Стратегический альянс представляет собой соглашение о кооперации независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей с целью приобретения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний (синергия — свойство системы изменять энергетический потенциал в результате изменения своего состава элементов). Стратегический альянс не является самостоятельным юридическим лицом. Кроме того, отдельные компании могут выступать участниками множества стратегических альянсов.
Характерные особенности стратегического альянса. Основой создания стратегических альянсов является горизонтальная и межфирменная кооперация. Данный вид хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений. Стратегические альянсы сосредоточивают свои усилия и ресурсы по ряду основных направлений хозяйственной деятельности: в производственно-технологической сфере, в инновационной области, в организации совместного освоения новых рынков. Стратегический альянс рассматривается как временное соглашение между партнерами. Когда партнерство становится невыгодным, его следует сразу же расторгать. Однако опыт их функционирования показывает, что отдача от их создания не является немедленной, поскольку во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями, которое формируется не сразу.
Причины формирования стратегических альянсов. Причины формирования стратегических альянсов весьма разнообразны. Основными причинами являются: снижение неопределенности и рисков деятельности, стабилизация развития (в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяются их опыт и ресурсы); облегчение доступа на рынки со сложившимися структурами рынков и определенным менталитетом благодаря взаимной поддержке участников; взаимопередача технологий знаний и ноу-хау, осуществление совместных исследований, обучение персонала; совместная научная разработка и производство наукоемкой и капиталоемкой продукции. В рамках стратегических союзов проводится совместная координация стратегического планирования и управления. Что помогает проводить согласование долгосрочных партнерских отношений с выгодой для каждого участника. Преимуществом стратегических альянсов является то, что они достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы е будущее, снижают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в снабжении ресурсами и распределении продукции и услуг.
|
Известны случаи, когда в стратегический альянс вступали не только поставщики и клиенты, но и конкуренты.
Поэтому альянсы оказывают влияние на конкурентную борьбу, поскольку объединившиеся организации направляют свои усилия в большей степени против общих конкурентов, чем друг против друга.
Значение стратегических альянсов для экономики. Формирование стратегических альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии. Это является причиной того, что стратегические альянсы являются наименее ограничиваемыми в законодательном порядке способами проникновения на рынок.
|
Условием эффективного существования стратегического альянса является долгосрочная координация политики, которая укрепляет доверие партнеров и их стремление к сотрудничеству, к реализации индивидуальных целей всех участников альянсов.
64. АССОЦИАЦИЯ
Ассоциация представляет собой добровольное объединение (союз) независимых организаций (производственных, научных, проектных, конструкторских, строительных и т.д.). Как правило, ассоциации является органом с чисто номинальной взаимной ответственностью. Все участники ассоциации являются самостоятельными юридическими лицами и несут ответственность лишь по своим обязательствам перед партнерами только в пределах имущества и денег, которые были добровольно переданы ими в коллективное пользование в рамках ассоциации. За результаты деятельности ассоциации никто из участников не несет ответственности. Ассоциация также юридически не несет ответственности за результаты деятельности вошедших в нее организаций, если это специально не оговорено в уставе.
Основная цель создания ассоциации рост эффективности работы в соответствующей сфере посредством повышения эффективности pa6oibi отдельных организаций. В рамках ассоциации для достижения поставленной цели могут быть. частично централизованы некоторые функции; материально-техническое обеспечение; сбыт и внешнеэкономические связи; маркетинг; капитальное строительство и т д.
Механизм ассоциации. Организации, входящие в ассоциацию, координируют свою деятельность лишь в какой-либо одной сфере, которая по условиям ассоциации является предметом сотрудничества и обсуждения. Все участники ассоциации самостоятельно осуществляют планирование своего развития.
|
Иногда проводится согласование планов отдельных участников с партнерами по ассоциации (по установленному перечню показателей) и составляется объединенный план. Его выполнение может являться предметом сотрудничества и контроля в ассоциации.
Хозяйственный совет. Коллективным органом управления в ассоциации является хозяйственный совет. В его состав могут входить директора организаций и прочие специалисты. Периодичность проведения совета - два раза в год. Хозяйственный совет ассоциации вправе избирать правление, которое и образует исполнительную дирекцию.
Функциями хозяйственною совета являются определение и корректировка основных направлений совместной деятельности ассоциации; подготовка и утверждение нормативных документов, регулирующих взаимоотношения внутри ассоциации; согласование планов деятельности участников, утверждение инвестиционной, налоговой и коммерческой политики участников; контроль исполнения программ технического развития организаций, входящих е ассоциацию; организация прямых внутренних и внешних хозяйственных связей между предприятиями.
