Принцип структурного обеспечения преемственности видов управленческой деятельности диктует необходимость рационального использования результатов одного вида управленческой деятельности другим. Это требование должно учитываться при формировании организационной структуры управления организации.
79. ПРИНЦИПЫРАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
Организационная структура управления представляется собой комплекс отделов и служб организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений.
Для того чтобы организационная структура была адекватной требованиям рынка, необходимо соблюдать принципы (требования).
Принцип неизбежности организационных изменений. В соответствии с данным принципом считается, что структурные изменения в организации являются объективно необходимыми. Они должны быть связаны с главными стратегическими возможностями повышения эффективности системы: созданием новых видов продукции и технологий ее производства; изменением пропорций (долей) выпуска продукции, мощностей и технологий ее производства.
Принцип направленности организационных преобразовании. Учет данного принципа должен показать устранение рассогласования между структурой целей и структурой организации, которое быть либо превентивным, либо оперативным. Как правило, разработка мер организационного сопровождения стратегических планов развития организации уменьшает возможность появления и накопления дисфункций системы. Однако это не устраняет возможности появления проблем, поэтому ставит ситуационные задачи по их выявлению и решений.
|
Принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов. Согласно данному принципу возможность структурных скачкообразных изменений в организации как реакции на возникшую проблему должна быть минимизирована. Это достигается путем повышения качества целеполагания и мерами по организационной поддержке концепции развития предприятия. Применение гибких организационных структур, позволяющих нейтрализовать скачкообразные процессы, уменьшает скорость распространения дисфункций в жестких структурах, Разработка проектов организационного сопровождения стратегических планов хозяйственной организации с учетом возможностей и угроз внешнего окружения делает процесс организационно- структурного развития систематическим.
Принцип комплексности организационных нововведений. Основываясь на данном требовании, следует знать, что реорганизация не может быть локализована в отдельных структурных блоках системы, она охватывает всю организацию и, как правило, носит глубокий качественный и необратимый характер. Вследствие этого внедрение организационных нововведений в организации желательно осуществлять на стадии зрелости организации, чтобы сохранившиеся положительные силы могли быть направлены на решение новых задач управления.
Принцип участия персонала в процессе организационных преобразований. Данный принцип предполагает необходимость открытых и честных дискуссий по ключевым вопросам организационных нововведений уже в ходе их проектной проработки, введение системы стимулирующих факторов, покрывающих возможные потери от их внедрения. Источником сопротивления является субъективный элемент системы. Именно поэтому мотивационный механизм его активизации является актуальной проблемой современного управления.
|
Принципы развития организационных структур управления должны находиться в соответствии с общими принципами организации систем, вытекать из законов организации как системы с упорядоченной внутренней структурой, представляющей особое единство с внешней средой, согласовываться с общими принципами управления предприятиями в части реализации такой функции, как организация. Данные принципы являются методологической и методической базой общей теории организации и организационного проектирования систем управления.
80. СХЕМЫОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИИ
Организация как система представляет собой взаимосвязь элементов, находящихся постоянно во взаимозависимости. Взаимодействие элементов организации может принимать различный характер. В каждом конкретном случае взаимодействие будет приводить к различным по важности, эффективности, значению результатам. В теории организации в качестве предмета изучения может быть рассмотрено взаимодействие таких элементов организации, как люди. Персонал организации играет определяющую роль в ее деятельности, поскольку он вправе как устанавливать, так и достигать целей организации. Требование деления системы управления на управляющую и управляемую делает необходимым рассмотрение взаимосвязи данных подсистем через отношения персонала. При этом в качестве инструмента анализа такого взаимодействия может быть использована категория «организационные отношения».
|
Организационные отношения — это комплекс воздействий, взаимодействий и противодействий, возникающих в процессе создания, реорганизации и прекращения деятельности организационных объектов. Организационные отношения являются разновидностью производственных отношений, в состав которых, ломимо организационных, входят еще экономические, социальные, технологические, правовые и иные отношения.
В качестве основных типов организационных отношений выделяют: формальные и неформальные отношения; легитимные и противоправные отношения; свободные и административные; отношения равенства и неравенства; зависимые и независимые отношения; последовательные и параллельные отношения; устойчивые и неустойчивые; дискретные и непрерывные; жесткие и мягкие; отношения притяжения и отталкивания; центростремительные и центробежные отношения; совместимые и несовместимые; эквивалентные и неравнозначные; детерминированные и стохастические; вертикальные и горизонтальные; диффузные и локализованные; аддитивные и альтернативные; симметричные и асимметричные; централизованные и децентрализованные.
