Основу административно-правовых методов составляют: система законодательных актов страны и региона — федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны; система нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению; система планов, программ, заданий, т.к. их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива.
В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:
1) распоряжений. Руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;
2) популяризации. Это способ реализации власти, при котором акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;
3) делегирования полномочий. Работнику передается право самостоятельного решения определенных задач, и возлагается функциональная ответственность. За руководителем сохраняется ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;
4) участия в управлении. Руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все возможные и необходимые полномочия и возложив на них соответствующую ответственность. Этот метод целесообразно использовать там, где люди могут и желают работать самостоятельно.
Условия, необходимые для эффективного осуществления административно-правовых методов управления: сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне иерархии управления, в результате чего возникают основа тождественности объекта и субъекта на всех уровнях управления, сбалансированность прав и ответственности между всеми уровнями управления. В свою очередь, каждый из промежуточных уровней управления обязан выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего перекосов и помех в системе управления.
|
Рычаги административно-правовых методов управления:
1) нормирование — деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;
2) регламентирование — деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;
3)инструктирование — деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при выполнении конкретной работы в рамках системы.
Формы административно-правовых методов управления: к
раткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения (данная форма призвана обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления),
длительное распорядительное воздействие посредством административных актов длительного действия (направлено на совершенствование организационных систем).
40. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ
Основу инструментария управления составляет комплекс методов управления.
|
Метод управления — способ достижения поставленной объектом управления цели. Метод управления основан на использовании мотивов принятия управленческих решений.
Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы. Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный социальный климат между его участниками, между руководителями и коллективом. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Необходимо учитывать следующий момент: имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.
Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности: человек объективно стремится достичь каких-либо результатов с минимальными затратами для себя. Каждый человек стремится действовать так, чтобы в результате ему лично последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание; каждый человек делает только то, что указывает структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.
Социологические методы управления включают методы управления социально-массовыми процессами; методы управления группами (авторитарные, авторитарно-демократические, демократические); методы управления групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование); методы социального нормирования; методы социального регулирования; методы ролевых изменений; методы социальной профилактики.
|
Психологические методы управления включают методы профессионального отбора персонала (интервью, беседы, тесты), методы гуманизации труда (борьбу с монотонностью труда, функциональное использование музыки), методы формирования эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культуру общения, внешний вид).
Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры. Использование методов происходит в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.
Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.
Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.
Социально-психологические методы направлены на решение таких задач, как: повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий; формирование благоприятного социально- психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера; эффективное использование различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения; воздействие на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.
41. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
В хозяйственной организации в рамках системы управления одним из важнейших механизмов является принятие управленческого решения.
Управленческое решение представляет собой результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой механизма управления. Само решение является итогом, как правило, творческого процесса в деятельности руководителей любого уровня.
Разработка управленческого решения включает:
1) разработку целей. Необходимость формулирования цели связана с объективными закономерностями функционирования организаций. Цели могут ставиться в количественных и качественных показателях. Залогом эффективного целеполагания являются применение научных методов принятия решений, зрелость суждений и дальновидность, а также аналитическое и математическое мастерство. Эффективности целеполагания в организации способствует применение механизма стратегического управления. Данный механизм позволяет не просто сформулировать главную цель организации, но и составить комплекс целей функционирования и развития всех его сфер деятельности. В рамках стратегического управления осуществляются стратегическое планирование, организация выполнения стратегий и стратегический контроль. Применение стратегического управления позволяет создать организацию, которая может эффективно функционировать б условиях быстроизменяющейся внутренней и внешней среды;