Финансовый механизм ассоциации. В структуре аппарата управления ассоциации создаются соответствующие подразделения, которые частично субсидируются организациями-участниками. Однако они мигу; действовать на праве хозяйственного расчета по договорам с организациями, в т.ч. и участниками. Основными источниками дохода ассоциации являются не только субсидии, поступающие на его содержание от учреди гелей, но и средства, полученные за выполнение заключенных договоров, в т.ч. со сторонними заказчиками.
Практика существования ассоциаций. Опыт функционирования ассоциация показывает, что в их составе часто образуются централизованные инвестиционные фонды различного назначения. Иногда создаются конкретные целевые фонды для финансирования отдельных целевых программ, принятых участниками ассоциации. В целях оказания финансовой помощи организациям, входящим в ассоциацию, может создаваться централизованный страховой фонд. Такой фонд образуется на добровольных началах в доле, согласованной и принятой на правлении Направления расходования средств фонда устанавливаются в смете, которая принимается правлением ассоциации.
65. ХОЛДИНГ
В теории организации формы объединения организаций являются самостоятельными объектами исследования. Одним из таких объектов является холдинг.
Холдинг — это объединение организаций, основанное на том, что одна компания владеет контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.
Характерные особенности холдинга. Холдинг может держать под контролем значительное число компаний, различающихся по сферам деятельности и отраслевой принадлежности суммарный капитал которых может значительно превышать активы материнской компании. Главным органом управления холдинговой компании выступает общее собрание акционеров, а ее исполнительным органов является правление. Правление холдинга, состоящее из директоров подконтрольных дочерних обществ, направляет политику и осуществляет контроль холдинговой системы в целом на основе пакетов акций, которыми оно владеет. Головная компания вырабатывает стратегию, формулирует цели развития, осуществляет координационные и коммуникационные связи между субъектами холдинговой системы, ведет единое финансовое руководство для оптимального распределения и использования финансовых ресурсов и привлечения капитала, подбор и утверждение высшего управленческого персонала, аудиторскую деятельность, управление всеми видами ресурсов. Вопросы тактики находятся в компетенции ее дочерних обществ, имеющих самостоятельность в принят ии решений.
Преимущества холдинга. Холдинговые компании обладают следующими преимуществами: холдинг является более простым с юридической точки зрения и сравнительно менее дорогостоящим способом обретения контроля над другой фирмой по сравнению со слиянием, поглощением или покупкой активов другой фирмы; при создании холдинга материнская компания учитывает мнение дочернего общества; создание дочерних обществ, контролируемых холдингом, дает возможность компании в целом получить необходимые юридические основания для проникновения на рынки стран, в которых деятельность подобных корпоративных структур ограничена, Холдинги различаются по следующим критериям:
1) по характеру деятельности. На основе данного критерия холдинги подразделяются на чистые и смешанные, или оперативные. Так, чистые холдинги ограничивают свою хозяйственную деятельность только контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам. Смешанные холдинги, кроме того, могут выполнять и разнообразные функции, связанные с различными видами предпринимательства в промышленной, торговой, транспортной и других сферах. Диверсифицированная холдинговая компания — это холдинговая компания, дочерние общества которой не имеют между собой функциональных и технологических связей и относятся к разнообразным отраслям экономики. В данном случае холдинговая компания ведет исключительно финансовое управление деятельностью дочерних обществ, а все остальные вопросы решаются управленческим персоналом каждого дочернего общества в рабочем порядке самостоятельно;
2) по формам собственности. На основании данного критерия холдинги подразделяются на государственные, частные и смешанные государственно-частные структуры. Государственные холдинги выполняют разнообразные задачи, которые ставятся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинг, в соответствии с национальными интересами. Государственные холдинги могут организовываться в различных отраслях путем создания субхолдингов.
66. ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ
Одной из форм объединения организаций является финансово-промышленная группа.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это форма объединения хозяйственных организаций, которая представляет собой диверсифицированную многофункциональную структуру, образующуюся как результат объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций для максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, роста конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения системы технологических и кооперационных связей, повышения экономическою потенциала участников.