Схемы организационных отношений. Организационные отношения в организации складываются по-разному. В теории организации принято выделять базовые, производные и смешанные схемы организационных отношений.
Линейная схема организационных отношений рекомендована к применению в небольших организациях при условии высокого профессионализма и авторитета руководителя, высокой заинтересованности подчиненных в успешной работе организации. В данной схеме делегируются линейные и функциональные связи.
Кольцевая схема организационных отношений представляет собой схему, замкнутую на руководителя. Такая схема эффективна в небольших организациях или в средних по размеру подразделениях со стабильной продукцией и стабильным рынком. Кольцевая схема организационных отношений характеризуется разделением функциональных обязанностей между профессиональными работниками, а административные обязанности остаются у руководителя.
Схема «колесо». Такая схема отношений эффективна в небольших организациях или подразделениях, для которых требуется постоянная корректировка производства продукции, необходимая в результате неустойчивой номенклатуры выпуска, изменений спроса на производимую продукцию.
Схема «звезда» является разветвленной системой линейных отношений. Она используется при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения строгой конфиденциальности в деятельности каждого отдельного подразделения. Субъекты такой схемы отношений не имеют между собой никаких связей. В отношении каждого объекта руководитель реализует только линейные и функциональные связи.
81. ЛИНЕИНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫУПРАВЛЕНИЯ
Неотъемлемым элементом механизма управления любой организации является структура управления,
Организационная структура управления представляет собой совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления В данной структуре осуществляются разработка и реализация управленческих решений по выполнению бизнес плана, инновационного проекта. Организационная структура направлена на достижение целей организации.
Линейная структура управления — структура управления, в которой необходимое разделение системы управления на составляющие части осуществляется на основе производственного признака с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и других признаков (см. схему 1). Линейная структура встречается редко, в основном на небольших предприятиях, в условиях простой производственной структуры. С помощью четких линий подчинения и сравнительно коротких каналов коммуникаций обеспечивается эффективность функционирований линейной структуры.
Схема 1
Линейная структура управления
Особенностями линейной структуры управления являются оперативное принятие решений, узкий сектор управленческого воздействия, В ней присутствуют единство власти, распорядительства, ответственности за весь комплекс задач.
Недостатками линейной структуры управления являются чрезвычайно широкий диапазон выполняемых функций, переполнение коммуникаций информацией, невозможность концентрации однородных работ в масштабах фирмы.
Функциональная структура управления — структура управления, при которой руководители функциональных подразделений специализируются в определенной сфере управления предприятия и отвечают за реализацию соответствующих функций (см. схему 2). Данная структура применяется на однопродуктовых предприятиях, реализующих сложные и длительные инновационные проекты, средних и узкоспециализированных предприятиях, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях.
Схема 2
Функцион альная структур а управления
Особенностями функциональной структуры
управления являются многообразие управляющего воздействия, высокая требовательность и тщательность в разработке отдельных задач, работ, относительная сложность. В ней присутствуют высокая специализация управления по отдельным функциям, группирование власти, распорядительства. Она ориентирована на достижение текущего эффекта.
Недостатки функциональной структуры управления: узкая специализация в работе, власти, правах, ответственности, малая гибкость стратегии, слабая динамичность структуры, слабая ответственность за комплексные решения.
Критерии оценки функциональной структуры управления — высокая стабильность структуры и специализации. В чистом виде организованная функционально структура управления незначительно рациональна, т.к. ее очень трудно подчинить единству цели организации.
82. ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯИ ЛИНЕИНО-ШТАБНАЯ СТРУКТУРЫ
Механизм управления организации приводится в действие с помощью разработанной структуры управления.
Организационная структура управления представляется собой комплекс отделов и служб организации, занимающихся построенном и координацией функционирования системы управлении, разработкой и реализацией управленческих решений.
Линейно-функциональная структура управления) — это структура управления, в которой сочетаются как линейные, так и функциональные принципы организации взаимосвязи между производственными и управленческими элементами системы. Интересно, что линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные звенья — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Линейно- функциональная структура управления основана на шахтном принципе, в соответствии с которым на каждую из функции — линейную или штабную — формируется иерархия служб («шахта»), нанизывающая сверху донизу всю организацию. Линейно-функциональная структура часто называется традиционной, или классической. Это объясняется тем, что она чаще всего применяется для построения любых организаций среднего размера.