выработку альтернатив. При принятии управленческих решении следует учитывать как можно больше вариантов. Часто некоторые управленцы, принимающие решения, недооценивают альтернативы. В данном случае возможный эффективный результат ограничивается количеством альтернатив. Если состав выявленных альтернатив недостаточен, то принять правильное решение трудно, поскольку, возможно, не все аспекты изучаемой проблемы охвачены анализом. Важно, чтобы выявленные альтернативы были четко сформулированы. В этом случае можно будет утверждать, что решаемая проблема действительно имеет материальный аспект, действительно осязаема. Время и количество альтернатив, как правило, взаимосвязаны. Чем больше времени имеет лицо, принимающее решение, тем большее количество альтернатив оно выявит, и наоборот;
1) анализ факторов, рассматриваемых при принятии управленческих решений. Под факторами в данном контексте понимают время, денежные средства и производственные возможности. Под производственными возможностями имеются в виду разнообразные вещи, такие как наличие материалов, деталей, техническое и научное мастерство, организационные возможности и т.д. Такие факторы необходимо анализировать с помощью специального инструментария, в противном случае недостаточная проработка может привести к негативным результатам управления. В составе анализируемых факторов могут быть технические факторы, человеческие факторы и т.д.;
2) разработку рационального порядка принятия управленческих решений. При принятии управленческого решения необходимо рассмотреть большое число факторов и исключить многие альтернативы. До этого момента управленческое решение можно принимать лишь субъективно либо путем угадывания. Необходимо обладать информацией об обстоятельствах, в которых происходит принятие решений. В хозяйственных организациях спектр принимаемых управленческих решений достаточно широк. Поэтому в целях высокой эффективности решений рационально регламентировать алгоритмы их принятия. Внутренние регламенты позволяют скоординировать работу отдельных служб и подразделений в процессе принятия управленческого решения. Основными параметрами данных регламентов являются время, место, обязанности, права, участники, методики и т.д,
42. ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Управление как процесс рассматривается как совокупность нескольких процедур, постоянно осуществляющихся в организации. Одной из функций управления является принятие управленческих решении. Управленческое решение имеет в своей основе определенную технологию — совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей деятельности. Процесс принятия управленческого решения представляет собой совокупность нескольких этапов, связанных между собой.
Однако в реальной хозяйственной практике границы между этапами стираются.
Этапы процесса принятия управленческого решения:
1. выявление и анализ проблемной ситуации.
На данном этапе осуществляется анализ исходной информации о состоянии объекта исследования и внешней среды. Здесь же определяются место и роль анализируемых объектов исследования в системе смежных объектов и объектов высшего порядка. В ходе данного этапа выявляются, структурируются и ранжируются проблемы;
2. формирование целей. Цели в ходе этого этапа должны формулироваться для базовых, кардинальных проблем. К целям предъявляются требования конкретной формулировки и количественной характеристики. На этой основе можно будет судить о степени их достижения;
3. выявление полного перечня альтернатив. Альтернативы в ходе принятия решения должны быть составлены как можно в большем объеме. В реальной практике обычно рассматривается несколько вариантов решения, причиной такого положения является стремление к снижению трудоемкости анализа. Чем больше число рассматриваемых вариантов, тем больше вероятность нахождения оптимального решения;
4. выбор допустимых альтернатив. На данном этапе все выявленные альтернативы анализируются с позиций выдвинутых ограничений. В результате остаются альтернативы, удовлетворяющие ограничениям;
5. предварительный выбор лучшей альтернативы. В ходе данного этапа осуществляется детальный анализ допустимых альтернатив с позиции достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив;
6. оценка альтернатив. На основании информации, полученной на предыдущем этапе, делается выбор наилучшего способа достижения целей. В результате выносятся суждения со стороны лица, принимающего решение, о предпочтительности выявленных вариантов достижения поставленных целей;
7. экспериментальная проверка альтернатив. Если лицо, принимающее решение, сталкивается с проблемами выбора наилучшей альтернативы, проводится экспериментальная проверка наиболее предпочтительных альтернатив. Результаты такой проверки повышают вероятность выбора правильного решения;
8. выбор единственного решения. На основании всей собранной информации принимается окончательное решение о наиболее оптимальном варианте. В ходе данного этапа учитываются результаты анализа, оценки и экспериментальной проверки;
9. определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения. Наилучший вариант, принятый к реализации, делится на составные компоненты, имеющие конкретную временную и адресную привязку. В результате определяется, кто, что, как, в какой последовательности делает;
10. обеспечение работ по выполнению решения. В ходе данного этапа задания доводятся до исполнителен, исполнители обеспечиваются всеми всем необходимым, осуществляются выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, разъясняются цели решения, определяются методы стимулирования эффективного выполнения решения;
11. выполнение решения. В ходе данного этапа проводятся оперативный контроль за реализацией решения, устранение возникающих отклонений от реализации решения.
43. МЕТОДЫДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМ
Принятие управленческих решений является сложным процессом. Эффективность данного процесса во многом зависит от используемых методов. Составной частью методов принятия управленческих решений являются методы диагностики проблем. Различают методы диагностики проблем, методы выявления альтернатив, методы выбора альтернатив, методы реализации решения.
Метод — это способ достижения поставленной цели, определенное решение конкретной задачи, некоторая совокупность приемов или операций практического и теоретического познания окружающей действительности.
Методы диагностики проблем занимают важное место в принятии управленческих решений, поскольку этап диагностики позволяет определить цели и задачи, которых необходимо достичь путем принятия соответствующего управленческого решения. При помощи данных методов осуществляют сбор, хранение, обработку и анализ информации, фиксацию необходимых событий. Данная группа методов включает в себя следующие методы:
1. методы сравнения и факторного анализа. Данные методы основаны на сопоставлении фактических и нормативных показателей. Они позволяют выявить отклонения и установить их причины (методы элиминирования);
2. методы моделирования. Использование данных методов строится на моделях различных классов. Часто используются экономико-математические модели, модели, основанные на теории массового обслуживания, теории запасов и экономического анализа.
Экономико-математическое моделирование строится на использовании одно- и многофакторных моделей.
Теория массового обслуживания (теория очередей) используется для принятия решений по проблемам ожидания. С ее помощью устанавливается определенное равновесие между размерами упущенной выгоды (доходов) и величиной дополнительных затрат в сервисных организациях (банках, магазинах, железнодорожных и авиационных кассах, поликлиниках, автозаправочных станциях, ремонтных фирмах, парикмахерских, телефонных станциях и др.).
Теория запасов позволяет установить равновесие между затратами на создание запасов и расходами, связанными с возможными потерями в случае нарушения ритмичности производственного процесса. На основе данной теории определяется экономически выгодный размер запаса. Положения данной теории также используются в финансовом менеджменте при принятии решении, связанных с риском.
В основе экономического анализа лежит использование таких понятий, как постоянные и переменные издержки, выручка от реализации, цена за единицу продукции, объем продаж, точка безубыточности, запас финансовой прочности, сила воздействия операционного (производственного) рычага и др.;
3. методы прогнозирования. Они позволяют предвидеть изменения и последствия воздействия внешней и внутренней среды на анализируемый объект. Все методы прогнозирования классифицируются по многим признакам. Наиболее широкое распространение имеет деление методов прогнозирования на качественные и количественные:
а) к качественным методам прогнозирования принято относить методы предвидения спроса, предвидения изменения мнения потребителей, использование мнения опытных менеджеров, рыночные тесты. При помощи данных методов определяют, как изменятся объем и структура продаж при изменении цены товара, местонахождения и уровня доходов клиентов, других факторов;
б) к количественным методам прогнозирования относятся метод анализа временных рядов (АВР) и корреляционно-регрессионного анализа (КРА). Первый метод дает возможность сделать выводы о существующем изменении показателей во времени. При осуществлении прогнозных расчетов используется метод наименьших квадратов (МНК).
44. МЕТОДЫВЫЯВЛЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ
К методам выявления альтернативных управленческих решений относят следующие методы.
Метод мозговой атаки. Данный метод разработал А.Ф. Осборн в 1938 г. Его суть состоит в том, что все участники группы на основе заранее полученной информации о поставленной проблеме предлагают свои варианты ее решения. При этом предлагаемые решения не обязательно должны быть рациональными, обдуманными, логически выстроенными. Эффективность данного метода тем выше, чем большее количество предложений будет услышано. Сделанные предложения первоначально не анализируются, поскольку первоначальная критика может снизить креативность метода. После сбора всех предложений в централизованной форме проводится их анализ. По итогам обсуждения составляется список, в котором предложения группируются по выявленным в ходе обсуждения критериям-ограничениям.