Характерные особенности ФПГ. Структура управления ФПГ отличается децентрализацией управления при одновременном повышении удельной эффективности организационных структур отдельных звеньев, входящих в группу, четким конкретным распре делением полномочий и ответственности, надежными механизмами принятия согласованных управленческих решений. Путем включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделений в структуру ФПГ сокращаются сроки внедрения научно-технических разработок в массовое производство. Путем организации единой маркетинговой службы ликвидируются разрывы в снабженческо-сбытовой цепочке, в результате чего ускоряется оборот капитала.
Существуют следующие способы создания финансово-промышленных групп:
1) по инициативе участников. Данный способ является наиболее распространенным и заключается в добровольном объединении капиталов отдельных участников и учреждении акционерного общества представляющего собой вновь созданную организационную структуру со всеми экономико-правовыми полномочиями и соответствующей юридической и хозяйственной ответственностью;
2) добровольное объединение. Состоит в добровольной передаче участниками создаваемой финансово-промышленной группы пакетов своих акций в подчиненное управление одному из участников группы, в основном банку или финансово- кредитному институту;
3) инициированное объединение. Данный способ заключается в приобретении одним из участников группы пакетов акций других предприятий и организаций, в результате чего они становятся участниками финансово-промышленной группы. Такое приобретение пакетов акций редко носит добровольный характер и может быть связано с распространенными в настоящее время процессами слияний и поглощений одних компаний другими.
Преимущества финансово-промышленных групп: происходит укрепление технологической цепочки, начиная от добычи сырья до выпуска конечной продукции, усиливается интегрированность производства; диверсификация деятельности способствует большей устойчивость предприятий группы и повышает конкурентоспособность их продукции; создаются реальные предпосылки и возможности для оптимальной реструктуризации производства; появляются реальные перспективы аккумулирования значительного капитала с целью достижения поставленных производственных и финансовых целей; появляются реальные возможности мобильного управления финансовыми ресурсами в рамках финансово-промышленной группы; происходит целенаправленное перераспределение капитала между различными подразделениями финансово-промышленной группы в соответствии со стратегическим выбором группы; увеличиваются финансовая сила группы, ее финансовая устойчивость и способность с максимальной эффективностью использовать авансированный капитал.
Распространение тенденции к объединению приводит к изменению структуры народного хозяйства. В результате процессов объединения получают развитие те отрасли, которые характеризуются наилучшими экономическими показателями.
67. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ
Заметную роль в мировом хозяйстве играют транс- национальные корпорации (ТНК).
Транснациональная корпорация — вид корпорации, которая переросла национальные рамки и ведет свою деятельность в мировом масштабе при помощи сети филиалов и дочерних предприятий в разных странах.
Характерные особенности ТНК. ТНК является компанией с зарубежными активами. Механизм образования подконтрольных зарубежных предприятии (дочерних обществ и филиалов) основывается на экспорте капитала крупнейшими национальными корпорациями. Транснациональные корпорации функционируют в основном в виде международных трестов и концернов, с помощью которых создается обширная сеть подконтрольных зарубежных предприятий. Такие объединения необходимо отличать от межнациональных корпораций которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Важнейшей характерной особенностью транснациональных корпораций является их преимущественно производственная направленность. ТНК — это компания, ведущая операции в глобальном масштабе при помощи своих филиалов и дочерних предприятий, В состав ТНК входят предприятия, которые являются собственниками средств производства или контролируют производственные мощности, находятся вне пределов страны, где расположена штаб-квартира ТНК. Часто предприятия •-• участники ТНК не являются акционерными или частными, они могут быть также кооперативными или государственными организациями. Основной орган ТнК... правление, которое сохраняет значительный контроль над системами управления дочерних компаний и их маркетинговой политикой. Готовая продукция и технологии сначала разрабатываются для внутреннего рынка, потом распространяются на другие страны со схожими рыночными характеристиками, затем распространяются повсеместно.
История развития ТНК. Первые транснациональные корпорации появились в 1890-х гг. Основой их формировании был вывоз крупнейшими монополиями капитала из государств. В итоге начали создаваться зарубежные производственные филиалы. В 1980-х гг. транснациональные корпорации уже играли существенную роль в системе международных экономических отношений. Большинство транснациональных компаний накопили огромный опыт эффективного организационного развития. ТНК достигают успехов в управлении-зарубежными организациями, сочетая международную интеграцию производства и мобильную гибкость управления. Основу ТНК составляют взаимозависимость ресурсов и функций подразделений организации, набор эффективных интеграционных механизмов их взаимодействия, мощная корпоративная поддержка и хорошо продуманная стратегия управления в глобальном масштабе,
ТНК и государство. Многие страны нуждаются в иностранных инвестициях и поэтому стимулируют их привлечение. Популярными примерами стимулирования выступают налоговые льготы и скидки на ранней стадии деятельности иностранных организаций, поощрение размещения мощностей в менее развитых районах государства, защита имущества от экспроприации, определенные гарантии от дискриминационного применения законов. Одновременно на деятельность некоторых иностранных компаний в отдельной стране местные власти могут наложить запретные санкции.