Особенностями линейно-функциональной структуры управления являются устойчивая работа структуры, удовлетворительная работа в условиях устойчивого производства, ориентирование на ценовую конкуренцию.
Недостатками линейно-функциональной структуры управления являются различие цели у структурных единиц, слабая увязка и ответственность за решение комплекса задач и достижение цели фирмы.
Практика применения линейно-функциональной структуры свидетельствует о том, что она наиболее эффективны в условиях использования аппаратом управления определенного формализованного алгоритма при решении типичных задач и функций. Она совсем непригодна для условии, в которых постоянно меняются внутренние и внешние параметры деятельности организации. В этих условиях ее использование приводит к нерациональному распределению информационных потоков, превышению норм управляемости, особенно у руководителей высшего звена.
Штабная структура управления — структура управления, в составе которой на уровне высших руководителей образованы специальные службы (штабы), осуществляющие разработку управленческих решений в сфере компетенции соответствующего руководителя (см. схему 3).
Схема 3
Штабная структура управления
Преимущества: в значительной мере освобождает высшее звено руководителей от вспомогательных, второстепенных функций в процессе управления; достигается высокое качество принимаемых решений.
Недостатки: основной недостаток этой схемы, в том, что в большинство решений независимо от их важности должен принимать один человек — высший руководитель. В рамках данной структуры, как правило, решение принимается медленно, поскольку обсуждение проблем происходит по всей иерархической цепочке снизу вверх внутри каждого функционального подразделения. Практика показывает, что качество решений на высшем уровне определяется уже не столько компетентностью самих руководителей и специалистов (она может быть высокой), сколько качеством поступающей к ним информации. Данная структура способствует развитию ведомственности внутри организации.
83. ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРАУПРАВЛЕНИЯ
Одной из разновидностей организационной структуры управления является дивизиональная структура.
Организационная структура управления представляется собой комплекс отделов и служб организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений.
История развития дивизиональных структур. Дивизиональные структуры стали появляться в 1950-е гг. в результате диверсификации производства. Тенденция отказа от использования линейно-функциональной структуры управления в пользу дивизионально организованной по отделениям развивается в ходе увеличения размеров организаций, усложнения технологических процессов в условиях постоянно меняющейся внешней среда. На сегодняшний день диверсифицированные организации стали одним из основных типов организаций промышленного характера.
Дивизиональная структура управления — это структура управления, которая создается путем выделения самостоятельных производственных отделений, ведущих полный цикл производственно-хозяйственной и управленческой деятельности (см. схему 4). Такая структура управления используется для построения крупных организаций.
При этом «шахты», соответствующие функциональным подразделениям, перемещаются на уровень отдельных блоков, которые получают, кроме линейной, еще и автономную функциональную структуру (кадры, финансы, планирование, материально-техническое обеспечение и т.д.).
Это позволяет полностью или частично взять им на себя ответственность за результаты своей деятельности. Следовательно, управленческие ресурсы верхнего эшелона освобождаются для решения системы стратегических задач организации,
Одновременно руководство высшего звена держит в своем непосредственном подчинении все функциональные службы, которые выполняют штабные функции в интересах всей организации в целом.
Схема 4
Дивизиональн ая структура управления
Преимущества дивизиональных структур: возможность высшего руководства концентрировать внимание на стратегических задачах путем передачи полномочий по оперативной деятельности на уровень отделений; концентрация усилий на конечном результате, уменьшение количества централизованных служб, что благоприятствует улучшению функционального обслуживания в целом; интеграция персонала автономного отделения в связи с его ориентацией на конечный результат.
Недостатки дивизиональных структур. Предоставление сравнительно широких полномочий «дивизионам» и их руководителям обострило проблему — сочетание самостоятельности «дивизионов» и их ответственности за общие для всей организации конечные результаты. Такой подход к построению организационной структуры порождает дублирование многих управленческих функций.
На основе дивизиональных структур управления часто создаются стратегические единицы бизнеса (стратегические хозяйственные центры), представляющие собой организационные единицы компании, отвечающие за реализацию стратегических направлений ее деятельности. Технология стратегического управления строится на основе матрицы, в которой бизнес-единицы распределяются по специальным характеристикам.
84. МАТРИЧНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
В современной практике хозяйствования получила широкое распространение матричная структура управления.
Организационная структура управления представляется собой комплекс отделов и служб организации, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений.
Матричная структура управления является одной из разновидностей проектной структуры.
Проектная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи. В рамках проектной структуры в одну команду объединяются квалифицированные работники разных профессий, специалисты, исследователи для ведения проекта с заданным уровнем качества и в границах выделенных для этого проекта материальных, финансовых и трудовых ресурсов. По итогам завершения проекта и решения всех задач работники команды возвращаются в состав своих подразделений к постоянной работе либо переходят к работе по выполнению другого проекта. Начальнику проекта подчинены все члены команды и все ресурсы, предоставляемые для данной цели.
Матричная структура управления — это структура управления, объединяющая вертикальные, линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. В рамках матричной структуры управления персонал функциональных подразделений, находясь в их составе и подчинении, должен также выполнять указания руководителей отдельных проектов или специальных штабов, советов и т.п.
Матричная структура управления развивает коллективное расходование ресурсов. Это имеет существенное значение в том случае, когда выпуск продукции связан с необходимостью использования редких или дорогостоящих видов ресурсов. При таком подходе достигается определенная гибкость, которая отсутствует в функциональных структурах, т.к. в них все сотрудники постоянно задействованы в выполнении определенных функций. В связи с тем что в матричной организации персонал проекта набирается из различных функциональных отделов, трудовые ресурсы можно гибко перераспределять на основе изменения потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большие возможности для эффективной координации работ.
В рамках матричной организации руководители проектов отвечают в целом за координацию всех видов деятельности и использование ресурсов, относящихся к данному проекту.
Для этих целей все материальные и финансовые ресурсы данного проекта передаются в их распоряжение.
В функции руководителей проектов входят также ведение, планирование проекта и контроль хода его выполнения по всем количественным, качественным и временным показателям. Руководители функциональных подразделений организации делегируют главному руководителю проекта часть своих обязанностей. Они также решают, как и где должна выполняться та или иная работа.
Особенностями матричной структуры управления являются высокая гибкость управления по решению конкретной задачи, проекта, процесса, высокий уровень грамотности принимаемых решений, высокая оперативность исполнения, кратковременная структура.
Недостатками матричной структуры управления являются временный характер структуры управления, наличие риска при решении задач, слабое резервирование функций, создание отношений двойного подчинения исполнителей, опасность появления противоречивых ситуаций.
Матричные структуры управления способствуют поиску резервов управления организации и их реализации. Реорганизация данного подхода к организации управления позволяет совершенствовать корпоративную культуру организации.
85. БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Построение организации может быть осуществлено различными способами. В теории организации известно множество вариантов организации управления. Практика их использования показала, что все они имеют свои преимущества и недостатки, характерные особенности, которые обусловили их распространение в определенных сферах и отраслях экономики.
Одной из известных форм организации управления является бюрократическая система. Ее подробно изучил Макс Вебер. Он положил начало систематическому изучению бюрократии. М. Вебер, обратив внимание на упорядоченность и потенциальную эффективность бюрократических систем, отмечал, что она с позиции точности, постоянства, строгости и надежности работы превосходит все остальные формы административной организации, Однако в современных условиях роль и действенность бюрократической организации постоянно снижаются, поскольку рынок выдвигает новые требования к организации управления.
Основные характеристики бюрократических систем.
1. Иерархическая командная цепочка. По содержанию бюрократическая организация представляет собой структуру пирамиды с высшим руководителем в самой верхней точке, который распределяет весь объем работы организации и делегирует ответственность по каждой задаче своим заместителям. Заместители, в свою очередь, делегируют часть ответственности на более низкие уровни управленческой структуры по цепочке команд. В итоге ответственность доходит до каждого работника. Так в целом усиливается интеллектуальный потенциал организации. Кроме того, деятельность может расширяться в том случае, когда среднему звену управления предоставлены ограниченные, но вполне достаточные полномочия для принятия необходимых решений и регулирования процесса производства.
2. Специализация должностных обязанностей. Специализация труда позволила бюрократии существенно повысить эффективность управленческого труда. В сущности, организационная структура бюрократии создана на основе деления всего комплекса задач на серии четко определенных должностных обязанностей или функций. Для каждой функции закрепляется ответственность за выполнение определенной задачи и предоставляется требуемый инструментарий управления.