Метод мозговой атаки представляет собой дискуссию, проводящуюся в основном в группах из 5-10 участников. Данный метод можно принять и в одиночестве. Но эффективным он будет только тогда, когда между участниками команды существует существенная разница в профессии, статусе, опыте, пристрастиях и т.д. Наличие глубокой подготовки при данном методе не обязательно. В то же время качество предлагаемых идей и потраченное время впоследствии покажут, насколько отдельные участники или целевые группы разбираются в основных правилах. Специальных ограничений по продолжительности использования метода не существует. Обычно продолжительность процесса составляет 20-30 мин.
Метод номинальной групповой техники. В отличие от предыдущего метода, данный метод построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций. Это означает, что все участники группы, собравшиеся для принятия решения, сначала предоставляют в письменном виде свои предложения индивидуально и независимо от других участников. После этого все участники группы по очереди излагают суть своего варианта решения проблемы. Все решения выслушиваются и рассматриваются членами группы, но без обсуждения и критики.
Затем каждый участник в письменном виде делает ранговые оценки рассмотренных вариантов.
То решение, которое получает наивысшую оценку, и принимается за основу.
Достоинством данного метода можно назвать то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она в то же время не ограничивает индивидуальности каждого, каждый участник может обосновать свой вариант решения.
Метод Дельфи. Особенностью метода является то, что в выявлении альтернативных вариантов решения также участвуют несколько участников, но им запрещается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы.
Так обеспечивается независимость предложений. Недостатком является то, что затраты времени на разработку решений существенно возрастают,
Этот метод также может использоваться тогда, когда сбор группы невозможен.
Последовательность осуществления метода: участники группы озвучивают детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме; все участники дают ответы на вопросы независимо и анонимно.
Ответы собираются и на их основании составляется интегральный документ, который содержит все предлагаемые варианты решений.
Каждый участник группы получает копию этого документа, После ознакомления с предложениями других участников он может изменить свое мнение по поводу возможных вариантов решения. Предыдущие два этапа могут повторяться столько раз, сколько необходимо для того, чтобы найти согласованное решение.
45. МЕТОДЫВЫБОРА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ
Принятие управленческих решений является сложным процессом.
Эффективность данного процесса во многом зависит от используемых методов, которые различны по своему содержанию.
Методы выбора альтернативных управленческих решений классифицируются в зависимости от среды принимаемых решении. Различают методы выбора альтернатив в условиях определенности, риска и неопределенности.
Среда принятия управленческого решения. Она представляет собой условия окружающие лицо, принимающее решение (ЛПР), в которых существует и функционирует объект управления. Для принятия эффективных управленческих решений нужно знать эти условия.
Состояние знаний о сущности явлений может быть идентифицировано как состояние определенности, риска и неопределенности.
Условия определенности — это такие условия принятия решений, когда ЛПР имеет возможность заранее рассчитать результат(исход)каждой альтернативы, предлагаемой для выбора. В данном случае ЛПР располагает подробной информацией, необходимой для принятия решения.
Условия риска — такое состояние среды, когда ЛПР известны вероятности возможных последствий реализации каждого альтернативного решения.
В данных условиях ЛПР должно сделать выбор альтернативы, не обладая точным представлением о факторах внешней среды и их влиянии на результат.
Условия неопределенности — это такое состояние окружающей среды, при котором каждая рассматриваемая альтернатива может иметь несколько возможных результатов, а вероятность возникновения таких исходов неизвестна.
Методы, используемые в условиях неопределенности, получили широкое распространение, поскольку их актуальность объясняется объективностью. Данные методы основаны на известных критериях выбора, которые обеспечивают принятие наиболее оптимального решения:
1. максиминный критерий Вальда. На основе данного критерия считается, что, если нужна гарантия для того, чтобы выигрыш в любых условиях оказывался больше, чем наибольший из возможных
в худших условиях (т.е. линия поведения «рассчитывай на худшее»), оптимальным будет решение, для которого выигрыш будет максимальным из всех минимальных при различных условиях;
2. минимаксный критерий Сэвиджа. Этот критерий показывает, что если приходится в любых условиях избегать большого риска, то оптимальным будет решение, для которого риск, максимальный при различных вариантах условий, окажется минимальным;
3. критерий пессимизма — оптимизма Гурвица.