Такие меры применяются к компаниям, имеющим плохую международную репутацию и не желающим осуществлять значительные финансовые вложения в экономику этой страны.
Объективно от ТНК требуется инвестировать капитал в местные отрасли и (или) принимать участие в совместных проектах с местными партнерами, принимать на руководящие должности местных работников, осуществлять передачу технологий, способствовать развитию локальных рынков.
68. СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Под совместным предприятием понимают международную организацию, создающуюся двумя или несколькими национальными организациями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон в интересах максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Совместное предприятие является разновидностью предприятий с иностранными инвестициями. Действующее российское законодательство определяет совместное предприятие как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов.
Роль совместных предприятий в экономике. В настоящее время совместные предприятия являются эффективным средством привлечения передовых иностранных технологий и современного управленческого опыта. При помощи совместных предприятий облегчается экспорт капитала, реализуются инвестиционные проекты, ведение которых не под силу одной организации. Практика показывает, что продуктовые рынки в новых регионах легче осваиваются с помощью местных партнеров. Кроме того, предприятия с долевым участием иностранных и национальных акционеров в большинстве случаев пользуются налоговыми льготами.
Характерные особенности совместных предприятий. Важной особенностью управления совместным предприятием является равноправие сторон входе принятия решений, контрольных функциях за деятельностью фирмы, стратегическом планировании деятельности. Структура управления совместного предприятия представляет собой одну из традиционных форм управления организациями (функциональную, дивизиональную, матричную, региональную и др.). Организационная структура управления определяется характером деятельности, количеством сторон, принявших участие в создании совместного предприятия, степенью диверсификации производства и предоставляемых услуг.
Характерные признаки совместного предприятия: оно создается с помощью инвестиции двух или большего числа материнских фирм; является юридически самостоятельной единицей, не при надлежащей полностью ни одной из материнских фирм; контроль ведется совместно материнскими фирмами; материнские фирмы юридически не зависят друг от друга; главное правление размещается вне пределов страны, в рамках которой международное совместное предприятие функционирует.
Формы организации международных совместных предприятий: образование международных совместных предприятий; создание дочерней компании в другой стране; приобретение действующей компании и превращение ее в родственную дочернюю фирму; подписание лицензионного контракта с национальной фирмой; соглашение о размещении производства и реализации продукции; соглашение о технологиях; соглашение о научных исследованиях; соглашение по совместной разработке продукции и услуг; соглашение о совместном управлении; соглашение на сдачу объекта «под ключ».
Аргументы в пользу организации совместных предприятий: усиление позиций организации на рынке путем объединения ресурсов компаний (эффект масштаба); сокращение предпринимательского риска путем его распределения; выход на новые рынки; приобретение необходимой информации и технологий; кооперирование и предотвращение конкурентной борьбы, которая влечет за собой более высокие затраты; получение конкурентных преимуществ; приобретение опыта и знаний. Иностранные партнеры при организации совместного предприятия получают возможность экспортировать продукцию на защищенный протекционистскими мерами государства местный рынок, удовлетворяют свои потребности в местных материальных ресурсах и рабочей силе. Одновременно местная материнская организация реализует свои интересы, связанные с получением необходимого дохода в твердой (конвертируемой) валюте и эффективным развитием смежных производств.
69. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ
В теории организации используется множество базовых понятий, на которых строится рассмотрение многих аспектов деятельности организационных систем. Одним из таких понятий является понятие «структура».
Структура — это упорядоченное соотношение между элементами системы. Организация как система может быть представлена в виде совокупности взаимосвязанных подсистем (элементов), которые образуют единое целое. Структуру организации определяют состав, расположение и характер отношений между элементами.
Элементами структуры в организации являются отдельные работники, функциональные подразделения, службы и другие звенья аппарата управления организацией.
Отношения между элементами структуры осуществляются путем установления устойчивых связей, которые принято делить на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальным связям характерны согласования и отражения отношений между равными по положению в иерархии компонентами организации. Их относят к числу одноуровневых.
Главное назначение горизонтальных связей состоит в том, чтобы способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем.
