирующий и регулирующий. Формирующие механизмы включают 8 себя такие понятия, как соединение комплексов, вхождение элемента одного комплекса в другой и распад комплекса. Так, соединение комплексов, по мнению Богданова является основой организационного развития. Оно выступает в виде сотрудничества, делового общения, обмена товарами между организациями, собрания работников, дискуссии с оппонентами и т.п. Такое соединение комплексов, которое ведет к возникновению качественно новой системы, осуществляется при помощи использования определенной их увязки. Одновременно возможно и разделение единых комплексов, которое ведет к распаду единой системы, появлению ее новых параметров и границ, возникновению отдельных системных образований.
Регулирующий механизм — это подбор наилучшего сочетания элементов. Целенаправленный отбор элементов и обеспечение их эффективного сочетания могут привести к положительному или отрицательному значению. Это зависит от того, направлены ли они на развитие комплексов или на их упадок. Организация вещей (техника), по Богданову, имеет приоритетное значение по сравнению с организацией людей (экономика) и идей (опыт). Она составляет их основу. В рамках тектологии (новой научной дисциплины, разработанной ученым-экономистом А. А. Богдановым) обосновывается положение о том, что определяющим фактором является техника и приоритетное значение имеют общие организационные закономерности. От них зависят человеческие организационные методы. В этом аспекте проявляется связь с такими отраслями научного знания, как кибернетика, теория систем, теория организации и иные, которые возникли спустя несколько десятилетий после того, как были опубликованы работы А.А. Богданова. Основные положения и принципы тектологии могут использоваться при решении проблем построения организаций и их адаптации к внешней среде.
Закон наименьших. Данный закон, по мнению, Богданова говорит, что прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев. Другими словами, расширение организационного целого определяется наиболее отстающей его частью. Данная идея намного позже легла в основу разработки методов сетевого планирования и управления в организации. С данным законом связаны многие идеи автора (постановка вопроса о равновесии (сбалансированности и пропорциональности) между отдельными частями, элементами любой системы).
В целом вклад А.А. Богданова в современную науку огромен. На основе его идей в дальнейшем развивались многие отрасли научного знания. Значение ег о идей сохраняется и по сей день. Это связано с тем, что А.А. Богданов выдвинул идеи, использование которых позволяет достичь результатов во многих сферах науки. Работы А.А. Богданова представляют значительный интерес и продолжают оставаться актуальными.
7. ТЕОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Теория административного управления заняла свое место в системе базовых концепций исследования организационных систем. Герберт Саймон, родоначальник данной теории, предложил концепцию «административного работника», который, по его мнению, преследует собственные интересы, однако не всегда имеет представление о том, каковы они. Любой работник представляет несколько из всех возможных вариантов действий и может принять адекватное решение, однако не оптимальное.
Содержание теории административного поведения. Организации имеют возможность упростить процесс принятия решения организацией: ограничить цели, на которые направлена их деятельность. Также Саймон считает, что цели оказывают влияние на поведение только тогда, когда они являются частью решения по поводу того, каким должно быть поведение. Цели работника определяются при помощи ценностных предпосылок решений. Такие ценностные предпосылки представляют собой предположения о том, какие цели являются наиболее предпочтительными. Существует зависимость: чем точнее сформулированы ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые управленческие решения.
Система целей и ценностей. Для создания необходимого поведения работника можно использовать конечные цели организаций. Они могут служить отправной точкой для создания цепочки «средства — цели». При этом данная цепочка будет включать следующий комплекс действий: выбор общей цели, которую следует достичь; определение комплекса средств из широкого спектра для достижения данной цели; поиск средств для достижения цели т.д. В результате устанавливается иерархия целей, в рамках которой каждый уровень может пониматься как конечная цель по отношению к нижнему уровню и как средство достижения целей относительно верхних уровней. Декомпозиция общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее их распределение их по организационным подразделениям организации усиливают возможность рационального поведения работников путем точного определения их ценностных предпосылок. Такое положение упрощает принятие необходимых управленческих решений на каждом уровне управления. Поэтому иерархия организации может рассматриваться как набор средств и целей, определяющий необходимую последовательность принятия решений и действий в рамках организации.