3. Единые нормы и правила. Механизм управления бюрократической системы строится на основе единых зафиксированных норм и правил, устанавливаемых руководством организации независимо от специфики ее деятельности. Бюрократическая система характеризуется высоким уровнем стандартизации, определяющим каждый вид работы.
4. Профессиональная карьера. Отличительной чертой данной системы является то, что она создает условия для профессионального роста работников, продвижения на более высокие уровни иерархии управления. Механизм повышения реализуется путем улучшения навыков в какой-то области деятельности и способностей выполнять необходимый объем работ.
5. Безличностные отношения. При бюрократической системе присутствуют взаимоотношения между ролями, а не человека с человеком, полностью исключается субъективизм. Неважно, какими способностями обладает работник, он должен выполнять то, что указано в должностной инструкции. Такое положение способствует развитию автоматизма.
6. Координация осуществляется сверху вниз. В рамках бюрократической системы работникам не свойственно координирование работ на своем уровне. Управленец распределяет весь объем работ между несколькими исполнителями так, чтобы в итоге получить тот результат, за который он отвечает. Связь поддерживается только с руководителем вышестоящего уровня. Работники такой системы руководствуются в своей работе должностными инструкциями.
86. СУЩНОСТЬ И ЧЕРТЫПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
Организационная система может быть рассмотрена в производственно-хозяйственном аспекте. В таком-случае она будет являться самостоятельным объектом исследования.
Производственно-хозяйственная система представляет собой образование, в котором целенаправленно и планомерно осуществляется комбинирование элементов производственно-технической и социальной природы с целью изготовления {производства) и реализации продуктов, изделий, услуг.
Существуют некоторые разновидности производственно-хозяйственных систем. Производственные: инновационные, научно-технические, производство товаров, оказание услуг, производство потребительских товаров, информационные; торгово-сбытовые: торговые, торгово-закупочные, торгово-посреднические, товарные биржи; финансовые: банки, страхование, аудит, лизинг, фондовые биржи; консультативные организации: общее управление, администрирование, финансовое управление, маркетинг, информационные технологии.
В качестве основных элементов производственно-хозяйственных систем выступают:
1. элементы материально-технической природы: средства труда, предметы труда, технологические правила, которые регламентируют процессы производства, распределения продукции, организационно-технологическая информация;
2.элементы социальной природы: люди, их квалификация, социальные совокупности (группы, отделы, коллективы); нормы, правила и «технологии» отношений между членами рабочего коллектива.
Система отношений в рамках производственно-технической системы: однозначно установленные отношения, которые определяются объективными законами изготовления и реализации продукции, экономическими и правовыми нормами и отношениями; однозначно не устанавливаемые отношения — отношения, которые представляют собой специализацию, кооперацию, сотрудничество, согласованность, упорядоченность, складывающиеся под воздействием объективных законов и принципов организации и субъективной деятельности людей.
Выделяют следующие основные признаки производственно-хозяйственных систем: существование одной или нескольких целей; упорядоченность элементов (расположены в определенном порядке и находятся в особых отношениях): наличие определенных предпочтений (приоритетов, критериев, оценок), позволяющих обеспечить оптимальное (предпочтительное) сочетание и упорядочение элементов производственно-хозяйственной системы; динамический характер.
Основными чертами производственно-хозяйственных систем являются: большое количество элементов и связей между ними, невозможность точного предсказывания конечных результатов деятельности как из-за случайной природы входных воздействий, так и из-за внутреннего ее поведения; активное взаимодействие с внешней средой; единство ресурсов, производственного процесса и продукции; объединение социальной организации (людей) и технической системы, предназначенной для выполнения производственных заданий. Производственно-технические системы объединяют в своем составе объект управления и орган управление, выделяемые у самостоятельную подсистему для обеспечения высокой степени адаптивности и самоорганизации. Важными чертами производственно-хозяйственных систем также являются: способность приспосабливаться к различным изменениям внешней среды; определенная самостоятельность в выборе функционирования и путей развития, использование частных целей отдельных подсистем, конкурирующих между собой в распределении ресурсов; наличие различающихся интересов у менеджеров различных уровней управления или у различных групп персонала, что в результате влияет на эффективность функционирования системы; система разнообразных целей, изменяющихся во времени.