Вертикальные связи представляют собой связи подчинения. Такие связи объединяют иерархические уровни управления и служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации в процессе отношений коммуникации. Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.
Линейные связи — это связи, которые отражают движение управленческих решений и информации между руководителями организации, т.е. лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Функциональные связи — это связи, которые имеют место по линии движения информации между
70. ПАРАМЕТРЫОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Основными параметрами организационных структур являются следующие характеристики.
1. Сложность. Данный параметр характеризует степень дифференциации организационной системы на основе разделения труда как по горизонтали (число функции, отделов, должностей), по вертикали (число уровней иерархии), так и по территории (число местоположений).
Преимущества специализации: способствует совершенствованию трудового процесса, поскольку его исполнитель имеет возможность до мельчайших деталей разобраться в сущности выполняемой задачи; позволяет определить наиболее важные, критические области деятельности в организации; облегчает сам процесс формализации выполняемой работы.
Недостатки специализации: отвлекает общую цель организации от конкретного работника и становится причиной излишнего функционализма; требует большей координации деятельности; сверхспециализация способствует развитию внутриличностной ориентации и тем самым порождает различия в культуре труда;
2. Формализация. Данный параметр организационной структуры характеризует набор средств, которые организация использует для ограничения свободы выбора работников в процессе их деятельности. Формализация поведения — это один из способов стандартизации процесса труда и регламентации деятельности работников организации, ведущий к вертикальной дифференциации труда и предполагающий разделение процесса исполнения и процесса замысла текущей трудовой деятельности путем различных спецификаций.
Существуют три формы формализации:
1) формализация, связанная с содержанием труда. Возможна применительно к конкретному рабочему месту.
Она предполагает определение последовательности связанных этапов работ и их временной продолжительности;
2) формализация, связанная с процессом труда. Она наблюдается в тех организациях, в которых используются наборы методов и процедур в форме инструкций;
3) формализация поведения в организации. Реализуется путем регламентирующих правил и процедур, в которых определяется поведение во всех возможных ситуациях в организации.
3. Централизация. Данный параметр организационной структуры управления служит основанием для деления организационных структур на централизованные; и децентрализованные. Под централизацией понимают концентрацию прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий преимущественно на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализация, напротив, характеризует ситуацию, когда в организации наблюдаются передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а также и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Степень централизации или децентрализации в организации измеряется с помощью таких переменных, как число решений, принимаемых на каждом уровне управления; возможность решения для организаций в целом; степень контроля за исполнением принятого решения. Как правило, абсолютная централизация или децентрализация присутствуют в организации редко.
Преимущества централизации: облегчает вертикальную координацию т..к. решения спускаютсясверху), позволяет использовать более богатый опыт и лучшее понимание целей организации, усиливает руководство, т.к. способствует концентрации власти на верхних уровнях организационной структуры.
Недостатки централизации: централизованное принятие решений занимает больше времени, чем децентрализованное. Децентрализация дает больше стимулов работникам низовых уровней управления и является одним из эффективных способов подготовки кандидатов к выдвижению на руководящие должности.
отдельными составными частями организации и обеспечивают информацией функции координации.
Структура организации охватывает различные процессы (управление, производство и др.). Между участниками данных процессов распределяются соответствующие задачи, функции и ответственность за их выполнение. Согласно данному положению структуру организации можно рассматривать как форму распределения разных видов деятельности между ее компонентами и координации деятельности этих компонентов, имеющей целью достижение целей организации Известно, что одна и та же структура не может в одинаковой мере подходить для всех типов организаций. Однако каждое предприятие (учреждение) имеет структуру, которая приспособлена к достижению ее конкретных целей. Структура организации может фиксироваться в виде организационной схемы, которая иногда называется также органиграммой. Она показывает, как. устроена организация. Графически подобная система может быть представлена путем изображения горизонтальных и вертикальных линий и боксов. Боксы в такой схеме определяют виды деятельности людей. Линии схемы указывают на связи между ними.
Формальная и неформальная структура. Формальная структура представляет собой официальный план выполнения задач, приводящих к достижению целей. Термин «формальный» предполагает, что организационная структура целенаправленно разрабатывается менеджерами для достижения стратегических целей. Неформальная структура представляет собой организационные характеристики и взаимоотношения, которые не являются составными частями формальной структуры, однако влияют на успехи организации в достижении ее целей,
Неформальной структуре не свойственна иерархия власти, поскольку связи в ней являются общественными. Подобная структура не опирается на формальные правила, управление ею строится с помощью общественных норм.