Данный критерий предполагает, что в том случае, если приходится выбирать между линиями поведения «рассчитывай на худшее» и «рассчитывай на лучшее», то оптимальным решением будет такое, для которого показатель будет максимальным. Использование данного критерия рекомендуется при выборе решения в условиях неопределенности;
4. критерий Лапласа или Байеса. В соответствии с данным критерием вероятность состояния среды неизвестна, поэтому варианты внешних условий должны приниматься как равные. Руководствуясь данным критерием, выбирают стратегию, стоимость которой определяется наиболее точно при условии существования равных вероятностей событий. Данный критерий дает возможность условие неопределенности свести к условиям риска. Еще его называют критерием рациональности. Он широко используется при принятии стратегических долгосрочных решений, как и все описанные выше критерии.
46. МЕТОДЫРЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИИ
Принятие управленческих решений является сложным процессом. Эффективность данного процесса зависит во многом от используемых методов, которые различны по своему содержанию.
Методы реализации управленческих решений подразделяются навиды.
1. Методы планирования. Данную группу составляют такие методы, как сетевое моделирование и разделение обязанностей. Инструментами первого выступают сетевые матрицы, в которых сетевой график совмещен с календарно-масштабной сеткой времени. Планирование распределения обязанностей, прав и ответственности реализации решения оформляется в форме матрицы распределения ответственности, которая представляет собой таблицу, в шапке которой представлен перечень задач и действий по реализации управленческого решения, а по вертикали представляются наименования должностных лиц и названия структурных подразделений, ответственных за выполнение соответствующих решений.
Сетевая матрица — это таблица, в шапке которой дается перечень должностных лиц структурных подразделений, выполняющих определенную работу, а по вертикали указываются этапы и операции процесса реализации решения, протекающего во времени. Основными структурными элементами сетевой матрицы выступают работа, событие, путь и перечень должностных лиц.
2. Методы организации. Данную группу составляют методы составления информационной таблицы реализации решений (ИТРР) и методы воздействия и мотивации. Известно, что управленческие решения базируются на информации. Ее носителями являются документы. Поэтому формализация процесса реализации управленческих решений делает необходимым четкое определение результата каждой выполняемой операции в виде соответствующих документов и их потребителей. В информационной таблице по реализации решений описывается взаимодействие задач в процессе их принятия, достигается четкое разделение должностных обязанностей и ответственности, определяются виды и формы документов, временные характеристики.
На основе данного метода проводятся координация и регулирование выполнения решения.
3. Методы контроля за выполнением решений. Данные методы делятся на контроль по промежуточным и конечным результатам и контроль по срокам исполнения.
Назначение контроля состоит в создании необходимой системы гарантий реализации управленческих решений, системы обеспечения максимально возможного их качества.
Сущность контроля состоит в выявлении отклонений при осуществлении плана, требующих принятия дополнительных решений.
Контроль может осуществляться путем организации мониторинга за процессом реализации управленческих решений.
Необходимость осуществления контроля предполагает создание механизма, который должен обнаруживать изменения во внешней и внутренней средах функционирования контролируемых организаций, места возникновения проблем, меру необходимости принятия дополнительных решений для достижения целей системы. При проведении контроля по результатам (выходам системы) осуществляют их оценку и сравнение с целевыми (плановыми), анализ факторов, способствовавших или препятствовавших их получению.
Организация контроля по срокам проводится следующим образом: фактические сроки выполнения сравниваются с запланированными, и выявляется отклонение. Если эти работы находятся в критическом состоянии, то лицу, принимающему решения, необходимо принять дополнительное решение, вследствие которого может измениться окончательный срок реализации решения.
47. ЭТАПЫПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие «организация» можно рассматривать с точки зрения процессного подхода. Тогда данное понятие приобретает характеристики, присущие процессу, а именно: организация должна рассматриваться как совокупность последовательных, связанных между собой этапов.